"Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи"
статья по теме

Саулина Мария Александровна

Данная статья посвящена вопросам профилактики деструктивного поведения. Раскрывается актуальность темы и рассмотрены формы профилактической работы деструктивного поведения молодежи, на примере клуба "Формула Жизни". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferents_statya.docx70.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи

Вишнякова М.А.

педагог-психолог, преподаватель

ГБПОУ ВО «Владимирский

педагогический колледж»

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Одной  из таких задач современных образовательных учреждений является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позитивной жизненной позиции. Решая как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии социума, необходимо отметить, что именно молодёжь находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены и подменены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволяют сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.

Анализ ситуации по Владимирской области показал прирост подростковых преступлений на 5,8% по итогам 6 месяцев 2015 года. Всего несовершеннолетними совершенно 344 преступления (аналогичный период прошлого года – 325). Каждый шестой обучающийся совершил преступление с 8:00 до 15:00, то есть в то время, когда он должен находиться на учебных занятиях, что может свидетельствовать, в том числе, об отсутствии контроля со стороны преподавательского состава, каждый пятый – не был занят внеурочной деятельностью. Исходя из выше сказанного, в работе с молодёжью особое внимание следует уделять профилактике деструктивного поведения. 

Деструктивное поведение  (лат. деструкцио - разрушение) - действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Деструктивное поведение имеет такие проявления, как  драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д. Совершая деструктивные действия, человек нарушает нормы мирной жизни и нравственные законы, не позволяет состояться конструктивным решениям, предает дружбу и любовь, вторгается в духовный и душевный мир людей. Это зло, приносящее вред всем, в том числе и самому носителю зла.

Профилактика правонарушений среди молодежи представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения. Данная тема является актуальной, так как в настоящее время занятость подростков приобретает все большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в обществе, зависит его будущее и будущее других. Анализ результатов бесед с подростками показывает, что правонарушения в основном совершаются во время проведения досуга молодежью. В настоящее время существует значительное количество молодых людей, кто не имеет занятости в свободное от учебы время. Этому можно выделить множество причин и условий. Подростки не заняты, и все свободное время они проводят «впустую». Отсюда вытекают последствия незанятости, следовательно, появляется больше возможности для совершения деструктивных поступков. В связи с этим, сегодня как никогда актуальна организация досуга молодёжи: чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Внеурочная деятельность рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. В данной статье будет проанализирован опыт внеурочной деятельности в системе профилактики деструктивного поведения молодежи Владимирского педагогического колледжа. Наша главная задача – создать условия для всестороннего развития личности подростка, способствующие сохранению и укреплению здоровья, раскрытия его интеллектуального и творческого потенциала. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Клуб по интересам – наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе образования. В нашем колледже более 10-ка кружков и клубов различного направления. В данной статье рассмотрен один из клубов, который называется «Формула Жизни».  Жизнь – это развитие чего либо; состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Формула – комбинация каких-либо знаков. Программа клуба «Формула Жизни» состоит из нескольких комбинаций, составляющих необходимую формулу для гармоничного развития и совершенствования  подростков.

Программа внеурочной деятельности «Формула Жизни» предназначена для работы с подростками и молодежью. С первых дней работы клуба устанавливается положительный психологический контакт со студентами, чтобы заинтересовать их и в тоже время выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения информации, материала. Программа клуба содержит систему психологических приемов и техник, направленных на профилактику деструктивного поведения детей в групповой работе, индивидуальном сопровождении.

Программа включает в себя несколько комбинаций (блоков):

  • «Движение – это жизнь»
  • «Формула Здоровья»
  • «Мир вокруг нас»
  • «Территория здоровья»
  •  «Трезвая семья - здоровые дети»

Каждая комбинация  носит теоретический (информационный) и практический характер, у каждого блока свои цели и задачи. 

Содержание комбинации «Движение - это жизнь»: Цели комбинации: сплочение молодежи вокруг общей движущей идеи - здорового, позитивного образа жизни и мышления; приобщение к систематическим занятиям физической культуры и различным видам спорта; сохранение и укрепление здоровья молодежи. В данный блок входит организация и проведение фитнес-тренировок в спортивном зале колледжа для студентов. Тренировка носит характер фитнес-терапии, которая помогает понять значимость своего здоровья через вовлеченность в практическую деятельность, помогает студентам избавиться от негатива, а так же проанализировать и оценить свою физическую подготовку. Первая тренировка начинается с игры на знакомство, которое позволяет студентам узнать друг друга, что является первым ключевым моментом для дальнейшего взаимодействия подростков первокурсников со студентами старших курсов. Далее каждая тренировка начинается с психологических игровых упражнений на раскрепощение, развитие коммуникативных и организаторских качеств, на развитие чувства понимания и владения своим телом. В завершение фитнеса используются упражнения на растяжку, упражнения на равновесия и расслабления. После окончания проводится рефлексия по данному занятию в форме игры, беседы, что способствует развитию анализа и самоанализа, коммуникативных качеств. Самым важным атрибутом фитнес-терапии является музыкальное сопровождение. Использование русско-народной музыки в современной обработке воспитывает в студентах любовь к народному искусству, к Родине, чувство такта и ритма традиционной музыки, воспитание нравственных чувств и этического сознания. Фитнес проходит 1-2 раза в неделю, время проведения – 1 час 30 мин. График тренировок обговариваются и проводятся в удобное для обучающихся время.

Содержание комбинации «Формула здоровья»: Цель комбинации: информирование студентов об основах здорового питания, формирование навыков ведения здорового образа жизни в данной сфере и участия в мероприятиях закрепляющих подобные навыки у других обучающихся. Данный блок посвящен здоровому и правильному питанию молодёжи включающий следующие темы встреч: «Правильное питание - залог здоровья», «Полезные продукты питания», «Как следует питаться?», «Меню из трёх блюд на всю жизнь».  На встречи приглашается специалист-диетолог, который подробно рассказывает студентам о здоровом и правильном режиме питания, о полезных продуктах. Занятие проходит в форме беседы. Средствами будут выступать презентации, видеоматериалы, наглядные пособия, личный пример.  В рамках встречи студенты получают задание: в течение 1 месяца употреблять в пищу продукты здорового питания и фиксировать свои наблюдения и результаты в бланках. На встрече «Полезные продукты питания» студентов клуба проходит рефлексия и анализ результатов наблюдения. На данном мероприятии студентам даётся задача провести анкетирование по данной тематике среди  других обучающихся колледжа и проанализировать результаты. Исходя из анализа  анкетирования на занятии «Как следует питаться?» студенты совместно с руководителем клуба составляют методические рекомендации для обучающихся  колледжа по данной теме. На занятии по теме «Меню из трёх блюд на всю жизнь»  участниками клуба разрабатывается мероприятие для студентов колледжа, и внедряется участниками клуба в условиях образовательного учреждения. Данный раздел комбинации позволяет студентам полностью погрузиться в исследовательскую деятельность и подробно изучить данную тему.

Содержание комбинации «Мир вокруг нас»: Цель комбинации: формирование трезвости как нормы жизни среди молодёжи. Данный блок посвящён проведению антиалкогольных и антитабачных лекций. Лекции проходят в форме диалога-беседы, который следует после просмотра фильмов проекта «Общее Дело». Лекционный материал закрепляется спортивными и русскими народными играми.

 Содержание комбинации «Территория здоровья»: Цель комбинации: информационное просвещение студентов колледжа по вопросам здорового образа жизни. В газете колледжа «Pro-колледж» имеется отдельная колонка «Территория здоровья», в которой ежемесячно публикуются статьи от клуба «Формула Жизни». Статьи оформляют как руководитель, так и участники клуба. Примерные тематики статей: «Здоровый образ жизни», «Здоровое питание», «Активный здоровый отдых преподавателей», «Трезвость-норма жизни» и др. Газета располагается на информационном стенде в колледже и предназначена к просмотру и изучению студентами, так же она оформляется в виде журналов, с которыми каждый студент может ознакомиться в читальном зале колледжа.

Содержание комбинации «Трезвые родители – здоровые дети»: Цель комбинации: формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; привлечение родителей к взаимодействию с колледжем. Данный блок посвящён организации мероприятий с непосредственным участием родителей, чтобы повысить их стремление использовать двигательную деятельность с детьми, способствующую формированию основ здорового образа жизни и дружеских взаимоотношений между родителями и студентами, используя педагогику сотрудничества.

Таким образом, в колледже создаются условия, которые позволяют обучающимся организовать свой досуг в конструктивной форме. Организованное подобным образом свободное время создает условия для формирования личности подростка, приобретению ее качеств, позволяющих становится достойным и успешным членом общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...

Интеллектуальное занятие деструктивное поведение среди несовершеннолетних

Основной развивающей задачей мероприятия является формирование умения применять правовые знания на практике в повседневной жизни.    Воспитательная задача – понимание взаимосвязи ...

Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

Профилактика деструктивного поведения учащихся

В презентации освещается вопрос деструктивного поведения школьников. Показатели деструктивного поведения. Способы работы с трудновоспитуемыми детьми. ...

Профилактика девиантного поведения молодежи через волонтерскую деятельность

Традиционно считается, что отклоняющиеся поведение формируется под негативным влиянием окружения, а также в связи с недостатками педагогического воздействия как со стороны родителей, так и со стороны ...