Педагогическое общение
презентация к уроку на тему
Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью оказания воспитательных воздействий,организацию педагогически целесообразных взаимоотношений,формировани благоприятного для ребенка микроклимата в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_obshchenie.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Без взрослого человека ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.
Существуют различные трактовки этого понятия.
Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского коллектива.
В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.
По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение должно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.
Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального не благополучия детей в условиях детского коллектива.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития, коммуникативного общения. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.
Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми. Важную роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей. В стиле общения находят выражение:
• особенности коммуникативных возможностей педагога;
• сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
• творческая индивидуальность педагога;
• особенности детского коллектива.
Общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции:
- творческая индивидуальность качеств,
свойств личности; - информационная;
- нормативно-регулирующая;
- эмоциональная;
- перцептивная
- материнская.
При общении с ребенком немаловажное значение также имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное состояние:
- содержание и характер обращений к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения;
- невербальные средства воздействия (мимика, интонация, прикосновения, жесты);
- эмоциональная окрашенность общения;
- стиль общения педагога, отражающий его индивидуально-типологические особенности, уровень культуры (общечеловеческой и профессионально-педагогической), жизненный опыт.
Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К. Крупская).
В психолого-педагогических исследованиях показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.
Существует несколько стилей общения педагога с детьми:
Авторитарный стиль воспитания - это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.
Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.
Попустительский стиль - взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).
Демократический стиль - этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше.
Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.
Литература.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. – дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
- Бабунова Т.М. – дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие)
- Урунтаева Г.А. – дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
- Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – м.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога
Профессиональное-педагогическое общение - значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Статья "Из опыта педагогического общения"
В общении преподавателя с обучающимися необходимо соблюдать определенные принципы, относящиеся как к педагогической этике, так и к общечеловеческим нормам общения. Важно: исключение возможностиунижени...
Педагогическое общение
Стиль педагогического общения . Контрольная работа....
Реферат на тему " Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения"
Реферат по теме педагогического общения....