Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога
статья на тему
Профессиональное-педагогическое общение - значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определяет психологический комфорт взаимоотношенийс окружающим. В статье рассматриваются требование к речи педагога, на основе анализа литературы раскрыты стили и предложены правила педагогического общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st._ped_obshch_kak_aspekt_psih_kultury_2012.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое общение
как аспект психологической культуры педагога
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний, общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.
Современная психологическая наука накопила огромный потенциал знаний о психическом складе человека и его многообразном проявлении в социуме. По мнению И. В. Дубровиной, академика РАО, психологическая культура складывается из двух компонентов - психологических знаний и общей культуры человека. Систему формирования психологической культуры педагога определяют во-первых, формирование психологической грамотности как минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения, активное вовлечение его в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и индивидуальных качествах, развитие креативности; во-вторых, формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность педагогического общения, психологическую проницательность, эмпатию, прогностические способности, стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в непосредственном общении учителя и учащихся. Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника – человека. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм учебного заведения, не может заменить личности в деле воспитания.
Из чего же складывается педагогическое общение учителя как аспект психологической культуры педагога? В ее основе личностные качества, ценностные ориентации, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия, педагогический такт.
Невербальная культура общения педагога - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуаль ный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не вербальными средствами. Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния ми и служит средством их выражения.
Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога - вербальной культура общения педагога. Обучаемые очень чутки к рече вым особенностям учителя. Монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная пате тика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему, ошибки в дикции часто вызывают смех, поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть речью.
Требования к речевой культуре педагога
- Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал напряжения.
- Мелодичность голоса может су щественно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
- Хорошие дикция, умеренный темп – необходимые характеристики речи. Оптимальный темп речи педагога около 120 слов в мин.
- Для достижения выразительности произношения важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь не всегда понятна, без психологических – безлика.
- Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
Педагогический такт проявляется в умении педагога разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с уча щимся - в присутствии других или один на один; позволяет определить время общения - отреагировать немед ленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Обучающиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, на сколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями.
Стиль общения определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Известный психолог В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения.
Общение на основе дружеского расположения, что является психологической основой личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Данный вид общения проявляется в доверительных отношениях, глубоком взаимоуважении педагогов и обучающихся.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Необходимо отметить, что не следует допускать панибратских взаимоотношений. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимодействия педагога и обучающихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Общение – устрашение - этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и иногда учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
Заигрывание связано с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, профессиональной коммуникативной деятельности.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. При этом приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности. От стиля зависит психологическая атмосфера в коллективе, его эмоциональное благополучие.
Правила педагогического общения:
- Принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен.
- Верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность.
- Уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого.
- Не унижать достоинства ученика.
- Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий.
- Помнить, что любой может ошибаться.
- Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Наличие у педагога культуры общения служит показателем высокого профессионального потенциа ла. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие профессионально-педагогические компетенции. Они проявляются тогда, когда есть интерес к делу воспитания, потребность в общении с учащимися на основе психологической культура педагога.
Литература
- Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Издательство Московского Университета, 2003. - 195с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1986. – 274с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М., Просвещение. - 1984. – 216 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
- Широбокова Т.С. Культура профессионального общения педагога //Справочник классного руководителя №5, 2011
- Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений /С.Д. Якушева.-2-е изд., стер. -М. Издательский центр «Академия» 2009.-256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога (курс Педагогика)
Тип учебногозанятия: изучение и первичное закрепление новых знаний Вид учебного занятия: лекция Технологический проект преподавания: использование технологии активного обучения в...
Межрегиональный Фестиваль педагогических идей «МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»
Разработка сценарияКонцертной программы к Межрегиональному Фестивалю педагогических идей«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»(Блок художественной самодеятел...
X Всероссийский педагогический конкурс «Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования»
X Всероссийский педагогический конкурс «Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования»...
Презентация "Психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога"
В презентации даются различные подходы к толкованию компетентности педагога. Ряд учёных отметили, что психолого-педагогическая компетентность является основным элементом в общей структуре профес...
Педагогическая деятельность и личность педагога
Презентация для педагогов дополнительного образования детей и взрослых об истории педагогической деятельности...
Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...
Доклад к педагогическим чтениям - Коммуникативная компетентность педагога
Коммуникативня компетентность педагога...