Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал на тему
Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_ikt.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Зеленогорский многопрофильный техникум
Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
Выполнил преподаватель
Зеленогорского многопрофильного
техникума
А.Н Мацкевич
ЗЕЛЕНОГОРСК 2013
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Возможности применения
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
на уроках истории и обществознания ……………………………….……... 5
- Роль учителя и учащегося в процессе
применения ИКТ-технологий на уроках истории
и обществознания……………………………………………………………….5
- Применение средств мультимедиа
на уроках истории и обществознания………………………………………..9
Заключение ………………………………………………………….....…... …18
Список литературы ………………………………………………………..… 19
Введение
Сегодня российское образование является динамичной и быстроразвивающейся системой. Множество новшеств вошло в повседневный обиход педагога в настоящее время. Одно из них – ИКТ-технологии.
Приоритетной задачей в модернизации российской школы в контексте национального проекта «Образование» представляется информатизация процесса обучения. С одной стороны, это требует повышения квалификации педагогов, с другой стороны, развитие у школьников навыков и умений в информационной сфере.
Педагоги должны транслировать свои знания на учащихся, тем самым, приобщая их к ИКТ-технологиям.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, прежде всего, задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для решения вышеперечисленных задач информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.
Глава 1. Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
1.1. Роль учителя и учащегося в процессе применения ИКТ-технологий на уроках истории и обществознания
Информационные технологии ставят учащегося в позицию исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, школьники, совместно с педагогом учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно предлагают возможные решения проблемы.
Опыт работы показывает, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном оттоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют учителю и ученику использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
На мой взгляд, наиболее сложным в процессе формирования функциональной грамотности на уроках истории является выбор источников информации, адекватных целям учебно-познавательной деятельности, и, выбор средств решения познавательных задач.
Если средства решения адекватны выбранным источникам информации, то тогда возникает педагогика сотрудничества. Учащийся из объекта учебной деятельности превращается в партнера по творчеству, который пользуется помощью других, но и сам оказывает содействие и поддержку.
Использование на уроках информационных и ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.
1.Формируется адекватная мотивационная среда по изучению истории и обществознания в учебном заведении.
2.Происходит адаптация учащихся к современным реалиям жизни в условиях формирующегося информационного общества и глобализации.
3.Обеспечивается развитие творческих и самостоятельных способностей учащихся.
4. Реализуется образовательная потребность учащихся на построение самостоятельного образовательного маршрута в рамках обществоведческого образования.
При использовании информационных и информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания существенно меняется деятельность учителя. Учитель становится «координатором» урока, а не простым источником («передатчиком») информации. Проявляются не только образовательные и контролирующие функции учителя на уроке, но и консультативная функция вне его. Изменяемая структура и хронометраж урока позволяют формировать у учащихся современные коммуникативные компетенции.
Информационные и ИКТ технологии создают положительную среду для развития, самообразования и саморазвития учащихся. Развиваются традиционные и появляются новые возможности использования информационных и Интернет ресурсов учащимися.
ИКТ на уроках и во внеклассной работе по истории и обществознанию могут применяться в форме создания мультимедийных проектов и презентаций, плакатов, схем, картин, анимированных исторических карт, слайд-шоу, видеороликов, выпуске газеты «Будильник» и теленовостей, работе с электронной почтой и пр. Особое место отведено поиску и обработке информации в сети Internet. Учащиеся проходят обучение на дистанционных Интернет - курсах по истории и обществознанию. Выполняют задания демо-версий ЕГЭ в режиме он-лайн.
Исследования ученых – психологов и педагогов, личные наблюдения показывают то, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения, их структурировать, иногда по-своему их интерпретировать.
Идея изменений, при использовании на уроке информационных и ИКТ, заключается в том, что у учащихся формируется адекватная мотивационная среда по изучению истории и обществознания. Происходит адаптация учащихся к современным реалиям жизни в условиях формирующегося информационного общества и глобализации, обеспечивается развитие творческих и самостоятельных способностей учащихся, реализуется образовательная потребность учащихся на построение самостоятельного образовательного маршрута в рамках обществоведческого образования. Учащиеся учатся сопоставлять материал, делать собственные ни кем не ангажированные выводы.
В процессе работы у учащихся появляется чувство внутреннего вознаграждения, прежде всего от выполняемой работы, а не от результата и от внешней оценки учителя. Учитель также находится в постоянном творческом поиске, поддерживает специальные коммуникативные компетенции не ниже уровня учащихся.
В настоящее время можно выделить следующие возможности ИКТ и сети Интернет для развития обучающихся.
Поисковые системы сети Интернет позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию: например, через систему Rambler по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная и т.д.). Правда, при этом приходится отбрасывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений. На такой путь поиска уходит много времени.
С помощью глобальной сети Интернет стало возможным изучение лекций крупных российских историков: Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова.
С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентация позволяет иллюстрировать лекции или доклады учащихся на научно-практических конференциях.
1.2. Применение средств мультимедиа на уроках истории и обществознания
Прежде всего, необходимо пояснить, что подразумевается нами под термином «мультимедиа-урок». Одно из первых названий урока, на котором применялась компьютерная техника и программные средства - «урок с компьютерной поддержкой». Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас в литературе, в интернет-ресурсах наиболее часто употребляется «медиаурок». По сути, все три термина используются в одинаковом значении.
Прежде чем вводить новые средства обучения учитель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке. Кроме того, ему необходимо иметь представление о том какие образовательные задачи можно реализовать в большей степени, если применить новые средства обучения. Для этого учитель должен обладать специальными знаниями: об образовательных функциях и дидактических возможностях информационных технологий; о новой структуре учебной деятельности; условиях организации и проведения уроков с компьютерной поддержкой.
Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:
повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.
возможность научить учащихся применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,
организация индивидуальной работы учащихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,
повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,
развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,
формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры .
Методические основы проектирования медиаурока
1. Компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.
В передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.
Рассмотрим на примерах. Учебное электронное издание по курсу «Обществознание», предназначенное для учащихся 8 – 11 классов, под ред. Л.Н. Боголюбова, предоставляет разработанные уроки по разделам курса. Уроки снабжены информационно-справочным материалом (словарь, биографии и др.), типологически разнообразными упражнениями к творческим заданиям, хрестоматийным материалом, статистическими данными в виде схем, диаграмм, таблиц, фотографиями, картинами и рисунками (предлагается для ознакомительной работы урок для 11 класса «Современное общество»).
Или электронное пособие по истории “История России ХХ в.” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Важной его особенностью, отличительной чертой от других компьютерных учебных программ является то, что это комплексная обучающая программа по истории, реализующая замкнутый алгоритм обучения. В него заложена солидная информация: около 300 мультимедийных лекций, более 600 персоналий политических и общественных деятелей, деятелей науки и культуры, подробная хронология событий, терминологический словарь, более 700 документов и более 70 уникальных фонограмм - звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных для своих лет песен и т.п.)
Таким образом мультимедиа учебник по истории России ХХ века представляет собой большую часть традиционного учебно-методического комплекса по данному курсу, заложенного в компьютер. В него входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Его использование может значительно облегчить работу учителя, которому не придется перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов.
2. Расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения.
На ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой учащихся.
Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса. Так, используя навыки, полученные на информатике, учащиеся создают презентации на темы уроков истории, обществознания.
3. Корректировка педагогических целей.
Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учащихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде.
Основные педагогические цели применения средств информационных технологий в процессе технологической подготовки учащихся следующие.
- Изучение и овладение основ информатизации и автоматизации технологических процессов.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса технологической подготовки за счет широких дидактических возможностей средств информационных технологий.
- Развитие личностиучащихся, формирование основ информационной культуры.
Сформулированные цели соответственно интерпретируются учителем при постановке конкретных задач каждого урока. А постановка педагогических задач зависит от этапов технологической подготовки, возраста учащихся и других педагогических условий.
Мультимедийные уроки применимы для учащихся любого возраста.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при непрерывной работе за компьютером.
Для оптимальной организации учебной деятельности учащихся в компьютерном классе предлагается работу за компьютером чередовать с работой за дополнительными учебными столами. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность, так как смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.
5. Организация работа учащихся в классе:
- фронтально - просмотр видео-фрагментов, наблюдение за изменениями объектов (например, при изучении на уроке обществознания в «Российская цивилизация» учащиеся просматривают фрагменты фильма “История Москвы” , сравнивают Москву в разную эпоху, делают выводы о типе цивилизационных подходов к изучению родной истории и т.п.);
- индивидуально - выполнение практических работ, решение задач (на уроках обществознания в при изучении темы «Социально-политическая деятельность» получают навыки работы с фактическим материалом, знакомятся с социологическими методами сбора и анализа данных);
- проверка знаний учащихся через индивидуальное тестирование /особенно удобна при наличие сети в кабинете/;
- малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.
6. В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него. Для комбинированного урока, на котором используется компьютерная техника предлагается следующая схема:
- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
- формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
- применение (учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты.
Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.
Алгоритм изучения нового материала
на основе мультимедийного учебника
Совершенствование традиционных методов обучения при использовании ИТ.
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.
Современные персональные компьютеры и программы позволяют не только хранить большие объемы информации, сопровождаемые иллюстративным рядом, не только устраивать простейшее тестирование, но и моделировать учебные ситуации с помощью анимации, звука, последовательного введения документов, изменяющихся диаграмм, графиков, “оживающих” карт, внутрилекционных тестов.
Таким образом, с помощью новых информационных технологий в программе удалось свести воедино разного рода информацию: зрительно-иллюстративную, текстовую, звуковую. При этом презентационно - художественные (кинематографические) технологии играют не меньшую роль, чем традиционные, связанные с хранением и обработкой информации.
В таблице представлено как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Традиционные методы обучения | Традиционные средства и их дидактические возможности | Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ |
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж | Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. | Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. |
Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация | Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. | Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств |
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы | Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ | Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов |
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка | Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала | Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов |
Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИКТ зависит и от знаний учителем педагогических основ по информатизации уроков.
Учителям не следует опасаться новых “конкурентов”. Обучающая программа призвана стать эффективным помощником, автоматизирующим наиболее трудоемкие элементы учительского труда. Так, например, компьютер может повторять урок или его фрагменты до тех пор, пока ученик его не поймет. В случае, если ученик недоволен своей оценкой, он может самостоятельно, не отвлекая учителя, еще раз повторить необходимые лекции и заново пройти тестирование. Вместе с тем учителя смогут, контролируя процесс работы с обучающей программой, сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе - отвечать на каверзные вопросы активных учащихся и пытаться расшевелить, подтянуть самых слабых и пассивных.
Суммируя все вышесказанное, можно выделить несомненные преимущества использования мультимедийных уроков:
- обучение обеспечивается разнообразными материалами, использовать которые в обычной практике преподавания истории по ряду причин далеко не всегда возможно, например, “оживающие” анимированные карты, иллюстрации: меняющиеся диаграммы, фотодокументы, картины и схемы, озвученные кинохроники, фрагменты из художественных фильмов, звуковые документы, песни, чтение стихотворений их авторами и т.п.;
- позволяет организовать процесс обучения истории и обществознания в индивидуальном, оптимальном для каждого учащегося темпе; также на уроках можно использовать технологию уровневой дифференциации;
- работа с компьютерными программами повышает мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности; мультимедийные лекции обеспечивают “погружение” в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к резкому росту интереса к предмету;
- учащимся не приходится читать длинные тексты с экрана монитора (это - наиболее утомительная и вредная для зрения форма работы с компьютером), они получают большую часть информации в звуковом и графическом представлении, что значительно менее вредно;
- программы работают в интерактивном режиме, следовательно, учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя;
- учебники строятся на основе современных способов общения с компьютером, работая с программами, учащиеся овладевают всеми необходимыми навыками работы с персональным компьютером.
Заключение
Одним из наиболее эффективных путей решения многочисленных образовательных проблем является активное внедрение информационных и проектных технологий в учебный процесс, тем более, что современную жизнь уже довольно сложно представить без использования компьютерных технологий.
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития: информационную эру. В этих условиях система образования не должна оставаться на периферии новейших достижений, учителя должны идти в ногу со временем, тем более, что большая часть российских учебных заведений имеют те или иные образцы персональных компьютеров.
Однако проблема эффективного пользования компьютерами остается чрезвычайно острой. Объясняется это часто устаревшей компьютерной базой, консервативным неприятием многими педагогами новейших достижений современной науки и техники и, конечно, отсутствием полного комплекта методических пособий и мультимедийных учебников по предметам. Но, тем не менее, при наличии навыков пользователя компьютером, при огромном желании идти в ногу со временем и при осознании необходимости повышения уровня знаний учащихся любой учитель-предметник может весьма эффективно использовать новейшие компьютерные технологии в своей преподавательской деятельности.
Использование ИКТ-технологий открывает новые возможности в преподавании истории и обществознания. Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы.
Даже самый лучший компьютер не сможет заменить живого учителя. Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в жизнь современных учебных заведений.
Литература
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России ХХ века: мифы и реалии информатизации процесса обучения [Текст] / Т.С. Антонова// ПИШ.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.К Селевко. - М., НИИ школьных технологий
Интернет-ресурсы:
- http://www.media.edu.ru/.
- http://www.shool. edu.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)
Данная статья была напечатана в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Статья "Повышение эффективности урока посредством применения информационно-коммуникативных технологий"
Процесс модернизации образования требует формирования у студентов информационной компетентности, что предполагает комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализиров...
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...
Статья "Инновационные технологии в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания"
В данной статье рассмотрены примеры инновационных технологий, которые имеют важное значение в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания....
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Урок – основная форма организации учебного процесса. Практика работы лучших преподавателей свидетельствует, что каждый урок можно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При уче...