Статья "Из опыта педагогического общения"
статья на тему

Макрецова Ольга Александровна

В общении преподавателя с обучающимися необходимо соблюдать определенные принципы, относящиеся как к педагогической этике, так и к общечеловеческим нормам общения. Важно: исключение возможностиунижения достоинства подростка, умение учителя наблюдать, внимательно слушать, проявлять гибкость в поведении, умениебыть другом, соблюдать культуру общения, и многое другое. 

Речевой посыл не должен содержать более семи смысловых единиц, потому, что это - предел способности большинства обучающихся глубоко воспринимать информацию, которую предоставляет прпедагог.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из практики педагогического общения.

 Психологию общения педагога кратко можно заключить в следующие тезисы:

  1. Исключение унижения достоинства подростка.
  2. Умение наблюдать, слушать.
  3. Поведенческая гибкость.
  4. Умение быть другом.
  5. Талант общения.
  6. Творческая самоактуализация.
  7.  Культура речевого воздействия.

         В общении с учащимися следует помнить, что в содержании речевого посыла должно быть не более семи смысловых единиц, большее количество мозг не способен достаточно глубоко воспринимать (или воспринимать вообще).

Для наиболее быстрого установления контакта следует знать несколько несложных, но достаточно эффективных правил.

Во-первых, речевое общение начинается с улыбки. Далее следует выбор дистанции:

а) 0 – 0,5м – интимная, комфортная;

б) 0, 5 – 1,2м – личностная;

в) 1,3 – 3, 7м – рулевая (начальник и подчиненные);

 г) 3,7  и более - публичная (митинг).

Затем определяется пространство общения, куда входят:

а) плоскость общения (быть с подростком на одном уровне, речь должна быть без оценок );

б) язык тела (прикосновение, - интонация, - высота звука, - цвет, - запах);

в) язык самооценки.

Основное правило общения: общение без «не»

Известно, что востребованность и профессиональная пригодность той или иной личности во многом определяются самооценкой, имея ввиду, в свою очередь, что:

                        самооценка = успех / желание

В свою очередь, самооценка зависит от следующих факторов:

  1. согласие с самим собой;
  2. взаимоотношение с окружающими;
  3. способность ставить цели и добиваться их.

         Важную роль в общении с учащимися играет т.н. бесконфликтное общение, суть которого состоит в следующем:

  1. избегать слова, которые оценивают и ограничивают развитие подростка (следует подчеркивать не свою оценку – «хорошо» или «плохо», а свое отношение – «как мне приятно» или «как мне не приятно);
  2. гнев – без оскорблений;
  3. вместо похвалы и наград лучше описывать свои чувства;
  4. уметь не вовлекаться эмоционально в настроение партнера по общению;
  5. выслушивать любого партнера по общению с его переживаниями.

Для диагностики самооценки существуют самые разнообразные тесты, я в своей педагогической практике использую три следующих: «Дерево» (авторы Кох и Юнг), «Дом» и «Несуществующее животное».

        Инструкция для этих тестов такова: чистые листы бумаги, простые графические карандаши, тишина, тестируемые сидят по одному.

Значение имеет размер изображения, расположение рисунка на листе, характер изображения кажущихся второстепенными деталей, внимание к мелочам.

Известны также тесты, основанные на предпочтении того или иного цвета, имея ввиду тот факт, что выбор цвета нередко связан с настроением, функциональным состоянием и наиболее устойчивыми чертами личности.

Характеристика того или иного цвета:

 черный – застенчивость и пугливость;

 зеленый – потребность в безопасности;

оранжевый – чувствительность и враждебность одновременно;

пурпурный – сильная потребность власти;

красный – наибольшая чувствительность, нужда в теплоте со стороны окружающих;

желтый – сильный признак враждебности;

синий – спокойствие.  

                                 * * *

Источник информации:

http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/organizatsionnaya_psichologiya_negosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Педагогическое общение

Стиль педагогического общения . Контрольная работа....

Стили педагогического общения, выступление на Педагогическом Совете ММА

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, скол...