Психолого – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания. (Из опыта работы Генкиной Т.Б.)
статья по теме
В данной статье раскрываются основные принципы и способы психолога-педагогического сопровождения личностно - ориентированного урока истории и обществознания. Автор опирается на конкретные примеры из личного опыта. Статья может быть полезна молодым начинающим учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_sistema_raboty_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолога – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания.
(Из опыта работы Генкиной Т.Б.)
Работая учителем истории и обществознания, я стремлюсь помочь учащимся разобраться в вопросах развития нашего общества с его скачками, спадами и подъемами, конфликтами. Впервые за долгие годы у нас появилась возможность взглянуть на отечественную историю без предвзятости, раскрыть не только величественные, но и трагические ее страницы, по-новому оценить новые события, вернуть этой науке незаслуженно забытые имена.
Принципы, которыми я руководствуюсь в работе:
- гуманизация преподавания;
- демократизация процесса обучения и воспитания;
- нравственные ориентиры, воспитание гражданственности и патриотизма.
Гуманизация преподавания:
Это поворот школы лицом к ребенку, принятие ребенка как личности, уважение его достоинства, доверие к нему, принятие его запросов и интересов, создание максимально благополучных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения.
Я принимаю школьника таким, каков он есть. Не раздражаюсь от его неказистого внешнего вида, от незнания, неразвитости, от ошибок в поведении - ребенок имеет на них право. Я делаю установку на лучшее в человеке. Это помогает быть мне, я надеюсь, востребованным учителем современных учеников.
Один из способов реализации гуманизации преподавания - групповая работа. При групповой форме состав класса разбиваю на типологические группы. В процессе обучения учащиеся обращаются с вопросами друг к другу, совместно их разбирают, советуются, проверяют работу товарищей. При комплектовании групп учитываю не только способности, но и возможности ученика. Для распределения по группам использую социометрическую методику. Группы могут выполнять определенные задания, а могут выполнять часть общего задания класса.
Другой принцип, которым я руководствуюсь, это демократизация процесса обучения и воспитания.
Демократизация - это отказ от концепции "винтика" ради концепции человека как высшей ценности общества; поворот к раскрепощению педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Диалогичность общения ученика с педагогом направлена на раскрепощение ученика, его мышления, предполагает свободу высказывания в условиях товарищеского, партнерского общения, сотворчества. Одна из форм реализации этого - семинарская работа.
Семинар - форма организации урока, предполагающая публичное обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся над источниками информации, дополняющими обязательный список литературы, рассматриваемый в классе. Применять эту форму могу на любом этапе изучения темы. Я стараюсь привлечь к работе в семинаре большое число участников. На семинаре исполняю роль ведущего и координатора взаимодействия. Семинар предполагает использование элементов дискуссий. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.
Одним из направлений процесса демократизации в преподавании истории является использование на уроках "альтернативных ситуаций". Это может быть или раскрытие альтернатив возникавших в ходе исторического процесса, или анализ различных оценок событий прошлого, исторических личностей в научной и популярной литературе.
В основе моей педагогической деятельности, естественно, лежат нравственные ориентиры в преподавании. Культурная миссия учителя заключается не в том, чтобы "нагрузить" ребенка теми или иными предметными знаниями, а в том, чтобы обеспечить вступление в личностно-нравственный диалог с миром. Ведь есть такие святые понятия, как Родина, честь, достоинство, совесть. Об этих понятиях нельзя рассказать. Их нельзя уместить в рамки тематического классного часа. Эти понятия, по-моему, должны стать стратегическим смыслом, основой каждодневного существования учителя. Они должны явно и неявно присутствовать в каждодневной учительской работе - не на уровне" красивых слов", а на уровне поступков и действии. Мое кредо - обучение через переживание. Один из способов реализации обучения через переживание - постановка проблемных вопросов. Удачный вопрос – затронет душу ребенка, разбудит мысли и чувства.
Еще один способ реализации нравственных ориентиров - это хотя бы краткая остановка в течение урока на историческом краеведении. Историческое краеведение не только приближает историю непосредственно к личности ребенка, но и дает возможность приобщить его к исследовательской работе. Известно, что исследовательский компонент является необходимым условием повышения качества преподавания. Я надеюсь, что благодаря этой работе у ребят сложится яркий образ нашей "малой родины".
Развитию у моих воспитанников ключевых компетенций способствуют элементы информационных технологий, технологий коллективной мыследеятельности и проблемного обучения, технологии обучения как учебного исследования. Органично сочетаю формы организации учебной деятельности: коллективные групповые, индивидуальные. Выстроила систему тематического учета знаний с использованием различных форм контроля, в том числе тестового, на бумажном носителе и компьютерный вариант.
Большое внимание на своих уроках уделяю вопросам организации домашней работы. Актуальная проблема, каким образом можно домашнее задание преобразовать в деятельность, которой ученики занимаются с желанием? Выполняя домашнее задание, ученики должны иметь возможность проявить особенности своей личности, содержание задания должно вызывать у них интерес.
Домашнее задание, особенно в старших классах, призвано дать возможность ученику трудиться спокойно, без спешки, не ожидая оценок учителя и товарищей; работать не с максимальным, но оптимальным для того или иного ученика напряжением; самостоятельно планировать очередность видов деятельности, ход предпринятой работы; привлекать по своему желанию дополнительную литературу; привести все знания в систему.
В процессе выполнения домашнего задания решаю такие дидактические задачи:
• вторичное повторение учебного материала урочной темы;
• повторение и осмысление учебного материала на уровне учебной темы и всего курса;
• дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения темы урока;
• содействие развитию у учащихся навыков самостоятельной работы.
Считаю, что подробная, но сжатая инструкция по выполнению домашнего задания обязательна. В инструкции указываю последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить, чем заканчивать), как работать (одному или с товарищем, только ли прочитать и пересказать, читать по частям и пересказывать, читать и попутно рассматривать карту, схему, рисунок и т. д.).
Особого внимания заслуживает аспект организации творческого домашнего задания как мотивация (пробуждение любознательности, усовершенствование навыков). Исходя из опыта, я могла бы выделить некоторые приемы организации домашнего задания по истории и обществознанию.
Прием «Три уровня домашнего задания».
Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику
( это основные понятия, причинно – следственные связи по теме, изложенные в учебнике). Второй уровень задания - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу (возможно, готовятся к экзамену по предмету). Третий уровень - это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк.
Одним из вариантов творческих домашних заданий являются задания по написанию эссе. Изначально я знакомлю ребят с алгоритмом работы (ПОПС – формула):
- Позиция – я считаю, что…
- Объяснение – потому что…
- Пример – например…
- Следствие – следовательно…
Написание эссе предполагает актуализацию субъектного опыта учащихся, а это один из принципов личностно – ориентированного обучения, это задания, требующие от ученика применение знаний из самых неожиданных сфер его жизненного и общечеловеческого знания. При написании эссе идет актуализация закрепляемого опыта. Так, на уроке обществознания в 11 классе, при рассмотрении темы «Безработица», я предложила ученикам написать рассуждение на тему: «Полная занятость населения означает ли полное отсутствие безработицы?» Учащиеся изложили свои аргументы «за» и «против». Задание имеет четко выраженную практическую направленность и формирует способность учеников умело и доказательно применять свои знания и убеждения в процессе познавательной деятельности. Защита ребятами своих версий немедленно превращается в коллективную дискуссию, что свидетельствует о личной значимости для них изучаемого материала.
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе выполнения домашних заданий является создание ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Ученик ставится перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов заданий. Если я предлагаю написать эссе, то, как правило, предлагаю несколько тем, из которых ученик выбирает ту, которая ему больше нравится. Например, на уроке обществознания по теме «Добро и зло» ребятам предлагалось по выбору написать рассуждение.
Предлагались следующие варианты:
- Зло многолико.
- Современно ли быть добрым?
- Может ли злой человек быть счастливым?
- Следует ли на зло отвечать злом?
Свобода выбора может предоставляться при выборе способа действия. Иногда я предлагаю написать эссе или нарисовать рисунок по теме с последующей его защитой. Творческие задания в виде рисунков с комментариями помогают школьникам увидеть не абстрактную модель развития, а конкретные образы изученного. Так, на уроке в 11 классе по обществознанию по теме «Социальная мобильность» я даю ребятам такую творческую работу: учащиеся должны запечатлеть на бумаге каналы социальной мобильности в обществе, проранжировать их и объяснить, почему они распределили их таким образом. Эта работа носит индивидуальный характер, Критериями оценки служат выразительность картинки и аргументированность объяснения. В 9 классе на уроке обществознания «Отличительные признаки и назначение государства в обществе» мы разбирали вопрос о государственных символах. Ребята показывали уровень знания отечественных символов, а затем дома должны были создать собственные символы (гербы) класса или семьи.
Еще один вариант заданий по выбору. На уроке всеобщей истории в 9 классе «Послевоенное развитие Японии» в качестве домашнего задания ребятам предлагалось:
- Подготовить презентацию «Изучаем страну. Современная Япония». (Сфера жизни выбирается учеником самостоятельно)
Для подготовки презентации ученик должен провести исследовательскую работу по теме, отобрать материал. Ученик превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общие учебные умения и навыки, компьютерную грамотность.
Еще один вариант творческих заданий, который я отношу к разряду наиболее простых и интересных – это составление синквейна.
- На первой строчке записывается одно слово – ключевое слово темы – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо записать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме.
- Последняя строчка - это слово – резюме, которое позволяет выразить своё личное отношение к теме.
Успешно применяя систему стимулирующих приёмов по формированию мотива «достижения успеха» в обучении и воспитании, используя сочетание аналитических приёмов с эвристическими и продуктивными методами обучения, качество знаний моих учеников в 5 классе по истории достигло 95%, в старшей школе – до 80%
Таким образом, я изложила основные концепции своей преподавательской деятельности. Моя педагогическая практика и содержание моего предмета помогут юным поколениям освоить культурно - историческую традицию родного народа, общества; интегрироваться в государственную целостность, идентифицировать себя как граждан страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Программа психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми
Программа психолого-педагогического сопровождения работыс одарёнными детьми...
Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).
Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...
Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)
Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в Санкт-Петербургском Профессионально- реабилитационном центре (из опыта работы).
В настоящее время проблема реализации прав инвалидов на образование является актуальной. В статье рассмотрены особенности работы одного из уникальных учебных заведений для инвалидов "Профессионал...
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"
Разрабатываемая программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы в решении значимых для их возраста и положения п...
Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»
В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...