Основные способы формирования дружного, сплоченного классного коллектива
статья
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого обучающегося. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив группы, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация коллектива группы является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sposoby_formirovaniya_klassnogo_kollektiva.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные способы формирования дружного, сплоченного
классного коллектива
В работе педагога есть важная миссия – быть классным руководителем.
Взяв классное руководство в первом курсе с 1 сентября 2020 года я озадачилась вопросами: “Сложится ли наш новый коллектив? Какими будут наши отношения?” Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся придерживаюсь следующих принципов:
- Искренность и доверие в отношениях с обучающимися;
- Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
- Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;
- Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
- Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;
- Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
- Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;
- Уважение личности студента;
- Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
- Разумное сочетание любви и строгости.
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
- Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
- Создание условий для формирования личности каждого учащегося;
- Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся;
- Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моей группе;
- Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
- Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
- Привитие чувства ответственности в учёбе; навыков культуры поведения, отзывчивости и взаимопомощи.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь группы интересными делами. В самом начале работы с обучающимися, когда первокурсники пришли в колледж, я уже хорошо знала каждого студента и его семью. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований учащихся по анкетам и тестам, а также аналогичную работу с родителями детей. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всей группы, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого студента (личное дело, успеваемость, характеристику).
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого обучающегося. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив группы, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация коллектива группы является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.
Основными способами сплочения группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Считаю, что на первой стадии формирования коллектива, когда обучающиеся впервые пришли в колледж, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого студента, он поощряет дружбу, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает им виды совместной деятельности.
Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. Каждый из ребят предложил свою кандидатуру на тот или иной пост. На классном собрании кандидатуры ребят были общим голосованием либо приняты, либо отклонены. В группе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но не всегда это удаётся, тогда приходится вмешаться и классному руководителю с советом.
На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится более актуальным вопрос - отношение к учёбе как к основной обязанности обучающегося. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Это позволяет повысить заинтересованность ребят в процессе обучения.
Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех внутриколледжных мероприятиях. Группа принимает участие во всех праздниках, декадах и неделях.
На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в группе. Обязательным условием развития личности обучающегося в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современная молодежь большую часть времени проводит за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения, результаты которого необходимы окружающим.
Каждый обучающийся должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов выбираются как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:
- «Учимся сотрудничать»;
- «Этикет на каждый день»;
- «Жить в мире с собой и другими»;
- «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты;
- «Моё место в классном коллективе»;
- «Толерантность»;
- «Как научиться быть ответственным за свои поступки»;
Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Построить воспитательную работу в группе без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на подростка сильнее всех других воспитательных воздействий.
Смогут ли родители стать моими помощниками? Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Ведь чтобы расположить к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! И поэтому, главной задачей своей считаю создание в группе единого коллектива студентов и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Вся моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Взаимодействие с родительским комитетом;
- Совместная деятельность родителей и учащихся – сотворчество.
Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений. Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Актуальными темами родительских собраний являются:
- «Адаптация первокурсников к новым условиям учёбы»;
- « Стили воспитания подростка в семье»
- «Возрастание роли семьи в развитии социальных потребностей и творческого потенциала личности»;
- «Роль родителей в физическом и нравственном воспитании школьников»;
В своей работе использую следующие формы и методы совместной деятельности родителей и учащихся по различным направлениям:
- совместные экскурсии в музеи;
- туристические походы;
- совместные праздники.
Эти направления, формы и методы работы с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Огромную помощь в моей работе, как классного руководителя оказывает родительский комитет группы. При непосредственном участии родителей в группы ежегодно проводятся различные мероприятия.
В заключении хочется сказать, что коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый студент может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.
Для меня моя группа, как и для каждого из классных руководителей, - самая лучшая, любимая, конечно же, доставляющая массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимая и уникальная
Литература:
1.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78c.
3.Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
4.Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сплочению детского коллектива "Планета моей группы"
Тема «Планета моей группы»Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.Оборудование:набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой план...
Сплочение детского коллектива в гастрольной поездке.
Санкт-Петербург30 января 2014 года В настоящее время любой творческий коллектив имеет возможностьпринять участие в фестивалях или конкурсах, проводимых в родном гор...
«Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
Семинар для классных руководителей на тему: «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива». «Благоприятный морально-психологический ...
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)
Наверное, никто из вас до прихода в школу и не представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...
Статья "Формирование групповой сплоченности временного детского коллектива на основе ис-пользования технологии сторителлинг"
В статье представлен теоретический анализ проблемы сплочения временного детского коллектива в условиях летнего оздоровительного лагеря. Раскрыты практические аспекты использования технологии сторителл...
Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников/
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Про...
Мастер - класс "Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности"
Представление опыта работы с текстом на внеурочной . Представить приёмы работы с текстом и применить их на практике;Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками ма...