Педагогическое общение
презентация к уроку на тему

Привалова Елена Борисовна

Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью оказания воспитательных воздействий,организацию педагогически целесообразных взаимоотношений,формировани благоприятного для ребенка микроклимата в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_obshchenie.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Без взрослого человека ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

Педагогическое общение – это  система взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата. 

Существуют различные трактовки этого понятия.

Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского коллектива.                    

В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.

По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение должно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.

Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального не благополучия детей в условиях детского коллектива.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития, коммуникативного общения. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.

 Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми. Важную роль здесь играет стиль общения.

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей. В стиле общения находят выражение:

• особенности коммуникативных возможностей педагога;

• сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

• творческая индивидуальность педагога;

• особенности детского коллектива.

 Общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции:

  • творческая индивидуальность качеств,
    свойств личности;
  • информационная;
  • нормативно-регулирующая;
  • эмоциональная;
  • перцептивная
  • материнская.

При общении с ребенком немаловажное значение также  имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное состояние:

  1.  содержание и характер обращений к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения;
  2.  невербальные средства воздействия (мимика, интонация, прикосновения, жесты);
  3.  эмоциональная окрашенность общения;
  4.  стиль общения педагога, отражающий его индивидуально-типологические особенности, уровень культуры (общечеловеческой и профессионально-педагогической), жизненный опыт.

Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К. Крупская).

В психолого-педагогических исследованиях показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.

 Существует несколько стилей общения педагога с детьми:

Авторитарный стиль воспитания -  это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку   надежную   защиту,  на  самом деле, так же как и первый,  ограничивает его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль -  взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль -  этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

 При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше.

Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.

Литература.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. – дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
  2. Бабунова Т.М. – дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие)
  3. Урунтаева Г.А. – дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
  4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – м.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Статья "Из опыта педагогического общения"

В общении преподавателя с обучающимися необходимо соблюдать определенные принципы, относящиеся как к педагогической этике, так и к общечеловеческим нормам общения. Важно: исключение возможностиунижени...

Педагогическое общение

Стиль педагогического общения . Контрольная работа....