Авторская программа "Взросление"
рабочая программа на тему
Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в колледже, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности студентов к семейной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_vzroslenie.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство
Министерство образования Республики Коми
государственное профессиональное образовательное учреждение
«СЫКТЫВКАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И СВЯЗИ»
(ГПОУ «СКСиС»)
Авторская программа
"Взросление"
Автор: Красавцева Марина Владимировна,
воспитатель общежития
СЫКТЫВКАР
Разработанная автором программа учитывает требования законодательной и нормативно-правовой базы.
Методическая разработка адресована воспитателям общежитий, классным руководителям, социальным педагогам.
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА
На заседании методического объединения по
воспитательной работе
Протокол от_______________2015 г. №____
Методист________________Е.С.Никитина
УТВЕРЖДЕНА
Заместителем директора
по воспитательной работе
_________________2015 г.
Зам.директора по ВР__________Н.И.Князева
Паспорт программы
1. Наименование | Авторская программа «Взросление» |
2.Разработчики программы | Красавцева М.В., воспитатель общежития |
3.Цель и задачи программы | Цель: воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Задачи: 1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения; 2. Формирование здорового образа жизни; 3. Расширение представлений о народных семейных традициях; 4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей. |
5. Сроки реализации | Сентябрь 2015-июнь 2018 года |
6.Исполнители программы | Педагогический и студенческий коллектив «СКС и С» |
7.Обоснование актуальности программы | Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежитии колледжа обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся молодёжи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования. |
8. Организация контроля над реализацией программы | Контроль над реализацией программы осуществляет администрация колледжа. |
I. Пояснительная записка.
Система среднего профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.
Главная задача учреждений СПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении среднего профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения СПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Средняя профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.
Однако роль среднего профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В колледж поступает контингент обучающихся 15-18 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа.
Некоторые студенты уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.
Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в колледже, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности студентов к семейной жизни.
Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно сказывается не только на состоянии физического здоровья матери и ребенка, но и на нравственном состоянии общества в целом. Молодые люди испытывают дефицит знаний и умений, необходимых для создания полноценной, счастливой семьи, не обладают техниками эффективного общения, не имеют культуры планирования семьи, полового воспитания.
Почти на каждом курсе в нашем колледже есть беременные девушки и молодые мамы. Не все из них вступают в брак – есть матери-одиночки. (Приложение 1)
Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания Программы “Взросление”, направленной не только на подготовку студентов к выполнению социальной роли “семьянина”, но и на сопровождение беременных и молодых мам.
II. Цели и задачи программы.
Цель Программы “Взросление” - воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Задачи:
1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;
2. Формирование здорового образа жизни;
3. Расширение представлений о народных семейных традициях;
4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.
III. Основные направления работы.
- нравственно-этическое воспитание;
- правовое;
- эстетическое;
- физическое;
- семейно-бытовое.
IV. Структура Программы.
Программа включает в себя 2 направления работы с молодежью:
1 направление - “Двое” - занятия для юношей и девушек по формированию представлений о значении репродуктивного здоровья, об условиях его сохранения, о влиянии на него образа жизни и вредных привычек, о гендерных различиях и функциональных ролях мужчины и женщины; занятия по формированию представлений о семейно-брачных отношениях и осознанном выборе партнёра, о факторах и условиях создания счастливой семьи.
2 направление - “Я – мама!” - работа со студентами, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию (беременность, рождение ребенка, выход на обучение из декретного отпуска); занятия по формированию осознанного отношения к рождению ребёнка, адекватного восприятия материнства и отцовства, ответственности за здоровье и воспитание детей.
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на весь период профессионального обучения обучающихся в колледже (3 года) и осуществляется в ходе досуговой деятельности, а также в участии студентов в различных акциях и социально-значимых проектах. Программа включает курс воспитательных занятий, посвященных различным аспектам семейной жизни и психологии межличностных отношений в семье, направлены на профилактику негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.
На первом курсе основной задачей в работе со студентами являются знакомство с вопросами этики взаимоотношений полов. На занятиях, которые могут проходить в форме лекций, диспутов, тренингов рассматриваются следующие темы: этика знакомства, установление взаимоотношений между молодыми людьми; дружба и любовь; любовь или увлечение; честь и достоинство; культура взаимоотношений влюблённых и др.
На втором и третьем курсе продолжается дальнейшая работа по изучению вопросов брака и семьи. На занятиях обсуждаются вопросы: правовые взаимоотношения супругов, идеальный муж, идеальная жена, взаимоотношения с родителями супругов. Осуществляется дальнейшее обсуждение вопросов: как избежать ссор и конфликтов, семейный быт, секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Рассматриваются вопросы воспитания детей в семье: детство до рождения; советы будущей маме; влияние вредных привычек на развитие плода; традиции народной семейной педагогики; стили и методы семейного воспитания.
В учебной деятельности этому способствует изучение таких предметов как обществознание, основы права, деловая культура.
Программа рассчитана на 6-8 занятий в год на каждом курсе. Занятия строятся произвольно, в зависимости от контингента студентов и компетентности воспитателя. Занятия проводятся как раздельно для юношей и девушек (темы, связанные с физиологией и гигиеной), так и совместно.
Итогом реализации воспитательной Программы “Взросление” является тестирование – комбинация психологических методик и социологических опросников, позволяющая определить:
- уровень знаний обучающихся по вопросам формирования семейных отношений;
- предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,
- сформированность нравственных принципов и взглядов на семью;
- осознанное отношение к рождению ребёнка, адекватное восприятие материнства и отцовства, ответственность за здоровье и воспитание ребенка;
- сохранность контингента (возможность молодых мам окончить образовательное учреждение).
Результаты тестирования обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета колледжа.
VI. Методы и формы работы.
На протяжении трех курсов используются следующие методы и формы воспитательной работы: беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, индивидуальное консультирование, сюжетно-ролевые игры, встречи со специалистами из поликлиники, с представителями церкви, создание буклетов, просмотры фильмов, видеороликов, участие в досуговых мероприятиях(8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина и др.), работа волонтерского отряда по ЗОЖ, работа кружка “Хозяюшка” и «Домашний мастер» в общежитии.
Работа по двум направлениям ведется параллельно. Сопровождение девушек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации (беременность, рождение ребенка) осуществляется следующим образом: составление индивидуальных программ обучения; патронаж молодых мам; индивидуальные беседы, консультирование психолога. Со студентами, имеющими статус сирота, составляется индивидуальная программа сопровождения.
VII. Нормативно-правовая база.
- Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.
- Конвенция о правах ребёнка - Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. №1559-1.
- Конституция РФ.
- Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
- Локальные акты образовательного учреждения: Устав, Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения
VIII. План реализации Программы “Взросление”
(Приложение 2)
IX. Критерии результативности воспитательной работы.
Критерии эффективности | Показатели | Методы диагностики |
Знание основ межличностных отношений в семье | Повышение уровня знаний студентов по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки, супругов в семье | Анкетирование, тестирование |
Отношение к своему здоровью. | Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье. Развитие потребности в здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье ребенка. | Педагогическое наблюдение, анализ результатов медицинских осмотров. |
Социальная зрелость личности. | Готовность и способность студентов к самоутверждению и самореализации в современном обществе. Сознательное отношение к рождению ребенка и материнству. | Педагогическое наблюдение, анализ полученных данных в ходе общения с воспитателями и студентами. |
Нравственный потенциал личности. | Уровень культуры общения и поведения. Готовность следовать нравственным нормам в своей жизнедеятельности. | Педагогическое наблюдение, анкетирование. |
Литература.
1.Бутко, Е.Я. “Начальное профессиональное образование: новый этап развития” Профессиональное образование №10, 2003
2. Басаргина, А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания // Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2006. -512с.
4. Кулик, Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение, 2003. -175с.
5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение ,1999. -270с.
6. Лазарев, А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия, 2005. - 314с.
7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение, 1992.- 200с.
8. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи.
2. http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.
Приложение 1
Мониторинг студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию
2015-2016 уч.год
курс | Беременные | Всего молодых мам, обучающихся колледжа | Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты | Из них матерей- одиночек |
I | ||||
II | ||||
III |
2016-2017уч.год
курс | Беременные | Всего молодых мам, обучающихся колледжа | Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты | Из них матерей- одиночек |
I | ||||
II | ||||
III |
2017-2018 уч.год
курс | Беременные | Всего молодых мам, обучающихся колледжа | Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты | Из них матерей- одиночек |
I | ||||
II | ||||
III |
Приложение 2
№ п\п | Содержание и формы деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Организационное обеспечение | ||
1.1 | Разработка программы и её рассмотрение на методическом объединении. | Сентябрь-октябрь 2015г. | Воспитатель |
1.2 | Согласование Программы с педагогическим советом, постановка задач перед коллективом. | Октябрь 2015г. | Администрация колледжа |
1.3 | Организация работы по реализации воспитательной Программы по подготовке студентов к семейной жизни и сопровождению студентов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. | В течение всего периода | Классные руководители, воспитатели |
2. | Методическое обеспечение | ||
2.1. | Пополнение методической копилки колледжа разработками мероприятий по вопросам становления будущего семьянина. | В течение всего периода | Классные руководители, воспитатели |
2.2. | Составление каталога статей, книг, Интернет-ресурсов по вопросам подготовки студентов к браку и семье. | В течение всего периода | библиотекарь |
I. Направление - «Двое» | |||
1. | Психолого-педагогическая поддержка | ||
1.1. | Проведение индивидуальных консультаций со студентами, по вопросам взаимоотношения полов, неразделённых чувств. | В течение всего периода | Социальный педагог, психолог, воспитатели |
1.2. | Организация работы «телефона доверия». | В течение всего периода | Социальный педагог |
2. | Воспитательная работа | ||
2.1. | Подготовка материалов на информационный стенд по профилактике вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, половые связи) под названием «Быть здоровы – это здорово!». | В течение всего периода | Классные руководители, социальный педагог, воспитатели |
2.2. | Работа волонтёрского отряда «Мы за здоровый образ жизни». | В течение всего периода | Социальный педагог, участники волонтерской группы, воспитатели |
2.3. | Выпуск агитационных буклетов «Мы за семейные ценности», «Нет – абортам!» и др. | В течение всего периода | Социальный педагог, участники волонтерской группы, воспитатели |
2.4. | Организация работы кружка «Хозяюшка» и «Домашний мастер» в общежитии колледжа. | В течение всего периода | Воспитатели в общежитии |
2.5. | Беседы со специалистами, врачами (гинеколог, венеролог) | По запросу | медработник |
2.6. | Беседы о нравственности | По запросу | Воспитатели, представитель церкви |
2.7. | Проведение мероприятий: «День Святого Валентина» Конкурс для юношей «Настоящие мужчины» Конкурс для девушек «А ну-ка, девочки!» | Февраль Март | Воспитатели общежития |
2.7. | Проведение групповых воспитательных часов (Часов мастера)*. Примерная тематика на 1 курсе: Расскажи мне о себе (тренинговое занятие). Я и моя семья (рассказы студентов о своей семье). Любовь – что это?.. (занятие -рассуждение). Красота спасет мир (занятие-презентация). Тайны двоих (занятие-лекция). Любовь между началами — мужчиной и женщиной (дискуссия). Три источника влечения — душа, разум, тело (занятие-лекция). О видах любви. Любовь созидательная. Любовь разрушительная (занятие-лекция). Примерная тематика на 2 курсе: Ранние браки: за и против(занятие-лекция). Семь Я (викторина). Семья на отдыхе (сюжетно-ролевая игра) Кредо по-настоящему счастливых супругов (занятие-практикум). Можно ли предупредить конфликтные ситуации в семье? (разрешение конфликтных ситуаций) От чего умирает любовь (диспут)? Условия и порядок заключения брака (круглый стол). Примерная тематика на 3 курсе: Супружеская жизнь - гармония и конфликты. Я родился (сюжетно-ролевая игра)! Регистрация рождения ребёнка (делова игра). Имя будущего ребенка (сюжетно-ролевая игра). О семейных традициях (устный журнал). Современные трудности в браке (занятие-беседа). | В течение всего периода по планам воспитательной работы | Воспитатели общежития с приглашением мед.работников, специалистов социальной службы, инспекции по защите прав детей, психолога, представителя церкви, специалистов из поликлиники. |
* Темы и количество занятий, досуговых мероприятий могут изменяться, дополняться. | |||
II. Направление «Я – мама!» | |||
1. | Психолого-педагогическая поддержка | ||
1.1. | Проведение индивидуальных консультаций со студентами | В течение всего периода | Социальный педагог Администрация Воспитатели общежития Классные руководители |
1.2. | Проведение индивидуальных бесед с родителями студентов | В течение всего периода | Социальный педагог, Администрация Воспитатели общежития Классные руководители |
1.3. | Сопровождение несовершеннолетних студентов из числа детей-сирот, попавших в тяжелую жизненную ситуацию: - помощь в постановке на учет; - посещение врачей; - разработка индивидуальной программы обучения; | По мере необходимости | Социальный педагог, Воспитатели общежития Классные руководители |
1.4 | Составление индивидуальных планов обучения и посещения колледжа молодыми мамами | По мере необходимости | Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР |
1.5. | Посещение молодой мамы с целью оказания психолого-педагогической поддержки | По мере необходимости | Классные руководители, социальный педагог, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа по химии .
Авторская програма по химии разработана для преподавания химии в техникуме. Программа включает цель, задачи курса, содержание курса, а также требования к знаниям и умениям студентов, содержание аудито...
Авторская программа "Изготовление тростевой театральной куклы"
Моя авторская программа по изготовлению театральной куклы на уроках декоративной композиции в художественной школе...
Авторская программа. Технологии. Информационные технологии.
Преимущества авторской программы: в отличии от предмета « Технологии» , «Технологии. Информационные технологии» позволяют учащимся приобрести навыки необходимые им в дальнейшей...
Авторская программа «Ритмика в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»
Цель программы: укрепление физического и психического здоровья дошкольников, развитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры....
Авторская программа «Ритмика в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»
Цель программы: укрепление физического и психического здоровья дошкольников, развитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры....
Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио»
Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио» появилась в 2011 году как необходимая альтернатива низкому уровню подготовки аби...
Авторская программа спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"
Авторская программа спецкурса «Основы педагогического прогнозирования» знакомит будущих учителей с общими принципами, методами и приемами познания и предвидения результатов педагогического возде...