«Отрок – подросток – тинэйджер»
методическая разработка на тему

Фищенко Наталья Владимировна

«Отрок – подросток – тинэйджер»

(возрастные особенности)

 

           Данный возрастной период - это бурное скачкообразное развитие психики ребёнка. Период сложный как для Вас, так и для самого подростка.

          Подростки склонны критически оценивать слова и поступки взрослых. Вот почему родителям в этот период жизни ребенка тре­буется более критично относиться к себе и своим поступкам. С одной стороны, подросток в этот период стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки и контроля; с другой — он испытывает тревогу и  опасения, сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться.

           Слова Сухомлинского В.А. чётко указывают на данное противоречие:

 «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг... Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».                                                

          На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка родителям необходимо строить свои отношения с ним, иначе ребенок будет прислушиваться к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может всё высказать, где его выслушают, и дадут «нужный» совет.  

       Уважение к личности подростка делает Вас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным —  значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у Вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если Ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.

         Часто, чтобы научиться понимать ребёнка и отвечать своим ему, надо  проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Конечно, в быстром темпе современной жизни не всегда находится время и настроение, чтобы поговорить по душам со своими такими взрослыми, с одной стороны, и такими детьми, с другой стороны, чадами. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит. Но это сделать необходимо! Общаться с повзрослевшим ребёнком надо с учётом его возрастных особенностей.  

Основные особенности подросткового возраста.

1. Идеалистический бунт.

           В подростковом возрасте человек начинает примерять на себя взрослые роли. Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, хотят считать себя равными взрослым. Они начинают "по-взрослому" рассуждать и анализировать окружающий мир. Они хотят видеть мир идеальным, а взрослый реальный мир кажется им порой тотально несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу - бунт.

2. "Лицемерие".

        У подростков слова часто расходятся с делами, поэтому их часто обвиняют в лицемерии. Способность подростков размышлять часто наталкивает их на мысль о том, что их мир и мир взрослых противостоят друг другу и достичь понимания с взрослыми попросту невозможно. Поэтому на словах они соглашаются с родителями, а делают при этом то, что подсказывают им собственные желания.

3. Кризис креативности.

           Принято считать, что подростки менее креативны, чем дети. Причина этого вовсе не в ухудшении их способностей; напротив, их потенциальные возможности становятся гораздо выше. Снижение креативности связано с тем, что они испытывают сильное давление и со стороны сверстников, и со стороны общества, поэтому вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять этому давлению. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, к которым им хочется принадлежать. Таким образом, одна из основных причин кризиса креативности - подавление индивидуальности.

4. Эгоцентризм.

            У подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками в хорошем смысле этого слова, постоянно заняты самоанализом.

Часто подростки начинают ощущать себя исключительными, особенными и уникальными. Возникает даже чувство собственного бессмертия и неуязвимости. Этим можно объяснить, почему многие подростки искренне считают, что нежелательные последствия некоторых поступков (вступления в сексуальные отношения, приема алкоголя, мелких краж) могут наступить только у других, а не у них самих.

5. Способность принимать решения.

           Подросток стремится скорее попасть в мир взрослых и все решения принимать сам. Теоретически он знает этапы принятия ответственного решения. Тем не менее, у него не всегда получается использовать эти знания в жизни. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, чтобы подростку была предоставлена возможность принимать решения и чтобы его научили это делать.

6. Я-концепция.

           В процессе накопления подростком жизненного опыта его теория самого себя становится более конкретной и реалистичной. Подросток проверяет ее на практике, чтобы, сталкиваясь с жизненными трудностями, не разочаровываться понапрасну. Помочь подростку найти более зрелый и позитивный образ Я - непростая задача. Эту задачу необходимо решать потому, что Я-концепция влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе и профессиональные стремления, определяет предпочтительные для подростка формы поведения.

7. Подростковая субкультура.

            Это целый мир со своим собственным языком, модой и системой ценностей, которая может отличаться от системы ценностей взрослых. Как следствие, подростки живут в изолированном сообществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не среди взрослых. Ценности субкультуры очень важны для него. Поэтому для защиты этих ценностей он готов вступать в открытое противостояние взрослым.

8. Принадлежность к группе.

          По мере расширения круга знакомств подростки все сильнее начинают ощущать потребность в присоединении к какой-нибудь группе. Для них главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших условий популярности в группе. После того, как подросток вошел в группу, он включается в постоянное соревнование - кто "круче". Хорошо, если личные качества являются важными факторами успеха среди группы сверстников. Возможна ситуация, когда в группе ценятся в первую очередь проявления рискованного асоциального поведения. В этом случае те нравственные ценности, на которые подросток опирался раньше, быстро отходят на задний план - над ними доминирует желание любыми путями быть признанным этой группой.

Имея информацию о возрастных особенностях, Вы сможете облегчить свою жизнь и оказать поддержку и помощь ребёнку. Воспользуйтесь психологической подсказкой и решите, как вести себя с подростками.

 

Подсказка для родителей

 

           1. Возраст вашего ребёнка полон противоречий и беспокойства.      Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.

 

             2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим.

 Не пользуйтесь такими высказываниями как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства, это даже для них самих что – то новое, личное и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

 

            3. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, пытайтесь вести себя так, как он, используя молодёжный жаргон.  Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования  личности. Так начинается отход от родителей.

 

            4. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны.  Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем.

 

           5. Избегайте акцентов на слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.

 

         6. Помогите подростку самостоятельно мыслить, Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

 

         7. Правда и сочувствие рождают любовь. Но не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Те родители, которые скоры на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить: где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до правды.

 

         8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.

 

         9. Избегайте громких фраз и проповедей.

Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте подобных заявлений: типа «Когда я был в твоём возрасте », «Это меня заботит больше, чем тебя …».

         10. Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведёт к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают и говорят  родители.  Вы помогаете формировать жизненный сценарий.

 

          11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.

 

           12. Избегайте крайностей: давать полную свободу также неверно, как и «закручивать гайки».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

листовка для педагогических работников "Подросток"

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической - время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы»...

Педагогический Совет: правовое воспитание. Подросток и закон. Профилактика преступлений несовершеннолетних

Выступление на педсовете. Подтема дает характеристику сущности преступления...

Из опыта работы. Подросток на рынке труда.

Краткий анализ текущей ситуации на рынке труда подростков....

Подросток и социальная сеть Мастер – класс на региональный конкурс "Год учителя закончился, век учителя настал"

    В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». При подготовке к конкурсному испытанию я опиралась на определение  М. М. Поташни...

Подросток ничего не хочет- так ли это?

Статья о взаимоотношениях подростка и родителей в семье....

Тематический час: " Подросток и закон "

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....

Подросток или порок. Кто кого?

Классный час с элементами соревнования. Для подростков с 5 по 7 класс....