"Из опыта оценки профессиональных компетенций, формирующихся у обучающихся"
презентация к уроку на тему

В презентации материал об актуальности и преимуществах компетентностного подхода в СПО, об отличии знаний и навыков от компетенций, а также методы оценки компетенций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта оценки профессиональных компетенций, формирующихся у обучающихся Педагог — психолог, руководитель ПС Мельник Н.Г.

Слайд 2

Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО ЗУН не обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач. Почему? Так как качественное выполнение профессиональных задач зависит не только от знаний, умений и навыков, но и от личностных характеристик человека

Слайд 3

Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО Компетенция — способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Профессиональные компетенции (ПК) — способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности

Слайд 4

Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО Профессиональная компетентность — подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций, необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии

Слайд 5

Из истории создания компетенций 1973 год – Дэвид МакКлелланд, профессор психологии университета Бостона, опубликовал статью «Тестирование компетенций, а не интеллекта», которую считают началом изучения компетенций в психологии . 1982 год – книга «Компетентный менеджер» профессора психологии Ричарда Бояциса (США) – детальное и фундаментальное пособие по компетенциям менеджеров.

Слайд 6

Классическое определение компетенций Детализованное, выраженное в поведенческих терминах описание навыков и личностных черт , необходимых работнику для успешного выполнения своей работы. Наблюдаемые характеристики человека , включая знания, навыки и формы поведения, необходимые для выполнения работы. Некоторая совокупность знаний, навыков, способностей, мотивации, убеждений, ценностей и интересов.

Слайд 7

Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО Через описание наилучшего поведения для решения профессиональных задач (признаков компетенций, по которым оцениваем) мы имеем возможность: Демонстрировать студентам эталоны поведения; Определять точки роста для достижения наилучшего результата; Обеспечиваем объективность педагогической оценки .

Слайд 8

Отличие знаний, навыков и компетенций

Слайд 9

Знание Информация, которую необходимо узнать и которая воспринимается при выполнении работы Пример , человек может знать, как использовать определенную компьютерную программу, но это не обязательно значит, что он может ее использовать. Навык Применение этого знания на практике для достижения результата. Пример , в продолжение предыдущего примера: человек может уметь использовать клавиатуру и при этом применить свое знание программы и составить документ.

Слайд 10

Компетенция Применение этого навыка таким образом, что работа может быть выполнена по определенному стандарту. Самое важное то, что при разработке компетенции в нее включают ряд утверждений, описывающих то, насколько хорошо должна быть выполнена работа. Пример , человек может использовать свои знания и навык использования упомянутой программы для того, чтобы составить письмо в присущей данной компании форме без ошибок и в отведенное для этого время.

Слайд 11

Правила разработки критериев оценки компетенций В основе оценки компетенций лежат: Определение компетенции Компетенция – это описание поведения или действия, которые можно наблюдать при хорошем исполнении работы. Требования к составлению компетенций: 1. Иметь четкие и ясные формулировки 2. Быть измеримыми количественно 3. Быть независимыми друг от друга 4. Быть справедливыми ко всем участникам, которые по ним будут оцениваться

Слайд 12

Требования к формулировкам компетенций 1. Длина формулировки 8-12 слов (оптимальное для выражения мысли) 2. Начинайте каждый индикатор с глагола. (Не чувства! Не мнения! Действия!) 3. Описывайте одно действие за один раз и избегайте использования и/или, что говорит о наличии 2 мыслей. 4. Используйте повседневный язык. 5. Где можно, не используйте слова «хорошо», «прекрасно», «эффективно», «демонстрирует», «показывает» 6. Формулируйте в третьем лице.

Слайд 13

Пример Компетенция: Работа с информацией (сбор и анализ информации) Уровень1 Собирает и сохраняет информацию Находит и использует плодотворные источники информации; Точно определяет тип и форму необходимой информации; Получает нужную информацию и сохраняет её в удобном для работы формате

Слайд 14

Уровень 2: Проверяет и анализирует информацию Устанавливает точность и актуальность информации; Извлекает ключевые фрагменты и основное содержание из всей информации; Определяет связи между разными блоками информации; Упрощает информацию для ясности понимания и представления

Слайд 15

Уровень 3: Использует информацию для анализа своей работы Использует обширную информацию для оценки своей деятельности ; Определяет новые возможности в области профессиональной деятельности; Разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе тенденций развития своей отрасли

Слайд 16

Методы оценки компетенций Это методы анализа работы: Непосредственное наблюдение – наблюдение за людьми в процессе работы; Интервью по критическим инцидентам – акцент делается на существенные события, которые составляют различие между успехом и неудачей, Метод репертуарных решеток, позволяющий сравнивать людей по уровню выполнения рабочих задач

Слайд 17

Как оценить компетенцию? Чтобы оценить компетенцию, необходима дополнительная шкала: 1 балл – студент совершенно не использует оцениваемый навык и не осознает необходимости применения его в своей работе 2 балла – стихийно применяет отдельные элементы оцениваемого навыка, но не осознает их важности для своей работы 3 балла – освоил и применяет время от времени только отдельные элементы навыка, но осознает их важность для своей работы

Слайд 18

4 балла – освоил каждый элемент навыка, применяет его в стандартных учебных ситуациях 5 баллов – полностью освоил все элементы навыка и эффективно применяет их во всех как стандартных, мак и нестандартных учебных ситуациях

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  1. Как оценить  компетенцию

Уровень сформированности компетенции

Балл

Расшифровка значения балла

Компетенция  не сформирована

(лучше – не освоена)

1

Студент (обучающийся) не справляется с решением/выполнением   типовых профессиональных задач, не проявляет ни один из навыков, входящих в компетенцию.

2

Студент (обучающийся) не справляется с решением/выполнением   типовых профессиональных задач, проявляет отдельные навыки, входящие в компетенцию.

Компетенция сформирована (освоена) частично

3

Студент (обучающийся) решает/выполняет  типовые профессиональные задачи при консультационной поддержке преподавателя (наставника).

Компетенция сформирована (освоена)

4

Студент (обучающийся) самостоятельно выполняет/решает  типовые профессиональные задачи. Для решения нестандартных задач требуется консультационная помощь преподавателя (наставника).

5

Все профессиональные (типовые и нестандартные) профессиональные задачи студент (обучающийся) решает/выполняет самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующие и контролирующие элементы профессиональных компетенций

Дидактические материалы к  практическому занятию....

Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ЧЕРЕЗ МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ СО «КРАСНОТУРЬИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.02 «ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»

Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает мониторинг результатов учебной деятельности  студентов на ...

Современные подходы к оценке профессиональных компетенций обучающихся

Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций требованиям ФГОС и требованиям современного рынка труда. Таким образом, оценивание – это не фиксаци...

Оценка профессиональных компетенций преподавателей

Приказ о проведении оценки профессиональных компетенций преподавателей колледжа...

Значимость практического обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Фармация»

Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий ...