Недостатки в работе преподавателя и способы их устранения
методическая разработка на тему
Недостатки в работе преподавателя и способы их устранения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedostatki_v_rabote_prepodavatelya_i_sposoby_ih_ustraneniya.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Л.А.Малькова
(По материалам брошюры Кадровый менеджмент:
шаг за шагом / Е.В.Советова – М.:Чистые пруды, 2008.
Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Управление школой», вып.21).
Москва
2014
НЕДОСТАТКИ
В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
(По материалам брошюры Кадровый менеджмент:
шаг за шагом / Е.В.Советова – М.:Чистые пруды, 2008.
Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Управление школой», вып.21).
В брошюре даются советы молодому преподавателю о том, какие чаще всего встречаются недостатки в учебной работе преподавателя и приведены способы их устранения, а также недостатки преподавателей в общении с обучающимися и способы их преодоления.
Брошюра может быть полезна преподавателям, которые несколько лет были отстранены от преподавательской деятельности, а также тем преподавателям, которые пришли работать в колледж с производства.
Автор-составитель Малькова Людмила Алексеевна, методист
Недостатки преподавателей в общении с обучающимися
и способы их преодоления.
Недостаток | Реакция обучающихся | Способы проявления |
Неумение поддерживать внимание обучающихся | Отсутствие дисциплины и работоспособности, обучающиеся шумят, постоянно отвлекаются | Увлекательный рассказ; активизация учения учащихся и студентов* |
Затруднения в распределении внимания между всеми обучающимися | Наличие «аритмии» в овладении знаниями | Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех обучающихся; правильная расстановка акцентов |
Острая реакция на любые отклонения в поведении обучающихся | Неприязненное отношение к преподавателю | Сочетание требовательности с доверием |
Заигрывание с обучающимися, стремление понравиться | Безответственное поведение | Соблюдение меры в требованиях |
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях | Несерьезное, неуважительное отношение к преподавателю | Тщательная обдуманность поступков |
Неумение концентрировать внимание на главном | Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении | Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации |
Неумение соотносить существующую информацию с содержанием учебника | Ощущение постоянной перегрузки | Ориентация на овладение существенной (обязательной) информацией по учебнику |
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания | Пассивное отношение к восприятию информации | |
Игнорирование самостоятельной работы обучающихся | Потеря ответственности и целеустремленности | Чередование различных видов работы |
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации | Безразличное отношение к информации преподавателя | Тщательное продумывание оттенков голоса при изложении информации как фактор нацеливания обучающихся на ее осмысление |
Неумение опираться на коллектив обучающихся | Пассивное поведение части группы | Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей детей |
Недостаточное внимание к организации домашнего задания | Потеря ответственности в выполнении установок преподавателя | Периодическая целенаправленная проверка установок обучающимися заданий преподавателя |
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу | Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке | Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающейся ситуации |
Недостатки в учебной работе преподавателя
и способы их устранения
Поведение преподавателя (характер деятельности) | Мотивы поведения и состояние обучающихся | Пути устранения недостатков |
Однообразная структура урока | Приспособление к действиям преподавателя, отсутствие интереса | Структура урока, соответствующая целям обучения учащихся и студентов |
Одергивание и угроза – основные стимулы обучения | Неприязненное отношение к требованиям преподавателя | Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к обучающемуся |
Внимание сосредоточено лишь на отвечающем | Отсутствие внимания, скука | Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент – на перевод всех обучающихся к более деятельностному состоянию |
Невнимательное выслушивание опрашиваемого обучающегося (несвоеременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание) | Нервозное состояние отвечающего | Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составлении плана) |
Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся | Притупление интереса в учении | Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение) |
Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся | Потеря уверенности в знаниях | Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста |
Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся | Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей | Создание ситуации творческой активности |
Нерациональное распределение времени на уроке | Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир | Упорядочение времени на уроке в соответствии с целями (при опросе, изложении нового материала, закреплении пройденного) |
Противопоставление себя группе | Конфронтация с преподавателем | Разумная требовательность, установление деловых отношений |
Предпочтение отдается словесному методу | Снижение интереса к информации преподавателя | Усиленное внимание к частично-поисковым* и проблемным* методам обучения |
Повышенное внимание к проблемному обучению | Неумение строить логически законченный рассказ | Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения |
Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала (в качестве привлечения дополнительной информации) | Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний | Обоснование сочетаемости слов преподавателя и средств наглядности |
Формальное отношение к оценке знаний обучающихся | Потеря интереса к поощрению, отрицательное отношение к учению | Ознакомление обучающихся с критериями оценок |
Перегрузка обучающихся дополнительной информацией | Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой | Тщательный отбор дополнительной информации |
Обезличенный подход к обучающимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственного отношения к ним) | Неуважение преподавателя | Истинная любовь к делу, к обучающимся, откровенность в отношениях |
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются обучающиеся при осмыслении нового материала | Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению | Переосмысление информации с учетом доступности овладения информацией обучающимися, дополнительные индивидуальные занятия |
Недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного | Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий | Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления обучающихся на научно-теоретическое |
*
- Активизация учения – это мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучающегося на достижение конкретных целей.
- Частично-поисковый метод предполагает выполнение обучающимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать обучающихся к поиску можно на разных этапах урока, используя различные методические приемы.
- Основная цель проблемного метода обучения – творческое развитие обучающихся. Преподаватель использует для этого примеры ситуаций, изначально не имеющих однозначного решения, поощряет творческое начало в обучающихся, отдает им учебную инициативу.
НЕДОСТАТКИ
В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
(По материалам брошюры Кадровый менеджмент:
шаг за шагом / Е.В.Советова – М.:Чистые пруды, 2008.
Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Управление школой», вып.21).
Автор-составитель Малькова Л.А., зам. директора по учебно-методической работе ГОУ ТК № 28
Сдано в печать 14.12.2014.
Формат бумаги 60х90/16
Тираж 26 экз.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Адрес: Москва, ул. Верхние поля, 27
Тел. 8 (495) 359-65-29
E-mail: moksp-3@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды конфликтов при установке оборудования, способы их устранения
Данная презентация используется на занятиях по дисциплине "Техническое обслуживание средств вычислительной техники"...
Конфликты и способы их устранения.
Учебная дисциплина - Управление персоналом...
Разработка семинара - тренинга для тренеров - преподавателей "Эффективные способы обучения английскому языку в разноуровневых группах обучающихся"
Данная разработка предназначена для использования в работе тренерами-преподавателями при обучении учителей английского языка....
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их устранения при подготовке поверхности под окраску"
Разработка предназначена для проведения урока учебной практики для обучающихся относящихся к категории ЛОВЗ...
Определение неполадок манометрических термометров и способы их устранения.
Определение неполадок манометрических термометров, сборка схемы для проверки пригодности прибора....
Учебно-методическая разработка по ПМ 05 "Проведение примерки на фигуре заказчика" по теме "Виды конструктивных дефектов втачных рукавов, причины возникновения и способы их устранения"
Учебно-методическая разработка в рамках освоения ПМ 05 "Проведение примерки на фигуре заказчика" может быть использована в дополнительном и профессиональном образовании, в рамках повышения к...
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Актуальность обусловлена тем, что даже при соблюдении всех методических положений при обучении и совершенствовании техники неизбежно возникают ошибки, которые необходимо своевременно устранять....