Авторская программа "Взросление"
рабочая программа на тему

Красавцева Марина Владимировна

Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в колледже, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности студентов к семейной жизни.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_vzroslenie.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«СЫКТЫВКАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И СВЯЗИ»

(ГПОУ «СКСиС»)

                    Авторская программа

           "Взросление"

                     

Автор: Красавцева Марина Владимировна,

воспитатель общежития

СЫКТЫВКАР

   Разработанная автором программа учитывает требования законодательной и нормативно-правовой базы.

   Методическая разработка адресована воспитателям общежитий, классным руководителям, социальным педагогам.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА

На заседании методического объединения по

воспитательной работе

Протокол от_______________2015 г. №____

Методист________________Е.С.Никитина

УТВЕРЖДЕНА

Заместителем директора

по воспитательной работе

_________________2015 г.

Зам.директора по ВР__________Н.И.Князева

Паспорт программы

1. Наименование

Авторская программа «Взросление»

2.Разработчики программы

Красавцева М.В., воспитатель общежития

3.Цель и задачи программы

Цель: воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Задачи: 

1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;

2. Формирование здорового образа жизни;

3. Расширение представлений о народных семейных традициях;

4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.

5. Сроки реализации

Сентябрь 2015-июнь 2018 года

6.Исполнители программы

Педагогический и студенческий коллектив «СКС и С»

7.Обоснование актуальности программы

Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежитии колледжа обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся молодёжи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования.

8. Организация контроля над реализацией программы

Контроль над реализацией программы осуществляет администрация колледжа.

I. Пояснительная записка.

Система среднего профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

Главная задача учреждений СПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении среднего профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения СПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Средняя  профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Однако роль среднего профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В колледж поступает контингент обучающихся 15-18 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа.  

Некоторые студенты уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.

Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в колледже, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности студентов к семейной жизни.

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно сказывается не только на состоянии физического здоровья матери и ребенка, но и на нравственном состоянии общества в целом. Молодые люди испытывают дефицит знаний и умений, необходимых для создания полноценной, счастливой семьи, не обладают техниками эффективного общения, не имеют культуры планирования семьи, полового воспитания.

Почти на каждом курсе в нашем колледже есть беременные девушки и молодые мамы. Не все из них вступают в брак – есть матери-одиночки. (Приложение 1) 

Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания Программы “Взросление”, направленной не только на подготовку студентов к выполнению социальной роли “семьянина”, но и на сопровождение беременных и молодых мам.

II. Цели и задачи программы.

Цель Программы “Взросление” - воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.  

Задачи:

1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;

2. Формирование здорового образа жизни;

3. Расширение представлений о народных семейных традициях;

4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.

III. Основные направления работы.

- нравственно-этическое воспитание;

- правовое;

- эстетическое;

- физическое;

- семейно-бытовое.

IV. Структура Программы.

Программа включает в себя 2 направления работы с молодежью:

1 направление - “Двое” - занятия для юношей и девушек по формированию представлений о значении репродуктивного здоровья, об условиях его сохранения, о влиянии на него образа жизни и вредных привычек, о гендерных различиях и функциональных ролях мужчины и женщины; занятия по формированию представлений о семейно-брачных отношениях и осознанном выборе партнёра, о факторах и условиях создания счастливой семьи.

2 направление - “Я – мама!” - работа со студентами, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию (беременность, рождение ребенка, выход на обучение из декретного отпуска); занятия по формированию осознанного отношения к рождению ребёнка, адекватного восприятия материнства и отцовства, ответственности за здоровье и воспитание детей.

V. Механизм реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на весь период профессионального обучения обучающихся в колледже (3 года) и осуществляется в ходе досуговой деятельности, а также в участии студентов в различных акциях и социально-значимых проектах. Программа включает курс  воспитательных занятий, посвященных различным аспектам семейной жизни и психологии межличностных отношений в семье, направлены на профилактику негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.

На первом курсе основной задачей в работе со студентами являются знакомство с вопросами этики взаимоотношений полов. На занятиях, которые могут проходить в форме лекций, диспутов, тренингов рассматриваются следующие темы: этика знакомства, установление взаимоотношений между молодыми людьми; дружба и любовь; любовь или увлечение; честь и достоинство; культура взаимоотношений влюблённых и др.

На втором и третьем курсе продолжается дальнейшая работа по изучению вопросов брака и семьи. На занятиях обсуждаются вопросы: правовые взаимоотношения супругов, идеальный муж, идеальная жена, взаимоотношения с родителями супругов. Осуществляется дальнейшее обсуждение вопросов: как избежать ссор и конфликтов, семейный быт, секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Рассматриваются вопросы воспитания детей в семье: детство до рождения; советы будущей маме; влияние вредных привычек на развитие плода; традиции народной семейной педагогики; стили и методы семейного воспитания.

В учебной деятельности этому способствует изучение таких предметов как обществознание, основы права, деловая культура.

Программа рассчитана на 6-8 занятий в год на каждом курсе. Занятия строятся произвольно, в зависимости от контингента студентов и компетентности воспитателя. Занятия проводятся как раздельно для юношей и девушек (темы, связанные с физиологией и гигиеной), так и совместно.

Итогом реализации воспитательной Программы “Взросление” является тестирование – комбинация психологических методик и социологических опросников, позволяющая определить:

- уровень знаний обучающихся по вопросам формирования семейных отношений;

- предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,

- сформированность нравственных принципов и взглядов на семью;

- осознанное отношение к рождению ребёнка, адекватное восприятие материнства и отцовства, ответственность за здоровье и воспитание ребенка;

- сохранность контингента (возможность молодых мам окончить образовательное учреждение).

Результаты тестирования обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета колледжа.

VI. Методы и формы работы.

На протяжении трех курсов используются следующие методы и формы воспитательной работы: беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, индивидуальное консультирование, сюжетно-ролевые игры, встречи со специалистами из поликлиники, с представителями церкви, создание буклетов, просмотры фильмов, видеороликов, участие в досуговых мероприятиях(8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина и др.), работа волонтерского отряда по ЗОЖ, работа кружка “Хозяюшка” и «Домашний мастер» в общежитии.

Работа по двум направлениям ведется параллельно. Сопровождение девушек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации (беременность, рождение ребенка) осуществляется следующим образом: составление индивидуальных программ обучения; патронаж молодых мам; индивидуальные беседы, консультирование психолога. Со студентами, имеющими статус сирота, составляется индивидуальная программа сопровождения.

VII. Нормативно-правовая база.

- Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.

- Конвенция о правах ребёнка - Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. №1559-1.

- Конституция РФ.

- Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

- Локальные акты образовательного учреждения: Устав, Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения

VIII. План реализации Программы “Взросление”

          (Приложение 2)

IX. Критерии результативности воспитательной работы.

Критерии эффективности

Показатели

Методы диагностики

Знание основ межличностных отношений в семье

Повышение уровня знаний студентов  по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки, супругов в семье

Анкетирование, тестирование

Отношение к своему здоровью.

Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье. Развитие потребности в здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье ребенка.

Педагогическое наблюдение, анализ результатов медицинских осмотров.

Социальная зрелость личности.

Готовность и способность студентов к самоутверждению и

самореализации в современном обществе. Сознательное отношение к рождению ребенка и материнству.

Педагогическое наблюдение, анализ полученных данных в ходе общения с воспитателями и студентами.

Нравственный потенциал личности.

Уровень культуры общения и поведения. Готовность следовать нравственным нормам в своей жизнедеятельности.

Педагогическое наблюдение, анкетирование.

Литература.

1.Бутко, Е.Я. “Начальное профессиональное образование: новый этап развития” Профессиональное образование №10, 2003

2. Басаргина, А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания // Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2006. -512с.

4. Кулик, Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение, 2003. -175с.

5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение ,1999. -270с.

6. Лазарев, А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия, 2005. - 314с.

7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение, 1992.- 200с.

8. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи.

2. http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.

Приложение 1

Мониторинг студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию

2015-2016 уч.год

курс

Беременные

Всего молодых мам, обучающихся колледжа

Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты

Из них матерей- одиночек

I

II

III

2016-2017уч.год                                                                                                                  

курс

Беременные

Всего молодых мам, обучающихся колледжа

Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты

Из них матерей- одиночек

I

II

III

2017-2018 уч.год

курс

Беременные

Всего молодых мам, обучающихся колледжа

Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты

Из них матерей- одиночек

I

II

III

Приложение 2

№ п\п

Содержание и формы деятельности        

Сроки         

Ответственные

1.

Организационное обеспечение

1.1

Разработка программы и её рассмотрение на методическом объединении.

Сентябрь-октябрь 2015г.

Воспитатель

1.2        

Согласование Программы с педагогическим советом, постановка задач перед коллективом.        

Октябрь  2015г.

Администрация колледжа

1.3

Организация работы по реализации воспитательной Программы по подготовке студентов к семейной жизни и сопровождению студентов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

В течение  всего

 периода        

Классные руководители, воспитатели

2.

Методическое обеспечение

2.1.

Пополнение методической копилки колледжа разработками мероприятий по вопросам становления будущего семьянина.

В течение  всего

 периода

Классные руководители, воспитатели

2.2.

Составление каталога статей, книг, Интернет-ресурсов  по вопросам подготовки студентов  к браку и семье.

В течение  всего

 периода

библиотекарь

I. Направление - «Двое»

1.

Психолого-педагогическая поддержка

1.1.

Проведение индивидуальных консультаций со студентами, по вопросам взаимоотношения полов, неразделённых чувств.

В течение  всего

 периода

Социальный педагог, психолог, воспитатели

1.2.

Организация работы «телефона доверия».        

В течение  всего

 периода

Социальный педагог

2.

Воспитательная работа

2.1.

Подготовка материалов на информационный  стенд по профилактике вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, половые связи) под названием «Быть здоровы – это здорово!».        

В течение  всего

 периода

Классные руководители, социальный педагог, воспитатели

2.2.

Работа волонтёрского отряда «Мы за здоровый образ жизни».        

В течение  всего

 периода

Социальный педагог, участники волонтерской группы, воспитатели

2.3.

Выпуск агитационных буклетов «Мы за семейные ценности», «Нет – абортам!» и др.        

В течение  всего

 периода

Социальный педагог, участники волонтерской группы, воспитатели

2.4.

Организация работы кружка «Хозяюшка» и «Домашний мастер» в общежитии колледжа.        

В течение  всего

 периода

Воспитатели в общежитии

2.5.

Беседы  со специалистами, врачами (гинеколог, венеролог)

По запросу

медработник

2.6.

Беседы о нравственности

По запросу

Воспитатели, представитель церкви

2.7.

Проведение мероприятий:

«День Святого Валентина»

Конкурс для юношей «Настоящие мужчины»

Конкурс для девушек «А ну-ка, девочки!»

Февраль

Март

Воспитатели общежития

2.7.

Проведение групповых воспитательных часов (Часов мастера)*.

Примерная тематика на 1 курсе:

Расскажи мне о себе (тренинговое занятие).

Я и моя семья (рассказы студентов о своей семье).

Любовь – что это?.. (занятие -рассуждение).

Красота спасет мир (занятие-презентация).

Тайны двоих (занятие-лекция).

Любовь между началами — мужчиной и женщиной (дискуссия).

Три источника влечения — душа, разум, тело (занятие-лекция).

О видах любви. Любовь созидательная. Любовь разрушительная (занятие-лекция).

Примерная тематика на 2 курсе:

Ранние браки: за и против(занятие-лекция).

 Семь Я (викторина).

Семья на отдыхе (сюжетно-ролевая игра)

 Кредо по-настоящему счастливых супругов (занятие-практикум).

 Можно ли предупредить конфликтные ситуации в семье? (разрешение конфликтных ситуаций)

От чего умирает любовь (диспут)?

 Условия и порядок заключения брака (круглый стол).

Примерная тематика на 3 курсе:

Супружеская жизнь - гармония и конфликты.

Я родился (сюжетно-ролевая игра)!

Регистрация рождения ребёнка (делова игра).

Имя будущего ребенка (сюжетно-ролевая игра).

 О семейных традициях (устный журнал).

Современные трудности в браке (занятие-беседа).        

В течение  всего

 периода по

 планам воспитательной

 работы

Воспитатели общежития с приглашением мед.работников, специалистов социальной службы, инспекции по защите прав детей, психолога, представителя церкви, специалистов из поликлиники.

* Темы и количество занятий, досуговых мероприятий могут изменяться, дополняться.

II. Направление «Я – мама!»

1.

Психолого-педагогическая поддержка

1.1.

Проведение индивидуальных консультаций со студентами

В течение  всего

 периода

Социальный педагог

Администрация

Воспитатели общежития

Классные руководители

1.2.

Проведение индивидуальных бесед с родителями студентов

В течение  всего

 периода

Социальный педагог, Администрация

Воспитатели общежития

Классные руководители

1.3.

Сопровождение несовершеннолетних студентов из числа детей-сирот, попавших в тяжелую жизненную ситуацию:

- помощь в постановке на учет;

- посещение врачей;

- разработка индивидуальной программы обучения;

По мере необходимости

Социальный педагог,

Воспитатели общежития

Классные руководители

1.4

Составление индивидуальных планов обучения и посещения колледжа молодыми мамами

По мере необходимости

Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР

1.5.

Посещение молодой мамы с целью оказания психолого-педагогической поддержки

По мере необходимости

Классные руководители, социальный педагог,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа по химии .

Авторская програма по химии разработана для преподавания химии в техникуме. Программа включает цель, задачи курса, содержание курса, а также требования к знаниям и умениям студентов, содержание аудито...

Авторская программа "Изготовление тростевой театральной куклы"

Моя авторская программа по изготовлению театральной куклы на уроках декоративной композиции в художественной школе...

Авторская программа. Технологии. Информационные технологии.

Преимущества авторской  программы: в отличии от предмета « Технологии» , «Технологии. Информационные  технологии» позволяют  учащимся приобрести навыки необходимые им  в дальнейшей...

Авторская программа «Ритмика в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

      Цель программы: укрепление физического и психического здоровья  дошкольников, развитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры....

Авторская программа «Ритмика в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

      Цель программы: укрепление физического и психического здоровья  дошкольников, развитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры....

Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио»

Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио» появилась в 2011 году как необходимая альтернатива низкому уровню подготовки аби...

Авторская программа спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"

Авторская программа спецкурса  «Основы педагогического прогнозирования» знакомит будущих учителей с общими принципами, методами и приемами познания и предвидения результатов педагогического возде...