Современный урок музыки с применением методов активного социального-психологического обучения.
статья на тему
Цели и задачи современного урока музыки,а также практический материал,который можно применить для достижения качественного усвоения тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный урок. | 44.5 КБ |
Методы активного социально-психологического обучения | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современный урок музыки.
Основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе - привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. Выполнить эти задачи при том, что на урок музыки в школе отводится лишь 1 час в неделю очень не просто. Поэтому музыкальное воспитание детей включает в себя не только уроки музыки в школе, но также и все формы внеклассной и внешкольной работы по музыкальному воспитанию. При этом, какие бы успехи ни радовали нас в различных формах внеклассного и внешкольного музыкального воспитания, каких бы вершин не достигали отдельные детские исполнительские коллективы, фундаментом массовой музыкальной культуры остаётся общеобразовательная школа.
Музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности - такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание не требует особой одарённости, достаточно « средних способностей» нормального человека. Школьный урок музыки является частью целостного образовательного процесса. Это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленной деятельности и общения определённого состава учителей и учащихся, которая включает содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Я ориентирую его содержание на госстандарты школьного музыкального образования и реализую на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребёнка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребёнке. Причём изменения, которые предусмотрены образовательным стандартом и учебной программой.
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытия его индивидуальности, неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.Ситуация современного урока- это расставание с уроком строгим и встреча с малознакомым уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный. Есть три постулата, лежащие в основа современного урока:
-Урок есть поиск и открытие истины в совместной деятельности детей и учителя.
- Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
-Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.
В уроке музыки особенности гуманитарно- деятельностного подхода проявляются во всех основных элементах его педагогической конструкции цели, методах, приёмах, структуре.
Моя цель, как учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Поэтому процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
Изменения, происходящие в ребёнке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ученика является предметом моей педагогической деятельности как учителя музыки. Обеспечить достижение этой цели мне помогает непосредственное вовлечение учащихся в процесс музыкальной деятельности. Ребёнок и музыка как субъект и объект в музыкальной деятельности находятся в непосредственном контакте. Ребёнок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребёнка с музыкой является событием, и это событие организовываю я.
Структура музыкальной деятельности ребёнка содержит следующие элементы: цель- средства- процесс- результат. Это условие является для меня ориентиром, позволяющим организовывать музыкальную деятельность учащихся как продуктивную. Это прежде всего активность учащихся на уроке. Когда я прописываю цель урока, то определяю направление своей деятельности и деятельности учащихся на уроке, это обуславливает требования к их деятельности и помогает проектировать результат. Результатом достижения цели должны стать изменения, происходящие в компонентах музыкальной культуры учащихся.
- В музыкальном опыте это потребности, интересы, пристрастия, установки.
- В музыкальной грамотности это переживания, представления, чувства, мыслительные операции ( вычленение, сравнение, анализ, обобщение и т.д.), т.е. то, что помогает воспринимать, исполнять, размышлять о музыке.
- В музыкальном творчестве это чувственно-практические и предметные операции и действия.
Таким образом, изменения, происходящие в музыкальной культуре учащихся, это результат, к достижению которого направлена цель урока музыки. В конкретных уроках музыки цель может быть представлена следующим образом;
Цель обучающая- сформировать представление о классических образцах музыки различных национальных культур.
Цель развивающая- на основе чувственных ощущений научить различать разный национальный колорит музыки.
Цель воспитания- пробудить интерес к поиску музыкальных примеров, являющимися « визитными карточками» различных национальностей.
Если свою цель я планирую до урока, то ученическая цель появляется непосредственно на уроке. Цель ученика не тождественна цели учителя. «Ученик не может ставить цель овладеть знаниями, ознакомиться с учебным материалом, а должен искать ответы на свои вопросы, которые возникают в условиях созданных учителем. Он не ставит целью приобретать опыт деятельности или развивать способности, а просто включается в познавательную деятельность. Преследуя познавательные цели, ученик в процессе достижения своих целей обогащается знаниями , умениями, способами деятельности, формируется как искатель». Цель урока выделенная мной, будет достигнута, если она будет осознанна учащимися как результат, который им необходимо достичь. Путь достижения результата осознаётся учащимися как реально выполнимые действия, таким образом музыкальная деятельность учеников «вплетается» в процесс обучения спроектированный учителем. О том, что цель принята учащимся, можно говорить только тогда, если она побуждает к действию.
В педагогической теории и практике образования разработаны дидактические приёмы, способствующие формированию ученической цели в уроке, которые я применяю:
• Проблемный вопрос.
• Практическое задание.
• Учебное задание.
• Проблемное задание.
• Творческое задание.
Проблемный вопрос вызывает интеллектуальные затруднения у учащихся, т.к. ответ на него не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Он содержит в себе проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, целенаправленный мыслительный прцесс. Нужно чётко видеть различия между сложным вопросом и проблемным вопросом. На сложный вопрос дети не смогут ответить, т.к. им трудно даже осознать суть такого вопроса. Проблемный вопрос должен быть сложен на столько, чтобы вызвать затруднения у учащихся, и в тоже время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса логически должна быть связана с прежними знаниями учащихся. Ответ находится путём соотношения имеющихся знаний с новой информацией через сравнение, сопоставление, обобщение, вычленение и т.д. Вот возможные варианты проблемных вопросов:
• Если музыкальные звуки живут повсюду, как определить где находится Родина музыки?
• Музыка состоит из звуков, можно ли увидеть музыку?
• Можно ли определить границы между музыкой разных народов?
Цель этих заданий –создать, сделать, воспроизвести что-либо через практические действия.
Учебное задание направлено на поиск путей, способов получения результата. Их цель пробудить у детей потребность научиться, освоить, совершенствовать. Результатом должно стать не изменение в музыкальном материале, а изменения в способах работы с этим материалом.
Например урок в 6-ом классе- направлен на освоение исполнительских средств выразительности, тема «Франц Шуберт. Баллада». Прослушивание произведений «Лесной царь» и «Форель». После прослушивания сравнить как в музыке изображён стремительный бег коня и спокойное течение воды.
На своих уроках я использую следующие основные формы музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- творческая деятельность, исполнительство;
- познавательная деятельность;
- общественно-полезная деятельность, выражающаяся в сознательной и активной пропаганде музыкального искусства.
Методы и приёмы, используемые мной на уроках, тщательно отобраны. Так, методы «наблюдения за музыкой», «размышления о музыке», «сопереживания» применяются мной на уроке в основном во время слушания музыки и исполнительской деятельности. Методы «междисциплинарного взаимодействия», «забегание вперёд и возвращение к пройденному» определяют логику разворачивания программного материала на уроке и используются во время познавательной деятельности учащихся. Метод «пластическое интонирование»- направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела.
Например:
-восходящая и нисходящая мелодия- поднимающиеся и опускающиеся руки.
-кульминационные точки-руки вытянуты над головой.
-завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова опущена вниз.
Методы контроля и самоконтроля , применяемые мной на уроке , это «Музыкальная викторина», тестовые задания, «угадай мелодию», «пятистишие». Методы, которые я применяю на уроке имеют в своём содержании такие приёмы, которые помогают детям включиться в освоение коллективных форм музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, игра на инструментах). Например «музыкальные листочки»-шуршаще-ритмический аккомпанемент; «повторяющийся ритм»-разные способы воспроизведения ритма; «музыкальные шаги»- повторить шагом ритмическую формулу; «музыкальное приветствие»-сопровождение текста соответствующими музыкальными движениями.
Все методы и методические приёмы находятся в тесной взаимосвязи с программой. Опыт работы по программе показал , что применение этих методов помогает учителю последовательно приближаться к главной цели занятий музыкой в школе- формированию музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры.
Предварительный просмотр:
Р а з м и н к и
Методы активного социально-психологического обучения
Психогимнастика (этюды)
1. Ступаем по горячему песку (2 мин)
2. передача соседу стакана с горячим чаем. (2 мин)
3 пытаемся поднять очень тяжелый камень взять его на плечо и
постараться бросить как можно дальше. (камень-олицетворение
груза проблем, ошибок, переживаний . . .) 3 мин.
4. передача чувств тактильно(используя только мимику и жестикуляцию)
Я делюсь своим хорошим настроением. Я счастлив. Я очень рад .
Группы игр
Игры- аплодисменты
1. «все-все хорошо, только надо еще»
2. «ты песенке в такт бей в ладоши вот так»
3. «спартак - чемпион»
4. «капелька дождя»
Дождь начинается с одной капли.
Затем две, три, четыре, пять.
Дождь кончился. Выглянуло солнышко.
Игры – кричалки(на концентрацию внимания)
1. «Итальянский (бразильский) футбол.
Правая рука-пас .Левая рука-гол. Обе руки вверх- ура!
3. « мы тоже»- состоит из набора положительных и
отрицательных фактов. В том случае , если игроки могут делать то, о чем говорит
ведущий,они поднимают руки и говорят « мы тоже».
4. «веселые часы». Правая рука вверх - тик! Левая рука вверх – так!
Левая в сторону- бим! Правая в сторону -бом!
5. «охота на льва» (валеологическая зарядка)
Часть1 .Все : Мы охотимся на льва, не боимся мы его
У нас отличное ружье и точеный нож. Во!
Часть 2. «Ой. что это? Это луг (поляна, река, болото, асфальт и т.д.)
Над ним не пролетишь ,под ним не проползешь,
Его не обойдешь – дорога напрямик!
Часть 3. «Ой. Что это? Это пещера.Ой кто это? Это лев!
Закричали!(крики) Побежали!(топот)(поляны,болота,луг и т.д.)
6. «капитан» . Все команды игроки
выполняют лишь в том случае, если сказано слово «капитан».
7. «веселый гном»
Вед: На солнечной поляне стоит красивый дом
А в доме том красивом живет веселый гном
Гном, гном, как тебя зовут ?
1 команда: Петька. У меня рубашка в клетку
Я пришел к вам ,детки,
Чтобы съесть конфетку.
2 команда: Васька.У меня штаны в горошек Я пришел из сказки.
Потому-что я хороший.
(принцип прав. и лев. рука и кто кого перекричит).
Музыкальные игры- стучалки (принцип – сурдоперевод)
- «Волшебный шар» Летит, летит по небу шар, по небу шар летит
И знаем мы ,что этот шар до неба долетит.
(на мотив « В лесу родилась елочка»)
- «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.
А если не треугольный, то это не мой колпак.»
- «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла,
Люли-люли стояла, люли-люли стояла.»
(постепенно заменяя одно слово движением)
Игры в движении
1. «Стражники и узники». Создается 2 команды: стражников и узников.
Один человек является стражником – ведущим.Его задача заключается в том, чтобы с помощью мимики и жестов переманить к себе узников.
2. «Ветер дует…» вед. Не имеет места, в связи с этим он произносит
фразу «Ветер дует на того, у кого…..(коса, шлепки, серьги….) деталь
объединяющая людей. Игроки меняются местами, а ведущий занимает
свободное место.
3. « Угадай ведущего». В игре , как отвлекающий момент слова«Сантики
фантики- лимпопо».Задача ведущего угадать водящего.
4. « Эльбрус – красавец». Ведущий по кругу
5. «Гадание по песням» (для взрослых).Задание – написать по одной строчке из
четырех разных песен .
ключ: 1. Когда человек родился
2.когда заканчивал школу
3.что делал перед свадьбой
4.через год после совместной жизни.
Т р е н и н г и
На внимание
Вед.: Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз, лишь скажу я цифру 3
Приз немедленно бери.
- Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали, да не одну, а целых ….. 5..(7)
- Ты на небо посмотри проплывают там слоны
Я хочу их сосчитать. Раз, два…. пять
- Мечтает мальчик закаленный стать олимпийским чемпионом
Смотри, на старте не хитри, а жди команду раз, два… марш.
- Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи
А про себя их повтори разок ,другой, а лучше …… пять.
- Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать
А) Ну, что ж, друзья, вы приз не брали,
Когда была возможность взять?
Б) Я рад. Что приз уже забрали.
Тренинг на определение поисковой мобильности
Я люблю : 1.блюдо 2.цвет 3.животное 4.цветок 5.время года 6.сорт конфет
Зад : за 5 мин. найти троих людей с совпавшими ответами.
Тест на правдивость
1. я всегда говорю правду
2. я всегда радуюсь успехам других людей
3. я никогда не брала чужих вещей
4. я никогда не говорю плохо о незнакомых мне людях
5. я не могу сказать гадость вслед незнакомцу
Ключ: один ответ «да» -20%
40% - процент честности, 60% - процент лживости.
Тренинг для контроля за запоминанием (история появления слухов)
Выходят 6-7 человек .Составляется рассказ, затем зачитывается вслух
Заходит первый и ему читается текст .Каждый следующий выслушивает
предыдущего. Последний рассказывает всей группе информацию ,которую
получил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки
Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки.В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти...
Применение метода эмоционально-эстетического анализа в учебно-исполнительской деятельности младших школьни-ков на уроках музыки в общеобразовательной школе и на занятиях по фортепиано в ДМШ
Гуманистическая направленность современного образования ориентирует педагогов-практиков на гармоничное развитие личности их воспитанников. В этих условиях особое значение приобретает художественно-эст...
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ IV ВИДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ»
1. Искусство в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения2. Методы обучения незрячих музыкантов - исполнителей в России3. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слепых детей4.Система...
Мастер - класс Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология
Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология...
Активные методы обучения на уроках музыки.Разработка урока "Путешествие в древнюю Русь. Русская народная песня"
Урок с использованием активных методов обучения...
Применение методов проектов при обучении студентов колледжа по физике и математике
Учащиеся, закончившие основную среднюю школу и поступившие в колледж продолжают изучать физику и математику в соответствии документами, регламентирующими образовательный процесс в средних общеоб...
«Активные методы обучения и применение их в процессе обучения»
Активные методы обучения и применение их в процессе обучения. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на само...