Методическая разработка открытого урока "Ознакомление со сварочным оборудованием и аппаратурой".
методическая разработка

Шафиева Алла Леонидовна

В данной методической разработке представлен вариант проведения урока учебной практики по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))». Она содержит подробный  план-конспект урока, технологические карта, рисунки, анализ урока.  Разработка рекомендована мастерам п/о в качестве пособия при подготовке к урокам производственного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2019.docx266.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области        

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

Методическая разработка

Урок производственного обучения

ПМ 2. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов,  чугунов во всех пространственных положениях.

  Тема урока: Ознакомление со сварочным оборудованием и аппаратурой.

 

                                                                                                                              Выполнил:

Мастер производственного

обучения

Шафиева А.Л.

Черемхово 2019

Методическая разработка урока производственного обучения. «Ознакомление

со сварочным оборудованием и аппаратурой». Составитель А.Л.Шафиева

Черемхово: ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии

 и сервиса», 2019 год – 15 страниц, приложения.

В данной методической разработке представлен вариант проведения урока учебной практики по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))». Она содержит подробный  план-конспект урока, технологические карта, рисунки, анализ урока.  Разработка рекомендована мастерам п/о в качестве пособия при подготовке к урокам производственного обучения.

       

Настоящие методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии политехнического профиля «_____»_______________ 2019 года, протокол №______.

 Председатель методической комиссии Смирнова Т.Л.

       

Рецензент:  Преподаватель специальных дисциплин высшей категории

ГБПОУ ИО «ЧТПрИС» Смирнова Т.Л            

1. Введение

         В развитии машиностроения и металлообработки, а так же и других областей промышленности, строительства и транспорта все большее значение приобретает сварочное производство, которое направлено на скорое развитие, улучшение структуры заготовок, повышение эффективности  производства сварочных конструкций и качества сварочных работ во всех отраслях народного хозяйства страны. Объём производства сварных конструкций в промышленности и строительстве стремительно увеличивается.

           Ускоренное развитие сварки вызывает быстрый рост численности квалифицированных рабочих этой специальности в различных отраслях народного хозяйства, представляет повышенные требования к уровню теоретических знаний и практической подготовки.

           Важным условием дальнейшего развития сварочной техники и сварочного производства является улучшение профессиональной подготовки сварщиков. Качество подготовки сварщиков во многом зависит от степени подготовки самого мастера производственного обучения. От того, как мастер знает учебный материал, как он сумел подготовит материально-техническую базу для проведения занятий, насколько правильно выбрал формы и методы проведения занятий, во многом зависят знания и навыки, полученные студентами.

      Цель моей методической разработки  помочь мастерам производственного обучения провести урок по ПМ 2 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов,  чугунов во всех пространственных положениях» по теме: «Ознакомление со сварочным оборудованием и аппаратурой».

     Составить правильно план занятий, подготовить инструмент, оборудование и материалы, продумать содержание инструктажей по организации рабочего и места и безопасного ведения сварочных работ.     Подготовить технологические карты, карточки-задания по закреплению темы урока, наглядные пособия.

3 стр

Содержание

                1. Введение…………………………………………………  3

                3. План-конспект урока производственной практики…..   4 - 10

                4. Анализ работы обучающихся на уроке………………… 11

                5. Анализ урока учебной практики                     …………...12 -13

 6. Заключение………………………………………………..14

                 7. Литература………………………………………………..15

Приложение №1

                 

                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ:

Старший мастер

__________ Г.В.Почивалова.

«____» ___________ 20_____ год.

ПЛАН - конспект УРОКА № 1

Группа ЭГС - 18

ПМ 2 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

Тема урока: Ознакомление со сварочным оборудованием и аппаратурой.

Обучающая цель урока:

Ознакомление с оборудованием и аппаратурой сварочного поста.

Отработка  приёмов возбуждения сварочной дуги. Наплавка валиков в нижнем положении сварного шва.

Развивающая цель урока:

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий  и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательная цель урока:

 Создать условия для развития умения сотрудничества, самоконтроля взаимоконтроля на уроках производственной практики. Бережное отношение к инструментам и оборудованию.

Тип урока: Вводный, изучение трудовых приемов и операций.

Метод урока:  традиционный

Учебно – материальное оснащение:

Пластины  из низкоуглеродистой стали толщиной 5 мм., электроды  (марки УОНИ – 13/45),  плакаты и схемы, технологическая карта, инструкционно – технологические карты,  инструменты, спецодежда, шлем-маски.

Ход урока

1. Организационная часть: приветствие, проверка внешнего вида, проверка присутствующих  по списку, назначение дежурных.

  1. Вводный инструктаж:

- сообщение темы и цели урока

- проверка теоретических знаний по ранее изученным темам и изученному материалу на уроках междисциплинарного курса.

- что называется сваркой? 

( Сваркой называется процесс получения неразъёмных соединений посредством установления межатомных связей между соединяемыми частями при их нагревании и пластическом деформировании).

- что такое сварочный шов?

( Сварочный шов это участок сварного соединения).

- что такое наплавка?

( Наплавкой называется нанесение слоя металла на металл, наплавляются валики)

 -  виды сварных соединений, сколько и какие?

( 5 видов сварных соединений: стыковые, угловые, нахлёсточные, тавровые, торцовые).

-  виды сварных соединений по расположению в пространстве?

(нижнее,  вертикальное, горизонтальное, потолочное)

 -  Дать определение плавящегося электрода

(Покрытый электрод представляет собой определённых размеров стальной стержень, на поверхность которого опрессовкой или окунанием нанесено специальное покрытие)

Электродные покрытия создают при сварке защиту от кислорода и азота воздуха расплавленного металла в процессе переноса его в сварочную ванну.

  1. Инструктаж по уроку

- организация рабочего места и безопасность труда при выполнении ручной дуговой сварки.

(Сварочный пост – рабочее место сварщика, оборудованное всем необходимым для выполнения  сварочных работ. Пост укомплектован  источником питания, электрическими проводами, электродержателем, инструментами, шлем – маской, сварочным столом, стулом) Необходимо напомнить обучающимся о бережном отношении к инструментам и оборудованию. Инструкционная карта «Оборудование сварочного поста для ручной дуговой сварки.

        Напомнить основные положения безопасности труда при электросварочных работах

Перед выполнением электросварочных работ необходимо проверить наличие заземления, изоляцию проводов, для нормализации воздушной среды в производственных помещениях обеспечивается принудительная вентиляция, для защиты производственного персонала от воздействия теплового, светового и других излучений, от попадания брызг  устанавливаются металлические кабины, ширмы. Электросварщик должен производить работы в спецодежде, резиновые коврики применяются в помещениях с повышенной влажностью.

Во время работы защищайте лицо и глаза от вредного воздействия лучей электрической дуги шлем-маской со светофильтром. Не смотрите на дугу незащищёнными глазами и не позволяйте смотреть другим. При зачистке швов пользоваться очками.

По окончании работы отключить источник питания от электросети, обследовать те места куда могли долететь искры и расплавленные брызги металла, убрать инструмент на место, навести на рабочем месте порядок).

Объяснить как рассчитать силу сварочного тока

Выбор диаметра электрод (dэл)-зависит от толщины свариваемого металла и положения шва в пространстве


Толщина металла(δ,мм)


0,5-1,5


1,5-3


3-5


6-8


9-12


13-20


Диаметр электрода (d
эл,мм)


1,5-2


2-3


3-4


4-5


4-6


5-6


Величина сварочного тока выбирается по опытной (эмпирической) формуле


Где, К- коэффициент, зависящий от диаметра электрода и вида покрытия.


d
эл, мм


1-2


3-4


5-6


К, А/мм


25-30


30-45


45-60

 Объяснить как зажимается электрод в электрододержателе и удаляется огарок, как правильно держать электрододержатель в руке.

 

          -Устройство и принцип сварочного трансформатора

Одним из наиболее распространённых источником переменного тока является сварочный трансформатор

Трансформатор состоит из стального сердечника (магнитопровода), из двух изолированных обмоток, состоящих из двух катушек, расположенных на двух стержнях. Катушки первичной обмотки закреплены неподвижно. Вторичная обмотка, так же состоящая из двух катушек расположена на значительном расстоянии от первичной. Катушки первичной и вторичной обмоток соеденены параллельно. Вторичная обмотка- подвижная и может перемещаться по сердечнику с помощью винта и рукоятки, находящейся на крышке кожуха трансформатора. Сварочный ток регулируется изменением расстояния между первичной и вторичной обмотками. При вращении рукоятки по часовой стрелке, вторичная обмотка приближается к первичной, магнитный поток рассеяния и индуктивное сопротивление уменьшается, сварочный ток возрастает. При вращении рукоятки против часовой стрелки вторичная обмотка удаляется от первичной, магнитный поток рассеяния растёт, индуктивное сопротивление увеличивается и сварочный ток уменьшается. Пределы регулирования сварочного тока 65 – 460 А. Следует отметить, что у ряда источников питания  существует два способа регулирования силы тока – ступенчатый и плавный.

                                  -  способы зажигания дуги

                                                                                                                                           Перед зажиганием дуги обьяснить и показать  студентам как замыкается          сварочная цепь. (+ - сварочный стол, - держак, касание электрода свариваемого изделия производится замыкание сварочной дуги.

        Зажигание электрической дуги является первым приёмом, которым должен освоить начинающий сварщик. Напомнить о необходимости защиты глаз. Существуют два способа зажигания дуги – впритык и спичкой, коснувшись концом электрода поверхности изделия. Отводить электрод нужно быстро , но на очень малое расстояние с таким расчетом, чтобы длина дуги не превышала диаметра электрода, так как при большей длине дуги может оборваться. В обеих случаях прикосновение электрода к детали должно быть кратковременным, так как может привариться к поверхности детали. Показывая процесс расплавления электрода, нужно отметить, что дуга должна всё время поддерживаться постоянной.

                                                 

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/311/310797/310797_html_44419cc3.jpg

             -  Наплавка валиков в нижнем положении шва

         Первым этапом в обучении профессии электросварщика является усвоение техники наложения отдельных валиков на пластины. Затруднительным является наблюдение за формированием шва, так как образующийся при этом шлак покрывает жидкий металл. Хорошее качество достигается только в том случае, если обеспечено полное и равномерное покрытие шва шлаком.( Приложение № 2. « Зажигание дуги, наплавка валиков с поступательными движениями электрода»)

        При наплавке валиков совмещаются одновременно три правила движения электродом:

Движение 1 – равномерная и непрерывная подача электрода к детали по мере его плавления. Поддерживать, как можно наиболее короткую длину дуги (длина дуги не превышала диаметра электрода) и не допуская коротких замыканий  электрода с деталью, так как возможно «примерзание» электрода.

Движение 2 – передвижение электрода вдоль кромок по направлению сварки, при этом электрод наклонять под углом 15-30 градусов к оси, перпендикулярной плоскости сварки. Капли металла при расплавлении конца электрода перемещаются по направлению  его оси и должны попадать на расплавленный металл ванны.

Движение 3 – колебательные движения концом электрода поперёк шва. Оно необходимо для получения валика нужной ширины. Нормальная ширина валика зависит в основном от диаметра электрода. Наплавленный валик должен иметь геометрические размеры, ширина валика, высота валика, глубина проплавления.

              Показать как зажигается дуга после смены электрода, повторную дугу надо зажигать впереди кратера, а затем электрод возвращают назад и переваривают застывший металл сварочной ванны.

             Заканчивая показ приёмов необходимо дать указания по заварке кратеров.

        Кратер вследствии скопления  в нём неметаллических включений может явиться причиной образования в швах трещин. Первый способ заварки кратера очень короткой дугой или путём частых коротких замыканий электрода с изделием. Второй способ электрод держат неподвижно до полного обрыва дуги.

              Рассказать обучающимся  о возможных видах брака при наплавке, способах его предупреждения и устранения. Подробнее стоит остановиться только на дефектах формы и размеров сварных швов. К ним относится неполномерность шва, неравномерная его ширина и высота, крупная чашуйчатость, бугристость , наличие седловин. Показать обучающимся образцы с наплавленными валиками, имеющими перечисленные дефекты. Указать, что причины , как недостаточная квалификация начинающего производить наплавку, нарушение равномерной подачи электрода вниз, неправильные колебательные движения концом электрода поперёк шва, частые обрывы сварочной дуги, а так же плохое качество сварочных электродов.

        Заканчивая  вводный инструктаж, необходимо пояснить студентам такие термины, как «основной металл», «наплавленный металл», «кратер». «длина дуги», «корень шва», «сварочная ванна» что такое «дефект сварки».

                4.Закрепление материала вводного инструктажа

        Для полного закрепления изученного  материала  посмотрим фрагмент                   фильма по РДС

        Показ      видео - фильма «Ручная дуговая сварка для начинающих»

  1. Упражнение учащихся и текущий инструктаж  

Наплавка валиков нормальной ширины и высоты нижним швом в направлении « слева направо»,  «на себя»,  «от себя», «справа налево».

Обход рабочих мест (особое внимание обращать на длину сварочной дуги, так как от этого зависит дальнейшая успешная подготовка сварщика). Студенты должны твёрдо знать, что увеличение длины дуги уменьшает стабильность её горения, снижает глубину проплавления основного металла, повышает разбрызгивание электрода, приводит к образованию шва с неровной поверхностью и повышает окисляемость расплавленность основного металла.

  1. Заключительный инструктаж

- подведение итогов занятия

- разбор ошибок

- выделить лучшие работы

- выставить оценки

 - сообщить тему следующего занятия: «Наплавка широкого валика»

- домашнее задание: Повторить соответствующую тему по спецтехнологии и вычертить схемы колебательных движений электродом.

Мастер п/о ___________ А. Л. Шафиева

                   

4. Анализ работы студентов на уроке.

         Активность и работоспособность обучающихся соответствовала деятельности самих обучающихся: во время актуализации опорных знаний обучающиеся активно участвовали в фронтальном опросе. .На протяжении занятия чувствовался интерес к теме и уроку.

Существуют некоторые требования к обучающимся при прохождении производственной практики. Они заключаются в основном в выполнении трудовой дисциплины, умении слушать и слышать, активности и работоспособности  при получении знаний, умений и навыков. А так же в строгом соблюдении правил техники безопасности, противопожарной и электробезопасности.

5. Анализ урока учебной практики

       Цель урока поставлена правильно и обоснованно, с учетом- программных требований и содержания материала- необходимого уровня знаний, умений и навыков учащихся; - прогнозов на конечный результат обучении. Цели урока доведены в начале урока устно и записаны на доске.

Процесс определения целей является очень важным элементом урока, поэтому формы и методы доведения  их до учащихся  обоснованы.

        О степени достижения целей урока свидетельствуют ответы студентов на протяжении всего урока и их практическая деятельность.

        Структура урока соответствует поставленной цели и типу урока. Этапы урока взаимосвязаны, прослеживается логическая последовательность. Время распределено по этапам урока целесообразно.

        Вводный инструктаж начался с организационной части, также в заключительной части инструктажа  сделано обобщение перед началом практических работ.

        Во время урока были использованы оборудование цеха ручной дуговой сварки: необходимо отметить оформление доски.        Темп ведения урока оптимальный. У мастера имеется план урока, которому он следовал по времени и по содержанию.

        Содержание урока соответствует требованиям стандарта. Материал подобран в последовательности от простого к сложному. Изложен материал логично, уровень изложения соответствует уровню понимания содержания учащимися. На протяжении объяснения нового материала наблюдается акцентирование мастером ведущих идей по данной теме. Также прослеживается связь содержания урока с профессиональной направленностью учащихся, где и в каких случаях применяется наплавка валиков твердыми сплавами.

        Во время объяснения нового материала акцентировалось внимание учащихся на межпредметные связи .Связь содержания урока с потребностями и интересами учащихся прослеживается в том, что учащиеся задавали дополнительные вопросы по данной теме. Студенты заинтересованы в освоении материала по данной теме, так как непосредственно на рабочих местах им будут необходимы прочные знания, умения и навыки в их профессиональной деятельности.

        Методы, приемы и средства обучения отобраны с учетом темы и целей урока, а также возможностей материально-технической базы. Мастером производственного обучения во время проведения урока использованы методы: словесный, наглядный, словесно-наглядный, практический.

        Качество усвоения нового материала определяется мастером в виде ответов на закрепление нового материала, а так же в самостоятельной практической деятельности во время урока.

        Темп речи мастера умеренный, дикция хорошая, материал изложен эмоционально, точно использована специальная терминология, были даны пояснения и формулировки. Проведен показ трудового приема, затем закрепление прошло в виде повтора трудового приема. Трудовые операции комментировались мастером и подкреплялись вопросами, ответами студентов.

                                                                                         

                                         

                                                                                                                                           

6.Заключение                                                                                    Предлагаемая разработка урока производственной практики сформирует способности и умения обучающихся  грамотно составлять технологический процесс наплавки валиков   в нижнем положении сварного шва;  работать быстро, чётко, рационально.

          Самостоятельно логически мыслить, делать самооценку и самоконтроль.

Расширить интерес к избранной профессии, бережному отношению к сварочному оборудованию, инструменту, экономному использованию сварочных материалов и учебного времени. Умению организовать рабочее место, знанию правил техники безопасности при выполнении сварочных работ, умению самостоятельно работать по инструкционно-технологической карте, знанию технологии и приемов наплавки валиков в нижнем положении сварного шва, умению выявлять дефекты и методы их устранения.

        Мастерам производственного обучения  данная методическая разработка поможет выбрать вариант проведения урока производственного обучения по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», в которой содержится подробный  план урока, конспект урока, технологическая карта, анализ урока.  

Литература:

1.Левадный В.С., Бурлакова А.П. Сварочные работы: Практическое       пособие. - М.:ИРПО; ОАО Владимирская книжная типография,2005.-448с.

2.Маслов В.И.Сварочные работы: Учеб. для нач. проф. Образования – М.:ИРПО; Изд. Центр «Академия», 1998.-240 с.: ил.

3.Николаев А.А., Герасименко А.И. Электрогазосварщик: Учебное пособие для профессиональных лицеев и училищ. Изд. 5-е. - Ростов н/Д: иэд-во «Феникс»,2005.-320 с. (Серия «Начальное профессиональное образование

C:\Users\Cемья\Desktop\2016-02-02 рабочий стол\рабочий стол 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по МДК Тепловые двигатели ПМ «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки»

Открытый урок по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки» проходит в форме ОДИ (организационно-деловой игры) с применением современных информационно-компьютерных   технологий. Э...

Методическая разработка открытого урока "Аппаратура автоматического управления"

Урок по дисциплине по дисциплине «Электрооборудование холодильных машин и установок», проведенного 29 марта 2010 года в группе 32Х, был обсуждении одобрен на заседании цикловой методической комиссии с...

Методическая разработка открытого урока «Сварочные горелки»

Методическая цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся на его разных этапах. А также: - проблемное подведение учащихся к изучению данной темы, которое позволяет им не только запо...

Методическая разработка открытого урока по специальности «Сварочное дело» на тему:" Working area: arc welding"

Методическая разработка  урока по изучению английского языка по специальности «Сварочное дело» на тему: Working area: arc welding...

Методическая разработка открытого урока МДК 01.01 «Основы технологии сварки и сварочное оборудование» Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Методическая разработка открытого урока по теме: "Разрушение сварных соединений" содержит описание целей урока (образовательных, воспитательных, развивающих); методы обучения; формы организа...

Методическая разработка открытого урока по теме: " Сварка плавлением" ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки

В данном уроке рассмотрены основные виды сварки плавлением: сущьность процесса, достоинства и недостатки каждого вида сварки. На фотографиях образцов   визуально показаны отличия сварных...