«ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ПОМОЩИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
материал на тему

Задача перед преподавателем – подготовка специалистов, соответствующих требованиям ФГОС, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель любой дисциплины мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время преподавателя и студента. Он позволяет обучающемуся работать в своем темпе, а преподавателю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО

«САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Н.ЛЯПИНОЙ»

САМАРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ПОМОЩИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Преподаватель        Мась Елена Николаевна

Самара, 2015

I. Вводная часть.

Задача перед преподавателем – подготовка специалистов, соответствующих требованиям ФГОС, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель любой дисциплины мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время преподавателя и студента. Он позволяет обучающемуся работать в своем темпе, а преподавателю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

           Цель и задачи.                                                                           

Целью нашей работы является повышение уровня мотивации студентов СПО на занятиях любых дисциплин с помощью информационно-коммуникационных технологий.

        Задача нашей работы заключается в том, чтобы показать, что      использование ИКТ повышает уровень мотивации студентов при изучении любых дисциплин.

II. Основная часть.

Теоретическое описание модели.                                                                                

Использование ИКТ повысит мотивацию у студентов к изучению диспциплин, будет способствовать формированию понимания и социальной значимости своей будущей профессии. Профессиональная подготовка студентов по дисциплинам с использованием ИКТ будет способствовать развитию устойчивого интереса к будущей профессии, принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оцениванию их эффективности и качества.

Описание изменений в образовательном процессе. 

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие обучающиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов. Давно доказано, что обучающиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому студенту. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, СПО получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого студента.

Содержательно-технологический блок .                                                        

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала привелигирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Контрольно-оценочный блок.                                                                          

Информационно-коммуникационные технологии позволяют преподавателю достаточно просто расширить диапазон источников учебной информации, обеспечив каждого студента учебным материалом в электронном виде, открыв к нему доступ, заблаговременно разместив, например, его основную часть на своём сайте или сайте образовательного учреждения. Кроме того, можно дать множество ссылок на доступные в сети источники учебных материалов, которые были бы полезны студентам. Преподаватель может в этом случае не тратить время на ретрансляцию фактологической информации. Лекционные занятия могут быть посвящены обзору и комментариям, совместному обсуждению учебной информации, с которой студенты самостоятельно предварительно ознакомились и подготовлены к обсуждению рассматриваемых проблем. Специфика использования учебного материала в электронном виде предполагает вовлечение участников учебного процесса в совместное "проживание" учебно-познавательных и эмоциональных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. При таком обучении становится естественным наличие как бы двух центров: преподавателя и студента, взаимодействующих на основе партнерства и взаимного уважения. В то время как для традиционного обучения, напротив, характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством студентов, в котором педагог выступает как основной источник информации, в достоверности которой не принято сомневаться. Это часто приводит к формальному усвоению знаний (запоминанию определенного объема информации) и не дает развивающего результата.

Обращение к электронным информационным ресурсам позволяет решить следующие задачи:

-  использовать графическую, видео, анимационную и программную поддержку в подготовке элементов, применяемых в электронных образовательных ресурсах;

- увеличить количество и разнообразие источников учебной информации, доступных учащимся;

-  уменьшить затраты времени на выполнение рутинных операций;

-  решать поисковые творческие задачи, в процессе чего формируются новые знания;

-  усилить роль самостоятельной работы учащихся, в процессе которой более активно формируются необходимые умения и творческий подход к решению проблем;

- повысить оперативность и объективность контроля результатов учебной работы учащихся;

-  организовать обучение по индивидуальным учебным планам.

3. Ресурсный блок (условия).                                                                                

Обилие и доступность источников информации далеко не всегда являются залогом успеха в освоении учебной дисциплины. Важно также создать условия, при которых эта информация была бы востребованной и необходимой для решения насущных практических задач. Виды учебных занятий, на которых можно эффективно использовать новые информационные технологии:

- лекция;

- видеолекция;

-  семинар;

- решение ситуационных задач;

- ролевая игра;

- тестирование (контроль и самоконтроль);

- защита учебно-исследовательской работы.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной наглядной текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Преподаватель должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу. Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного процесса.

III. Заключение

Выводы.

Таким образом применение ИКТ на уроках рассматривается как:

1.  Источник дополнительной информации по предмету;  

2.  Способ повышения интереса к предмету и преподавателю;

3.  Способ самоорганизации учебного труда и самообразования;  

4.  Возможность реализации личностно – ориентированного подхода для преподавателя;

5.  Способ расширения индивидуальной активности и социализации человека.  

Прогнозы и риски.

Таким образом реализовав данную работу мы повысим мотивацию у студентов СПО к изучению дисциплин, что приведет к развитию устойчивого интереса к будущей профессии, принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организации собственной деятельности, выбору  типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оцениванию их эффективности и качества.

Чтобы реализовать свою работу необходимо создать кабинеты оборудованные современными информационно-коммуникационными технологиями (ПК, ноутбуки, интерактивная доска, проектор, мультимедийные устройства,  программы необходимые для реализации поставленных задач).

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  3. Баева И.А.  И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
  4. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  5. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  6. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
  7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
  9. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  11. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  12. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
  13. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
  14. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  15. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  16. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Нормативные документы

       

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
  8. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
  9. План действий по модернизации общего образования, направленных на  реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
  10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
  12. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  13. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  14. ФГОС  полного общего образования.
  15. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  16. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
  17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
  18. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
  19.  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
  20. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Дополнительные источники

  1. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
  2. Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
  3. Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002
  4. Граничина О.А. Статистические  методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
  5. Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
  6. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
  7. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
  8. Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
  9. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14
  10. Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.
  11. Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14
  12. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  13. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение уровня мотивации студентов к профессии"

Повышение уровня мотивации студентов к профессии. ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»Антипова Е.Н., преподаватель  ветеринарных дисциплин Мотива́ция — побуждение к действию; дина...

Методическая разработка занятия школя педмастерства "Повышение уровня мотивации на уроке"

Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями и заместителями ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ - С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕНЕДЖМЕНТ НА ТЕМУ: «Сущность и необходимость контроля, виды контроля»

В методической разработке рассмотрены сущность и виды контроля с применением информационно-коммуникационных технологий. Приведены варианты индивидуальных заданий, авторская презентация. Методическая р...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательно...

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий...

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются следующие способы повышения мотивации на занятиях по иностранному языку у студентов СПО с низким уровнем языковой подготовки: решение ситуационных задач....

Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...