Нравственное воспитание
статья на тему
С статье рассматривается вечная проблема- нравственность личности. Проведенный констатирующий эксперимент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра».
Л. Н. Толстой
К сожалению, сегодня на современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые влияют на все сферы жизнедеятельности человека.
Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: терроризм, межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма и наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Всё это разрушает социальные связи и нравственные устои, ведет к нетерпимости и ожесточению людей, обеднению внутреннего мира личности. Вышеперечисленные доводы свидетельствуют об актуальности проблемы нравственного воспитания общества в целом. Поэтому перед нами, будущими учителями, встаёт вопрос: почему накопленные веками труды философов и учёных по проблеме формирования нравственности не позволяют достичь высокой нравственной культуры среди подрастающего поколения.
Сегодня в ходе прохождения производственной практики в школах и дошкольных образовательных учреждениях г. Воркуты наблюдаем некоторые проявления детской безнравственности по отношению не только к взрослым, но и друг к другу: сквернословие, злоба, эгоизм, нежелание оказать помощь.
Работа с детьми натолкнула нас студентов 3 курса ГОУ СПО ВПК на проведение интересного, на наш взгляд микроисследования среди студентов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования города Воркуты. Это исследование позволило нам узнать, а сохранилось ли у молодых людей стремление к добру, справедливости, срабатывают ли в них нравственные защитные механизмы, которые помогают им даже в самых тяжёлых ситуациях не утратить веру в ДОБРО.
В исследовании приняли участие 100 студентов ГОУ НПО и СПО города Воркуты.
Для респондентов предлагалась анкета, включающая в себя 7 вопросов.
Прежде всего, студенты, исходя из своей точки зрения и опыта,
раскрыли понимание понятия «нравственный человек».
В результате обработки данных было установлено, что все участники исследования правильно сформулировали понятие «нравственный человек». И это нас не может не радовать.
Большинство студентов считают, что нравственный – это человек, придерживающийся в жизни моральных устоев, которые являются регулятором взаимоотношений между людьми, проникают во все сферы жизни, формируют сознание и определяют поведение людей.
Отвечая на следующий вопрос « Изменился ли нравственный уровень общества за последние 10 лет?» юношам и девушкам следовало поразмыслить над тем, стали ли окружающие их люди добрее, совестливее, отзывчивее. В итоге выяснилось, что большая часть опрошенных (80-80%) считает, что нравственный уровень общества ухудшился. Лишь очень небольшая часть студентов (10-10%) придерживается мнения, что нравы людей за последние 10 лет облагородились (повысились). 10% студентов полагают, что в нравственной жизни общества никаких изменений не произошло (ничего не изменилось).
А ведь общеизвестно, что падение нравственности означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
Отвечая на 3-ий вопрос «Каковы же, по мнению студенческой молодёжи причины снижения нравственного уровня человека?» - студентам следовало выбрать из предложенных причин и отметить 5 (пять) основных, среди которых были следующие:
№ | Причины | Количество студентов -% |
раскол общества на бедных и супербогатых | 79-79% | |
упадок культуры | 74-74% | |
отсутствие справедливости | 68-68% | |
плохое материальное положение | 63-63% | |
свобода, доведённая до вседозволенности | 60-60% | |
влияние людей ближнего окружения | 55-55% | |
спад экономики | 36 -36 % | |
задержки с выплатой заработной платой | 32 - 32% |
Следует отметить, что большинство студентов понимают, что одними мерами экономического характера (7 причина), обеспечением сытой жизни (8 причина) не сделаешь всех добрыми и справедливыми.
Также студентами были дополнены и указаны свои причины снижения нравственного уровня человека такие, как: навязывание американизации 2 чел., специально спланированное разложение общества- 1 чел., ложная информация СМИ- 3 чел., развод родителей, смерть близкого человека неестественным путём -1 чел., люди думают только о себе- 2 чел., алкоголизм, наркомания, убийство -5 чел., разделение на моё и чужое- 2 чел.
Следующий вопрос позволил выяснить последовательность влияния на нравственный уровень человека различных субъектов воспитания.
№ место | Субъекты | % студентов |
1. | семья | 55 % |
2. | сама личность | 41% |
3. | общество, его строй | 38% |
4. | образовательные учреждения | 31% |
5. | СМИ | 26% |
6. | общественные организации | 35% |
7. | церковь | 39% |
Как видно на экране, наибольшее влияние на нравственный уровень развития человека оказывает семья (55%). Именно в ней закладываются основы моральных и духовных начал человека. Именно в семье образ матери всегда связан с нежной лаской, добротой, состраданием; отец олицетворяет собой мужество, требовательность, душевную стойкость, принципиальность.
Немаловажное значение в становлении нравственного человека отводится и самой личности (41%). Только осознанное понимание людьми важности нравственных проявлений может влиять не только на саму личность, но и её окружение. Именно проявление активной гражданской позиции определяет отношение человека к обществу, служит показателем его способности реализовать усвоенные им принципы и нормы морали, готовности руководствоваться ими в повседневной деятельности.
Наиболее сложным для осмысления был вопрос: «Каким образом нравственно «оздоровить» общество?». Ответы дали 88 студентов (88%), не сумели отразить свою точку зрения -12 человек. Рекомендации, которые дали студенты, как правило, вытекают из анализа причин сегодняшнего морального неблагополучия. Приведём некоторые из них.
Заметная часть студентов (30%) считают, что оздоровление надо начинать с себя, с самосовершенствования, с попыток самому делать добро окружающим людям. К тому же само развитие экономики (10 % студентов отметили как меру оздоровления) зависит в немалой степени от нравственной атмосферы в государстве, от элементарной справедливости и порядочности.
25% студенческой молодёжи считает, что особое внимание следует отвести СМИ: вернуть СМИ государству, вводить больше нравственно обогащающих программ для детей и молодёжи, прекратить показ насильственных сцен, больше информировать население страны о здоровье и вреде негативных действий человека, информировать население о людях, которые несут в мир добро и справедливость, для которых главная ценность в жизни- помогать людям.
22% студентов подчёркивали необходимость улучшения и активизации воспитательной работы во всей системе образования, так как успех в воспитании в немалой степени зависит от культурного «фона». Поэтому вполне естественно, что 10% опрошенных отмечали особую значимость школы и ДОУ в повышении внутренней и духовной культуры общества.
5% студентов предлагают, не только навести порядок во всех сферах жизнедеятельности, но и ввести цензуру со стороны общественных организаций. Возможно, тем самым мы сможем остановить коррупцию в стране, о которой говорят тоже 5% опрошенных.
5% студентов считают, что необходимо оздоровить как государство, так и его правительство. Скорее всего, они имели в виду повышение роли государства в процессе нравственного воспитания детей и молодёжи. Мыслитель античности Аристотель отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». А Н. Бердяев отметил, что, «государство должно поддерживать минимум добра и справедливости, ибо без этого минимума оно не может быть сильным и устойчивым».
Таким образом, большинство студенческой молодёжи признаёт наличие весьма неблагоприятной тенденции в нравственной жизни российского общества, которое осложняет формирование нравственных чувств, представлений, создаёт предпосылки для нигилизма.
Однако вряд ли стоит впадать в уныние или панику, ибо не всё так однозначно плохо. О том, что в душах опрошенных юношей и девушек не исчез свет Добра, свидетельствуют ответы студентов двух вопросов, где следовало выбрать пять для них наиболее значимых нравственных качеств и записать отрицательные качества, которые не приемлемы для них.
60% студентов выделили такое обобщённое качество как доброта. Это свидетельствует о том, что, несмотря на все сложности нашего времени, у людей не остыла тяга к святому-Добру, к высоким нравственным ценностям.
На второе место вышли такие положительные нравственные качества, как: ответственность и честность (по 58%), на третье место - справедливость (54%). На четвёртое место - дружба (49%) и порядочность (49%), на пятое- любовь (46%).
Студентами были названы 50 отрицательных качеств личности. Среди пороков студентов в большей степени отталкивают: лживость (60%), скупость (45%), злобность (43%), эгоизм (34%), лицемерие (30%), безответственность (25%), предательство (24%), высокомерие (15%) и другие.
Рассматривая результаты данного социологического исследования, нельзя не учитывать юношеский максимализм, житейскую неопытность молодых людей, их пока недостаточно сформированную общую культуру и вследствие этого зависимость от различных авторитетов, от СМИ и т.д.
И всё же, как нам представляется, студенчество отражает настроение не только значительной части молодежи, но и старшего окружения (родственников, соседей, учительства и т.д.). И нам всем есть над чем подумать в этом смысле.
Анализируя результаты проведённого исследования, пришли к выводу, что проблема нравственного воспитания относится сегодня к острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего, на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главная роль в нравственном воспитании отводится педагогу. Мы, как будущие учителя начальных классов и воспитатели, должны сформировать у маленького человека убеждения, которые в дальнейшем обеспечат им солидарность с людьми и выработают такие вечные ценности как: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др.
Важно, чтобы свободное развитие каждого явилось условием свободного развития всех. Об этом должен помнить каждый, кто посвятил себя быть Настоящим человеком на земле.
И в заключение обратитимся к словам Ж.Ж. Руссо «Вся нравственность человека заключается в его намерениях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках математики
Основная моя задача, как и любого другого учителя – способствовать развитию личности, воспитать Человека...
Опрос учащихся о духовно-нравственном воспитании молодёжи
Опрос о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?–нужны...
Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе
В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...
План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...
взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся
Мы уверены, что родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...
Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...