МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ОП. ПЕДАГОГИКА
рабочая программа на тему
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Старорусский политехнический колледж (филиал)
Методические рекомендации
по ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ОП. ПЕДАГОГИКА
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Квалификация выпускника:
учитель начальных классов
Старая Русса
2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ОП. ПЕДАГОГИКА | 126.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Старорусский политехнический колледж (филиал)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ОП. ПЕДАГОГИКА
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Квалификация выпускника:
учитель начальных классов
Старая Русса
2014
Рассмотрены и утверждены
Методическим советом колледжа
(протокол № 37 от 29.12.2014 г)
УМК актуален в 2012 – 2014гг
Разработчик: Карпова С.Е. , преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………..…………………….… | 4 |
Тематический план…………..……………………………………………… | 11 |
Содержание практических занятий…………………………..…………… | 19 |
Практическое занятие № 1………………………………………………… | 19 |
Практическое занятие № 2………………………………………………… | 22 |
Практическое занятие № 3………………………………………………… | 25 |
Практическое занятие № 4………………………………………………… | 26 |
Практическое занятие № 5………………………………………………… | 28 |
Практическое занятие № 6………………………………………………… | 29 |
Практическое занятие № 7………………………………………………… | 30 |
Практическое занятие № 8………………………………………………… | 32 |
Практическое занятие № 9………………………………………………… | 33 |
Практическое занятие № 10…………………………………………… | 34 |
Практическое занятие № 11……………………………………………… | 35 |
Практическое занятие № 12……………………………………………… | 45 |
Практическое занятие № 13……………………………………………… | 49 |
Практическое занятие № 14……………………………………………… | 53 |
Информационное обеспечение обучения………………………………… | 56 |
Лист регистрации изменений……………………………………………... | 59 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по дисциплине Педагогика составлены в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
- Рабочей программой учебной дисциплины;
- Аннотацией основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах базовой подготовки;
- Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в колледжах НовГУ.
Методические рекомендации включают 26 практических занятий, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины в объёме 128 часов.
Основные теоретические положения включают определения, основные понятия, педагогические категории, знания которых необходимы для изучения курса Педагогики.
Данные рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по педагогике; с требованиями учебного предмета и с учетом современных достижений педагогической науки и школьной практики. Оно служит технологической основой изучения педагогики. В структурном отношении рекомендации представляют собой последовательное расположение разнообразных форм занятий. Сценарий каждого из них построен на основе теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения различных педагогических источников, а также на занятиях по психологии, общественным и специальным дисциплинам, с учетом опыта педагогов-новаторов, известных зарубежных образовательных систем и собственной педагогической практики в школе.
Интегративный характер содержания курса и обобщение знаний на практических занятиях позволяют обеспечить методологическую, научно-педагогическую, методическую и практическую подготовку студентов к творческой педагогической деятельности в школе и других учебных заведениях. Технологии практических занятий по педагогическим дисциплинам заимствованы из литературных источников и опыта отечественных и зарубежных авторов.
В теории и практике учебно-воспитательной работы применяются разнообразные технологии или системы, среди которых можно выделить:
- Традиционную технологию обучения, в основе которой положена ассоциативно-рефлекторная концепция теории познания.
- Личностно-ориентированную технологию, которая базируется на демократических и гуманистических принципах и в которой ученик признается базовым компонентом, объектом и субъектом учебно-воспитательного процесса.
- Коммуникативную технологию, что составляет основу педагогики сотрудничества.
- Игровую технологию обучения и воспитания, в основе которой лежит принцип активизации познавательной деятельности, сочетающей индивидуальные и коллективные формы обучения и воспитания.
В данных рекомендациях представлены различные технологии практических занятий, которые можно дополнять и разнообразить в зависимости от содержания учебного материала, опыта преподавателя, интересов студентов, наличия дидактических средств обучения и других возможностей. Разнообразие форм занятий должно способствовать повышению качества подготовки будущих учителей. В совокупности различные формы занятий обеспечивают решение трех взаимосвязанных задач:
а) закрепление теоретических знаний и расширение профессионального кругозора студентов;
б) выработка умений и навыков учебно-воспитательной работы с учащимися;
в) развитие и совершенствование педагогических способностей.
По результатам изученной темы предлагается использовать следующие методы аттестации и контроля знаний студентов: тесты, разработки конкретных воспитательных дел и мероприятий, устные ответы, оценки за которые учитываются на зачетах и экзаменах.
После практических занятий проводятся проверочные работы, представленные в контрольно-диагностических материалах. Они позволяют выявить уровень усвоения пройденного материала.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен:
Знать:
- теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования и педагогической науки;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
- основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;
- закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;
- цели, задачи, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения;
- современные инновационные технологии в сфере образования;
- содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- основы педагогического мастерства;
- основы управления образовательными системами;
- основные общенаучные характеристики исследования в области образования;
Уметь:
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;
- анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;
- осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
- использовать современные инновационные технологии в сфере образования;
- осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
- осуществлять педагогическую диагностику;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить;
- осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования.
Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК) Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Профессиональные компетенции (ПК) Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК1.2 Проводить уроки.
ПК 1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4 Анализировать уроки.
ПК 1.5 Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5 Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения учащихся
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями
ПК 4.1 Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
2.
2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. | 48 | ||
ВВЕДЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ. | Содержание учебного материала | 4 | |
Роль и место педагога в век информационного общества (социальная полезность учительской профессии). Возникновение педагогической профессии. Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Требования к профессиональной компетенции и мобильности. Педагогическая культура, педагогический такт. Роль самообразования и самовоспитания в становлении профессионала-педагога.Состояние профессиональной направленности личности и профессионально значимые свойства личности. | 2 | ||
Практическое занятие: Диспут «Что значит быть современным учителем. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сообщений о традиционных и новых отраслях педагогики. | 4 | ||
Тема 1.1 Педагогика в системе наук о человеке. | Содержание учебного материала | 4 | |
Возникновение и развитие педагогики. Объект предмет и функции педагогики. Структура педагогической науки. педагогики. Задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками, ее место в системе гуманитарных наук. Отрасли педагогических знаний. Основные педагогические понятия. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов о жизни и педагогической деятельности Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н.Толстого. Составление сообщений о традиционных и новых отраслях педагогики. Составление словаря педагогических понятий. | 4 | ||
Тема 1.2 Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. | Содержание учебного материала | 4 | |
Развитие, воспитание и формирование личности. Сущность природы человека. Педагогика о взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии и формировании личности ученика. Современные теории развития и воспитания личности. Игровая, учебная, трудовая, художественно-эстетическая, спортивная деятельность в формировании личности ребенка. Активность ребенка в деятельности и общении, ее роль в развитии личности. Педагогическая характеристика этапов возрастного развития детей. Воспитание детей в раннем возрасте. Педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Характеристика подростка. Юношеский возраст и его педагогическая характеристика. | 2 | ||
Практическое занятие. Возрастная периодизация. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по теме Возрастная периодизация
2 Подбор примеров влияния разнообразных характеров на развитие человека на основе изучения художественной и педагогической литературы. | 4 | ||
Тема 1.3 Личностно – ориентированный подход в образовании. | Содержание учебного материала | 4 | |
Опора на личностные качества ребенка. Индивидуальные особенности личности, их учет в воспитании и обучении. Ценностные ориентации. | 2 | ||
Практические занятия Возрастные и индивидуальные особенности в реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление психолого-педагогической характеристики ребенка по схеме. | 4 | ||
Тема 1.4. Методы педагогических исследований.
| Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие исследования. Методы наблюдения: непосредственное и опосредованное; открытое и конспиративное; лонгитюдное и ретроспективное Опросные методы: беседа, метод интервью, анкетирование (контактное, заочное, прессовое). Анкета открытая, закрытая, смешанная. Эксперимент. Социометрические методы | 2 | ||
Практические занятия: Методы педагогического исследования. Опросные методы и методы наблюдения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Задание: Характеристика методов педагогического исследования. Составление анкеты: I вариант - открытая II вариант - закрытая III вариант смешанная | 4 | ||
РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ. | 78 | ||
Тема 2.1 Теория и практика обучения. | Содержание учебного материала | 6 | |
Система целей обучения. Технология целеполагания. Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности. | 2 | ||
Практические занятия: Основные дидактические концепции. | 2 | ||
Тема 2.2. Содержание образования. | Содержание учебного материала | 4 | |
Содержание начального школьного обучения. Структура содержания образования. Теории формирования содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Документы, регламентирующие содержание образования | 2 | ||
Практические занятия: Практическое занятие Непрерывное образование. Проблема преемственности в работе образовательных учреждений. . | 2 | ||
Тема 2.3. Закономерности и принципы обучения. | Содержание учебного материала | 6 | |
Законы, закономерности и принципы обучения. История становления и развития системы общедидактических принципов. Воспитывающий характер обучения в педагогике. Научность обучения. Систематичность обучения. Доступность обучения. Принципы последовательности. Связь обучения с жизнью. Наглядность обучения. А.Я. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский о принципе наглядности обучения. Сознательность и активность обучения. Прочность знаний, учет индивидуальных особенностей и индивидуальный подход. | 2 | ||
Практическое занятие: Взаимосвязь принципов обучения Разработка плана – конспекта урока с учетом всех дидактических принципов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить письменный анализ урока с точки зрения реализации принципов обучения. | 4 | ||
Тема 2.4. Методы, приемы и средства обучения. | Содержание учебного материала | 6 | |
Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристкиа отдельных методов обучения. Требования к методам обучения в современной школе. Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства педагога. Современные технологии обучения. | 2 | ||
Практическое занятие Методы обучения Методы обучения: 1 Разработка плана – конспекта урока с учетом различных методов и приемов. 2 Решение педагогических задач по выбору методов, приемов и средств обучения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Наблюдение за реализацией различных методов и приемов обучения в работе учителя (на практике). | 4 | ||
Тема 2.5. Диагностика и оценка учебных достижений школьников. | Содержание учебного материала | 6 | |
Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная. Характеристика классно-урочной системы. Ее достоинства и недостатки. Урок в школе. Типы уроков, их структура. Требования к уроку. Требования к проведению и анализу. Подготовка учителя к уроку. Психолого-педагогический анализ урока. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1 Наблюдение урока с целью изучения критериев и норм оценки знаний учащихся. Анализ предварительной оценки результатов учения школьников. 2 Подготовка сообщения на тему «Индивидуальный подход к отметке успеваемости учащегося». | 6 | ||
Тема 2.6. Мотивы учения на разных возрастных этапах. | Содержание учебного материала | 6 | |
Мотивы учения на разных возрастных этапах. Мотивация учебной и трудовой деятельности. Эмоциональный фактор учения. Потребности и интересы как основа мотивации учения. Мотивы учения школьников, их формирование и развитие. Роль познавательного интереса в обучении. Приемы стимулирования учения школьников. | 2 | ||
Практические занятия: Методика и приемы стимулирования учения школьников. Решение педагогических задач по определению особенностей стимулирования учения школьников. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор приемов стимулирования учения школьников | 4 | ||
Тема 2.7. Современные концепции начального и среднего образования. | Содержание учебного материала | 6 | |
Дидактическое и предметное наполнение концепций. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание и осмысление, закрепление, применение на практике. Учение и обобщение. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь. Традиционная система обучения. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский о сущности процесса обучения. Основы развивающего обучения. | 2 | ||
Практические занятия: Психолого-педагогический анализ процесса усвоения учащимися знаний, умений, навыков. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Сравнительный анализ традиционной и развивающей системы обучения (традиционная система обучения: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский); (развивающее обучение: Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). | 6 | ||
РАЗДЕЛ 3 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ. | 48 | ||
Тема 3.1. Цель и задачи воспитания. | Содержание учебного материала | 6 | |
Теория воспитания как раздел педагогической науки. Движущие силы. Современные концепции воспитания, научно-методическая обоснованность и практическая применяемость. Классовый характер воспитания в классовом обществе. Соотношение воспитания, самовоспитания и перевоспитания. | 2 | ||
Практические занятия Реализация задач воспитания. 1 Трудовое воспитание. 2 Нравственное воспитание. 3 Эстетическое воспитание. | 2 | ||
Практическое занятие Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников. Анализ психолого-педагогических показателей формирования и развития личности ребенка. | 1 | ||
Практическое занятие Функции и основная деятельность учителя – классного руководителя. | 1 | ||
Самостоятельная работа Разработка примерного плана воспитательной работы. | 4 | ||
Тема 3.2. Принципы и методы воспитания. | Содержание учебного материала | 6 | |
Принципы воспитания. Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Методы формирования общественного сознания. Разъяснение. Рассказ. Беседа. Пример. Методы организации деятельности учащихся. Упражнения. Приучение. Поручения, их виды и условия повышения эффективности воспитания. Игра, ее виды. Значение игры и игровых ситуаций в системе воспитания детей шестилетнего возраста. Методы стимулирования положительного поведения. Требование. Общественное мнение как вид коллективного требования и метод стимулирования положительного поведения у детей. Соревнование. Поощрение. Виды поощрения. Поощрение как выражение положительной оценки деятельности коллектива и отдельных учащихся. Наказание как метод торможения отрицательных навыков. Виды наказания. Методы самовоспитания. Личные обязательства. Самоотчет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Взаимосвязь методов воспитания. | 2 | ||
Самостоятельная работа Составление классификации методов воспитания. | 4 | ||
Тема 3.3. Взаимоотношения коллектива и личности. | Содержание учебного материала | 6 | |
Формирование коллектива школьников. Понятие «коллектив» и его признаки. Структура коллектива. Взаимоотношения в коллективе и их роль в формировании личности школьника. Изменение позиции учителя на разных стадиях развития коллектива. Пути формирования коллектива Стиль и тон в коллективе. Актив и его роль в создании коллектива. Работа учителя с коллективом. Воздействие коллектива на личность. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка плана коллективного творческого дела для учеников начальной школы. | 6 | ||
Содержание учебного материала | |||
Функции, основные направления и формы деятельности учителя - классного руководителя. Учитель - классный руководитель. Основные задачи и функции учителя - воспитателя и классного руководителя на современном этапе развития системы образования. Учитель начальных классов как воспитатель личности школьника и классного коллектива. Особенности его работы с детьми младшего школьного возраста. Классный руководитель: содержание и формы его работы с учащимися. Планирование воспитательной работы с учениками. Преемственность и работа учителя начальных классов и воспитателя подготовительной группы детского сада, классного руководителя среднего звена и учителя начальных классов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение программы воспитания различных образовательных учреждений. Планирование воспитательной работы: перспективное, текущее, оперативное. Разработка примерных планов воспитательной работы. | 4 | ||
Тема 3.5. Оценка уровня воспитанности школьников. | Содержание учебного материала | 4 | |
Показатели и критерии воспитанности школьников. Педагогические, диагностические методики выявления ценностных ориентаций школьника. | 2 | ||
Практические занятия: Уровни воспитанности школьников. Выявление меры воспитанности школьников. | 2 | ||
РЗДЕЛ 4 КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. | 14 | ||
Тема 4.1. Социальная и школьная дезадаптация. | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие о социальной и школьной дезадаптации. Дети риска социальной и школьной дезедаптации. Диагностика нарушений социальной и школьной дезадаптации. Типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуального проектного задания «Альбом коррекционно – развивающих упражнений». | 4 | ||
Тема 4.2. Нарушения в соматическом, психическом, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка). | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие нормы и отклонения. Виды норм. Систематика и статистика нарушений в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека( ребенка). Причины нарушений в развитии. Диагностика отклонений в развитии. Возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования. Обучение и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Исследовательская работа на тему «Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности». | 2 | ||
РАЗДЕЛ 5 ПЕДАГОГИКА ОДАРЕННОСТИ. |
| 9 | |
Тема 5.1. Развитие детской одаренности в образовательной среде. | Содержание учебного материал | 6 | |
Теоретическая характеристика проблемы одаренности. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуального проектого задания на тему «Программа работы с одаренными детьми». | 3 | ||
Всего: | 199 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ТЕМА 1.1 ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Практическое занятие № 1. Диспут «Что значит быть современным учителем» (2 ч.)
Цель:
Познакомить студентов с профессионально-личностными качествами учителя. Выявить отношение будущих учителей к выбранной профессии.
Студент должен
Знать:
- социальную полезность учительской профессии
Уметь:
- владеть педагогической культурой, педагогическим тактом
Содержание:
- Познакомить студентов с картой личности будущего учителя.
- Диспут «Что значит быть современным учителем»
КАРТА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Общепедагогические качества личности
- Верность научно-педагогическим взглядам на роль наследственности, среды, воспитания и активности самого воспитанника и формирование его личности.
- Понимание причин и движущих сил развития личности.
- Состояние профессиональной направленности личности.
- Социально и профессионально значимые свойства личности:
- гражданственность;
- любовь к детям (гуманизм);
- оптимизм;
- любовь к своей профессии;
- справедливость и доброжелательность;
- общительность;
- требовательность к себе и детям.
Профессиональные качества
- Теоретическая и методическая подготовленность по специальности.
- Психолого-педагогическая, теоретическая и практическая подготовленность.
- Развитие педагогических способностей:
- коммуникативных;
- перцептивных;
- эмоциональной устойчивости;
- конструктивных;
- дидактических;
- организаторских;
- познавательных;
- экспрессивно-речевых;
- креативных; (способность к творчеству)
Индивидуальные педагогические качества
- Педагогическая направленность психологических процессов.
- Развитость педагогического мышления и памяти.
- Эмоциональная отзывчивость (эмпатия).
- Развитость воли.
- Культура темперамента.
- Рефлексия.
ПРОВЕДЕНИЕ ДИСПУТА
Что значит быть современным учителем?
I Проблема современного образования, современного учителя
1 В чем социальная полезность учительской профессии, труда?
1.1 Чего ждет общество от учителя?
II Какие профессионально-личностные качества должны быть присущи учителю?
2.1 Могут ли личные нравственные и профессиональные качества учителя войти в противоречие? Приведите примеры, обоснуйте.
2.2 Как отнестись к учителю, который в сложной ситуации руководствуется не профессиональными, а чисто человеческими чувствами?
2.3 Как связаны между собой душевные качества учителя и его профессиональные умения?
2.4 Говорят, что профессия учителя «уникальная». Согласны ли вы с этим утверждением? В чем ее уникальность?
2.5 Престижна ли профессия учителя?
2.6 Почему вы все-таки выбрали педагогическую профессию? Чем она привлекает вас?
2.7 Что такое авторитарное воспитание? Каковы его причины? Что необходимо противопоставить ему?
III Нужна ли учителю клятва (заповедь).
3.1 Существует ли особая учительская мораль? Если да, то в чем по- вашему, главная особенность заповедей этой профессии?
3.2 Защитить «честь мундира» и следовать требованиям морального кодекса учителя – одно и то же?
3.3 Спасает ли знание учительских заповедей от профессиональных ошибок?
IV Представьте, что вас привлекли к составлению заповедей учительской профессии.
4.1 Какую заповедь вы бы поставили на 1-ое место?
4.2 Попытаемся составить заповеди коллективом.
Примечание: при условии дефицита времени вопросы под пунктом III можно не брать.
Тема 1.2 Ребенок как субъект целостного педагогического процесса
Практическое занятие №2. Возрастная периодизация (2 ч.)
Цель:
- закрепить знания студентов о возрастных особенностях ребенка;
- выявить факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
Студент должен
знать:
- возрастные особенности ребенка;
- факторы, влияющие на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
уметь:
- составлять психолого-педагогическую характеристику определенного возрастного периода развития ребенка.
Основные теоретические положения:
Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психологические качества.
Критерии выделения возрастных периодов:
- анатомические: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой тканей организма.
- физиологические: деятельность органов дыхания, кровообращения, нервной системы и др.
- психические (психологические): особенности ощущений, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи и др.
- физические: рост, вес, объем грудной клетки, сила мышц.
- педагогические: уровень развития умственного, нравственного, эстетического воспитания
Показатели физического развития не являются абсолютными, они относительны и изменяются в различные периоды исторического развития.
Акселерация – (от латинского – ускорение) – это ускоренное физическое и психическое развитие в детском и подростковом возврате. Происходит рассогласование процессов физиологического созревания организма и социализации личности.
В современной науке принята следующая классификация детского возраста:
- Младенчество – до 1 года жизни
- Преддошкольный (раннее детство) – от 1 до 3 лет
- Дошкольный (от 3 до 6 лет)
- младший дошкольник (3-4 года)
- средний дошкольник (4-5 лет)
- старший дошкольник (5-6 лет)
- Младший школьник (6-10 лет)
- Подростковый (средний школьник) (10-15 лет)
- Юношеский (15-18 лет)
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.
Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебных материалов в каждом предмете. Они обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Порядок выполнения работы:
Учебная группа делится на подгруппы по 4-6 человек.
Задание каждой подгруппе:
- Составить педагогическую характеристику определенного возрастного периода.
- Выявить особенности (трудности в работе педагога этого периода).
- Разработать рекомендации для учителя или родителей при работе с детьми данной возрастной группы.
- подгруппа – младенчество;
- подгруппа – раннее детство;
- подгруппа – дошкольный;
- подгруппа – младший школьный;
- подгруппа – подростковый;
- подгруппа – юношеский.
Результаты работы:
- Каждая подгруппа аргументированно и четко выступает с устным сообщением.
Контрольные вопросы:
- Что такое возрастная периодизация?
- Что составляет основу возрастной периодизации?
- Какие педагогические проблемы создает акселерация?
- Для чего необходимо учитывать возрастные особенности?
Литература:
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996, 432 с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждения среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001, 272 с.
Тема 1.3 Личностно – ориентированный подход в образовании.
Практическое занятие № 3. Возрастные и индивидуальные особенности в реализации личностно-ориентированного подхода в образовании (2ч.)
Цель:
- показать необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка в различных педагогических ситуациях
Студент должен
знать:
- возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;
- алгоритм анализа и решения педагогической ситуации
уметь:
- учитывать индивидуальные особенности ребенка;
- пользоваться алгоритмом решения и анализа педагогических задач
Основные теоретические положения:
Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
Отечественная педагогика считает, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
Порядок выполнения работы:
Работа в парах. Каждой паре выдается педагогическая ситуация. Решить педагогическую задачу по алгоритму, учитывая индивидуальные особенности учеников.
Анализ педагогических ситуаций.
- Проанализировать педагогическую ситуацию, сделать выводы о взаимосвязи индивидуального стиля педагога и характера его взаимодействия с детьми.
- Отработать алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Контрольные вопросы
- Что такое возрастные особенности?
- Для чего необходимо учитывать индивидуальные особенности?
- Как влияет стиль руководства на формирование личности ребенка?
- На чем основан индивидуальный подход к учащимся?
Литература
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996, 432 с.
Тема 1.4. Методы педагогических исследований
Практическое занятие № 4. Опросные методы и методы наблюдения (2 ч).
Цель:
- углубить и расширить знания студентов о методах педагогического исследования.
Студент должен
знать:
- основные методы педагогического исследования
уметь:
- составлять беседу, интервью, различные виды анкет (открытая, закрытая, смешанная)
Основные теоретические положения:
- Методы наблюдения:
- непосредственное и опосредованное;
- открытое и конспиративное;
- лонгитюдное и ретроспективное
- Опросные методы:
- беседа;
- анкетирование;
- интервьюирование.
Порядок выполнения работы:
Работа в парах: Студенты самостоятельно готовят вопросы для проведения интервью.
Темы:
- Спорт
- Учеба
- Любовь
- Вредные привычки
- Отношение к наркотикам
- Мой колледж (Мой колледж)
- Звезды эстрады
- Дружба
- Литература
- Телевидение
- Реклама
- Идеал учителя (преподавателя)
- Медицина
- Бизнес
- Другое
Задание:
Корреспондент (студент) берет интервью у респондента (студента) по заранее подготовленной теме. (Создание комфортных условий, располагающих респондента к искренности.)
Контрольные вопросы:
- Чем интервью отличается от беседы?
- Какие вопросы не допускаются при интервьюировании?
- Когда уместно употреблять вопросы «в лоб» и со скрытым смыслом.
Литература:
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ.
Тема 2.1 Теория и практика обучения.
Практическое занятие № 5. Основные дидактические концепции (2ч.)
Цель:
- закрепить знания студентов об основных дидактических концепциях.
Студент должен
Знать:
- основные педагогические концепции
уметь:
- выбрать стиль руководства, методы и приемы работы в соответствии с представленными концепциями
Содержание:
Изучив учебный материал лекции и дополнительную литературу, студенты представляют устные сообщения:
- традиционная педагогическая система;
- педоцентристская система;
- современная педагогическая система.
Задание:
- Выявить достоинства и недостатки в каждой педагогической системе.
- Создать модель универсальной педагогической системы.
Контрольные вопросы:
- В чем заключается уникальность современной педагогической системы;
- Какие недостатки существуют в традиционной и педоцентристской системах.
- Если бы Вы работали в Министерстве образования и науки, что изменили бы в этой системе?
Литература:
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
Тема 2.2. Содержание образования.
Практическое занятие № 6. Непрерывное образование. Проблема преемственности в работе ОУ (2 ч.)
Цель:
- выявить проблемы преемственности в работе образовательных учреждений.
Студент должен
знать:
- систему образования РФ;
- уровни и ступени образования
уметь:
- создавать комфортные условия при переходе на другую ступень обучения
Содержание:
На основании представленных студентами сообщений, доказать (сделать вывод, обобщить) какие проблемы существуют при переходе на другую ступень образовательного учреждения.
I вариант – детский сад – школа – гимназия;
II вариант – школа – колледж;
III вариант – колледж – вуз;
IV вариант – школа – колледж – вуз.
Задание:
- выявить трудности в работе учителя (преподавателя);
- выявить трудности адаптационного периода ребенка (ученика, студента).
Сформулировать общие положения для учителя (преподавателя) при переходе ученика (студента) в другое ОУ. (Разработать памятку).
Контрольные вопросы:
1 Какие трудности возникают у ребенка при переходе из детского сада в школу?
2 Какие методы и приемы может использовать учитель для более легкого прохождения учениками адаптационного периода?
Литература:
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996, 432 с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждения среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001, 272 с.
Тема 2.3 Закономерности и принципы обучения.
Практическое занятие № 7. Взаимосвязь принципов обучения (2 ч.)
Цель:
- научить студентов реализовывать все дидактические принципы при проведении урока.
Студент должен
знать:
- основные дидактические принципы.
уметь:
- реализовать все дидактические принципы в комплексе и единстве при проведении урока.
Основные теоретические положения:
Дидактические принципы – это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Существует несколько различных классификаций принципов обучения.
В современной педагогике взята за основу традиционная классификация:
Принцип:
- воспитывающего обучения;
- наглядности;
- научности;
- систематичности;
- последовательности;
- доступности;
- связи обучения с жизнью, трудом;
- учета индивидуальных особенностей;
Содержание:
Изучив учебный материал лекции разработать план - конспект урока, используя учебник для начальной школы, с учетом реализации всех дидактических принципов.
Контрольные вопросы:
1Чем обусловлено возникновение принципов обучения?
2 Дайте характеристику основных принципов обучения
Литература:
- Исаев И.Ф. Профессиональная Педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 208 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996, 432 с.
Тема 2.4 Методы, приемы и средства обучения.
Практическое занятие № 8. Методы обучения (2ч.)
Цель:
- углубить и систематизировать знания студентов о методах обучения в современной школе.
Студент должен
знать:
- различные подходы к классификации методов обучения.
- требования к методам обучения в современной школе.
уметь:
- правильно выбрать методы, приемы и средства обучения в зависимости от поставленных задач и познавательных возможностей учащихся.
- использовать (применять) современные технологии обучения.
Содержание:
- Разработка плана-конспекта урока с использованием различных методов и приемов обучения.
- Решение педагогических задач, направленных на правильный выбор методов и приемов обучения.
Контрольные вопросы:
- Какие классификации методов обучения Вы знаете?
- От чего зависит выбор метода обучения?
- Нужно ли учитывать индивидуальные особенности ребенка при выборе методов обучения?
Литература:
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждения среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001, 272 с.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов.-М.,2001.
Тема 2.6 Мотивы учения на разных возрастных этапах.
Практическое занятие № 9. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности (2 ч.)
Цель:
- обобщение, углубление и закрепление знаний студентов о методах и приемах стимулирования;
- формирование умений адекватного выбора методов и приемов стимулирования.
Студент должен
знать:
- мотивы учения на разных возрастных этапах.
- роль познавательного интереса к обучению.
уметь:
- выбрать адекватный метод или прием стимулирования учения в разных педагогических ситуациях.
Содержание:
Группа делится на пары и получает задание на карточках.
Задание:
Решение педагогических задач по определению особенностей стимулирования учебной деятельности.
Контрольные вопросы:
- Как влияет эмоциональный фактор на результат обучения?
- Какие способы мотивации Вы знаете?
- От чего зависит выбор метода стимулирования учебной деятельности?
Литература:
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996, 432 с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждения среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001, 272 с.
Тема 2.7. Современные концепции начального и среднего образования.
Практическое занятие № 10. Психолого-педагогический анализ процесса усвоения учащимися знаний, умений, навыков (2 ч.)
Цель:
- научить проводить психолого-педагогический анализ процесса усвоения знаний учащимися
Студент должен
Знать:
- современные концепции начального и среднего образования
уметь:
- проводить анализ процесса усвоения учащимися знаний, умений, навыков
Содержание:
Группа делится на подгруппы и выполняют совместную работу
Задание:
Анализ письменных работ учеников 3 класса по русскому языку
Контрольные вопросы:
Современные концепции начального и среднего образования.
- По каким критериям проводится психолого-педагогический анализ процесса усвоения учащимися знаний, умений, навыков?
- От чего зависит процесс усвоения школьниками знаний, умений и навыков?
Литература:
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
РАЗДЕЛ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ.
Тема 3.1. Цель и задачи воспитания.
Практическое занятие № 11. Реализация задач воспитания (2 ч.)
цель:
- расширить, углубить и систематизировать знания студентов о задачах воспитания
Студент должен
знать:
- цели и задачи воспитания;
- комплексный подход при реализации задач воспитания.
уметь:
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников;
- выбирать методы и формы работы по реализации задач воспитания.
Содержание:
Выявить основные особенности задач воспитания: умственного, трудового, нравственного, физического, правового, семейного. (Работа в группах)
Контрольные вопросы:
- Сформулируйте задачи умственного воспитания.
- Сформулируйте задачи нравственного воспитания.
- В чем особенности эстетического воспитания младших школьников?
Литература:
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов.-М.,2001.
Нравственное воспитание. Воспитание культуры поведения учащихся
Цель:
- закрепить знания студентов о культуре поведения учащихся;
- научить студентов готовить и проводить одну из форм воспитания культуры поведения учащихся.
Студент должен
знать:
- цели и задачи нравственного воспитания;
- взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе
уметь:
- выбирать формы и методы работы для реализации задач нравственного воспитания
Содержание:
Беседа «Культурные ценности нашего времени».
Методические рекомендации. Каждый студент готовит беседу на одну из тем о культуре поведения учащихся. План беседы должен быть составлен применительно к возрасту учащихся и с соблюдением требований к современной технологии воспитания.
Тема беседы должна носить ярко выраженный характер, отражать заинтересованность учащихся и предлагать как бы исподволь, найти «зацепку» или повод для обсуждения именно данной темы.
Необходимо сформулировать задачи, для осуществления которых подбирается содержание материала и разработать методику ведения беседы:
а) подобрать вопросы, которые интригуют школьников, привлекают их к участию в собеседовании, порекомендовать нужные источники для опоры в беседе;
б) предусмотреть необходимое оформление (объявление, вопросы, литературу по теме, фильмы и телепередачи);
в) предложить рекомендации для выполнения наиболее важных правил культурного поведения учащихся.
Все студенты готовят конспект беседы в письменной форме и представляют преподавателю для просмотра и оценки.
Контрольные вопросы:
- Каковы цели и задачи нравственного воспитания?
- Раскройте взаимосвязь целей и задач воспитания
Литература:
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов.-М.,2001.
Экологическое воспитание учащихся
Цель:
- проанализировать систему работы школы по экологическому воспитанию учащихся;
- научить студентов методике организации мероприятий по экологическому воспитанию школьников.
Студент должен
знать:
- основные направления экологического воспитания учащихся
уметь:
направлять деятельность младших школьников на правильное поведение в природе, любить окружающий мир.
Содержание:
Беседа (с элементами игр).
Подготовительная работа:
- Отобрать картины, фото, видео и т.п., рассказывающие о правилах поведения в природе.
- Оформить аудиторию рисунками детей на тему: “Наша прогулка в природу”, иллюстрации по правилам поведения в природе.
- Класс делится на команды (домашнее задание – приготовить название, девиз и эмблему команды).
Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию
(проводится в начальных классах)
I
- Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасалась,
Каждому правила знать не мешало.
II
Представление команд.
III
Каждая команда приготовила плакаты к беседе “о культуре поведения в природе”. Соперники должны дать название плакатам. Зарабатывает очки команда, которая смогла точнее передать содержание плакатов.
IV
- Человек много берет от природы, а чем он платит ей? Я часто вижу изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Те “любители” природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадают споры грибов – трутовиков или поселяются вредные насекомые.
- Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой магнитофон или радиоприемник? Можно это делать? Почему?
Также в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? (Вдали от деревьев, на опушке леса или у реки, используя для этого старые кострища).
V
Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5 – 7 лет?! Пожалуйста, не делайте новых кострищ! А ведь под костром выгорит и плодородный верхний слой почвы.
Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30-ти лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.
VI
- Дети, а как вы поступите, если на прогулке в лесу вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? Объясните ответ.
Команды решают ситуацию, рассматривая иллюстрацию “Не губи растения в природе”.
VII
- Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание (иллюстрация).
- Какую мы можем организовать помощь лесным обитателям?
VIII
- Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!
А природа опять
То предельно проста,
То одета в цветные перья…
Удивляет меня не ее красота,
Удивляет ее терпенье.
А когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе Земли,
Для меня это, прежде всего –
Крик о помощи!
(Р. Рождественский).
IX
- Давайте же сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.
Учитель выслушивает ответы детей, записывая правила поведения в природе на доске (за каждый ответ учитываются баллы для команды).
Правила поведения в природе:
Никогда не наноси вред природе.
Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.
Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).
Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.
Подкармливай зверей и птиц зимой.
Не мусори на месте своего отдыха.
Учись наблюдать в природе.
Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.
X
Итог. Определение победителей.
Темы мероприятий по экологическому воспитанию школьников
- «С природой «на Вы»» (на знание учащимися правил поведения в природе или в лесу). Разрабатывают задание и оценивают ответы учащихся судьи-инструкторы, в данном случае тетушка Сова.
- «Дед-природовед» (викторина о природе родного края, о родных приметах, обычаях, традициях). Судья здесь - Лесовик.
- «Загадки леса» (викторина на знание учащимися природных явлений, особенностей жизни животных и растений). Судья - Почемучка.
- «На лесной опушке» (песни о природе и ее охране). Судья - Соловушка.
- «Лужайка – поиграйка» (подвижные игры с экологическим содержанием). Судья - Зайка.
- «Что растет в лесу» (конкурс на знание экскурсантами лесных растений). Судья - Всезнайка.
- «Красная книга - крик природы о помощи» (конкурс на знание истории Красной книги).
- «Лесное кафе у двух берез» (подготовка пищи из лесных даров). Судьи - Лиса и Журавль.
Валеологическое воспитание учащихся
Цель:
- проанализировать систему мероприятий по организации здорового образа жизни учащихся в школе и дома;
- научить студентов составлять тезисы по одной из тем валеологического воспитания учащихся.
Студент должен
знать:
- задачи валеологического воспитания
уметь:
- разработать мероприятия по организации здорового образа жизни школьников в школе и дома
Содержание:
Педагогическая студия «Здоровый дух - в здоровом теле» или «Валеология в школе».
Обоснование. Валеология как наука и практическая деятельность по оздоровлению школьников приобретает все большее значение и педагогическую направленность.
Методические рекомендации. Каждый студент выбирает тему и составляет тезисы для беседы с учащимися по валеологическому воспитанию, в которых отражается:
а) антитезис (почему необходимо);
б) тезис (что необходимо);
в) аргументы (доказательства);
г) выводы и предложения.
Одним из источников для выбора темы и написания тезисов рекомендуется книга С.В. Попова «Валеология в школе и дома» и др. Тематика тезисов может быть следующей:
- работоспособность, утомление, усталость и переутомление школьников;
- продолжительность урока;
- продолжительность учебного дня и учебной недели;
- организация урока;
- расписание уроков;
- перемены;
- аттестация и экзамены учащихся;
- общественно полезный труд и самообслуживание;
- световой режим в учебных помещениях;
- профилактика заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата школьников;
- профилактика нарушений осанки учащихся;
- правильная организация санитарно-гигиенического режима;
- выполнение домашних заданий;
- внеклассная и внешкольная работа;
- занятия по интересам;
- организация сна школьников;
- отказ от разрушителей здоровья;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание воздухом;
- закаливание солнцем;
- закаливание водой;
- хождение босиком;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Методы воздействия на организм. По желанию: с помощью методики «Методы воздействия на организм» выявить состояние организма в различные периоды жизни (приложение).
Контрольные вопросы:
- Как преодолеть усталость?
- Как повысить работоспособность?
- Почему полезно хождение босиком?
Литература:
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996, 432 с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждения среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001, 272 с.
Практическое занятие № 12. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников. Анализ психолого-педагогических показателей формирования и развития личности ребенка (1 ч.)
ель:
- научить анализировать педагогические и психологические показатели формирования и развития личности.
Студент должен
знать:
- психолого-педагогические показатели формирования и развития личности ребенка;
- возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста;
- уметь:
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательно-воспитательной деятельности;
- анализировать психолого-педагогические показатели формирования и развития личности ребенка
Содержание:
Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка по следующей схеме:
- Состояние здоровья, физическое развитие, физическая культура
Здоров, физически развит, приучен к занятиям утренней гимнастикой, спортом, имеет хорошую осанку.
Здоровье слабое: часто болеет, физически недоразвит, утренней гимнастикой не занимается, не посещает спортивных кружков
- Условия семейного воспитания
Состав семьи. Влияние семьи на развитие и становление личности ребенка. Жилищные условия: имеется ли у ребенка отдельная комната или личный уголок, рабочее место.
- Общественная направленность и интересы
Интересуется или не интересуется событиями общественной жизни страны, мира?
Читает ли сам или прослушивает чтение взрослыми детской периодической печати, журналов, книг? Обсуждает ли прочитанное с товарищами? Умеет ли подчинять свои личные интересы, потребности интересам класса, школы?
- Успех в учебной деятельности
Какие отметки преобладают? Какие уроки больше всего интересуют ребенка?
Как относится к учению: добросовестно, недобросовестно; с интересом, без интереса, не желает учиться?
Старается понять учебный материал или просто вызубривает необходимое?
Что мешает учиться хорошо: запущенность в усвоении материала первых лет учения, неумение учиться, слабое внимание, неразвитая память, пассивность, лень и т.п.?
Есть ли элементы творчества в учении?
- Познавательные интересы
Любит ли ребенок конструировать?
Если интересуется, то какими видами техники?
Посещает ли спортивные кружки, секции?
Занимается или нет музыкой, танцами, живописью; участвует ли в школьной художественной самодеятельности?
Увлекается или нет каким-либо видом коллекционирования?
Устойчивы или неустойчивы познавательные интересы?
- Труд и игра
Как проявляет себя в различных видах труда: трудолюбив, активен или пассивен, проявляет творчество, смекалку или просто является прилежным исполнителем? Какой вид труда предпочитает: общественную организаторскую работу, хозяйственно – бытовой, учебный? Любит ли что- либо мастерить? Уважает ли труд других людей? Воспитано ли желание своим трудом приносить пользу окружающим?
Отношение к самообслуживанию.
Какие игры предпочитает: подвижные, спокойные, настольные, творческие, дидактические, спортивные? Степень активности в игре?
- Положение в коллективе класса, группы
Имеет ли общественное поручение и какое? Как его выполняет? Как относится к смене поручений?
Любят ли ребенка в коллективе? За что?
Имеет ли постоянных или устойчивых друзей?
Какую роль выполняет в дружбе, ведущую или подчиненную, умеет ли приказывать товарищам и подчиняться им? Бывают ли с группой конфликты, на какой почве? Правильное ли у него представление о товариществе, дружбе? Является ли он (она) сам (сама) хорошим товарищем (подругой)? Откровенен ли ребенок с товарищами или замкнут? Умеет ли уступать, если бывает не прав? Общителен ли ребенок?
- Дисциплинированность
Приучен или нет к выполнению режима дня в школе и дома?
Нарушает или нет правила поведения? Характер нарушений: намеренное, по небрежности, по неумению уложиться во времени. Укажите наиболее типичные нарушения дисциплины.
Научился или нет вести себя дисциплинированно в классе, слушать объяснения учителя, правильно реагировать на ошибки товарищей?
Научился или нет вести себя на перемене, на улице?
- Навыки культурного поведения
Умеет или нет выполнять требования личной гигиены. Корректно ли относится к старшим, к одноклассникам? Умеет или нет культурно вести себя в общественных местах? Умеет или нет выполнять точно обещанное и порученное, не опаздывать?
Развиты или нет эстетические навыки, опрятность аккуратность прически, одежды, учебных и бытовых принадлежностей?
Умеет ли отделить красивое в жизни, в быту от некрасивого?
- Краткая характеристика внимания, памяти, речи, чувств
Устойчиво или неустойчиво внимание? Быстро или медленно переключается с одного на другое? Какой вид внимания преобладает?
Какая память преобладает?
Какой характер носят мышление и речь: умеет ли рассуждать, доказывать, критически относиться к познаваемым фактам? Какое мышление преобладает?
Проявляет или нет любознательность?
Каков характер речи: достаточен ли словарный запас, образность, выразительность, эмоциональность?
Какое преобладает настроение? Каким чаще бывает: веселым, бодрым, оживленным, смешливым, раздражительным, безразличным, вялым, скучным, плаксивым и др.?
- Своеобразие ребенка
Чем отличается от других детей в своем поведении, уровне интеллектуального развития? Какие черты характера начинают проявляться или уже преобладают?
Исследование проводится в период педагогической практики в школе.
Контрольные вопросы:
1 Что такое развитие личности?
2 Какими факторами обусловлено развитие личности?
3 Какова роль процесса воспитания в развитии и формировании личности?
Литература:
Подласый И.П.Педагогика начальной школы:Учеб.пособие для студентов педагогических колледжей.-М.,2001
Практическое занятие № 13. Функции, основные направления и формы деятельности учителя – классного руководителя (1 ч.)
Цель:
- провести рефлексивный анализ отношений студентов к будущей профессии учителя;
- наметить пути совершенствования деятельности учителя как классного руководителя, воспитателя.
Студент должен
знать:
-функции, основные направления деятельности учителя - классного руководителя;
-формы организации деятельности классного руководителя
уметь:
-организовать совместную деятельность семьи и школы;
-организовывать индивидуальные формы работы с семьями учащихся
Содержание:
Педагогическая мастерская «Нужна ли клятва Гиппократа учителю?».
«Педагогические мастерские» как форма повышения квалификации педагогических кадров появились в Санкт -Петербурге на основе контактов с международным движением «Педагоги за мир и взаимопонимание методистов университета педагогического мастерства и учителей-экспериментаторов».
Задачи:
- составить и проанализировать рефлексивную характеристику типологии студентов.
Основные теоретические положения:
Личность учителя необходимо рассматривать с позиции общечеловеческих ценностей «как интегральное понятие, характеризующее ее в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в ней общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое» (Б.Д. Парыгин). Личность учителя невозможно отделить от его профессиональной деятельности. В своей структуре «общим» учитель означен как носитель биосоциальных особенностей, «особенным» - как специалист в определенной области знаний и «единичным» - как профессионал с индивидуальными педагогическими способностями.
Методические рекомендации. Студенты отвечают на вопросы мини-анкеты, на основе которых составляется типологическая характеристика каждого и всей группы.
Вопрос: Что Вас привлекает в педагогической профессии?
Варианты ответов:
а) любовь к детям;
б) общественный статус учителя;
в) материальное положение;
г) интеллектуальный характер труда;
д) творческий характер труда;
е) элементы творчества в труде учителя;
ж) профессия соответствует моему здоровью;
з) мечтал(а) об учительской профессии с детства;
и) ничего в профессии учителя не привлекает.
Вопрос: Что побудило Вас поступить учиться на педагогическую специальность?
Варианты ответов:
а) популярность профессии учителя;
б) хорошо учился (лась) в школе по этим предметам;
в) хотелось быть похожим (ей) на любимого учителя;
г) специальность может быть полезной для перехода на другую работу;
д) специальность может быть полезной для личного благополучия;
е) привлекала не профессия учителя, а интерес к предметам;
ж) поступил (а) случайно;
з) не удалось поступить в другое учебное заведение;
и) посоветовали и помогли родители и знакомые.
Примечание. 1 Подпись под мини-анкетой может ставиться по желанию студента. 2 Ответов на каждый вопрос может быть несколько, но необходимо, чтобы они не были противоречивыми и соответствовали действительному положению дел.
Обработка анкет проводится по следующей схеме:
№ | Типы личности учителя | |
1 | Гуманистический: любовь к детям | |
2 | Профессионально направленный: интеллектуальный характер труда; творческий характер труда | |
3 | Романтический: мечтал о профессии учителя с детства; элементы романтики в труде учителя; популярность профессии учителя моей специальности | |
4 | Социально направленный: общественный статус учителя | |
5 | Профессионально-подражательный: хорошо учился (лась) в школе по предмету; хотелось быть похожим (ей) на любимого учителя; посоветовали родители и знакомые | |
6 | Утилитарный: материальное положение учителя; профессия соответствует моему здоровью; специальность может быть полезной для перехода на другую работу; специальность может быть полезной для личного благополучия; привлекает не профессия учителя, а интерес к предмету | |
7 | Оптимальный: любовь к детям; привлекательность характера труда учителя; материальное благополучие | |
8 | Положительный: любовь к детям: привлекательность труда учителя | |
9 | Лабильный: ничто в профессии учителя не привлекает: поступил (а) случайно; не удалось поступить в другое учебное заведение |
Дальнейшее обсуждение проблемы отношения к педагогической профессии происходит в зависимости от типов личности будущего учителя. Обсуждаются возможности создания условий для оптимального типа личности современного учителя – воспитателя.
Контрольные вопросы:
1 Какие дополнительные условия необходимы для гуманистического типа личности учителя, социально-ориентированного, положительного и т. д.
2 Назовите функции классного руководителя
Литература:
Педагогика: Учебное пособие / Под ред.В.А.Сластенина.М.,2002.
Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведения практических занятий. Учеб.- метод. пособие. М., 2000.
Тема 4.7 Оценка уровня воспитанности школьников.
Практическое занятие № 14. Уровни воспитанности школьников (2 ч)
Цель:
- систематизация и закрепление знаний об уровне воспитанности школьников.
Студент должен
знать:
- показатели и критерии воспитанности школьников.
уметь:
- проводить педагогические и диагностические методики выявления ценностных ориентаций школьников.
Содержание: Выявить уровень воспитанности ученика
Основные теоретические положения:
Воспитанность школьников – это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели.
Мера воспитанности – это мера соответствия определенным критериям.
Показатели меры воспитанности школьников:
- внешний вид ребенка;
- мимический и пластический образ;
- поведение;
- речь;
- избирательная деятельность;
- реакции на социальные явления;
- система взаимоотношений с окружающими;
- идеалы.
Не всегда эти показатели бывают достаточными, чтобы судить о воспитанности.
Тогда используют педагогическую диагностику – это получение педагогических характеристик из материала, полученного особым способом, которые нацелены на выявление личностных характеристик.
Педагогические диагностические методики выявляют ценностные отношения ребенка в положении «свободного выбора». В этом «свободном выборе» обозначается предпочтение добра и зла, истины или лжи, красивого или безобразного.
Задание:
В период преддипломной практики:
- Выявить уровень воспитанности ученика по предложенным критериям и показателям.
- Всем ученикам класса дописать фразу (тезис)
«Хорошая жизнь – это когда…»
Дописывая тезис, испытуемый (респондент) должен выявить свое представление о желаемой жизни и наборе ценностных ориентаций.
Самое сложное в оценке воспитанности – это субъективная интерпретация показателей.
- Проанализировать работы учеников и представить набор ценностных ориентаций испытуемых (в письменном виде).
Контрольные вопросы:
- Какие показатели воспитанности школьника Вы знаете?
- Можно ли судить о воспитанности школьника по отдельным показателям?
- Оказывают ли влияние индивидуальные особенности ребенка на уровень его воспитанности.
Литература:
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентсво, 1995, - 637 с.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Педагогика: учеб. для вузов/Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.
- Педагогика: электрон. учеб./Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – Электрон. дан. – М.: КноРус, 2009.
- Подласый И.П. Педагогика: учеб. для вузов/И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2008.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для вузов /В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие.- СПб.: Питер,2008.-304с.
- Введение в педагогическую деятельность : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ под ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
- Гонеев Александр Дмитриевич Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; ред. В. А. Сластенин ; Междунар. акад. пед. образов. - 3-е изд. - М. : Академия, 2004. - 272 с.
- Дробинская, Анна Олеговна Школьные трудности "нестандартных" детей / А.О. Дробинская . - 2-е изд. - М. : Школа-Пресс, 2001. - 142 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века.: учеб.пособие для пед.учеб.заведений/под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 512 с.
- Научно-методический журнал «Начальная школа»
- Научно-теоретический журнал «Педагогика»
- Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. пед. и психологии) / Трофимова Н.М. [и др.]. - М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2006. - 304 с.
- Педагогика. Учеб.пособие для студ.пед.вузов и пед.колледжей/ под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
- Педагогика.ру [Электронный ресурс]: сайт для студентов. Форма доступа: http://pedagogy.ru
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студентов высших и средних педагогических заведений. Под ред. С.А. Смирнова - М.: Академия, 2001.
- Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://pedlib.ru/
- Полат, Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс] : курс дистанционного обучения для учителей. Форма доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html
- Профессия - учитель: Учеб.пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
- Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Спец. психология", "Спец. дошкольная педагогика и психология" / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 519 с.
- Ситаров В. А. Дидактика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений - М.: Академия, 2004. - 368 с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Ред. Н.М. Назарова. - 3-е изд., испр. - М. : Academia, 2004. - 396 с.
- Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Владос-Пресс, 2003.- 352 с.
- Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». Форма доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изме-нения | Номер листа | Всего листов в документе | ФИО и подпись ответственного за внесение изменения | Дата внесения изменения | Дата введения изменения | |||
измененного | замененного | нового | изъятого | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности Лабораторная диагностика....
ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит
ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАННИСТА
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАНИСТА...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.) Составитель: Л.А.Елизарова Методи...
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...