Адаптивная технология обучения на занятиях с помощью тестов
методическая разработка на тему
Основы адаптивного обучения, достоинства и недостатки применения тестирования на занятиях теоретического и практического циклов, технология создания теста в тестововй оболочке Test, примеры тестов с ключами по дисциплине Информатика и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_tehnologiya_obucheniya.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная технология обучения
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока.
Причины, приведшие к возникновению технологии, следующие:
- при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
- при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка;
- регулярная самостоятельная работа не проводится;
- низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;
- плохая обратная связь;
- сплошной контроль выполняет преимущественно оценочную функцию;
- нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;
- дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
- нежелательная работа со слабыми учениками после уроков;
- ежедневные перегрузки учителя.
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в. формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками — индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.
Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5-7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе. Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками.
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.
На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время, есть помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке и учету ошибок и т.п.
Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной работы организуется работа в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим).
Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.
В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
Третий этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитаные на определенный период времени (четверть). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным.
Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.
Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольные программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).
Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.
В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
Адаптация имеет ряд аспектов:
- приспособление к текущим потребностям конкретного обучаемого;
- приспособление к текущему состоянию обучаемого;
- приспособление к выбранной для изучения проблемной области;
- приспособление к решаемой задачи.
Как показывает практика, наиболее эффективно применение адаптивной технологии при организации тестового контроля.
Адаптивная модель педагогического тестирования
Модель педагогического тестирования, основанная на использовании адаптивного теста.
Данная модель применяется для тестирования обучаемых с помощью компьютера, т.к. на бумажном бланке невозможно заранее разместить столько вопросов и в том порядке, сколько и в котором они должны быть предъявлены обучаемому. Тестирование обычно начинается с заданий средней сложности, но можно начинать и с легких заданий, т.е. идти по принципу повышения сложности.
Тестирование заканчивается, когда обучаемый выходит на некоторый постоянный уровень сложности, например, отвечает подряд на некоторое критическое количество вопросов одного уровня сложности.
Достоинства:
- Позволяет более гибко и точно измерять знания обучаемых;
- Позволяет измерять знания меньшим количеством заданий, чем в классической модели;
- Выявляет темы, которые обучаемый знает плохо и позволяет задать по ним ряд дополнительных вопросов.
Недостатки:
Заранее неизвестно, сколько вопросов необходимо задать обучаемому, чтобы определить его уровень знаний. Если вопросов, заложенных в систему тестирования, оказывается недостаточно, можно прервать тестирование и оценивать результат по тому количеству вопросов, на которое ответил обучаемый. Возможно применение только на ЭВМ.
Надежность результатов тестирования в данном случае самая высокая, т.к. осуществляется приспособление под уровень знаний конкретного обучаемого, что обеспечивает более высокую точность измерений.
Адаптивный тест.
Тест, в котором сложность заданий меняется в зависимости от правильности ответов испытуемого. Если обучаемый правильно отвечает на тестовые задания, сложность последующих заданий повышается, если неправильно – понижается. Также есть возможность задавать дополнительные вопросы по темам, которые обучаемый знает не очень хорошо для более точного выяснения уровня знаний в данных областях.
Инструкция по созданию теста в тестовой оболочке «TEST!»
Программа предназначена для автоматического проведения тестов и выставления оценки по указанной в тесте шкале. Для создания теста необходим стандартный текстовый редактор Блокнот.
Рис. 1 Окно программы Блокнот
После установки программы ее можно запустить либо ярлыком на рабочем столе ,
либо через ПУСК > ПРОГРАММЫ > МОИ ТЕСТЫ! > ТЕСТ!
Рис. 2 Окно программы Тест!
Чтобы открыть тест необходимо дать команду Тест – Выбрать. Из открывшейся папки с тестами выбрать нужный вариант и нажать кнопку Открыть.
Рис. 3 Выбор теста.
Затем команда Тест – Начать. Программа откроет окно для записи Ф.И.О. тестируемого, это необходимо, т.к. результаты тестирования автоматически сохраняются в файле rezult.txt
Технология создания теста.
- Откройте программу Блокнот (Пуск/Программы/Стандартные/Блокнот).
- Введите название теста (1 строка)
- Введите число вопросов (2 строка).
- Число ответов на 5
- Число ответов на 4
- Число ответов на 3
- ---пустая строка---
- вопрос 1
- вариант ответа 1
- вариант ответа 2
- вариант ответа 3
- вариант ответа 4
- номер правильного ответа
- ---пустая строка---
- вопрос 2
- вариант ответа 1
- вариант ответа 2
- вариант ответа 3
- вариант ответа 4
- номер правильного ответа
- -пустая строка-
и т.д.
Рис. 5 Окно программы Блокнот с введенным тестом.
Тест следует сохранить в файле указав расширение .tst Для этого выбирается команда Файл ⇒Сохранить как..., вводится имя файла с указанием расширения.
Рис. 4 Сохранение теста.
При не соблюдении формата теста программа будет работать не корректно.
Результаты тестирования сохраняются в файле rezult.txt
Варианты тестов по теме «Информационные технологии»
Тест по теме: САПР "Компас 3D"
- К какому типу графических редакторов относится"Компас 3D":
- растровым
- векторным
- просмотра изображения
- стандартным редакторам
- САПР "Компас 3D" предназначена для создания:
- чертежей
- рисунков в формате bmp
- изображений в формате gif
- схем в формате doc
- Изображение в "Компас 3D" состоит из:
- пикселей
- шаблонов
- геометрических фигур
- графических примитивов
- Работа в "Компас 3D" начинается с:
- выбора инструмента
- установки привязок
- установки сетки
- установки оси координат
- Один шаг сетки равен:
- 1 мм
- 5 мм
- 10 мм
- 15 мм
- По умолчанию программа выбирает стиль линии:
- основной
- осевой
- утолщенный
- пунктир
- Для черчения контура детали используется инструмент:
- отрезок
- кривая
- вспомогательная прямая
- прямоугольник
- Действие любого инструмента заканчивается командой:
- закончить работу инструмента
- стоп
- переписать чертеж
- сохранить изменения
- Для выставления размера окружности используется инструмент:
- линейный размер
- диаметральный размер
- угловой размер
- радиальный размер
- Вод текста в рамку заканчивается командой:
- закончить работу инструмента
- стоп
- переписать чертеж
- сохранить изменения
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | а | г | в | б | а | в | б | б | в |
Тест по теме: "Электронные таблицы"
1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
1) ячейка;
2) строка;
3) столбец;
4) формула.
2. В электронной таблице ячейкой называют:
1) горизонтальную строку;
2) вертикальный столбец;
3) пересечение строки и столбца;
4) курсор– рамку на экране.
3. В электронной таблице невозможно удалить:
1) строку;
2) столбец;
3) содержимое ячейки;
4) имя ячейки.
4. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:
1) в поле имени;
2) в строке формул;
3) в строке состояния;
4) в пункте “Вид” текстового меню.
5. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
1) 34;
2) К13;
3) 18D;
4) АВ.
6. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:
1) формула записана с ошибкой;
2) в формуле есть ссылка на пустую клетку;
3) в формуле есть циклическая ссылка;
4) столбец недостаточно широк.
7. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:
1)$;
2)f;
3)*;
4)=.
8. В какой формуле используется абсолютная ссылка:
1) А1:В1
2) А$2$*В1
3) А2*В1
4) =А5
9. Как изменится адрес ячеек в формуле А1+В1 при копировании на строку вниз:
1) А1+В2
2) А2+В1
3) А2+В2
4) не изменится
10. Ввод формулы заканчивается кнопкой:
1) Shift;
2) Enter;
3) Tab;
4) Delete.
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 |
Тест по теме: "Устройства ПК"
1. Компьютер это -
электронное вычислительное устройство 1) для обработки чисел
2) устройство для хранения информации любого вида
3) универсальный прибор для обработки информации
4) прибор для набора и печати текстов
2. Что не входит в базовую конфигурацию персонального компьютера?
1) системный блок
2) монитор
3) клавиатура
4) сканер
3. Блок в котором располагаются устройства, считающиеся внутренними (процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках...) называется
- компьютер
- системный блок
- принтер
- сканер
4. В целях сохранения информации жесткие магнитные диски необходимо оберегать от
- пониженной температуры
- перепадов атмосферного давления
- света
- ударов при установке
5. Для подключения компьютера к телефонной сети используется:
- модем
- плоттер
- сканер
- монитор
6. Файл - это ...
- единица измерения информации
- программа или данные на диске, имеющие имя
- программа в оперативной памяти
- текст, распечатанный на принтере
7. Операционная система – это ...
- программа, обеспечивающая управление базами данных
- антивирусная программа
- программа, управляющая работой компьютера
- система программирования
8. Может ли присутствовать компьютерный вирус на чистой дискете (на дискете отсутствуют файлы)?
- нет
- да, в области данных
- да, в области каталога
- да, в загрузочном секторе дискеты
9.Другое название жесткого диска
- винчестер
- пулемет
- автомат
- пистолет
10. За минимальную единицу измерения количества информации принят …
- 1 бод
- 1 пиксель
- 1 байт
- 1 бит
11. Как записывается десятичное число 11 в двоичной системе счисления?
- 1111
- 1101
- 1011
- 1001
12. Браузер является ...
- сетевым вирусом
- средством просмотра Web-страниц
- языком разметки Web-страниц
- транслятором языка программирования
13.Во время исполнения программа и обрабатываемые данные хранятся
- в процессоре
- в ПЗУ
- на жестком диске
- в ОЗУ
14.Укажите наситель с минимальным объемом памяти:
- Flash Drive (флешка)
- CD
- дискета
- жесткий диск
15. Устройство "графического" управления называется -
- мышь
- клавиатура
- карандаш
- графопостроитель
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ПОМОЩИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Задача перед преподавателем – подготовка специалистов, соответствующих требованиям ФГОС, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии. Использование информационных и коммуникационны...
Методическая разработка "Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии"
Методическая разработка...
Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)
Методическая разработка открытого практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...
Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»
В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...
ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК»
Становление и развитие художественной культуры студентовв системе СПО является неотъемлемой частью учебного процесса на протяжении всего обучения. Это также одна из главных целей учебного курса по дис...
Применение интерактивных технологий обучения. Тема занятия:» Дорожные знаки»
Итоговое занятие по теме "Дорожные знаки"...
Применение адаптивной технологии на уроках
В данной презентации продемонстрирована сущность адаптивной технологии...