Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики
статья на тему
Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность студентов; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов [2].
Физика – это одна из дисциплин, в ходе усвоения которой студенты вовлекаются во все виды деятельности: от наблюдения явлений и их исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_formirovanii_uud_pri_prepodavanii_fiziki.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики
О.И. Маслова, преподаватель физики
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волгоградский строительный техникум» (ГБОУ СПО ВСТ), г. Волгоград
Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность студентов; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов [2].
Физика – это одна из дисциплин, в ходе усвоения которой студенты вовлекаются во все виды деятельности: от наблюдения явлений и их исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов.
Основной целью преподавания физики является развитие абстрактного мышления студента и в этом преподавателю помогают информационные технологии.
Информационные технологии активно внедряются не только в нашу жизнь, но и в образование. Использование информационных технологий в учебном процессе приводит к:
- развитию новых педагогических методов и приемов;
- изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;
- структурным изменениям в педагогической системе.
Компьютерные технологии позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам. Использование компьютерных программ в обучении, в частности при подготовке занятий по физике способствует развитию интереса студентов к дисциплине, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения [3].
Примером того, что роль информационных технологий в обществе растет, может служить федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, где в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы сказано:
«5.1. …(специалист) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
… ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности…
… ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» [1, 2]
Следовательно, необходимо большое внимание уделить применению информационных технологий в образовании, причем, не только, студентам, но и преподавателям.
Для решения проблемы: как более эффективно вовлечь студентов в активную деятельность, т.е. развить универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), необходимо внедрят информационные технологии в проведение занятие по физике.
Было проведено занятие «Сбережем электроэнергию» с использованием многофункционального портала «Энергоэффективная Россия» www.energosber.info.
В первую очередь данное занятие было направлено на повышение компьютерной грамотности студентов по использованию Интернет-ресурсов не только на занятиях по физике и информатике, но и в своей жизни. Интегрированность занятия дало возможность студентам изучить структуру браузера, получить первоначальный навык работы в сети Интернет, а также внимание студентов было привлечено к проблеме энергосбережения.
Но наиболее эффективно проходят занятия по физике с использованием табличного редактора MS Excel. В некоторых разделах физики (кинематике, электродинамике) студентам необходимо не только проанализировать, но и построить различные графики. В этом случае на помощь приходит данный табличный редактор.
Наиболее эффективным в моей деятельности является занятие по теме «Колебания», когда студентам предлагается с помощью MS Excel рассмотреть собственные биоритмы. На данном занятии студенты, задав свою дату рождения и расчетный период, строят графики собственных биоритмов по трем составляющим: физическому, эмоциональному и интеллектуальному циклу (рис. 1) и, проанализировав полученные графики, выводят соответствующие формулы по каждому из циклов и анализируют собственное самочувствие на расчетный период.
Рис. 1 Биоритмы
Построив и проанализировав собственных биоритмов, студенты приходят к следующим выводам:
- период колебаний физического цикла составляет 23 дня, эмоционального – 28 дней, а интеллектуального – 33 дня;
- вычислив циклическую частоту, выводят следующие формулы
Физический цикл: Rф (х) = sin (2πx/23);
Эмоциональный цикл: Rэ (х) = sin (2πx/28);
Интеллектуальный цикл: Rи (х) = sin (2πx/33);
где х – возраст человека в днях.
- с помощью специальной таблицы по анализу физического, эмоционального и интеллектуального состояния, каждый студент делает вывод по собственным графикам о своем состоянии на данный период времени.
Результаты проведенных занятий показали, что они очень интересны студентам, вовлекают их в различные виды деятельности: позволяют каждому студенту высказаться по своим графикам, тем самым развивают у них умение говорить, выражать свои мысли, делать логические выводы, анализировать полученные графики.
Итак, вовлекая студентов в деятельность, связанную с работой по использованию информационных технологий, были сделаны следующие выводы: данная работа (поиск информации, ее обработка, анализ результатов и т.д.) очень интересна для студентов, причем получение знаний и навыков происходит не по одной, а по нескольким дисциплинам; работа в данном направлении должна продолжаться и совершенствоваться.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru
- http://school.omgpu.ru/mod/lesson/view.php?id=35132&pageid=3764 - Обучающий ресурс. "Деятельностный подход в образовании"
- http://old.college.ru/modules.php?name=Teacher¶m=viewlink&cid=96 – Мир знаний. Открытый колледж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Статья по данной проблеме....
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....