Воспитание силы
методическая разработка на тему

Малахов Владимир Иванович

Сила борца — это способность преодолевать сопротивление сопер­ника или противодействовать ему за счет мышечных усилий.                                                                                                                                                      Силовые качества могут развиваться и совершенствоваться при ус­ловии максимальных мышечных проявлений (напряжения и расслабле­ния). Поэтому построение методики воспитания силы направлено на организацию условий, в которых возможны такие проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_sily.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание силы

Сила борца — это способность преодолевать сопротивление соперника или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Силовые качества могут развиваться и совершенствоваться при условии максимальных мышечных проявлений (напряжения и расслабления). Поэтому построение методики воспитания силы направлено на организацию условий, в которых возможны такие проявления.

Сила, применяемая в борьбе, непрерывно меняется по величине, направлению и характеру. Это определяется изменением ситуаций, создающихся в схватке. Поэтому силовые проявления в борьбе мы наблюдаем в сочетании с другими физическими качествами и, главное, со специфическими для данного вида спорта умениями.

Умение проводить прием, не вовлекая в эту работу ненужные и, тем более, мешающие мышцы-антагонисты, обеспечивает более высокое качество проявления специальной силы. Поэтому в видах спортивной борьбы методы развития обшей силы имеют вспомогательную направленность, и нижеследующие рекомендации следует рассматривать, как ориентир к осмысленной деятельности с позиций общей теории спортивной тренировки, направленный на оптимальную минимизацию объемов силовых упражнений, не относящихся непосредственно к деятельности борца.

При подборе упражнений, развивающих силу, необходимо помнить, что для борьбы характерны максимальные напряжения, сменяемые короткими паузами расслабления; взрывные напряжения; статические и динамические мышечные усилия.

Методы воспитания силы

Метод максимальных усилий. Этот метод предусматривает применение упражнений с околопредельными и предельными отягощениями.

Предельным отягощением следует считать такое, преодоление которого (поднятие штанги, растягивание амортизатора и др.) не требует специального повышенного эмоционального возбуждения занимающихся. Величина такого отягощения составляет 80—90% от максимальных (рекордных) показателей для данного спортсмена.

Выполнять такие упражнения нужно не более 1—2 раз в одном подходе в состоянии полного разогрева организма. Количество подходов определяется подготовленностью спортсменов и педагогической задачей. При выполнении этих упражнений высокие требования предъявляются к координации движений, концентрации внимания спортсмена.

При выполнении таких упражнений обменные процессы не достигают максимального уровня и мышечная масса не увеличивается. Сила возрастает за счет совершенствования нервно-мышечной регуляции.

Этот метод ценен для борцов, так как способствует увеличению силы без заметного увеличения веса спортсмена. Нужно помнить, что использовать его должны только спортсмены высокой квалификации и в сочетании с другими методами тренировки.

Метод повторных усилий. Этот метод предусматривает применение упражнений «до отказа» с непредельным отягощением, 40—70% от — максимального. Известно, что работа «до отказа» с таким отягощением дает прирост мышечной силы. Наиболее выгодно для наращивания силы применять такие упражнения с отягощениями, которые занимающийся может выполнять не более 8—12 раз.

Метод повторных усилий широко применяется в тех случаях, когда перед спортсменом стоит задача увеличить силу мышц спины, ног и т. д. Непосредственно в спортивной борьбе его действие наблюдается при выполнении упражнений для укрепления моста, при захватах руки на ключ, при освобождении от захватов и пр. (если борец выполняет одно из указанных действий «до отказа»).

В сочетании с методом максимальных усилий этот метод используется для поддержания высокой работоспособности и воспитания силовой выносливости.

Метод динамических усилий. Этот метод применяется с целью развития скоростно-силовых качеств. Смысл его заключается в том, что структура основного движения техники сохраняется, но выполняется оно с отягощением. Упражнение должно быть посильным для данного спорт-

смена, чтобы не наступило искажений в технике (упражнения в отрыве партнера от ковра, для бросков прогибом, поворотом и др.).

Изометрический метод. Этот метод предусматривает использование статических напряжений в определенной позе (удержание моста, удержание захвата и пр.). Такие упражнения длительностью до 8 сек. используются от 5 до 10 раз. Все отягощения подбираются в зависимости от упражнения, веса и подготовленности.

Указанные методы развития силы применяются как отдельно, так и в различных сочетаниях, преследуя цель разносторонне развить спортсменов. Увлечение силовой подготовкой без параллельного использования всех средств физического развития может привести к снижению скоростных качеств, уменьшению подвижности в суставах и общей скованности.

Если сила прирастает одновременно с увеличением мышечной массы, силовые качества сохраняются дольше. Поэтому главной задачей тренировки юных борцов следует считать наиболее полное развитие спортсмена, в меньшей степени заботясь о том, чтобы сохранить борца в данной весовой категории.

Организм спортсмена приспосабливается к любым упражнениям. Поэтому важным условием является их разнообразие.

Нужно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка распределялась на различные группы мышц. Упражнениям на развитие силы должны предшествовать общеразвивающие упражнения без отягощений, выполняемые с той же структурой движения. Упражнения с максимальными напряжениями следует сочетать с упражнениями на расслабление (упражнения для мышц-антагонистов, упражнения на растягивание и т. п.).

Круговой метод применяют в тренировочной работе с различными целями.

Сущность кругового метода заключается в том, что упражнения вы-

^ • *

полняются в условиях движущегося потока спортсменов (в одном направлении по кругу). Объем и содержание упражнений определяются педагогической задачей. Так, если для пяти борцов создать «круг», состоящий из пяти гимнастических снарядов, можно решить задачу воспитания у них силы и силовой выносливости.

В круговом методе присутствуют элементы соревновательного метода, так как спереди и сзади каждого из упражняющихся находятся спортсмены, и отставание от них остановит продвижение всей группы по кругу. Поэтому круговой метод тренировки в условиях, специфичных

для борьбы, требует, чтобы тренер провел тщательный хронометраж каждого элемента «круга». Слаженность использования кругового метода тренировки во многом зависит от организованности и навыков спортсменов. Поэтому вначале применяются «круги», число элементов в которых вдвое больше, чем количество упражняющихся. В ходе выполнения упражнений тренер по своему усмотрению выключает из «круга» отдельные упражнения, доводя число элементов «круга» до числа спортсменов, участвующих в выполнении упражнений.

На специальных занятиях по развитию физических качеств вначале следует использовать упражнения скоростно-силового характера, а затем упражнения на развитие силовой выносливости и силы.

Упражнения на развитие силы сразу после схватки выполнять не рекомендуется. Нужно дать возможность всем системам организма прийти в состояние относительного покоя. Однако пауза не должна длиться более 10 мин., иначе организм остынет. Более длительному сохранению разогретого состояния способствуют хорошие условия спортивного зала и теплый тренировочный костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Командная игра "Убойная сила"

Командная игра по борьбе с вредными привычками....

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Мастер-класс на тему "Силы в природе"

Цели модуля: Образовательная -  ввести понятия силы,  виды сил,  условия возникновения сил,  их проявления и понятия, формулы, законы, графические изображения, единица измерен...

проект проведения фестиваля граффити "Сила жизни"

Целью фестиваля, является привлечение внимания общества к проблеме загрязнения окружающей среды, с помощью современного «уличного» искусства. Организаторы проекта стремятся не только улучшить вид...

Презентация к уроку "Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения"

Данная презентация поможет студентам СПО изучить движение тел в гравитационном поле; выработать умения воспринимать и излагать новый материал; показывает практическую значимость изученного материала; ...

Средства и методы воспитания мышечной силы в борьбе

Сила — одно из главных двигательных ка­честв борца. Развитые мышцы туловища и конечностей, высокий уровень силовой подго­товленности — предпосылка сохранения здо­ровья и показа...