Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.
статья на тему
В данной статье я попытался отразить роль мастера производственного обучения в учреждениях профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sereda_a.f._rol_mastera_proizvodstvennogo_obucheniya.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.
Середа А.Ф.
ОГБОУ СПО «Димитровградский технический колледж»
г. Димитровград, РФ
Дуальная система обучения, по своему содержанию, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. За основу этой системы положен принцип взаимной связи теории с практикой, позволяет учащимся не только знакомиться с производством, но и усваивать приемы и навыки работы на рабочих местах предприятий промышленности и сферы быта. Высокая жизнеспособность этой системы объясняется тем, что она отвечает интересам всех участников этого процесса: государства, учебного заведения, предприятий или организаций и студентов. Для предприятий - это возможность подготовки рабочих кадров, непосредственно, под свое производство, производственные технологии и оборудование, максимальное соответствие корпоративным интересам, экономия времени и средств на поиск и подбор рабочих, их переобучения и адаптации к условиям конкретного предприятия. К тому же, у предприятия появляется возможность перспективного планирования замены рабочих ресурсов и отбора лучших учеников, так как за время обучения можно выявить их сильные и слабые стороны.
В ОГБОУ СПО «Димитровградский технический колледж» реализуется принцип дуальной системы через социальное партнерство.
Наши обучающиеся специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» теоретические знания по своим специальностям получают от высококвалифицированных специалистов на занятиях в колледже. Затем на втором курсе теоретические знания подкрепляются при прохождении учебной практики в учебно-производственных мастерских колледжа. В колледже проводятся следующие виды практик: «Слесарная», «Механическая», «Токарная», «Фрезерная», «Кузнечно-сварочная». Обучающиеся в ходе прохождений этих видов практик получают первичные навыки работы на оборудование, изготовление деталей по чертежам и т.д. под руководством мастера производственного обучения.
После получения первичных навыков на учебных практиках обучающиеся направляются на производственную практику.
Мастер производственного обучения (руководитель производственной практики) подыскивает места проведения практики и выдает задание. ОГБОУ СПО «Димитровградский технический колледж» заключил долгосрочные договора с предприятиями : ОАО «ДААЗ», ООО «ДИЗ», ООО «ДЗС», ООО «ДВЗ», ООО «ДЗВ», ООО «Лидер- Д», ООО «Рекардо» и др., где наши обучающиеся проходят производственную практику.
Во время прохождения производственной практики мастер производственного обучения контролирует соблюдение пропускного режима, отслеживая дисциплинированность каждого практиканта. Беседа со студентами о правилах, которые обязаны соблюдать все работающие на предприятии, сообщение времени начала и окончания работы цехов, о правилах выдачи и хранения пропусков, правах и обязанностях работников охраны способствует быстрой адаптации студентов к пропускному режиму. Практиканты соблюдают табельный режим цеха и убеждаются в том, что это способствует ритмичности работы цеха. Мастер производственного обучения с первых дней практики ставит студентов на табельный учет в тех цехах, где они будут проходить практику, регулярно встречается и беседует с наставником практикантов, прислушивается к замечаниям и рекомендациям начальника цеха. Своевременная информация о нарушениях быстро и своевременно устраняется при согласованной работе мастера группы и наставника цеха. Мастер производственного обучения регулярно напоминает ребятам о том, необходимо не только освоить правильность выполнения трудовых приемов операций, соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности, и не забывать о трудовой дисциплине, об ответственном отношении к труду, уважительном отношении к сотрудникам цеха. Отслеживая состояние рабочих мест практикантов, выявляя пробелы и недочеты в работе ребят, мастер обращает внимание на необходимость соблюдения технических требований, на качественные показатели работы. Контроль за прохождением производственной практики студентов, выполнением работы, своевременная помощь, оказываемая мастером, позволяет практикантам успешно справиться е производственными заданиями, поверить в свои силы, в реальность полезности и необходимости выполнения трудовых операций.
Мастер производственного обучения отслеживает степень адаптации практиканта на рабочем месте и качество результативности выполнения программного материала.
Каждый студент ведет дневник прохождения производственной практики, где отражает все работы, которые он выполняет. В ходе просмотра дневника мастером происходит анализ выполняемых работ студентом, их разрядность и сложность.
Мастеру производственного обучения дневники студентов помогают правильно и с достаточной полнотой вести записи в журнале производственного обучения, что очень важно для управления всем процессом обучения.
В современных условиях обучение в учебном заведении и обучение на предприятии не являются альтернативными, а призваны быть взаимодополняющими.
Эффективность учебно-производственной подготовки обеспечивается взаимообогащением целей, содержания, формой технологий обучения, созданием условий непрерывности образования на стыке обучения в профессиональном учебном заведения и в процессе профессиональной деятельности на предприятии. Эффективные формы сотрудничества учебного заведения и предприятия могут обеспечить качественную подготовку и дальнейшее профессиональное и личностное развитие специалиста.
Список литературы:
- Айтуганов И.М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства /И.М. Айтуганов, Ю.А. Дьячков, Е.А. Корчагин и др. // Казан. пед. журн. – 2009. - № 2 – С. 3-9
- Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования – инновационная модель современного профессионального образования / Ю.Н. Петров. – Н. Новгород, 2009. -280 с.
- Смирнов И.П. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда / И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко. – М. : Аспект, 2004. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат: «Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых»
В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только та...
Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего
В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессиональное образование, обладал глубокими знаниями п...
Роль мастера производственного обучения в становлении будущих специалистов
В своем докладе мне хочется показать, как формируется будущий кулинар,человек нужной, трудной и красивой профессии....
Роль мастера производственного обучения вождению в подготовке квалифицированных водителей
Подготовка квалифицированных кадров в значительной степени зависит от подготовки к проведению занятий самих преподавателей и мастеров производственного обучения. Тщательно спланированное и проведенное...
Статья: "Роль мастера производственного обучения в процессе формирования современного рабочего"
В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими...
Доклад "Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов"
Педагогическое влияние мастера производственного обучения на обучающихся осуществляется на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, по моему мнению, мастер – центральная фигура...
Статья "Роль мастера производственного обучения вождению в учебно-воспитательном процессе "
В этой статье говорится о тонкостях работы мастеров производственного обучения вождению...