«Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
методическая разработка на тему
Семинар для классных руководителей на тему:
«Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива».
«Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса».
Цель: формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития личности педагога.
План семинара.
I. Теоретическая часть.
1) Индивидуальность педагога.
2) Основные составляющие понятия «Психологический климат коллектива». Признаки благоприятного психологического климата. Роль психологического климата в коллективе в развитии личности педагога.
3) Личностные и профессиональные качества педагога и их влияние на педагогическую деятельность.
II. Практическая часть
4) Упражнение по группам «ОУ»
5) Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
6) Рекомендации «Создание благоприятного психологического климата в коллективе»
6) «11 способов ладить с людьми», «Искусство быть счастливым»
III. Подведение итогов, рефлексия.
I. Теоретическая часть.
1. Индивидуальность в профессиональной деятельности, по мнению А.К. Марковой, - это самое позднее новообразование в профессиональной сфере человека, взаимодействие развития личности и субъекта профессиональной деятельности. Она указывает, что становлению индивидуальности способствует приобретение человеком специальных психических качеств, знаний и умений, а также самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию. "Индивидуальность складывается в результате уникального индивидуально неповторимого сочетания обстоятельств жизни человека, в которых он реализует и развивает свои возможности и способности".
Творческая индивидуальность педагога характеризуется тем, что в силу индивидуальных особенностей его развития (научного склада мышления, творческого отношения к делу, стремления к самореализации и др.) профессиональная деятельность такого педагога отличается от работы его коллег поисками новых оригинальных подходов и средств.
Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т.к от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и результативность труда. Поэтому в колледже необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.
2. Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. Психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой — в нём соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Социально-психологический климат коллектива - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными личностными и профессиональными качествами. Для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов коллектива, сколько эффект их сочетания.
Признаки благоприятного психологического климата:
- бодрость и уверенность в своей жизни;
- ощущение собственного достоинства;
- позитивность развития личности в коллективе;
- защищенность личности в коллективе;
- гордость за свой коллектив.
3. Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности.
Профессионально значимые личностные качества – это характеристики умственной, нравственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль. Нельзя упускать из поля зрения не только доминирующие, но и негативные качества, учитывая, то влияние, которое они оказывают на профессионально-педагогическую деятельность педагога.
Ф. Н. Гоноболин (отечественный психолог в области психологии личности учителя) дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
· способность делать учебный материал доступным;
· творчество в работе;
· педагогически-волевое влияние на студентов;
· способность организовать коллектив обучающихся;
· интерес и любовь к своей работе;
· содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
· педагогический такт;
· способность связать учебный предмет с жизнью;
· наблюдательность;
· педагогическая требовательность.
Личностные особенности членов коллектива.
1. Личное мнение, настроение и поведение
2. Мотивы взаимных предпочтений;
3. Темперамент и характер;
4. Эмоциональное состояние.
II. Практическая работа
Цель: достичь позитивных межличностных отношений в коллективе; раскрытие творческого внутреннего потенциала педагогов.
Задачи:
- формирование в коллективе эмоционально позитивной атмосферы;
- раскрытие творческого потенциала педагога;
- активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, развитие его индивидуальности, расширение самосознания;
- развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
- развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе.
Упражнение «ОУ»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Процедура проведения: участники делятся на 2-4 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным образовательным учреждением. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом ОУ – преподавателем, студентом, директором; а может быть дверью, стеной, окном, партой, стулом, доской, указкой, мебелью, шторкой и др.? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным ОУ. В течение 3 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль ? Почему Вы выбрали именно эту роль? Каждая часть ОУ важна и нужна, каждая несет свою определенную функцию, без которой не может быть полноценной.
Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива.
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:
1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, студентам.. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
2. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
5. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
Учитесь планировать.
Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
Признавайте и принимайте ограничения.
Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
Развивайтесь.
Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
Будьте положительной личностью.
Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Учитесь терпеть и прощать.
Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
Избегайте ненужной конкуренции.
В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
Регулярно делайте физические упражнения.
Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
Учитесь методам расслабления.
Желательно под наблюдением специалистов.
Рассказывайте о своих неприятностях.
Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
Советы психолога
Относительно работы
· Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
· Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
· Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.
Относительно самого себя и своей жизни
· Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то педагоги всегда всем что-то должны.
· Организуйте себе свой День эгоиста.
· Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
· Составьте расписание неотложных дел после работы.
Относительно мира вокруг
· Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим педагогам постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.
· Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Контролировать можно только одного человека — самого себя.
Относительно проведения хорошего урока
Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока.
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции: мудрости; терпения, храбрости; работоспособности; оптимизма; преданности своему делу; вольнодумия и свободомыслия, доброты; отдыха и заботы о здоровье; доброго юмора; такта; веры в каждого студента. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом преподавателя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
II. Вывод
Каждый педагог - это личность. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных студентов, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих студентов высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сплочению детского коллектива "Планета моей группы"
Тема «Планета моей группы»Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.Оборудование:набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой план...
Сплочение детского коллектива в гастрольной поездке.
Санкт-Петербург30 января 2014 года В настоящее время любой творческий коллектив имеет возможностьпринять участие в фестивалях или конкурсах, проводимых в родном гор...
Семинар – практикум «Сплочение педагогического коллектива»
Актуальность: данный тренинг разработан с целью командообразования педагогов детского сада, т.е. повышения сплоченности, доверия друг к другу, нормализации образовательной атмосферы и налаживани...
Основные способы формирования дружного, сплоченного классного коллектива
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования...
Консультация для педагогов на тему: "Моббинг в педагогическом коллективе"
Понятие "моббинг" произошло от английского слова "mob", что в переводе означает – толпа, шайка, сборище. Под моббингом в служебном коллективе понимается коллективный психолог...
Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива».
Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива»....
Тренинг на сплочение педагогического коллектива и командообразование «Связаны одной целью»
Групповая сплоченность коллектива является необходимым условием продуктивной работы и способствует самораскрытию участников, поддержанию положительного психологического микроклимата. Групповой сплочен...