ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015
олимпиадные задания по теме
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvety_olimpiada_po_r._yaz2014.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
- Волхвы, владык, грядущие, жребий, челе – используются для создания атмосферы древней Руси, приближают к речи того времени.
Вознесся, главою, столпа – используются для придания торжественности.
ОЦЕНКА: 0,1 балла за каждое слово, 0,1 – за каждое верное определение.
- К ней – личное, кроме них – личное, вместо него, нее – личное,
благодаря ему, ей, им – личное, от его жены – притяжательное,
для него, нее – личное, с ее матерью – притяжательное, в его квартире – притяжательное,
навстречу ему, ей – личное, по нему – личное.
ОЦЕНКА – 0,1 балла за каждое верное, 0,2 – за разряд.
- Милее, звонче – сказуемое, ура – подлежащее, долгу – определение.
ОЦЕНКА: 0,1 балла за каждое верное определение.
- Презентация – представление, спонсор – меценат, тинейджер – подросток,
саммит – встреча на высшем уровне, слоган – лозунг, имидж – образ,
мониторинг – наблюдение.
ОЦЕНКА: 0,1 балла за каждое верное слово.
- Лишним является последнее предложение В комнате светло. Данное предложение является распространенным односоставным безличным предложением, в котором главный член (сказуемое) выражен словом категории состояния светло.
Все остальные предложения являются нераспространенными двусоставными, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.
ОЦЕНКА: 0,2 балла – за правильный ответ, 0,3 балла – за объяснение.
- Делу - время, потехе – час.
Слово – серебро, молчание – золото.
Старый друг лучше новых двух.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Подальше положишь – поближе возьмешь.
ОЦЕНКА: 0,2 балла за каждую пословицу.
- А) Овчинка выделки не стоит. Не стоит и выеденного яйца.
Б) В семье не без урода. Паршивая овца в стаде.
В) Будет и на нашей улице прадник.
Г) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Д) Называть вещи своими именами.
Е) Ездить в Тулу со своим самоваром.
ОЦЕНКА: 0,3 балла за каждую верную пословицу.
- Чело – лоб, ланиты – щеки, уста – рот, очи – глаза, выя – шея, перси – грудь, рамена – плечи, десница – правая рука, перст – палец.
ОЦЕНКА: 0,2 балла за каждое верное слово.
- Усердно – не покладая рук,
очень мало – кот наплакал,
совсем близко – рукой подать,
быстро – сломя голову,
недавно – без году неделя.
ОЦЕНКА: 0,2 за каждый верный ответ.
- Окончания – орлов, дворов, ковров.
ножей, степей, коржей.
ОЦЕНКА: 0,1 балла за каждое слово.
- Большой – огромный, гигантский, громадный;
смелый – геройский, бесстрашный, отважный, мужественный;
бежать – лететь, нестись, мчаться, гнаться;
говорить – рассказывать, вещать, повествовать;
враг – недруг, противник, недоброжелатель, соперник.
юноша – парень, молодой человек, молодчик.
ОЦЕНКА: 0,1 за каждый пункт, МАХ – 0,6.
- Склоняются – существительные, прилагательные, местоимения.
Спрягаются – глаголы,
Не изменяются – наречия и деепричастия.
А) Склоняются: мы, узкой тропинкой, по ней, маленькие красные змейки, у нас, под ногами, гром, его ворчливые звуки, капли дождя, трава, нам.
Б) Спрягаются: шли, ползли, рокотал, приближались, падали, шелестела, было укрыться.
В) Не изменяются: взад и вперед, извиваясь, далеко, где – то, металлически, негде.
ОЦЕНКА: 0,5 за каждый пункт, МАХ – 1, 5 балла.
- Вставая с первыми лучами, теперь она в поля спешит и, с умиленными очами их озирая, говорит: «Простите, милые долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса; прости, небесная краса». (А. С. Пушкин).
ОЦЕНКА: МАХ – 2 балла – за верный разбор, 2 балла – за знаки препинания.
- Держать, мыслить, пролить, прогнать, увидеть, сбить, обидеть, отводить, зависеть.
ОЦЕНКА: 0,1 – за каждое слово.
- Оксюморон – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов, н - р, добродушная свирепость.
ОЦЕНКА: 1балл.
- Переносное значение –
натянутые нервы, пилить учеников за отсутствие усердия, промчались годы, подвернулась интересная книжка, вздернутый нос, отбросы общества, ответвление сюжета, отвести обвинения, обломок старого быта, мухи облепили хлеб, наброситься на работу, лихорадочная деятельность.
ОЦЕНКА: 0,1 балла за каждое словосочетание.
- Морфолого – синтаксический способ, под которым понимается переход слов из одной части речи в другую.
Слова больной, столовая, ученый, заведующий, ничья по своим признакам являются прилагательными, причастиями и местоимениями (Больной ребенок. Столовая посуда. Ученый медведь. Сосед, заведующий складом. Ничья беда не трогала его).
В определенных контекстах они переходят в разряд существительных (Больной гулял. Столовая закрыта. Ученый размышляет. Заведующий приказал. Ничья устраивала обе команды.) Переходя в существительные, эти слова обогащают наш словарь.
ОЦЕНКА: 0,1 – за каждый пример, 0,2 – за правильную теорию.
- Алиби – ср. род.
Безе (пирожное) – ср. род
Бра (светильник) – м. р.
Салями (колбаса) – ж. р.
Фрау (женщина, нем. язык) – ж. р.
Иваси (рыба, селедка) – ж.р.
Импрессарио (муз. руководитель) – м. р.
Киви (фрукт) – м. р.
Киви (птица) – ж. р.
Салями – вкусная, аппетитная, сочинская, несвежая.
Иваси – соленая, вкусная, бочковая.
Фрау – симпатичная (красивая), разговорчивая, обаятельная, темноволосая.
ОЦЕНКА: 0,1 балла – за определение рода каждого сущ; 0,3 балла – за набор прилагательных к каждому сущ.
- А) русская ГРАМОТА – уметь читать и писать,
Б) читал ГРАМОТА – письмо.
В) похвальная ГРАМОТА – официальный документ благодарственного характера за высокие результаты работы и учебы.
Г) китайская ГРАМОТА – нечто недоступное пониманию, что – то неронятное.
Д) филькина ГРАМОТА – недействительный документ, неправильно и безграмотно составленный.
ОЦЕНКА: 0,2 балла за каждое правильное определение, МАХ – 1 балл.
20. А) Порывы ветра достигали пятнадцати – двадцати метров в секунду.
Б) Многие говорят сейчас о том, что заметил наш корреспондент в своем последнем репортаже.
В) Евгений Максимович говорил с господином Гором.
Г) А я свою подпись под этим документом не уберу.
Д) Он сообщил скорее личное мнение, чем мнение администрации.
ОЦЕНКА: 0,2 балла за каждое предложение.
- А) Но стало в груди его сердце грустить,
Болеть, как открытая рана. (составное глагольное сказуемое).
Б) Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега. (составное глагольное сказуемое)
В) Не забыть (сказуемое), как пришел он со мною проститься. (обстоятельство цели)
Г) Здесь напрасным кажется мечтать. (подлежащее)
Д) Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно. (дополнение)
- Токио (город) – м. р, современный Токио
Миссури (река) – ж. р, знаменитая Миссури
денди (стильный мужчина) – м. р, столичный денди
мадам (женщина) – ж. р, красивая мадам
кофе (напиток) – м. р, черный кофе
салями (колбаса) – ж. р, дорогая салями
интервью - ср. р, подготовленное интервью
метро - ср. р, московское метро
кольраби (капуста) – ж.р. свежая кольраби
кенгуру (животное) – м. р. быстрый кенгуру
Лимпопо (река) – ж.р, африканская Лимпопо
пани (девушка, польск.) – ж.р. юная пани
пони (животное) – м. р. послушный пони.
ОЦЕНКА: 0, 1 – за род, 0,1 балла – за верное прилагательное.
23. А) После осмотра врач выписала мне лекарство.
Б) Отсюда было хорошо видно закат на море.
В) Выступление студента на семинаре произвело негативное впечатление на аудиторию.
Г) Мне пришлось схватить ребенка обеими руками, чтобы он не упал из коляски.
Д) На днях мой брат познакомился с очень красивой девушкой.
Е) Мне удалось пересилить свой страх. (чувство страха)
Ж) В театре мы смотрели спектакль с участием знаменитых артистов, их наряды были потрясающи.
З) Свою любимую юбку я не смогла надеть, так как располнела
И) Я предъявила охраннику оплаченный чек.
ОЦЕНКА: 0,2 балла – за каждый правильный ответ.
24. А) Дорогой свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (подчин. союз места)
Б) Пока его он пел, кот Васька все жаркое съел. (подчинит. союз времени)
В) Шансы его считались, впрочем, незначительными, так как царь очень его недолюбливал.
(подчинит. союз причины)
Г) Солнце медленно передвигает закатный блеск с северо – запада на север, чтобы через час подняться с северо – востока.(подчинит. союз цели)
Д) Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне. (сочинит. противит. союз)
Е) На его грязной физиономии грязь почти не заметна, зато мы выглядим весьма эффектно.
(сочинит. противит. союз).
25.
Сказали мне, что с нею вы Тех - указательное
При них на берегу Все, это, от всех - определительные
Его ловили. Но, увы: Остальные - личные
Я плавать – не могу!
Мы вам ее, она нам их,
Вы им обратно нас.
Он с нею, к нам опять для них,
А мы с ним – к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех, -
Все это тайной быть должно
Для нас и вас от всех.
ОЦЕНКА: 0,2 – за разряды, 0,5 – за нахождение местоимений.
26. П…дение листа.
Была сер…дина в…скресного дня. В л…су (кое)где ч…дили к…стры (в)верху изредк…
пер…кликались птицы л…ниво и бе(з,с)цельно г…л…сили гри…ники.
(В)переди чуть выд…ваясь к д…роге ст…..ла (не)крупная б…реза вся тр…пещущая от т…пла и со…нца.
Я …ст…рожно пр…ост…новился з…метив (в)переди п…рящий в в…здух… б…резовый л…сток. Медле(н, нн)о (н...)охотно и т…ржестве(н, нн)о падал он (по)брат…ки ц…пляясь за ветки и встречные листья.
Лист кружился и п…н…многу опадал к з…мле на к…торой предст…ло ему истлеть и сам…му стать з…млей.
Я по…ставил руку и лист (за)пр…ст… нарядной баб…ч(?)кой …пустился на мою л…донь.
Упруг…сти листа хв…тило (н…)надолго. (С)начал… он …слаб. Ра(з,с)клеился на м…ей л…дони и наконец (з,с)делался вялым и бе(з,зз)ащитным.
Я долго(долго) см…трел на б…резу. Там (в)верху в з…леной л…стве жил этот мален(?)кий листок. Име(н,нн)о ему суждено было первому п…дать п…чальную весть лесу о наступа…щей ос…ни. Я ра(з,с)жал л…донь. Лист еще ж…л, слабо дыша в…едино сплете(н,нн)ыми ж…лками но силы его ра(з,с)тратились на этот краткий и бе(з,с)к…нечный миг п…дения.
Мне грус…но и хочется куда(то) ул…теть или уехать крикнув что (то) пр…щальное (во)след ул…тающему …диноким листом еще ….дному году м…ей жизни.
(По В. П. Астафьеву)
- Определите стиль текстов. Аргументируйте свой выбор.
А) Разговорный стиль речи, его письменная форма – письмо другу.
Б) Официально – деловой стиль речи – фрагмент объяснительной записки.
В) Научный стиль речи - статья об особенностях русского языка.
Г) Публицистический стиль речи – статья в СМИ или выступление оратора о важных вопросах современности (признаки- призывность, воздействие на сознание)
Д) Художественный стиль (описание моря)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Данная методическя разработка представляет собой опыт работы по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: "Качества грамотной речи"
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: " Качества грамотной речи". Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)...