листовка для педагогических работников "Подросток"
методическая разработка на тему

Борисенко Алёна Валерьевна

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической - время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listovka_podrostok.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

        

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической - время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы»

  1. Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как. Подростку нужна свобода, но при этом он нуждается в поддержке и понимании взрослых.
  2. Подростку необходима слитность со своим окружением, «быть как все» - в компании, в группе, во дворе, но при этом он стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы».
  3. Максимализм подростка, его интересует все сразу или ничего.

  1. При всей своей самоуверенности подросток очень не уверен в себе.

    Для подростков характерна полярность психики:

  1. Целеустремленность, настойчивость часто меняется на импульсивность,
  1. Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  2. Повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  3. Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  4. Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  5. Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  6. Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

  1. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешнего вида, интеллекта, знаний и др..
  2. Реакция эмансипации (освобождение от опеки старших).
  3. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутыми.
  4. Склонность к риску, острым ощущениям.
  5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе.
  6. Подверженность влиянию со стороны сверстников.
  7. Низкая устойчивость к стрессам.

1.    Созревание половых желез

2. Скачок роста (увеличение массы тела, мышечной силы, изменяется лицо, развитие девочек по женскому типу, мальчиков по мужскому типу)

3.    Перестройка моторного аппарата

4. Центральная нервная система становится неустойчивой (частая и резкая смена настроения)

5.    Изменения головного мозга:

  1. сокращается активность коры головного мозга (неустойчивое и непродолжительное внимание)

Коррекция: использовать и чередовать активные формы обучения (мозговой штурм, самостоятельная работа и др.)

  1. ухудшается способность к дифференцировке (ухудшается понимание излагаемого материала)

Коррекция: изменение формы восприятия (использовать примеры, образы)

Типы поведения обучающихся, их характеристика

Психологические причины поведения

Возможные пути педагогического воздействия

Привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание учителя и группы

Обучающиеся  выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание педагога и быть в центре внимания

Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться вся группа в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Желание иметь власть

Активное: вспышки агрессии, конфронтация,  напряжённость

Мода на «сильную личность», важно быть главным

Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать обучающегося, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели не агрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Месть

Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления)

Стереотип силового разрешения конфликтов (месть за реальную или вымышленную обиду)

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать обучающегося, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели не агрессивного поведения.

Пассивное: психологические акты насилия (тихая месть, месть «исподтишка»)

Избегание неудачи

Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

 Боязнь повторить ситуацию поражения, неудачи.

Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Уголке группы» и др).

Пассивное:

откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.

  1. увеличивается латентный период рефлекторных реакций (замедляются реакции: не сразу отвечают на вопросы, выполняют задания)

Коррекция: не торопить

  1. подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга (не владеет эмоциями, не умеет их контролировать)

Коррекция: не заострять внимание, переключать на что-то хорошее

  1. ослабляется деятельность II сигнальной системы (речь может быть замедленной, краткой, стереотипной, плохо понимаемой и др.)

Коррекция: не торопить, подсказывать, помогать

Информационная листовка

ГОУ НПО профессионального лицея № 49

Информационная листовка, предназначена для педагогического коллектива

ГОУ НПО ПЛ № 49

  1. Подросток

от 12 до 18 лет

Общаясь с подростком, помните:

  1. беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  2. в процессе общения проявляйте к нему искренний интерес;
  3. говорите от своего имени (Я думаю...)
  4. лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  5. диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  6. в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  7. старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  8. умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Понять

Простить

Принять

Стр. 2 из 2      Способы реагирования на нарушение дисциплины

Психологические особенности

подростка

Психофизиологические особенности:

Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листовка для педагогических работников "Суицид"

По мировым данным, большой процент суицидальных попыток совершаются в молодом возрасте...

Листовка "Сыр"

Реклама сыра...

Информационная листовка "Эмоциональное выгорание"

Информационная листовка для педагогов...

Листовка "Не курите"

У каждого есть право на чистый воздух!...

информационные листовки "Список детской литературы по возрастным группам"

в материале представлен список литературы, он  предназначен для воспитателей в помощь по работе в книжном уголке...