ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАННИСТА
методическая разработка
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАНИСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geld.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАНИСТА
Процесс модернизации среднего музыкально – педагогического образования, как и всего образования в целом, в настоящее время характеризуется принципиальными изменениями, которые нашли свое отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
ФГОС СПО предполагает интенсификацию образовательного процесса на основе оптимизации структуры, содержания, форм и методов обучения, применения различных обучающих технологий, обеспечения самостоятельной работы учащихся.
Это вызвано необходимостью подготовить выпускника среднего специального заведения к профессиональной педагогической деятельности в течение четырехлетнего обучения. В данных условиях на первый план выступает потребность развития творческой самостоятельности учащихся. Решаться эта проблема будет при живом, чутком отношении педагога к самостоятельным интересным преподавательским решениям учащихся на практике, а также, не навязывая своего решения педагогической проблемы, умело организовывая их инициативу в нужном направлении и в области преподавания, и в области интерпретации произведения.
Самостоятельная работа учащихся должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалы. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем, так как основной задачей обучения в классе фортепиано является воспитание умений и навыков профессиональной творческой работы, воспитание личности с характерным мышлением, знаниями, позволяющими самостоятельно разучивать и исполнять произведения разных стилей.
Хорошая организация занятий, с последовательно и постоянно повышающимися требованиями, обеспечивает эффективность самостоятельной работы учащихся. Сначала пианист должен научиться самостоятельно понимать композиторский стиль, содержание произведения, характер, работать над интонированием, звукоизвлечением, динамикой, формой, яркостью и убедительностью исполнения.
Эти знания учащиеся приобретают изучая методическую литературу, постигая педагогический опыт виднейших мастеров педагогики и методики обучения игре на инструменте. Полученная информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения.
В основе музыкально – исполнительской деятельности лежит формирование соответствующих мотивов, только хорошо мотивированная деятельность может повысить эффективность творческого развития пианиста – профессионала.
Одним из таких мотиваторов является учебный план, регулирующий учебный процесс. На начальных курсах требуется больше часов для занятий с педагогом, где учащийся получает основу музыкально – исполнительского и педагогического искусства. В конце обучения объем изучаемой литературы увеличивается и учащийся уже должен на практике продемонстрировать свое умение самостоятельно использовать полученные знания.
Существенным требованием к изучаемому материалу является его доступность и педагогическая целесообразность, возможность способствовать верному решению конкретных учебно-воспитательных задач:
- раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся;
- формирование у учащихся положительной самооценки, которая служит стимулом к дальнейшему труду и педагогической деятельности.
Для осуществления этих задач в учебный план введена новая дисциплина: «Изучение методической литературы по вопросам педагогики и методики». Рабочая программа данной дисциплины, написанная в результате многолетнего преподавания дисциплины «Методика обучения игре на инструменте», обеспечивает планомерное изучение нового материала. Освоение содержания дисциплины также дает учащимся возможность по – иному осмыслить процесс собственного обучения, взглянуть на себя глазами преподавателя, в новом свете увидеть психолого-педагогические проблемы своего профессионального развития.
Актуальность данной программы в том, что для воспитания профессионального педагога-музыканта в среднем специальном учебном заведении необходимо изучение обширного педагогического наследия виднейших музыкантов, в потребности поиска новых форм работы и контроля, как на уроке, так и во время самостоятельной подготовки. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения.
На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, самостоятельная и исследовательская работа. Внедрение в учебный процесс инновационных форм работы позволит привить интерес к учению, развить желание познавать новое, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний, а значит овладеть учебно-познавательной компетенцией.
Освоение данной учебной дисциплины ставит перед учащимися определенные цели: - овладение теоретическими основами для приобретения практических навыков обучения игре на фортепиано в объѐме, необходимом для самостоятельной работы в качестве преподавателя; - изучение вопросов фортепианного искусства; - освоение практического опыта и достижений лучших представителей фортепианно-педагогической школы.
В результате обучения учащиеся получают практический опыт: - углубленного изучения научных трудов педагогов - музыкантов различных эпох и стилей; - анализа педагогических принципов основных исполнительских школ и практического опыта виднейших музыкантов – педагогов от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов; - подбора методического материала для выступлений на семинарах и участия в дискуссиях на заданную тему; - подбора методического материала для решения исполнительских задач; - организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня подготовки учащихся.
Кроме того, будущие педагоги приобретают следующие умения:
- провести педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
- применять классические и современные методики преподавания;
- находить формы и методы работы с учеником, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности;
- грамотно и последовательно обучать детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста;
- используя знания, научить учащихся понимать и осмысливать музыкальный замысел композитора, художественные образы, составляющие содержание данного произведения;
- воспитывать музыкальный вкус, навыки слухового контроля, сосредоточенность и настойчивость в работе;
- развивать у учащихся технику работы над музыкальным произведением;
- профессионально строить урок и организовывать самостоятельную работу ученика; - пользоваться специальной литературой для решения исполнительских задач.
Согласно требованиям к результатам освоения учебной дисциплины учащиеся должны знать:
- творческие и педагогические принципы различных педагогических и исполнительских школ;
- научные труды ведущих педагогов – музыкантов;
- советы ведущих педагогов в работе с начинающими учениками; - эффективные формы и методы работы с учениками;
- современные методики обучения игре на инструменте;
- методическую литературу по вопросам начального обучения игре на фортепиано, организации и проведения фортепианного урока, развития технических навыков, работы над музыкальным произведением, педализации в ДШИ и музыкальном училище, формирования и развития навыка игры с листа, воспитательной деятельности музыканта – педагога;
- основы теории воспитания и образования; - психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
- требования к личности педагога;
- профессиональную терминологию.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основой построения содержания, форм и методов обучения служит компетентностный подход.
Компетенции определяют направленность учебной деятельности и решаемых в ней профессиональных задач. Понятие компетентности включает познавательную, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую функции, а также результаты обучения, способность решать задачи определенного типа в конкретных ситуациях.
Наиболее общие задачи в педагогической области и культурнопросветительской деятельности работника педагогического образования определены в Государственном стандарте и являются основой для определения общих и профессиональных компетенций необходимых для плодотворной работы в области преподавательской деятельности и педагогического мастерства будущего преподавателя-музыканта. Успешная педагогическая деятельность требует от учащихся, во-первых, освоения ряда общих компетенций:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством; - ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности».
Во–вторых, необходимо освоение профессиональных компетенций, определяющих уровень педагогического мастерства:
- осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;
- использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;
- использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе;
- осваивать основной учебно-педагогический репертуар;
- применять классические и современные методы преподавания;
- анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ; - использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- планировать развитие профессиональных умений обучающихся; - владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией».
Развитие продуктивных, творческих способностей создает условия для освоения инновационных компетенций, формируемых в течение четырехлетнего обучения. Практическая значимость изучения методической литературы состоит в обеспечении высокого уровня профессиональной подготовки будущего педагога, в формировании профессионального мышления как показателя профессиональной зрелости педагога – музыканта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу повышения качества профессиональной подготовки в условиях медицинского колледжа .
Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, обозначающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях...
Методическая разработка по дисциплине производственное обучение по курсу профессиональная подготовка 18103 "Садовник" Тема: "Озеленение интерьера. Создание панно, картин, аранжировок."
Методическая разработка предназначена для изучения обучающимися всех возможных видов и способов озеленения интерьера. Программой предусматри...
Пояснительная записка к методическому семинару: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ
Игровое моделирование способствует реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста....
«Непрерывность специального образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в условиях учреждений среднего професси
20 декабря 2020 года в нашем техникуме в соответствии с планом работы Совета директоров ПОУ СПО Саратовской области состоялся Круглый стол по теме «Непрерывность специального образования и профе...
Социальное партнерство, как одно из главных условий профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников СПО
Социальное партнерство в широком смысле – это совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивны...
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего вид основной программы профессионального образования 7233 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов средних образвательных школ по программам профессиональной подготовки "первая рабочая профессия"...
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего вид основной программы профессионального обучения 7233 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования Для обучающихся общеобра
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ для получения первой рабочей профессии по спец. 7233 "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования...