Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Азбука кухни»
календарно-тематическое планирование на тему
1. Целевой раздел
1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» города Троицка Челябинской области был открыт в 2001 году.
Юридический адрес: 457100, , г.Троицк, Челябинской области, ул. Пионерская, 8.
Телефоны: 8(351 63) 21748; 8(351 63) 26592;
Лицензия: серия А № 0002468, регистрационный № 9447 от 07.03.2012 года на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.
Аккредитация: серия ОП №005491, регистрационный № 317 от 29.04.2010 года.
Деятельность МКОУ «Детский дом» ориентирована на социализацию всех своих воспитанников в общество, обучение, воспитание и развитие всех и каждого воспитанника с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей. Приоритетом является организация свободного досуга воспитанника путем организации его деятельности по интересам и самореализации как личности воспитанника в процессе совместной деятельности ребенка и педагога.
МКОУ «Детский дом» имеет достаточное кадровое обеспечение. Общее число воспитателей и младших воспитателей – 22 человека на 40 детей. Средний возраст педагогов 48 лет, профессиональный стаж 19 лет. Воспитателям предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания в пределах образовательных программ.
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса в МКОУ «Детский дом».
Учебно-воспитательный процесс детского дома регламентируется режимом дня, Санпин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Продолжительность каникул – 30 календарных дней в течение года. Летние каникулы с 01.06. по 31.08.2015 года.
Режим работы МКОУ «Детский дом» круглосуточный. Комплектование по группам гендерно-возрастное.
2. Пояснительная записка к программе «Азбука кухни»
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты.
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И, основная миссия Детского дома – помощь в социальной адаптации.
2.1. Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Предлагаемая программа имеет социальную направленность. При приготовлении пищи наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и экономическим требованиям. Воспитанники знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным подбором продуктов, утилизацией отходов.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс приготовления любого блюда начинается с вопроса происхождения и принадлежности к национальной кухне. Вся деятельность сопровождается полезными советами по свойствам продуктов, их особенностям и оформлению блюда.
Программа является модифицированной, по уровню усвоения – общекультурной, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности углубленной. Рассчитана на 2 года обучения.
2.2. Новизна программы «Азбука кухни» заключается в процессе реализации и развитии бытового мышления, творческих способностей, формировании навыков экономического мировоззрения и делового общения. Это в значительной мере активизирует и систематизирует благоприятную адаптацию детей, воспитанников детского дома, в социуме.
Актуальность данной программы заключается в том, что она подготавливает детей-сирот к самостоятельной жизни. Сложности социальной адаптации часто ставят непреодолимые барьеры на пути психологического и физического становления личности воспитанников детских домов. В связи, с чем дети оказываются не готовыми к преодолению неблагоприятных воздействий социальной среды.
К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов, программы, определяющей объем знаний и умений, необходимых будущим выпускникам детских домов для успешной адаптации. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, однако важно создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. Главная функция детского дома – воспитательная. Усилия воспитателей направлены на подготовку воспитанников к будущей самостоятельной жизни. Дети должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, организации быта.
2.3. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Предложенная Программа «Азбука кухни» разработана с условием коррекции комплекса причин по недостаточной адаптированности воспитанников к самостоятельной жизни. Учитывает расширение кругозора воспитанников, развитие творчества и ответственности, повышение культурного и познавательного уровня детей.
Направления работы:
* Познавательное:
- ознакомить детей с историей кулинарии и традициями кухни народов России;
- обучить основным навыкам приготовления пищи и технологическим умениям работы с продуктами;
- сформировать навыки культуры пищи и эстетики оформления блюд.
* Развивающее:
- развить бытовое мышление, творческие способности, воображение, память.
- развивать пытливость ума, используя для решения задач различные источники информации.
* Воспитательное:
- воспитать дружелюбие, трудолюбие, культуру труда, умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
- воспитывать навыки согласования и координации деятельности с другими участниками.
Принципы построения программы:
-посильность
- последовательность
- доступность
- наглядность
- систематичность
- заинтересованность.
Для решения поставленных задач в процессе деятельности используются все методы, которыми располагает современная дидактика:
Устные: словесные – объяснение, рассказ, беседа, инструктаж;
Наглядные: демонстрационные – демонстрация изобразительных пособий, блюд;
Практические: изготовление блюд, консервирование;
Репродуктивная: демонстрация приемов работы с последующим повторением воспитанников в форме упражнений;
Эвристический: подготовка новых рецептов;
Исследовательский: подбор и замена продуктов в соответствии с имеющимися; работа с проектами;
Методы стимулирования и мотивации – участие в конкурсах, праздниках, подготовка угощения именинникам-сверстникам;
Методы контроля: пробы, угощение педагогов, конкурсы, викторины, ОДИ «Круглый стол» и т.п., показательные выставки, индивидуальные занятия.
Методы воспитания: поощрение, пример, анализ результатов.
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода к полученным знаниям, умениям, навыкам технологического образования, полученного в школе. Значительно обогащает имеющиеся знания, позволяя не только расширить кругозор детей, но и раскрыть индивидуальные способности каждого воспитанника, что, безусловно, формирует умения в области проектно-технологической деятельности, оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение и способствует осознанному выбору профессии.
2.4. Цель программы: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, посредством формирования прочных знаний и умений по кулинарии, способствующих социальной адаптации воспитанников.
Задачи:
• Овладение умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации;
• Развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_razvivayushchaya_programma.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое образовательное учреждение
для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» города Троицка
Челябинской области
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социальной направленности
«Азбука кухни»
на 2014-2016
Возраст детей: 5-16 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель: воспитатель МКОУ «Детский дом» Кривощекова Н.И. |
Троицк, 2014
Содержание:
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цель и задачи
1.3. Направленность программы
1.4. Принципы построения программы
2. Организационно-методические требования к проведению занятий
2.1. Описание категории воспитанников
2.2. Условия формирования группы
2.3. Сроки и временной режим занятий
2.4.Требования к созданию материально-предметной среды
2.5. Методы и приёмы работы
2.6.Структура построения занятий
2.7. Результативность программы
3. Учебно-тематический план
4. Содержание образовательной программы
5. Прогнозируемый результат
6. Содержание литературы
- Целевой раздел
1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» города Троицка Челябинской области был открыт в 2001 году.
Юридический адрес: 457100, , г.Троицк, Челябинской области, ул. Пионерская, 8.
Телефоны: 8(351 63) 21748; 8(351 63) 26592;
Лицензия: серия А № 0002468, регистрационный № 9447 от 07.03.2012 года на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.
Аккредитация: серия ОП №005491, регистрационный № 317 от 29.04.2010 года.
Деятельность МКОУ «Детский дом» ориентирована на социализацию всех своих воспитанников в общество, обучение, воспитание и развитие всех и каждого воспитанника с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей. Приоритетом является организация свободного досуга воспитанника путем организации его деятельности по интересам и самореализации как личности воспитанника в процессе совместной деятельности ребенка и педагога.
МКОУ «Детский дом» имеет достаточное кадровое обеспечение. Общее число воспитателей и младших воспитателей – 22 человека на 40 детей. Средний возраст педагогов 48 лет, профессиональный стаж 19 лет. Воспитателям предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания в пределах образовательных программ.
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса в МКОУ «Детский дом».
Учебно-воспитательный процесс детского дома регламентируется режимом дня, Санпин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Продолжительность каникул – 30 календарных дней в течение года. Летние каникулы с 01.06. по 31.08.2015 года.
Режим работы МКОУ «Детский дом» круглосуточный. Комплектование по группам гендерно-возрастное.
2. Пояснительная записка к программе «Азбука кухни»
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты.
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И, основная миссия Детского дома – помощь в социальной адаптации.
2.1. Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Предлагаемая программа имеет социальную направленность. При приготовлении пищи наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и экономическим требованиям. Воспитанники знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным подбором продуктов, утилизацией отходов.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс приготовления любого блюда начинается с вопроса происхождения и принадлежности к национальной кухне. Вся деятельность сопровождается полезными советами по свойствам продуктов, их особенностям и оформлению блюда.
Программа является модифицированной, по уровню усвоения – общекультурной, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности углубленной. Рассчитана на 2 года обучения.
2.2. Новизна программы «Азбука кухни» заключается в процессе реализации и развитии бытового мышления, творческих способностей, формировании навыков экономического мировоззрения и делового общения. Это в значительной мере активизирует и систематизирует благоприятную адаптацию детей, воспитанников детского дома, в социуме.
Актуальность данной программы заключается в том, что она подготавливает детей-сирот к самостоятельной жизни. Сложности социальной адаптации часто ставят непреодолимые барьеры на пути психологического и физического становления личности воспитанников детских домов. В связи, с чем дети оказываются не готовыми к преодолению неблагоприятных воздействий социальной среды.
К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов, программы, определяющей объем знаний и умений, необходимых будущим выпускникам детских домов для успешной адаптации. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, однако важно создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. Главная функция детского дома – воспитательная. Усилия воспитателей направлены на подготовку воспитанников к будущей самостоятельной жизни. Дети должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, организации быта.
2.3. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Предложенная Программа «Азбука кухни» разработана с условием коррекции комплекса причин по недостаточной адаптированности воспитанников к самостоятельной жизни. Учитывает расширение кругозора воспитанников, развитие творчества и ответственности, повышение культурного и познавательного уровня детей.
Направления работы:
* Познавательное:
- ознакомить детей с историей кулинарии и традициями кухни народов России;
- обучить основным навыкам приготовления пищи и технологическим умениям работы с продуктами;
- сформировать навыки культуры пищи и эстетики оформления блюд.
* Развивающее:
- развить бытовое мышление, творческие способности, воображение, память.
- развивать пытливость ума, используя для решения задач различные источники информации.
* Воспитательное:
- воспитать дружелюбие, трудолюбие, культуру труда, умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
- воспитывать навыки согласования и координации деятельности с другими участниками.
Принципы построения программы:
-посильность
- последовательность
- доступность
- наглядность
- систематичность
- заинтересованность.
Для решения поставленных задач в процессе деятельности используются все методы, которыми располагает современная дидактика:
Устные: словесные – объяснение, рассказ, беседа, инструктаж;
Наглядные: демонстрационные – демонстрация изобразительных пособий, блюд;
Практические: изготовление блюд, консервирование;
Репродуктивная: демонстрация приемов работы с последующим повторением воспитанников в форме упражнений;
Эвристический: подготовка новых рецептов;
Исследовательский: подбор и замена продуктов в соответствии с имеющимися; работа с проектами;
Методы стимулирования и мотивации – участие в конкурсах, праздниках, подготовка угощения именинникам-сверстникам;
Методы контроля: пробы, угощение педагогов, конкурсы, викторины, ОДИ «Круглый стол» и т.п., показательные выставки, индивидуальные занятия.
Методы воспитания: поощрение, пример, анализ результатов.
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода к полученным знаниям, умениям, навыкам технологического образования, полученного в школе. Значительно обогащает имеющиеся знания, позволяя не только расширить кругозор детей, но и раскрыть индивидуальные способности каждого воспитанника, что, безусловно, формирует умения в области проектно-технологической деятельности, оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение и способствует осознанному выбору профессии.
2.4. Цель программы: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, посредством формирования прочных знаний и умений по кулинарии, способствующих социальной адаптации воспитанников.
Задачи:
• Овладение умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации;
• Развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
2.5. Отличительные особенности программы:
Программа охватывает возрастные группы от 5 до 16 лет, набор детей свободный, переменный. Определяет основные направления воспитания: доброжелательность, самостоятельность, гражданственность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить воспитанников к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения.
Организация деятельности кружкового направления позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлеченности совместной творческой деятельностью воспитанников детского дома и педагога:
- деятельность организована на добровольных началах;
- дети занимаются в свободное и удобное для них время;
- атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
- учитываются возрастные психологические закономерности;
- доступность программного материала.
2.6. Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на два года обучения. Годовой курс программы рассчитан на 78 часов.
2.7. Структура программы обеспечивает вариативность и свободу выбора педагогом (в соответствии с материально-техническими условиями и особенностями проживания детей, интересами, склонностями и возрастными и возможностями детей, со своими личными интересами и уровнем подготовки) модели реализации необходимого уровня технологической подготовки воспитанников, соответствующей требованиям образовательной программы и преемственности технологического образования воспитанников различного возраста.
2.8. Формы и режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 учебных часа. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет не менее 6 человек.
Занятия кружка проводятся в столовой, которая отвечает санитарно – гигиеническим требованиям. Кабинет должен быть светлым, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией. Учебную кухню рекомендуется оборудовать разделочными столами. Для работы кружка необходим инвентарь. Большое значение предается наглядности: технологические карты приготовления блюд, натуральные образцы продуктов, альбомы оформления блюд. Все кружковцы имеют спец. одежду.
Ожидаемые результаты:
Дети получат знания:
- виды национальных блюд,
- способы приготовления и оформления блюд,
- правила подачи блюд,
- пищевую ценность овощей,
- правила поведения за столом,
- правила по техники безопасности при кулинарных работах,
- санитарно-гигиенические требования,
- экологической подготовки,
- секреты русской кухни.
Дети приобретут умения:
- правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда,
- приемы тепловой кулинарной обработки,
- готовить холодные блюда,
- украшать готовое блюдо,
- готовить изделия из теста,
- витаминизировать пищу,
- сервировать стол,
- соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования,
- соблюдать правила по техники безопасности,
- правильно вести себя за столом.
Дети закрепят навыки:
- пользование электронагревательными приборами и режущими инструментами,
- организация рабочих мест,
- закрепление теоретических знаний на практике.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- текущий (в течение всего учебного года),
- итоговый.
В результате реализации Программы воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из детского дома. При полученных знаниях дети должны понимать необходимость здорового питания, знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов и уметь их выполнять. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; заготавливать на зиму овощи и фрукты. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах. Кроме того, воспитанники значительно расширят свои знания о русской культуре, у них активизируется интерес к своей истории, повысится культура труда и питания. Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной творческой деятельностью, формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Возможность работы с проектами и самостоятельные задания развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения будущих выпускников.
- Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов | |||
Всего | теория | практика | |||
1 | Организационный сбор. Введение в программу. Значение питания в жизни человека. Активное слушание. Знакомство и составление меню. | 4 | 2 | 2 | |
2 | Новые кулинарные термины (работа с тетрадью) «Маленькие хитрости». Оформление тетради, запись терминов. | 4 | 4 | - | |
3 | Место приготовления пищи, оборудование, правила санитарии. Изготовление дощечек, пошив спецодежды. Активное слушание. Подготовка специальной одежды. Практическое занятие в рамках социального проекта. | 5 | 3 | 2 | |
4 | Технология, хранение и приготовление пищи. Активное слушание. Знакомство с технологическими картами | 6 | 3 | 3 | |
1 | Правила техники безопасности при приготовлении пищи. Знакомство с инструктажем. Подготовка посуды и инвентаря. | 3 | 2 | 1 | |
2 | Заготовка овощей впрок. Консервирование помидоров. Оладьи из кабачков. Запись технологической карты. Консервирование. Практическое занятие. | 8 | 4 | 4 | |
3 | Консервирование огурцов. Запись технологической карты. Консервирование. | 6 | 3 | 3 | |
4 | Варка варенья. Приготовления кабачкового варенья. Шарлотка с яблоками. Практическая деятельность при приготовлении варенья. В рамках социального проекта. | 6 | 3 | 3 | |
1 | Засолка капусты. Практическая работа. | 5 | 2 | 3 | |
2 | Приготовление холодной закуски – винегрет. Варка, нарезка овощей. | 4 | 2 | 2 | |
3 | Выпечка эклеров. Приготовление теста, начинки. Выпечка. | 4 | 2 | 2 | |
4 | Приготовление салатов: «Оливье», «Мимоза», салат с «Крабовыми палочками». Составление технологической карты. Нарезка овощей. | 6 | 2 | 4 | |
1 | Этикет за столом. Сервировка стола к чаю. Чаепитие | 4 | 2 | 2 | |
2 | Бутерброды. Канапе из хлеба с сельдью Гренки с чесноком. Практическое приготовление. Украшение в рамках социального проекта. | 5 | 2 | 3 | |
3 | Знакомство с кляром, его видами. Обработка рыбы, изготовление кляра. Дегустация. | 4 | 2 | 2 | |
4 | Сладкий стол. Запеканка из белого хлеба с творогом и яблоками. Подготовка теста. Выпечка. Оформление в рамках социального проекта. | 8 | 4 | 4 | |
1 | Сервировка праздничного стола. Составление праздничного меню. Сервировка стола. Подготовка развлекательной программы. | 6 | 3 | 3 | |
2 | Разнообразие первых блюд. Бульон. Запись технологии. Приготовление бульона. | 4 | 2 | 2 | |
3 | Супы. Приготовление супа. Дегустация. | 4 | 2 | 2 | |
4 | Борщ. Приготовление борща. Применение специй. Оформление. | 4 | 2 | 2 | |
1 | Вторые блюда. Рыба жареная в сухарях. Технология приготовления блюд в рамках социального проекта. Дегустация. | 6 | 3 | 3 | |
2 | Гарнир. Картофельное пюре. Технология приготовления блюд в рамках социального проекта. Дегустация | 6 | 2 | 4 | |
3 | Крупы. Рис отварной. Технология приготовления блюд. Дегустация. | 3 | 2 | 1 | |
4 | Каши. Гречка отварная. Технология приготовления блюд. Дегустация. | 4 | 3 | 1 | |
1 | Приготовление теста. Рецепты приготовления пресного теста. | 3 | 2 | 1 | |
2 | Тесто дрожжевое, хлебное. Выпечка булочек. Блюда из чёрствого хлеба. Замес дрожжевого теста. Выпечка. | 3 | 1 | 2 | |
3 | Тесто пельменное. Замес теста. Формирование галушек. | 4 | 2 | 2 | |
4 | Вареники. Замес теста. Лепка вареников | 4 | 1 | 3 | |
1 | Национальные особенности питания. Викторина. Викторина. | 4 | 1 | 3 | |
2 | Горячие напитки. Заваривание чая. Приготовление кофе, какао. | 4 | 2 | 2 | |
3 | Конкурс «Хозяюшка». Участие в конкурсных заданиях. | 5 | 2 | 3 | |
4 | Украшение блюд. Работа в тетради. Проектирование эскиза. Защита проекта. Оформление блюда | 6 | 3 | 3 | |
1 | Составление рецептов собственного блюда. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Интеллектуальная игра «Поле чудес по правильному питанию». | 1 | - | 1 | |
3 | Подготовка проектов. Защита проекта. Приготовление блюд в рамках социального проекта. | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 156 |
ІV. Содержание дополнительной образовательной программы
Тема №1 Значение питания в жизни человека
Цель: дать общее представление об физиологических особенностях человека и необходимости полноценного, сбалансированного, здорового питания.
Содержание:
- организационные вопросы, план работы на год;
- пищевые продукты как источники белков, жиров, углеводов, минеральных солей;
- рациональное питание человека. Особенности правильной организации питания;
- составление меню, удовлетворяющего суточную потребность организма в минеральных веществах;
- определение доброкачественности продуктов по внешним признакам;
Практические работы: Составление меню на завтрак, обед, ужин.
Варианты объектов труда: меню.
Тема №2 Новые кулинарные термины (работа с тетрадью «Маленькие хитрости»).
Цель: систематизировать и упорядочить знания детей.
Содержание:
- оформление тетради;
- развитие интереса к деятельности;
- воспитание аккуратности и усидчивости.
Практические работы: заполнение тетради.
Варианты объектов труда: термины, меню.
Тема №3 Место приготовления пищи, оборудование, правила санитарии.
Цель: Ознакомить с местом деятельности, оборудованием, и основными правилами санитарии.
Содержание:
- организация уголка санитарной гигиены, закрепление правильных навыков гигиены при работе с продуктами;
-санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
- виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;
Практические работы: подготовка спец.одежды.
Варианты объектов труда: кухонный инвентарь.
Тема №4 Технология, хранение и приготовление пищи
Цель: Ознакомить с условиями хранения продуктов. Дать понятия о влиянии техники способов обработки на пищевую ценность продуктов.
Содержание:
- правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд
- условия и сроки хранения овощей и фруктов на зимний период;
- технологические особенности обработки продуктов;
Практические работы: подготовка погреба к закладке урожая, обработка холодильной установки.
Варианты объектов труда: технологические карты, хозяйственный пристрой, холодильные установки.
Тема №5 Правила техники безопасности при приготовлении пищи.
Цель: Ознакомить с правила безопасного труда на кухне.
Содержание:
- виды оборудования современной кухни, знакомство с оборудованием, инструментами и особенности использования различных приспособлений для обработки продуктов при приготовления пищи;
- кухонная посуда и уход за ней;
- правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газовых плит, при работе с горячей жидкостью;
- первая помощь при ожогах, пищевых отравлениях.
Практические работы: подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Варианты объектов труда: кухонные посуда, инвентарь и приспособления.
Тема №6 Заготовка овощей впрок. Консервирование помидоров
Цель: Ознакомить с видами зимних заготовок и научить обрабатывать помидоры.
Содержание:
- понятия о различных способах зимних заготовок овощей;
- пищевая ценность и механическая (первичная) обработка овощей;
- правила безопасности при обработке тары для консервирования;
- технология приготовления.
Практические работы: консервирование помидор.
Варианты объектов труда: овощи, кухонный инвентарь и приспособления.
Тема №7 Консервирование огурцов
Цель: Закрепить виды зимних заготовок и научить обрабатывать огурцы.
Содержание:
- пищевая ценность и механическая (первичная) обработка овощей;
- технология приготовления;
- правила безопасного труда.
Практические работы: консервирование огурцов.
Варианты объектов труда: овощи, кухонный инвентарь и приспособления.
Тема №8 Варка варенья. Приготовление кабачкового варенья.
Цель: Ознакомить с видами зимних заготовок фруктов. Научить варить варенье.
Содержание:
- подготовка и замораживание ягод и пряных трав в морозильной камере холодильника;
- воспитание умения распределять обязанности;
- подготовка продукта к варке;
- приготовление сахарного сиропа;
- техника безопасности при работе с горячей жидкостью;
- укупорка консервов.
Практические работы: приготовление варенья из кабачков.
Варианты объектов труда: Варенье, кабачки, ягоды для заморозки.
Тема №9 Засолка капусты
Цель: научить заготавливать впрок капусту.
Содержание:
- способы заготовки капусты впрок с помощью соли;
- подготовка продукта к солению;
- способы соления, квашения;
- правила безопасности при работе с острыми, режущими приспособлениями;
- условия и сроки хранения.
Практические работы: засолка капусты.
Варианты объектов труда: капуста, укроп, соль.
Тема №10 Приготовление холодной закуски – винегрет.
Цель: дать понятие о холодных закусках, научить готовить винегрет.
Содержание:
- развитие интереса к своей истории путем знакомства с народными традициями;
- развитие и коррекция навыков общения и работы в коллективе;
- блюда из вареных овощей и технология их приготовления;
- оформление готового блюда и подача его к столу;
- правила безопасности при выполнении кулинарных работ.
Практические работы: варка и нарезка овощей, приготовление винегрета, оформление блюда.
Варианты объектов труда: овощи, масло, соль, специи.
Тема №11 Выпечка эклеров.
Цель: Дать понятия о механической (первичной) обработке муки, научить технологии выпечки.
Содержание:
- отличительные особенности приготовления теста для эклеров;
- посуда, инвентарь для приготовления теста;
- приготовление заварного теста;
-воспитание дружелюбия и позитивного настроения;
- техника безопасности при работе с электрошкафами;
- технология выпечки;
- подача изделий к столу;
- ассортимент сладких мучных блюд;
- традиционные русские сладкие мучные блюда.
Практические работы: приготовление теста, начинки, выпечка эклеров.
Варианты объектов труда: посуда инвентарь , продукты для приготовления мучных изделий.
Тема №12 Приготовление салатов «Оливье», «Мимоза», салат из «Крабовых палочек».
Цель: познакомить воспитанников со способами приготовления салатов, дать обзор по многообразию и возможностям взаимодействия компонентов в блюде.
Содержание:
- народные традиции кухни России;
- блюда из сырых и вареных овощей;
- виды салатов и способы их приготовления;
- виды нарезки овощей на салаты;
- правила безопасности при выполнении кулинарных работ;
- определение доброкачественности продуктов по внешнему виду;
- пищевая ценность яиц. Особенности кулинарного использования яиц;
- технология приготовления салатов;
- требования, предъявляемые к качеству готовых салатов;
- оформление готового блюда;
- воспитание культуры труда и эстетики при оформлении.
Практические работы: приготовление салатов, дегустация блюд, оценка качества.
Варианты объектов труда: овощи, набор дополнительных продуктов в зависимости от рецепта салата, специи, пряности.
Тема №13 Этикет за столом.
Цель: Дать понятие этикета. Научить сервировке ежедневного стола.
Содержание:
- понятие этикета;
- оформление блюд и правила их подачи к столу;
- сервировка стола;
- правила поведения за столом;
- профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов;
- воспитание нравственно-этических норм: терпимости, взаимоуважения, добросердечности.
Практические работы: сервировка стола к чаю, чаепитие.
Варианты объектов труда: ассортимент сладких блюд, чай.
Тема №14 Бутерброды.
Цель: Познакомить воспитанников со способами приготовления бутербродов.
Содержание:
- рациональное питание, значение хлеба в питании человека;
- виды бутербродов, способы их приготовления;
- продукты, применяемые для приготовления бутербродов;
- требования к качеству бутербродов;
- украшение бутербродов и подача их к столу;
- горячие напитки к бутерброду;
- воспитание уважения к укладу жизни, быту.
Практические работы: Приготовление бутербродов, приготовление горячих напитков, сервировка стола, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: Хлебные изделия. Пищевые продукты для бутербродов, зелень для украшения, чай, молоко.
Тема №15 Знакомство с кляром, его видами.
Цель: Знакомство воспитанников с видами кляра и способами приготовления
Содержание:
- понятие кляра;
- знакомство с видами кляра;
- приготовление теста;
- санитарные требования к обработке рыбы;
- стадии механической обработки рыбы;
-техника безопасности при работе с горячим маслом;
- технология приготовления кляра;
- эстетика оформления готового блюда;
- воспитание культуры приема пищи.
Практические работы: разморозка и обработка рыбы, подготовка теста, изготовление кляра, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: рыба, мука, специи, масло растительное, кухонные принадлежности и инструменты.
Тема №16 Сладкий стол
Цель: научить готовить сладкие мучные блюда.
Содержание:
- виды сладких мучных блюд;
- особенности приготовления теста для торта, печенья, кекса;
- выпечка, маленькие секреты;
- оформление и подача к столу;
- сервировка стола для «Чайной церемонии»;
- развитие творчества, фантазии;
- воспитание коллективизма и доброжелательности.
Практические работы: подготовка теста, выпечка, оформление выпечки, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: мука, ингредиенты, продукты для оформления, начинка.
Тема №17 Сервировка праздничного стола.
Цель: Научить правильно сервировать праздничный стол, дать понятие о культуре застолья и возможности празднования без алкогольных напитков.
Содержание:
- дать понятие об общей культуре застолья;
- продолжать формировать навык здорового образа жизни и культуры пития;
- правила приглашения и приема гостей
- раскрыть возможно организации праздничного застолья без использования алкогольной продукции;
- предложить вариативные способы заинтересованности в общении за столом;
- освещение и оформление ужина, сервировка праздничного стола;
- организации правильной подачи блюд;
- подготовка меню для праздника,
- этика и такт во взаимоотношениях.
Практические работы: сервировка стола, написание меню, подготовка развлекательной программы.
Варианты объектов труда: меню, столовые приборы и аксессуары украшения стола к празднику.
Тема №18 Разнообразие первых блюд. Приготовление бульона.
Цель: Познакомить воспитанников с традиционными в России видами первых блюд, Научить готовить бульон.
Содержание:
- расширение знаний детей о культуре России, развитие интереса к своей истории;
- развитие чувства общности со своими истоками и гордости за них;
- дать понятия о значении мяса в питании человека;
- признаки доброкачественности мяса и термическое состояние мяса;
- тепловая обработка мяса;
- технология приготовления бульона;
- требования к качеству бульона;
- условия безопасной работы при приготовлении первых блюд.
Практические работы: приготовление бульона из мяса, оценка качества.
Варианты объектов труда: мясо, специи, посуда и инвентарь для приготовления бульона.
Тема №19 Разнообразие первых блюд – супы.
Цель: научить готовить супы, познакомить с разнообразием первых блюд – супов.
Содержание:
- разнообразие супов: молочные, рыбные, мясные;
- приготовление супа на мясном бульоне;
- технология закладки продуктов;
- применение специй и зелени;
- оформление блюда и подача его на стол;
- формирование культуры приема пищи.
Практические работы: приготовление супа, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: Бульон, ингредиенты для супа, специи, посуда и инвентарь.
Тема №20 Разнообразие первых блюд - борщи.
Цель: Закрепить разнообразие супов. Научить варить борщ.
Содержание:
- особенности подбора посуды для варки борща;
- технология закладки продуктов;
- - применение специй и зелени;
- оформление блюда и подача его на стол;
- формирование культуры приема пищи.
Практические работы: приготовление борща, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: Бульон, ингредиенты для борща, специи, посуда и инвентарь.
Тема №21 Вторые блюда (мясные и рыбные).
Цель: Дать понятие о гарнире, показать его разнообразие и сочетание со вторым блюдом.
Содержание:
- гарниры: картофель, рис, греча, фасоль, вермишель, капуста; особенности---
- мясные блюда: котлеты, тефтели; технология приготовления;
- рыбные блюда: котлеты, рыба жареная; технология приготовления;
- стадии обработки рыбы, способы тепловой обработки: варка, тушение, припускание, жарение;
- требования к качеству готовых блюд;
- сроки и условия хранения вторых блюд;
- правила подачи вторых блюд к столу;
- умения правильно распределять продукты, в целях их экономичного использования;
Практические работы: приготовление рыбы жареной, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: рыба, специи, панировочные сухари, масло растительное, посуда и инвентарь.
Тема № 22 Гарнир: картофель.
Цель: Дать знания о значении овощей в питании человека, научить обрабатывать и варить овощи.
Содержание:
- правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей;
- виды тепловой обработки овощей;
- виды нарезки овощей;
- механическая обработка картофеля;
- приготовление картофельного пюре;
-приготовление жареного картофеля;
- оформление блюда и подача к столу.
Практические работы: приготовление картофеля жареного, картофельного пюре, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: картофель, специи, молоко, масло растительное, посуда и инвентарь.
Тема №23 Крупы. Рис отварной.
Цель: дать понятия о видах круп, правилах варки. Научить варить отварной рис.
Содержание:
- традиции народной кухни и место в ней круп;
- виды круп;
- правила варки и соотношение круп и жидкости;
- посуда и инвентарь для варки круп;
- техника безопасности при работе с горячей жидкостью;
- приготовление риса отварного;
- воспитание чувства патриотизма и любви к своей истории.
Практические работы: приготовление риса отварного, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: рис, специи, молоко, масло растительное, масло сливочное, посуда и инвентарь.
Тема №24 Каши. Гречневая каша.
Цель: закрепить навыки работы с крупами, научить варить гречневую кашу.
Содержание:
- познакомить с пищевой ценностью круп;
- познакомить с видами каш;
- способы приготовления каш;
- правила варки рассыпчатой гречки;
- очистка крупы;
- расширять знания о русской культуре, развивать интерес к своей истории;
- воспитывать культуру труда и питания.
Практические работы: приготовление гречневой каши, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: гречка, специи, молоко, масло растительное, масло сливочное, посуда и инвентарь.
Тема №25 Приготовление теста.
Цель: дать знания о видах теста.
Содержание:
- питательная ценность мучных изделий;
- посуда, инвентарь и приспособления для приготовления теста и выпечки;
- сырье и продукты для приготовления мучных изделий;
- виды пресного теста;
- особенности рецептуры и способа приготовления пресного (бисквитного, слоеного, песочного) теста;
- соблюдение гигиены при работе с тестом;
- развитие интереса к своей истории путем знакомства с народными обрядами.
Практические работы: замес пресного теста.
Варианты объектов труда: мука, масло, молоко, яйцо, специи, инструменты и приспособления для работы с тестом.
Тема №26 Тесто дрожжевое
Цель: научить замешивать дрожжевое тесто и готовить из него выпечку.
Содержание:
- вид дрожжевого теста;
- заведение опары;
- раскатывание на ватрушки;
- приготовление начинки;
- безопасность работы с бытовыми электроприборами;
- выпекание;
- сервировка и подача к столу выпечки;
- воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордость за них.
Практические работы: замес дрожжевого теста, подготовка начинки, выпечка ватрушек, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: мука, дрожжи, масло, молоко, яйцо, специи, инструменты и приспособления для работы с тестом.
Тема №27 Тесто пельменное.
Цель: Научить замешивать пельменное тесто и формовать галушки.
Содержание:
- замесить тесто;
- раскатать и подготовить галушки;
- сварить;
- воспитывать аккуратность при работе с мукой.
Практические работы: замес пельменного теста, формирование галушек, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: мука, масло, молоко, яйцо, специи, инструменты и приспособления для работы с тестом.
Тема №28 «Вареники»
Цель: научить воспитанников готовить вареники.
Содержание:
- знакомство воспитанников со способами приготовления традиционных русских вареников;
- обсудить возможности начинки ;
- замесить пельменное тесто, раскатать;
- подготовить начинку
- налепить вареников;
- воспитывать терпение, усидчивость.
Практические работы: замес пельменного теста, подготовка начинки, лепка вареников, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: мука, масло, молоко, яйцо, специи, картофель инструменты и приспособления для работы с тестом.
Тема №29 Национальные особенности питания. Викторина.
Цель: оценить качество полученных на занятиях знаний воспитанников.
Содержание:
- игра-викторина «Что?, Зачем?, Сколько?»;
- подведение итогов;
-награждение победителей.
Практические работы: ответы на вопросы викторины.
Варианты объектов труда: вопросы, награды.
Тема №30 Горячие напитки.
Цель: научить готовить горячие напитки.
Содержание:
- понятие о горячих напитках;
-национальные особенности употребления горячих напитков;
- правила заваривания,
- секреты чая, кофе, какао;
- соотношение сладостей к напиткам;
- воспитание культуры чаепития;
- развивать умение общаться за чашкой чая;
- сервировка и подача горячих напитков.
Практические работы: Заваривание чая, приготовление кофе, какао, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: сладости, горячие напитки.
Тема №31 Конкурс «Хозяюшка»
Цель: выявить возможности воспитанников в самостоятельной деятельности.
Содержание:
- участие в конкурсных заданиях;
- обсуждение результатов;
- самоанализ воспитанников;
- награждение победителей;
- воспитание интереса и ответственности за результаты работы.
Практические работы: участие в конкурсных заданиях.
Варианты объектов труда: демонстрационный материал, раздаточный материал, награды победителям.
Тема №32 Украшение блюд.
Цель: отслеживание результатов обученности детей азам кулинарии, закрепить знания детей по оформлению блюд, развивать творчество и фантазию.
Содержание:
- работа в тетради;
- проектирование эскиза;
- защита проекта;
- работа по оформлению блюда.
Практические работы: подготовка и украшение блюда.
Варианты объектов труда: подбор продуктов в соответствии с заказами воспитанников, ингредиенты для украшения.
Тема №33 Составление новых рецептов.
Цель: дать возможность реализоваться в творчестве и самостоятельности, закрепить полученные на занятиях знания.
Содержание:
- подготовка проекта;
- приготовление блюда, защита проекта;
- анализ продуктов деятельности;
- самоанализ.
Практические работы: приготовление блюда, дегустация, оценка качества.
Варианты объектов труда: подбор продуктов в соответствии с заказами воспитанников, ингредиенты для украшения.
V. Прогнозируемые результаты:
В результате реализации Программы воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из детского дома. При полученных знаниях дети должны понимать необходимость здорового питания, знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов и уметь их выполнять. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; заготавливать на зиму овощи и фрукты. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах. Кроме того, воспитанники значительно расширят свои знания о русской культуре, у них активизируется интерес к своей истории, повысится культура труда и питания. Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной творческой деятельностью формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Возможность работы с проектами и самостоятельные задания развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения будущих выпускников.
VІ. Содержание литературы
Методическая литература:
1. Программа технология. Хотунов Ю.А. Симоненко В.Д.
2. Выпечка домашнего приготовления Издательство ПРООР Лукъянченко О.Н. 1999г
3. Рецептура для кондитера
4. Татарские национальные блюда Гаврилов В.
5. Секреты русской кухни Воробьева Т. М.
Ермакова В.И. «Основы кулинарии» 2002г.
«Основы физиологического питания, гигиены, санитарии» 2002г.
Литература для учащихся
1. Здоровое питание. Жукова В. Н.
2. Тайны кулинарии Вишняченко Т. Н.
3. Выпечка домашнего приготовления. Велхина Н. Н.
Приложение:
Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной общеобразовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I. Теоретическая подготовка: | |||||
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более ½; максимальный уровень: ребенок освоил практически вес объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. | 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. | |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию; средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой; максимальный уровень: специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | 1 5 10 | Собеседование | |
II. Практическая подготовка ребенка: | |||||
2.1. Практическое умение и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; средний уровень: объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; максимальный уровень: ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. | 1 5 10 | Контрольное задание | |
2.2. Творческие навыки. | Креативность в выполнении практических заданий. | начальный: ребенок выполняет лишь простейшие практические задания; репродуктивный уровень: выполняет в основном задания на основе образца; творческий уровень: выполняет практические задания с элементами творчества. | 1 5 10 | Контрольное задание | |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: | |||||
3.1. Умение слушать и слышать педагога. | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | минимальный уровень умений: обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; средний уровень: работает с литературой с помощью педагога или родителей; максимальный уровень: работает с литературой самостоятельно, не испытывает затруднений. | 1 5 10 | Исследовательская работа | |
3.2. Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой | уровни – по аналогии с п. 3.1. | |||
3.3. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой; средний уровень: объем усвоенных правил составляет белее, чем ½; максимальный уровень: ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период. | 1 5 10 | ||
3.4. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе. | Удовлетворительно, хорошо, отлично. |
Индивидуальная карточка учета результатов
обучения по дополнительной общеобразовательной программе
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Возраст ______________________________________
Вид и название детского объединения ____________________________________________
Ф.И.О. педагога _______________________________________________________________
Дата начала наблюдения _______________________
Сроки диагностики Показатели | 1 год | |
I полугодие | II полугодие | |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1.1. Теоретические знания: а) б) и т.д. 1.2. Владение специальной терминологией | ||
II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) б) и т.д. 2.2. Творческие навыки. | ||
III. Общенаучные умения и навыки ребенка: 3.1. Умение слушать и слышать педагога. 3.2. Умение организовать свое рабочее место. 3.3. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. 3.4. Умение аккуратно выполнять работу. | ||
IV. Предметные достижения обучающегося: - на уровне детского объединения; - на уровне учреждения дополнительного образования; - на уровне города, района; - на региональном уровне; - на всероссийском уровне; - на международном уровне. |
Мониторинг личностного развития воспитанников
в процессе освоения ими общеобразовательной дополнительной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы | Методы диагностики | |
I. Организационно-волевые качества: | |||||
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | - терпения хватает менее чем на ½ занятия; - терпения хватает больше чем на ½ занятия; - терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 | Наблюдение | |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | - волевые усилия ребенка побуждаются извне; - иногда – самим ребенком; - всегда – самим ребенком. | 1 5 10 | Наблюдение | |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | - ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне; - периодически контролирует себя сам; - постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 | Наблюдение | |
II. Ориентационные качества: | |||||
2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | - завышенная; - заниженная; - нормальная. | 1 5 10 | Анкетирование | |
2.2. Интерес к занятиям детского объединения | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | - интерес к занятиям продиктован ребенку извне; - интерес поддерживается периодически самим ребенком; - интерес постоянно поддерживается самим ребенком. | 1 5 10 | Анкетирование | |
III. Поведенческие качества: | |||||
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к спору в процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | - периодически провоцирует конфликты; - сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; - пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 0 5 10 | Метод незаконченного предложения. | |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения). | Участие воспринимать общие дела, как свои собственные. | - избегает участия в общих делах; - участие при побуждении извне; - инициативен в общих делах. | 0 5 10 | Наблюдение |
Индивидуальная карточка учета результатов
обучения по дополнительной общеобразовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________
Возраст ____________
Вид и название детского объединения __________________________________
Ф.И.О. педагога _____________________________________________________
Дата начала наблюдения _______________
Сроки диагностики Показатели | 1 год | |
начало учебного года | конец учебного года | |
I. Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль | ||
II. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям | ||
III. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность 3.2. Темп сотрудничества | ||
IV. Личностные достижения учащегося |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры)
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию об...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Солнечные грани"
Данная программа художественной направленности составлена для детей от 6,6 лет до 9 лет, срок реализации - 3 года. Создана на основе: примерная программа по учебному предмету «Основы изобразител...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорюша"
Данная программа представляет серию коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что...
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорюша»
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности«Говорюша»...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...