Авторская программа "Изготовление тростевой театральной куклы"
рабочая программа по теме

Яковлева Вера Иванна

Моя авторская программа по изготовлению театральной куклы на уроках декоративной композиции в художественной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon авторская прграмма100 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел культуры

Муниципального образования

«Кардымовский район»

«Методика и технология изготовления театральной тростевой куклы»

Авторская программа

                                                                             

                                                          Преподавателя художественного

                            Отделения  Кардымовской

                                                          Детской Школы Искусств

                                                          Яковлевой Веры Иовны

                                                          Кардымово

                                                             2008  г.

Введение.  О кукле вообще и театральной кукле в частности.

История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история народа кукол, который на протяжении тысячелетий оставался неизменным спутником людей. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, - ритуальная. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов.

                                                                                                                    Каким же образом культовые предметы стали игрушками, дарящими радость детям? Возможно, свою роль сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами рода. В них были задействованы глиняные фигурки животных, при помощи которых дети знакомились с повадками диких зверей, способами охоты, опасностями, подстерегающими в лесу. Со временем, представление человека о мироздании усложнялось, и вместе с ним менялось отношение к похожим на людей глиняным божкам. Исподволь они, как и скульптурные изображения животных, превращались в игрушки для детей.  

                                                                                                                          Тем не менее, приобретя новую функцию детской игрушки, куклы  продолжали исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов. За  шестнадцать столетий до нашей эры в Древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии. Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии.

И вновь, как и в первобытном обществе, куклы вышли из-под власти жрецов и из объекта поклонения превратились в персонажей народных театров – этого искаженного отражения религиозных мистерий. Куклы-артисты, предназначенные для выступления со сцены, должны были обладать двумя специфическими качествами – иметь узнаваемый облик и близкую к человеческой пластикой движений. Первое условие достигалось благодаря стилизации внешности куклы, использования броских сочетаний цветов и четкого лаконичного декора, а второе – за счет применения различных механизмов, позволяющих кукле совершать те или иные движения. Театральных кукол можно разделить на две основные группы – верховые и напольные. Работая с верховыми куклами, скрытые ширмой актеры держали их высоко над головой, а выступая с напольными, наоборот, находились над сценой, управляя куклами сверху.  В Древнем Риме широкое распространение получили кукольные представления, высмеивающие человеческие пороки и недостатки: жадность, глупость, лицемерие.

В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обоснованно – рукотворные изображения людей, издревле являющиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов. Однако, учитывая популярность кукольных театров в народной среде, духовенство попыталось придать спектаклям христианскую направленность, избавить от влияния язычества. Попытки создания христианской кукольной мистерии не увенчалось успехом. Исключение составляет только сохранившаяся до наших дней традиция изготовления вертепов – небольших многоярусных кукольных театров, в которых в канун Рождества разыгрываются сцены, связанные с рождением Иисуса Христа.

Поколение сменяло поколение, уходили в прошлое эпохи, унося в небытие распри и потрясения, а куклы продолжали жить рядом с человеком. Кукольное население росло, приобретая новые профессии. В средневековой Франции появились даже куклы-манекенщицы, которых возили по городам Европы, демонстрируя новинки парижской моды. Все больше мастеров занималось изготовлением кукол-игрушек,  полюбившихся детям  и взрослым нарядных барышень, одетых по моде своего времени. С развитием в 18 веке фабричного производства технология изготовления кукол усложнилась, появилась возможность использовать детали из металла, стекла, фарфора, что привело к совершенствованию внешнего вида и конструкции кукол. 18 столетие по праву можно считать веком развития механики. И, конечно же, технический бум не мог обойти стороной производство кукол.

Попытки «оживить» кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались еще очень давно. Известно, что в Древнем Китае изготовлялись куклы-автоматы, приводимые в движение пороховыми взрывами, а греки и римляне устраивали кукольные хороводы, закрепляя на большом диске, вращавшемся под напором водяной струи, танцующие фигурки. Однако  настоящего расцвета изготовление кукол-автоматов достигло именно в 18 веке, когда сумма накопленных знаний позволила создавать настоящие механические чудеса. В то время очень большую популярность приобрели так называемые театры автоматов, представляющие собой разновидность шарманки, дополненной подвижными фигурками. В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые  куколки-музыканты. После завода пружины они начинали двигаться, приводя в действие не только фарфоровых музыкантов, но и спрятанный внутри ящика музыкальный механизм, исполнявший несколько мелодий. Фантазия механиков прошедших веков была неисчерпаемой. Фарфоровые модницы смотрелись в зеркала и расчесывали волосы, стройные ряды солдатиков маршировали по столу, барабанщики отбивали военные марши, куклы танцевали, ходили, говорили, смеялись и плакали, копируя жизнь создавших их людей. Чудом могли показаться современникам большие, почти в рост человека, механические куклы-автоматы, играющие на настоящих музыкальных инструментах… Техника нашего времени несопоставима с относительно простыми механизмами минувших столетий, но, как и прежде, замирают перед музейными витринами дети, с восхищением наблюдая за четкими движениями «оживших» кукол.

Повествуя об истории кукольного народа, невозможно обойти вниманием Японию, страну, где на протяжении десятков столетий бережно хранят традиции создания кукол.

Еще в эпоху Средневековья в Японии сложились центры по производству кукол, прославившиеся различными видами игрушек. Среди их продукции есть и совсем простые по форме куклы, выточенные на токарном станке из цельного куска дерева, есть куклы, выполненные  из обожженной желтой и красной глины; куклы бумажные и собранные из разнородных  материалов. Очень привлекательны куклы, воспроизводящие облик прославленных красавиц из пьес театра Кабуки. Наряды барышень, застывших в грациозных позах, выполнялись из парчи и расписанного вручную шелка, а замысловатые прически отделывались длинными серебряными шпильками и искусственными цветами. Красавицы держат в руках зонтики,  веера и музыкальные инструменты. Изготовление такой куклы – длительный и трудоемкий процесс, в котором бывает занято сразу несколько человек. Следуя традиционному разделению труда, один из мастеров делает туловище куклы, другой – головку и руки, третий – аксессуары. Работа над созданием куклы требует не только высокого технического и художественного мастерства, но и скрупулезного изучения истории костюма каждой конкретной эпохи, ее обычаев, быта. На завершающем этапе работы мастер придает кукле задуманную позу. Это очень ответственная операция, от которой зависит, насколько удачно будет смотреться костюм, ляжет ли ткань так, чтобы возникла иллюзия живого тела, каким вообще окажется характер куклы.

Покинем загадочные для европейца Японские острова и отправимся в Россию, чтобы проследить за тем, как сложилась судьба кукол здесь.  Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах – таковы далекие предки русских кукол. В минувшие столетия ребятишки играли глиняными фигурками, среди которых встречались  изображения человека.

Широкую известность в России и за ее пределами приобрели народные промыслы, специализирующиеся на изготовлении деревянных и глиняных потешек.  Сергиев Посад, Городец, Богородское, Семеново,  Дымково, Филимоново, Полхов Майдан – далеко не полный перечень их производства. Пронизанные золотистым светом симпатичные богородские зверушки, изысканно удлиненные филимоновские свистульки, сияющие эмалевыми красками барыни из Сергиева Посада восхищают продуманностью композиционного решения, умением мастера чувствовать материал.

Появление в России мягкой игрушки, в том числе и кукол с головками из папье-маше, связано с периодом правления Петра 1. царь-реформатор пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь подмосковного Хотьковского монастыря изготовлять игрушки, выполненные по западным образцам. Куклы, собранные из фарфоровых деталей, ценились достаточно высоко. Если тело, руки и ноги таких кукол  изготовлялись в самых разных, порой полукустарных мастерских, то головки – детали, несущие наибольшую художественную нагрузку, выполнялись на специализированных фарфоровых предприятиях.

В России фарфоровые куклы стали особенно популярны во второй половине 19 – начале 20 века. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт. Нарядная одежда и обувь, неотличимые по качеству от настоящих, модная мебель, тонкая фарфоровая посуда, нередко являвшаяся продукцией Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, помогали создавать утонченный и изысканный мир кукол.

Театральная же кукла продолжала жить своей, насыщенной движением, музыкой и зрительскими аплодисментами жизнью. Итак, повторимся. Театр кукол появился еще в Древнем Риме. Позднее, в той же Италии распространился народный сатирический театр кукол. Главным героем его представлений стал Пульчинелла. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, в Англии – Панч, в Германии – Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг, в Польше – Копленяк, в Чехии – Кашпарек. По характеру, смелости, дерзости, насмешливости  все они – родственники нашего русского Петрушки. В русской традиции кукольного театра довольно развито было комедийное начало. В балаганном представлении кукол одна за другой следовали бытовые, исторические, остросатирические, шуточные сценки, которые перемежались танцем кукол разной национальности, марширующими игрушечными солдатами. В начале 20 века театр Петрушки постепенно ушел в историю. Появились более современные виды кукольного театра. Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам. В наше время широко распространены куклы-марионетки (низовые) и куклы – тростевые (верховые).  Об изготовлении тростевой куклы  (методике и технологии) и пойдет речь в дальнейшем.

                                             

            Способы  изготовления   кукол.

 

Выбор материалов, из которых может быть выполнена кукла, - обширен. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тому виду сырья, работа с которым позволяет наиболее полно решать задачи, стоящие перед мастером. Обратимся к перечню традиционных и широко распространенных материалов, используемых для изготовления кукол. Условно их можно разделить на три группы. К первой группе относятся вещества, изделия из которых формируются методом отливки, ко второй – пластичные материалы, пригодные для лепки, к третьей – твердые, недеформирующиеся материалы, обработка которых ведется при помощи режущих инструментов. В чем же заключаются достоинства и недостатки различных материалов и для какого типа кукол оправданно применение того или иного сырья? Определим принципиальные отличия способов изготовления кукол, позволяющие группировать материалы по общим признакам.

Отливка – это процесс воспроизведения скульптурной модели путем заполнения полости формы затвердевающим веществом. К таким материалам относится гипс, фарфор и воск (парафин). В театральном производстве гипс использовать нежелательно из-за значительного веса гипсовых деталей. Гипс достаточно хрупок, что так же не подходит для театральной куклы, находящейся в постоянном движении и контакте с другими куклами. По этим же причинам не используется  парафин (воск). Он хрупок, легко ломается. Идеально подходит для отливки деталей кукол фарфор. Однако специальное сырье и оборудование, используемое при производстве фарфоровых изделий, делает этот процесс невозможным в домашних или школьных условиях.

Лепка – это процесс изготовления оригинальных изделий из пластичных, меняющих форму при надавливании материалов. Чаще всего применяется при создании скульптурных моделей, предназначенных для дальнейшего копирования.

Папье-маше пригодно для изготовления больших кукол и манекенов. Оно требует дополнительной обработки деталей, шпатлевания и выравнивания поверхностей. Легко окрашивается. Возможно неточное копирование.

Резьба – это процесс, при котором рельеф изделия формируется путем удаления (срезания, скалывания) лишних частей заготовки. Древесина для изготовления кукол используется достаточно редко. Пригодна для изготовления кукол среднего размера. Материал относительно прочный, но тяжелый. Требуется дополнительная обработка заготовок – грунтовка и окраска поверхности. При работе с древесиной необходимы наличие навыков скульптурной резьбы и набор специальных инструментов.

Рассказывая о материалах, используемых при создании кукол, нельзя не упомянуть о методике изготовления матерчатых изделий, техники текстиля. Техника работы с тканью принципиально отличается от рассмотренных выше приемов и легко осваивается начинающими мастерами.

Сравнительно недавно появилась новая техника изготовления кукол – техника чулочного трикотажа. Основные приемы этой техники – обтяжка и набивка. Принцип  работы довольно прост, он сочетает в себе и метод лепки, и метод ручного шитья, и метод конструирования. И как показала практика автора реферата, этот метод наиболее приемлем в работе над изготовлением тростевой театральной куклы для детского театра кукол.

Технология изготовления театральной тростевой куклы (техника чулочного трикотажа).

    Тростевая кукла относится к верховым  (актер находится внизу, кукла – вверху). Основой куклы является гапит – деревянная рейка 60-70 см высотой.  Он, собственно, и является каркасом куклы. Механика куклы проста. К ее рукам крепятся трости (тонкий штапик, либо толстая негибкая проволока – стальная или медная). Актер-кукловод управляет куклой с помощью гапита и тростей. Свое название кукла и получила благодаря им.

    Рассмотрим подробно изготовление тростевой куклы. На деревянную, хорошо отшлифованную рейку 70 см  длиной, сечением 1,5 x 1,5 см  прибивается или приклеивается  основа туловища – дощечка из ДВП – стилизованная фигурка куклы.  Широкие плечи – для мужской фигуры, широкие бедра и узкий перешеек для талии – для женской, форма трапеции с широким низом – для тучной фигуры (Рис. 1, Фото 1).

    Следующая операция – обтяжка  туловища и шеи (дощечки из ДВП и верхнего конца гапита)  трикотажной эластичной массой, представляющей собой пласты тонких капроновых нитей. В чулочно-трикотажном производстве эта масса называется эластичным срывом, т.е. является отходами этого производства. Эластичный срыв пластичен и податлив, легко расслаивается, не отделяясь от основной массы. Собственно, туловище куклы не набивается, а постепенно обтягивается. Наращивается объем. Кукле придаются нужные формы.  (Фото 2).  Между слоями срыва можно укладывать кусочки поролона, синтепона и прочие легкие рыхлые материалы. Слои срыва крепятся между собой швейной иглой с ниткой. Наметываются английскими булавками с шарообразными головками. Булавки с петельными головками использовать нежелательно, т.к. нитки цепляются за петли. Постепенно  туловище куклы приобретает нужные формы и пропорции – женская фигура, фигура старика, толстяка (Рис. 2). Окончательная обтяжка туловища производится тонким полупрозрачным  чулочным трикотажем.   (Фото 3-4).  Вес куклы должен быть максимально легким для удобства актера. Ему приходится длительное время, играя в спектакле, держать куклу над собой  в вытянутой  руке. Особенно это касается детского театра кукол, где играют дети младшего и среднего школьного возраста.

    Головка куклы так же выполняется в технике чулочного трикотажа. Эта техника позволяет ее сделать не только декоративной, яркой и выразительной, но я бы даже сказала, более живой, т.к. используемый материал – чулочный трикотаж и синтепон дают иллюзию живой плоти, а обтяжка головки несколькими, разными по тону, слоями ткани, дают эффект лессировки  (позвольте взять термин из живописи). Одним словом, «кожа» лица куклы приобретает мягкие пастельные оттенки. Она как бы светится изнутри.

     Начинаем работу над лицевой частью головы. Возьмем для примера голову куклы-пирата и рассмотрим последовательность ее изготовления. Основа лица будет состоять из двух, неравных по величине, частей. Из трикотажа вырезаем два овала с наибольшей шириной 12 см и 8 см.  Они стягиваются по краям нитью и набиваются синтепоном, получаются две полусферы. Они разравниваются пальцами, обминаются, как бы лепятся. Одна из сторон каждой детали вытягивается в прямую линию. По этой линии сферы состыковываются и скалываются между собой булавками. У нас получился один большой овал с разделительной линией – линия глаз. Собственно, это и будет передняя часть головы куклы с лобной и лицевой частями. ( Рис. 3).

    Нос – самая сложная деталь лица.  Кукле-пирату нос следует делать крупным, рельефным, с хищной горбинкой, нависающим надо ртом. Основу, призму носа вырезаем из плотного белого картона. Сгибаем его треугольником и обрезаем сразу две стороны для симметрии. Срезаем части для основания носа и для его кончика. Величину носа определяем исходя из размеров лица. Затем заготовку носа обтягиваем трикотажем, а концы ткани сшиваем и крепим с изнанки. «Лепим» из трикотажа и синтепона четыре небольших шарика по принципу стяжки нитки на ножке, как воздушные шарики. Пришиваем их к треугольнику носа: кончик, горбинка (шарик слегка вытянуть до овала),  две ноздри (крылья носа). (Рис. 4).

    Готовый нос можно обтянуть еще одним слоем трикотажа. Это делается для носика женской головки. Верхний полупрозрачный слой дает ощущение мягкости, нежности черт. Шарики ноздрей лишь слегка просвечиваются сквозь ткань. Но голове пирата лишние слои не нужны. Здесь хороша именно резкость, грубость, рубленность черт. Булавками нос крепится к лицу. Переносица намечается чуть выше разделительной линии, для того, чтобы не ушла в глубину шва линии, не оказалась вдавленной вместе с глазами, которые как раз и следует посадить поглубже.

    Для щек и подбородка сделаем три небольших сферы (последовательность та же, что и для двух первых деталей лица). (Фото 6). Прикалываем эти детали к лицу булавками. Опускаем щеки вниз, делаем лицо одутловатым. Подбородок и щеки крепим вплотную друг к другу – появляется некоторое, вполне определенное выражение лица – отталкивающее. (Рис. 5)

    Лицу пирата не помешают надбровные дуги, нависающие над глазницами. Это придаст ему суровости. Делаем две небольшие сферы, чуть вытягиваем их до овалов, находим им место на лице и крепим к нему булавками (Рис. 6, Фото 7-10).  Женским лицам, если это не Баба-Яга, надбровные дуги не делаем, а напротив, не обозначаем даже бровей. (Фото 5).  Гладкий выпуклый лоб придает ей больше живости и некоторой загадки, нежели насурмленные, раскрашенные дуги-брови. Хотя, опять же, дело в образе. Например, Атаманше  из  «Бременских музыкантов» такие брови только подчеркнут ее коварную сущность. Брови, если таковые необходимы на лице, можно вышить нитками «Ирис», вырезать из драпа или из тонкого короткого меха. (Фото 11).

    Глаза театральной куклы – самая выразительная часть лица. Они должны быть большими, яркими, сверкающими в свете театрального софита. Глазное яблоко – шарик на ножке (ранее описанный)  из белого трикотажа. Роговица – поетка (кружочек-блестка), зрачок – бусинка или бисеринка. Поетки в арсенале мастера должны быть самых разных цветов – золотистые, серебристые, зеленые, синие, красные. Для глаз пирата мы выберем две поетки – серебристую, на которую наложим прозрачную светло-зеленую, зрачок сделаем из мелкой черной бусинки. Выражение глаз станет злым, холодным – пиратским. А если взять красную поетку и белую бусинку – взгляд будет кровожадным и беспощадным – трижды пиратским. Для девушек хороши голубые, черные  глаза,  для стариков – мелкие  глазные яблоки  и подслеповатые зрачки (Рис. 7).

    Итак, все детали лица у нас наколоты булавками на основу – лицо. Можно еще их подвигать, поискать  более выразительную мину. Надбровные дуги сдвигаем к переносице – суров; глаза топим под дуги – коварен, скрытен;  щеки опускаем – брезглив, высокомерен. Запоминаем образ, снимаем все, кроме носа (можно в местах расположения фрагментов оставить булавки). Соединяем, сшиваем с изнанки две полусферы лица, пришиваем нос только в месте переносицы и основания носа, причем основание лучше вдавить в глубину сильнее, нежели переносицу – кукла станет надменна. Подбородок крепим у самого основания носа  - пират будет беззуб  и  спесив.

    Когда все детали пришиты, можно  доработать образ втяжками.  Ниткой с узелком, утолщенным кусочком ткани, дабы он не проскочил на лицевую часть сквозь рыхлый, редкий материал, делаем короткий точечный стежок с изнанки на лицо и обратно, крепко затягиваем на изнанке узел. Втяжками делаются ямочки на подбородке, щеках, впадины под скулами, морщинки на лбу, носогубные складки; втягиваются, сжимаются виски. Одно условие необходимо соблюсти – на лице не должно быть широких стежков – никаких, даже если захочется «нарисовать» морщины. Нужно так постараться расположить втяжки-ямочки, чтобы они образовали нужные впадинки и бугорки-холмики, чтобы появилась только иллюзия морщин, рельеф живого лица.  (Фото 9).   Когда кукла находится в движении,  игра светотени  на  ее лице дает ощущение жизни, ее мимика становится динамичной. С нарисованным лицом таких метаморфоз, увы,  не происходит. Исключение составляют цветные нитки, которыми можно оформить глаза, имитируя веки, ресницы, брови.

    Эта кукла у нас безгубая. Губы лишь угадываются во впадине между основанием носа и подбородком.  Но вот на женском лице – губы, как и глаза, несут декоративную нагрузку, подчеркивая женскую прелесть куклы.  Для губ берется цветная набивка (цветной синтепон) красного или розового цвета. Для обтяжки трикотаж коричневый или бежевый – это будет приближенный к человеческим губам тон. Но для особо вызывающих губ – красный синтепон и красный трикотаж. Кстати, изначально белое трикотажное полотно можно выкрасить анилиновыми красителями в любые цвета  по традиционной для окраски тканей технологии. Губы лепятся  по принципу шариков. Либо один большой шарик с втяжкой в центре, либо два, либо три. Они сшиваются между собой, чуть растягиваются в стороны. Втяжками можно создать любую  форму губ. А если рядом с уголками губ сделать втяжки на лице, появится улыбка, не рот до ушей, а лукавая полуулыбка. Но рот до ушей нужен, к примеру, Петрушке, тогда уголки губ удлиняются нитками – в тон губам. Но к женским лицам это не применимо. Они теряют очарование.

    Готовое лицо прикалывают булавками к шее за нижнюю часть (под подбородком). Верхний кончик гапита довольно длинный. Часть его – шея; часть уходит в голову для ее устойчивости. Для пирата делаем шею короткой, для девицы – длиннее. Кстати, и шеи  этих кукол обтягиваются по-разному. У пирата – цилиндрическая, а  линия женской шеи  делается плавной. Ее обтяжка перетекает на грудь. Лицо куклы нужно наклонить чуть вниз, т.к. кукла – театральная, на зрителя она смотрит сверху. Для затылочных и боковых  фрагментов головки делаем полусферы, вытягиваем их, обминаем,  скалываем булавками между собой и лицевой частью.

Формируем голову из деталей, как мозаику. Еще раз проверяем наклон головы, уточняем симметрию частей и сшиваем между собой детали,  постепенно  убирая булавки. Внутри голова остается полой. Набивать пустоты не следует, т.к. может деформироваться лицо. Оно полностью потеряет то выражение, которое ему придали.

    Работа с этим материалом – синтепоном и чулочным трикотажем – требует большой сосредоточенности. Сшивать этот нежный невесомый материал, простите за каламбур, нужно, буквально, на весу, что требует большого опыта и навыка. Грубые затянутые швы убьют куклу. В итоге можно получить грубую поделку. Так что, при очевидной легкости изготовления куклы по такой технологии, без сосредоточенности и аккуратности нужного эффекта может не получиться и первое изделие  разочарует вас.

    Головка куклы декорируется паричком из синтетических волокон, пеньки, шерстяной пряжи, шнура, меха. Практически из любых материалов, имитирующих человеческие волосы.

Кукольные парики условно можно разделить на два типа: стилизованные и копирующие прическу человека. Выбор парика обуславливается общим стилистическим решением декора куклы. Способы сборки кукольного парика также существенно отличаются друг от друга. Для отделки кукол, выполненных в условной манере, обычно выбираются более простые приемы изготовления прически, например, крепление волос на тесьму. Для работы нам потребуется узкая тесьма или полоска ткани, близкая по цвету к оттенку «кожи» куклы. На отрезок тесьмы, равный по длине расстоянию от лба до затылка, равномерно разложим волокнистый материал, служащий кукольными волосами и пришьем его к головке. У нас получилась двусторонняя бахрома. Выполненные в этой технике парики с волосами, уложенными на прямой пробор, подходят для создания симметричных причесок типа косичек, хвостиков и ниспадающих по сторонам лица локонов. Для изготовления паричков кукол можно использовать декоративные заколки для волос, выполненные из синтетических волокон, по структуре, цвету и форме очень похожих на локоны человеческих волос. Цвет их – самый разнообразный: для рыжих, блондинов, брюнетов, шатенов и т.д.  (Фото 11, 14-18)

   Волосы можно укладывают по спирали, начиная от макушки;                  

Рядами, небольшими пучками. (Рис. 8).  Есть и другой способ укладки волос – фигурный. Он существенно отличается от спиральной укладки. При фигурной укладке относительно толстые пряди сразу же располагаются в соответствии с конфигурацией будущей прически, причем очень часто они прикрепляются к головке куклы двумя концами одновременно.  (Рис. 9)  Приступая к фигурной укладке, необходимо следить за тем, чтобы точка крепления каждой отдельной пряди оказалась замаскирована очередным наложенным на головку пучком волос.

Руки являются  самым динамичным элементом тростевой куклы и  потому их нужно делать подвижными. Они непременно должны быть подвижны в плечевом суставе и сгибаться в локтевом. Плечо и предплечье руки делается на каркасе из толстой гибкой алюминиевой проволоки, свернутой два-три раза. Проволока обтягивается эластичным срывом и обшивается трикотажем. Иногда рука делается цельной без локтевого сустава, но кисть, пришиваемая к ней всегда подвижна. Детали не туго сшиваются между собой.  Работа над кистями рук более кропотливая. Шаблон кисти накладывается на двойной слой трикотажа, обводится цветным теплого светлого тона  фломастером. На швейной машинке выполняется строчка по контуру. Затем простроченное изделие вырезается и  выворачивается наизнанку очень бережно и осторожно, т.к. материал тонкий, вытягивается – есть опасность его прорвать. Полученную в итоге перчатку набиваем синтепоном – это один способ; второй – перчатка натягивается на каркас.

Рассмотрим первый способ. (Фото 12).  На фотографии видно, что пальчики рук имеют как бы фаланги и суставы.  Набивается пальчик несколькими шариками синтепона. Мнем и скатываем кусочек синтепона в тугой шарик.  Кончиками маленьких маникюрных  ножниц заталкиваем его в пальчик, затем тупым концом кисточки аккуратно вбиваем его.  И так по шарику – в каждый палец. Появились кончики пальцев – первые фаланги. Потом набиваем следующий ряд фаланг.  Их должно быть три, в большом пальце – два. Пальчики мнем, оттягивая каждую фалангу. Ткань растягивается, между фалангами четко обозначились узкие перешейки. Затем следующим рядом шариков оформляем пястные косточки кисти.  Большой пышный шарик формирует ладонь, шарик поменьше – бугорок большого пальца. У нас получилась кисть – кукольная копия человеческой ладони.  

Второй способ изготовления кисти куклы.  Перчатка руки натягивается на проволочный каркас, согнутый по шаблону. Для перчатки берется более плотный трикотаж, чтобы  не просвечивалась проволока. Кончики пальцев и ладони набиваем синтепоном, затем одеваем еще одну перчатку, т.к. несмотря на плотную ткань, проволока все же немного просвечивает. (Фото  13).

Готовая кисть пришивается к предплечью, к предплечью же пришивается и  трость.  Кукла готова, теперь можно на нее одевать костюм. Метод изготовления костюма театральной куклы существенно отличается от пошива одежды человека.  В пошиве кукольной одежды есть свои хитрости и методы. Многие детали  костюма накалываются непосредственно  на куклу, драпируется прямо на ней.  Иногда  платье одевается до пришива головы, а не после, если одежда не распашная и имеет только горловину, тогда и руки пришиваются к уже одетому туловищу. В создании образа куклы, костюм и в стилевом и в цветовом отношении является его неотъемлемой частью.  А его стилизация, декорирование и методы изготовления –  обширная  и глубокая тема, которой можно посвятить целую книгу.

                               Заключение.

В заключении хотелось бы вернуться к вопросу, встающего перед теми, кто решает, стоит ли осваивать поприще мастера-кукольника,

 насколько доступно это ремесло и сможет ли его освоить  юный художник, не владеющий специальными техническими навыками, но имеющий определенные  навыки художественные? Ответ, безусловно, будет положительным, что подтверждает в том числе и личный опыт автора. Разумеется, этот опыт накапливался годами труда в детском театре кукол, где одновременно приходится быть и художником-постановщиком, и  мастером-кукольником, и режиссером, и сценаристом. Но каждый, кого заинтересует искусство изготовления кукол, может начать практически  «с  нуля» и при определенном упорстве и заинтересованности  научиться создавать куклы достаточно высокой художественной ценности. В этой связи интересно отметить, что нередко описание той или иной технологии воспринимается намного сложнее, нежели ее практическое выполнение. Поэтому преодолеть все мнимые сложности может только практика, а совершенствовать свои навыки – быстро приходящий опыт и мастерство.

Всякий процесс, находящийся в стадии разработки, далек от совершенства. Не составляет исключения и процесс создания кукол. С каждым последующим изделием мастер улучшает методику его изготовления, находя новые технические приемы и решения. Исходя из того, не стоит рассматривать приведенные здесь методы работы как нечто неизменное и не подлежащее корректировке. Вполне вероятно, что вдумчивый педагог усовершенствует их  в процессе работы и в конечном итоге найдет свои собственные более удачные приемы создания кукол, то есть станет настоящим мастером, владеющим секретами своего  ремесла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа по химии .

Авторская програма по химии разработана для преподавания химии в техникуме. Программа включает цель, задачи курса, содержание курса, а также требования к знаниям и умениям студентов, содержание аудито...

Авторская программа. Технологии. Информационные технологии.

Преимущества авторской  программы: в отличии от предмета « Технологии» , «Технологии. Информационные  технологии» позволяют  учащимся приобрести навыки необходимые им  в дальнейшей...

Авторская программа «Ритмика в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

      Цель программы: укрепление физического и психического здоровья  дошкольников, развитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры....

Авторская программа «Ритмика в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

      Цель программы: укрепление физического и психического здоровья  дошкольников, развитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры....

Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио»

Авторская программа дополнительного образования учебно-предметной ориентации суворовцев МВМУ «Занимательное сольфеджио» появилась в 2011 году как необходимая альтернатива низкому уровню подготовки аби...

Авторская программа спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"

Авторская программа спецкурса  «Основы педагогического прогнозирования» знакомит будущих учителей с общими принципами, методами и приемами познания и предвидения результатов педагогического возде...

Авторская программа МДК.03.01 Технология малярных работ

Программа междисциплинарного курса является авторской и содержит ссылки на все теоретические знания, прописанные в стандарте. Также данный курс содержит раздел социально-исторической и общекультурной ...