Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
методическая разработка по теме

Сивухина Татьяна Сергеевна

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступления на почве «любви».

Ныне люди живут в новых условиях, мир изменился, мы оказались в четвертом измерении, то есть мы вплотную соприкоснулись с ранее отдаленным от нас астральным миром. Это проявляется в толпах экстрасенсов, колдунов, а также во всевозрастающем количестве самых изощренных и жестоких преступлений. Мы взаимодействуем с самыми низшими слоями астрального мира, насыщенными животными, излучениями, чувством злобы, ненависти, насилия, всеми неутоленными страстями.

Но темное сознание людей, воспитанное на вульгарном материализме, и слышать не хочет об истинных причинах происходящего. Спасение заключается в культуре. Именно через культуру, основанную на новых знаниях, может прийти к нам спасение. Культурной должна стать и наша любовь.

Мне думается, что людям сейчас очень нужны чувства большие, чистые, добрые, и прежде всего в отношениях между мужчиной и женщиной. Во имя этого и следует говорить о любви на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А.Твардовский назвал уроками прозрения.

        Нравственное воспитание – не одна из сторон преподавания, а внутренняя сущность всего процесса преподавания литературы. Составной частью нравственного воспитания на уроках литературы является постановка важнейших нравственных проблем. Преподаватель вправе отбирать на своих уроках категории нравственности и работать над ними вместе со студентами и с автором произведения, его героями.

        Остановлюсь подробнее на такой категории нравственности как любовь.

Каждый человек в своей жизни обязательно встречается с чувством любви. Во имя чистой любви преодолевались самые непреодолимые препятствия,  огонь любви воодушевлял всех подвижников Духа. И вместе с тем – убийства, насилия, всевозможные коварства, грубости. Они также творились под влиянием того же чувства.

Бесчисленны градации любви. Она остается для человечества столь таинственной, сколь таинственно понятие Бога. Не случайно многие религиозные учения прямо связывали Бога и любовь. В послании Иоанна сказано: «Бог есть любовь; пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступления на почве «любви».

Ныне люди живут в новых условиях, мир изменился, мы оказались в четвертом измерении, то есть мы вплотную соприкоснулись с ранее отдаленным от нас астральным миром. Это проявляется в толпах экстрасенсов, колдунов, а также во всевозрастающем количестве самых изощренных и жестоких преступлений. Мы взаимодействуем с самыми низшими слоями астрального мира, насыщенными животными, излучениями, чувством злобы, ненависти, насилия, всеми неутоленными страстями.

Но темное сознание людей, воспитанное на вульгарном материализме, и слышать не хочет об истинных причинах происходящего. Спасение заключается в культуре. Именно через культуру, основанную на новых знаниях, может прийти к нам спасение. Культурной должна стать и наша любовь.

Мне думается, что людям сейчас очень нужны чувства большие, чистые, добрые, и прежде всего в отношениях между мужчиной и женщиной. Во имя этого и следует говорить о любви на уроках литературы.

Нравственному воспитанию студентов способствует изучение жизненного и творческого пути поэта 19-го века, Ф.И.Тютчева, А.Н.Островского, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

Любовь – это великая радость и тяжелый крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею живет и хранится женская душа.

 Александр Иванович Куприн считал, что любовь способна преобразить душу человека.

Такое очищающее пламя горит в сердце скромного телеграфиста Желткова – героя повести «Гранатовый браслет», полюбившего княгиню Веру Шеину. Любовь эта безответна. Герой погибает, но сила его чувства состоит в том, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Княгиня, прощаясь с прахом Желткова, глядя на его одухотворенное лицо, «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина», существовала на самом деле, но «прошла мимо нее». При звуках бетховенской сонаты (прослушать ее завещал Георгий) она переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Ответное чувство Веры состоялось, пусть «одно мгновение, но навеки, пробудив ее мысль, поклонение духовной гармонии».

Обучающиеся  всегда активно обсуждают эту повесть. Привожу некоторые высказывания:

 «Когда человек любит, то он становится добрее ко всем окружающим. Он раскрывает свою душу».

«Любовь на свете так сильна, что ничто на свете не может ее прервать. Это самое сильное чувство на свете».

«Любовь запретить нельзя, без нее невозможно жить».

Каждый человек встречается с чувством любви. Эта нравственная категория важна и интересна особенно для молодого поколения.

Поэтому на уроках литературы воспитывается личность, человек, его духовные ценности.

Урок литературы «Великая сила любви»

(по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет")

Тема: “Великая сила любви!” (по повести   А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи: 1) осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;

 2) развивать умение - работать в группе;

- умение работать самостоятельно;

- умение работать с проблемами и искать пути их решения;

- умение осуществлять анализ новой ситуации, использование имеющихся знаний;  Формирование коммуникативной компетенции через обсуждение (формулирование своей точки зрения, слушание собеседника, подведение итогов сказанного), понимание текста

3. Способствовать формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей, созданию эмоционально - положительной атмосферы, развитию учебной дисциплины, инициативы, самостоятельности суждений.

Методическая оснащённость: текст, портрет писателя,CD-диск с записью сонаты Бетховена, презентация, компьютер, экран, магнитофон, карточки-задания

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа, КМД

Ход урока:

1 .Организационный момент. Сообщение темы , цели урока. (Слайд №1) В начале урока звучит Лунная соната Л. Ван Бетховена.

Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ.
П. Брегг

«Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает корни во всё наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца» К.Г.Паустовский.

«Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти». Б.Паскаль.

«Раны от любви  если не убивают, то никогда не заживают»… дж.байрон.

        Опережающее задание: какой из данных эпиграфов можно наиболее точно отнести к повести А.И.Куприна

Изложение нового материала

-“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. П. Брегг считал, что  Самый большой дар, который ты можешь дать или  получить,- ЛЮБОВЬ.
(второй слайд приложения)

1.Целеполагание: Сегодня мы поговорим о самом романтическом чувстве, о любви между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве:

2.Работа по повести А. Куприна “Гранатовый браслет”

- Вход в учебную ситуацию.

Задание 1. (третий слайд приложения):

-Аналитическая беседа

Что в вашем понимании есть  любовь, какой она может быть?.

Первая подгруппа: - Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

Вторая подгруппа: - Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)

Третья подгруппа: - ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

Четвёртая подгруппа: - Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ 

(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)

Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты (четвёртый слайд приложения):

Любовь – это:

  • Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)
  • Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
  • Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова) 

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить (пятый слайд приложения).

Предыстория создания повести (информационный лист, читает подготовленный обучающийся)

К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

“Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай _ разыскали служащего со “странной” фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля”, зимой 1911 года.

Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина (шестой слайд приложения).

Задание 4. (седьмой слайд приложения):

- Пребывание в учебной ситуации. Комментированное чтение произведения.

Первая подгруппа: - Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства)

Вторая подгруппа: - Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”)

Третья подгруппа: - “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?

Четвёртая подгруппа: - Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твоё”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью)

Задание 5. (восьмой слайд приложения):

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая подгруппа: - Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание)

Вторая подгруппа: - Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя)

Третья подгруппа: - Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек)

Четвёртая подгруппа: - Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Задание 6. (девятый слайд приложения):

Первая подгруппа: - Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить)

Вторая подгруппа: - Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?

Третья подгруппа: - Существует ли идеальная любовь?

Четвёртая подгруппа: - Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

- Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону)

Работа с высказываниями героев повести

(десятый слайд приложения):

Герои повести высказывают своё мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему? 

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твоё…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

 ВЫВОД: - Что такое любовь? (Любовь – это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях) (двенадцатый слайд приложения)

Самостоятельная работа.

Цель: закрепление изученного материала, развитие устной речи обучающихся через аргументированные ответы на вопросы. 

1 группа -   Так смешон или трагичен Желтков? Высмеивать или восторгаться его чувством?

2 группа. Желтков – «великий» или «маленький человек»?

3 группа . Что это было по- вашему: любовь или сумасшествие?

4группа. Какой эпизод  в рассказе характеризуют строки из стихотворения А.С.Пушкина?             Но пусть она вас больше не тревожит:

                                         Я не хочу печалить вас ничем!

Выход из учебной ситуации.

-Подведение итогов урока

Итак, повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью, бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Завершая разговор о повести  «Гранатовый браслет», хочется сказать, что А.И.Куприн был не одинок в своих взглядах на любовь. Его традиции продолжил поэт 20 века Борис Чичибабин в своём стихотворении «Когда уйдёшь»

Слайд № 15

Чтение стихотворения подготовленным  обучающимся.

Когда уйдёшь, а рано или поздно

Ведь ты уйдёшь, затем что молода,

Затем, что рощи никнут в холода

И сухомять расшатывает дёсны,

Душа пребудет памятью горда,

И пусть проходит чисто, бесполезно

Тех лет осиротелых череда,

Что нам дано прожить с тобою розно.

О, будь счастливой в жизни без меня!

Возьми на память эти письмена,

Что в дни любви душа моя кропала

Как всё живое — влагу и зарю,

За всё, за всё тебя благодарю.

Целую землю, там ,где ты ступала.

Звучит песня «Вечная любовь» Шарля Азнавура Слайд № 16

Оценка работы каждой  группы

Задание на дом:

Написать мини – сочинение «…Что это было – любовь или сумасшествие?»

        Спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Конспект урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Разработка конспекта урока литературы в 7 классе по повести "Тарас Бульба"  Н.В.Гоголя....

Бинарный урок литературы и психологии "Великая сила любви"

Внеклассное мероприятие "Великая сила любви"...

А.И.Куприн "Гранатовый браслет" урок литературы

А.И.Куприн "Гранатовый браслет" - урок литературы в старших классах, расчитанный на 2 часа. Учащиеся знакомятся с краткой биографией писателя, получают  представление  о художестве...