Тренинг на сплочение педагогического коллектива и командообразование «Связаны одной целью»
материал

Смолянова Валерия Владимировна

Групповая сплоченность коллектива является необходимым условием продуктивной работы и способствует самораскрытию участников, поддержанию положительного психологического микроклимата. Групповой сплоченности, в свою очередь, содействуют: соперничество с другими группами; правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располагающая атмосфера в коллективе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, деловое общение; престиж группы; положительная мотивированность участников и др.

Таким образом, когда в коллективе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Деловая игра – одна из самых эффективных способов создания такой атмосферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА И КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

«Связаны одной целью»

Пояснительная записка

Актуальность. Групповая сплоченность коллектива является необходимым условием продуктивной работы и способствует самораскрытию участников, поддержанию положительного психологического микроклимата. Групповой сплоченности, в свою очередь, содействуют: соперничество с другими группами; правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располагающая атмосфера в коллективе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, деловое общение; престиж группы; положительная мотивированность участников и др.

Таким образом, когда в коллективе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Деловая игра – одна из самых эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель: развитие сплоченности коллектива.

Задачи:

- Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.

- Формирование доверительных отношение в группе.

- Создание работоспособности группы.

- Развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания.

- Развитие умения работать в команде.

- Сплочение коллектива.

Участники: педагоги

Время: 50-60 минут

Форма: деловая игра

Оборудование: листы бумаги, руки, маленькие листочки (на каждого), презентация.

Предварительная работа: диагностика пед.коллектива на сплоченность и психологический климат (Определение индекса групповой сплочённости Сишора, Методика оценки психологической атмосферы в коллективе)

Ход игры

  1. Просмотр видеоролика «Учитель может все»

(стоп-кадр) с обсуждением:

- Как бы вы поступили в этом случае?

Комментарии: Преподаватель, действительно может, если захочет, изменить представления ребенка о себе и мире, изменить его восприятие… А если это будет не один желающий учитель, а нас будет много?.. Ведь, не зря, одно из основных требований к преподавателю по ФГОС – это умение работать в команде. И тема нашей встречи «Связаны одной целью».

   Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий, как собственно и во время всей нашей работы, мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем, т.к. нас с вами связывает одна цель и сегодня мы про нее поговорим. Не забываем, что мы приходим на работу не для дружеского общения, а для выполнения своих должностных обязанностей, где должно преобладать деловое общение.

   Нам сегодня предстоит большая совместная командная работа. Для продуктивной командной работы педагогического коллектива сегодня, необходимы определенные правила и условия, их будет всего три, но без них наша работа будет невыносимо тяжелой:

  1. активное участие: Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, как можно больше контактов и общения с различными людьми.
  2. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним.
  3. Общение по принципу «Здесь и сейчас»

  1. Упражнение «Команда или каждый сам за себя»

   В самом начале нашей работы прошу каждого участника написать свое имя на маленьком листочке (так, чтобы было понятно, что это именно вы- фамилию, отчество), который находится перед вами, я сейчас пройду и  соберу их в единое целое. Пока это все, что требуется, мы к этому вернемся в конце нашей встречи.

Начнем с командной работы (по рядам или можно разделить по командам)

  1. «Воздушный шар»

Инструкция: Прошу всех внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы проводили аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном, и до земли остается 500 — 550 км.

Но вдруг произошло непредвиденное — в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, который ее заполнял. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

Наименование

Кол-во

1

Канат

50 м

2

Аптечка с медикаментами

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные

20 кг

5

Секстан для определения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

7

Конфеты разные

20 кг

8

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

9

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10-местная

20 кг

11

Баллон с кислородом

50кг

12

Комплект географических карт

25 кг

13

Канистра с питьевой водой

20 л

14

Транзисторный радиоприемник

З кг

15

Лодка резиновая надувная

25 кг

Через пять минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принять решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Ваша задача — решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: «На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе — баллон с кислородом, на третье — конфеты и т. д.».

При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, — все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1)    высказать свое мнение может любой член экипажа;

2)    количество высказываний одного человека не ограничивается;

3)    решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

4)    если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать иной выход;

5)    решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Желаю вам успешной работы. Главное — остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!

Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами участники. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.

Время на игру — 20 — 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 — 18 минут, если группа сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.

Если они не смогли принять все 15 решений за отведенное время, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, а можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.

   Итог: командная работа сложнее, дольше по времени, но в процессе совместной работы мы узнаем какое-то новое видение той или иной ситуации, т.е. приобретаем драгоценный опыт.

   Наша с вами работа неразрывно связана с общением, коллектив у нас большой.

  1. Следующая игра называется «Глухой телефон»

Нам необходимо 5 участников для данной игры. Задача будет заключаться в следующем. Для участников: Один остается, 4 выходят и не слышат, что происходит в зале. Я зачитаю оставшемуся текст. Его задача пересказать этот текст следующему участнику. Задача второго пересказать его третьему и т.д. до последнего участника. После того, как текст был передан последнему участнику, он рассказывает то, что запомнил сам. Задача группы: внимательно слушать каждого, не подсказывать и не проявлять в момент рассказа участника свои эмоции.

«Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него. А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20 февраля»

Обсуждение:

- О чем это упражнение?

(Упражнение демонстрирует, как может искажаться информация при передаче ее от человека к человеку).

- Почему в финале мы видим текст  таким искаженным?

- Всегда ли стоит безоговорочно доверять услышанному? И каковы последствия такого «доверия», не нарушает ли подобное продуктивную   работу и эмоциональное спокойствие коллектива?

- Как этого можно было избежать?

  1. Упражнение «Команда или каждый сам за себя»

   Теперь пришло время завершить начатое и  вернутся к 1 заданию с именем. Задание к этому упражнению такое: Необходимо, чтобы листочек с вашим именем оказался у вас в течении 30 сек. Время пошло. (не каждый свой лист ищет, а кто какой достал, отдал хозяину имени)

- Все справились с заданием?

- Что помешало?

- Что помогло?

- Как еще можно было выполнить это задание, чтобы избежать неприятных моментов?

  Это упражнение выполнять быстро и просто, если следовать девизу: «У меня есть вы, у вас есть я, вместе мы справимся». В этом и заключается командная работа – помогать и думать о других, осознавая, что вместе легче идти к единой цели. А какая эта единая цель, мы сейчас с вами и выясним.

  1. «Нас объединяет»

   Сейчас предлагаю выполнить одно упражнение, которое называется «Нас объединяет». Оно очень легкое и не потребует никаких сложных действий, кроме как поднять руку, если на мой вопрос у вас положительный ответ. А вопросы самые простые, например, я спрашиваю:

- Кто из вас живет в доме, где 5 этажей.

- Кто любит мороженое?

- Кто живет в деревянном доме?

- У кого голубые глаза?

- У кого сегодня были уроки?

- У кого есть хобби?

- Кто трудно просыпается утром?

- Кто с удовольствием идет на работу?

- Кто желает, чтобы про наш техникум говорили только в хорошем ключе?

Комментарии: Все мы разные, но, судя по количеству поднятых рук на последний вопрос, нас объединяет одна цель – желание, чтобы про наш техникум заговорили и не просто заговорили, а в положительном ключе, чтобы на нас ровнялись. Именно поэтому темой нашей встречи я выбрала «Связанны одной целью». Но без команды к этой цели очень сложно идти.

Хочу познакомить вас с результатами опроса. 1 тест был на психологический климат в коллективе (который очень важен для каждого из нас. Ведь, если в коллективе происходящие конфликты решаются конструктивно, если знаешь, что в коллективе придут на помощь в сложных ситуациях и настроение на работу хорошее, а следовательно, и продуктивность большая), 2 диагностика – групповая сплоченность (один за всех и все за одного).

Озвучиваются результат заранее проведенной диагностики.

Итог: Коллектив – это каждый из нас.

Заповеди сплоченного коллектива

  • Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам интересны.
  • Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Поощряйте других на разговор о них самих.
  • Говорите о вещах интересующих вашего собеседника.
  • Почаще улыбайтесь.
  • Научитесь представлять себя  «на месте» другого и смотреть на мир его глазами.
  • Научитесь доверять людям.
  • Не ожидайте от людей сразу многого.  Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
  • Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
  • Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
    Старайтесь  услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
  • Уважайте  мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
  • Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
  • Будьте  активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
  • Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.
  • Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять  с себя.

Видеоролик «Командная работа»

 УСПЕХОВ ВАМ!

Педагог-психолог ГБПОУ «ЗМТ»

Смолянова Валерия Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сплочению детского коллектива "Планета моей группы"

Тема «Планета моей группы»Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.Оборудование:набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой план...

«Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»

Семинар для классных руководителей на тему: «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива».     «Благоприятный морально-психологический ...

Адаптационный тренинг "Связанные одной целью"

Тренинг проводится в период адаптации для студентов первого курса в игровой форме, по станциям. Можно привлечь для этого волонтеров - старшекурстников.  Цель: профилактика дезадаптации, раз...

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА «Доверие и сплоченность – секрет дружной группы»

Тренинг сплочения относится  к категории тренингов командообразования. Данный тренинг подходит, практически к каждому коллективу, вне зависимости от того, командная форма взаимодействия или нет, ...

Тренинг на сплочение (старшие классы)

Психологический тренинг на сплочение группы преследует цель построения эффективного командного взаимодействия. Стоит сказать о том, что сплочение – это реальная возможность для любого ...

Семинар – практикум «Сплочение педагогического коллектива»

Актуальность: данный тренинг разработан с целью командообразования педагогов детского сада, т.е. повышения сплоченности, доверия  друг к другу, нормализации образовательной атмосферы и налаживани...

Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива».

Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива»....