"Из опыта оценки профессиональных компетенций, формирующихся у обучающихся"
презентация к уроку на тему
В презентации материал об актуальности и преимуществах компетентностного подхода в СПО, об отличии знаний и навыков от компетенций, а также методы оценки компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_otsenki_kompetentsiy_melnik.ppt | 248 КБ |
5-ballnaya_otsenka_kompetentsiy_chemk_novaya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО ЗУН не обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач. Почему? Так как качественное выполнение профессиональных задач зависит не только от знаний, умений и навыков, но и от личностных характеристик человека
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО Компетенция — способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Профессиональные компетенции (ПК) — способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО Профессиональная компетентность — подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций, необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии
Из истории создания компетенций 1973 год – Дэвид МакКлелланд, профессор психологии университета Бостона, опубликовал статью «Тестирование компетенций, а не интеллекта», которую считают началом изучения компетенций в психологии . 1982 год – книга «Компетентный менеджер» профессора психологии Ричарда Бояциса (США) – детальное и фундаментальное пособие по компетенциям менеджеров.
Классическое определение компетенций Детализованное, выраженное в поведенческих терминах описание навыков и личностных черт , необходимых работнику для успешного выполнения своей работы. Наблюдаемые характеристики человека , включая знания, навыки и формы поведения, необходимые для выполнения работы. Некоторая совокупность знаний, навыков, способностей, мотивации, убеждений, ценностей и интересов.
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО Через описание наилучшего поведения для решения профессиональных задач (признаков компетенций, по которым оцениваем) мы имеем возможность: Демонстрировать студентам эталоны поведения; Определять точки роста для достижения наилучшего результата; Обеспечиваем объективность педагогической оценки .
Отличие знаний, навыков и компетенций
Знание Информация, которую необходимо узнать и которая воспринимается при выполнении работы Пример , человек может знать, как использовать определенную компьютерную программу, но это не обязательно значит, что он может ее использовать. Навык Применение этого знания на практике для достижения результата. Пример , в продолжение предыдущего примера: человек может уметь использовать клавиатуру и при этом применить свое знание программы и составить документ.
Компетенция Применение этого навыка таким образом, что работа может быть выполнена по определенному стандарту. Самое важное то, что при разработке компетенции в нее включают ряд утверждений, описывающих то, насколько хорошо должна быть выполнена работа. Пример , человек может использовать свои знания и навык использования упомянутой программы для того, чтобы составить письмо в присущей данной компании форме без ошибок и в отведенное для этого время.
Правила разработки критериев оценки компетенций В основе оценки компетенций лежат: Определение компетенции Компетенция – это описание поведения или действия, которые можно наблюдать при хорошем исполнении работы. Требования к составлению компетенций: 1. Иметь четкие и ясные формулировки 2. Быть измеримыми количественно 3. Быть независимыми друг от друга 4. Быть справедливыми ко всем участникам, которые по ним будут оцениваться
Требования к формулировкам компетенций 1. Длина формулировки 8-12 слов (оптимальное для выражения мысли) 2. Начинайте каждый индикатор с глагола. (Не чувства! Не мнения! Действия!) 3. Описывайте одно действие за один раз и избегайте использования и/или, что говорит о наличии 2 мыслей. 4. Используйте повседневный язык. 5. Где можно, не используйте слова «хорошо», «прекрасно», «эффективно», «демонстрирует», «показывает» 6. Формулируйте в третьем лице.
Пример Компетенция: Работа с информацией (сбор и анализ информации) Уровень1 Собирает и сохраняет информацию Находит и использует плодотворные источники информации; Точно определяет тип и форму необходимой информации; Получает нужную информацию и сохраняет её в удобном для работы формате
Уровень 2: Проверяет и анализирует информацию Устанавливает точность и актуальность информации; Извлекает ключевые фрагменты и основное содержание из всей информации; Определяет связи между разными блоками информации; Упрощает информацию для ясности понимания и представления
Уровень 3: Использует информацию для анализа своей работы Использует обширную информацию для оценки своей деятельности ; Определяет новые возможности в области профессиональной деятельности; Разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе тенденций развития своей отрасли
Методы оценки компетенций Это методы анализа работы: Непосредственное наблюдение – наблюдение за людьми в процессе работы; Интервью по критическим инцидентам – акцент делается на существенные события, которые составляют различие между успехом и неудачей, Метод репертуарных решеток, позволяющий сравнивать людей по уровню выполнения рабочих задач
Как оценить компетенцию? Чтобы оценить компетенцию, необходима дополнительная шкала: 1 балл – студент совершенно не использует оцениваемый навык и не осознает необходимости применения его в своей работе 2 балла – стихийно применяет отдельные элементы оцениваемого навыка, но не осознает их важности для своей работы 3 балла – освоил и применяет время от времени только отдельные элементы навыка, но осознает их важность для своей работы
4 балла – освоил каждый элемент навыка, применяет его в стандартных учебных ситуациях 5 баллов – полностью освоил все элементы навыка и эффективно применяет их во всех как стандартных, мак и нестандартных учебных ситуациях
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
- Как оценить компетенцию
Уровень сформированности компетенции | Балл | Расшифровка значения балла |
Компетенция не сформирована (лучше – не освоена) | 1 | Студент (обучающийся) не справляется с решением/выполнением типовых профессиональных задач, не проявляет ни один из навыков, входящих в компетенцию. |
2 | Студент (обучающийся) не справляется с решением/выполнением типовых профессиональных задач, проявляет отдельные навыки, входящие в компетенцию. | |
Компетенция сформирована (освоена) частично | 3 | Студент (обучающийся) решает/выполняет типовые профессиональные задачи при консультационной поддержке преподавателя (наставника). |
Компетенция сформирована (освоена) | 4 | Студент (обучающийся) самостоятельно выполняет/решает типовые профессиональные задачи. Для решения нестандартных задач требуется консультационная помощь преподавателя (наставника). |
5 | Все профессиональные (типовые и нестандартные) профессиональные задачи студент (обучающийся) решает/выполняет самостоятельно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующие и контролирующие элементы профессиональных компетенций
Дидактические материалы к практическому занятию....
"Формирующие и контролирующие элементы профессиональных компетенций .Дидактический материал практического занятия." ПМ 01. МДК 01.01 Тема:"Субъективные и объективные методы обследования пациента с патологией органов дыхания."
Материал для урока в помощь преподавателю терапии..Дисциплина "Пропедевтика клинических дисциплин"...
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ЧЕРЕЗ МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ СО «КРАСНОТУРЬИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.02 «ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»
Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает мониторинг результатов учебной деятельности студентов на ...
Современные подходы к оценке профессиональных компетенций обучающихся
Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций требованиям ФГОС и требованиям современного рынка труда. Таким образом, оценивание – это не фиксаци...
Оценка профессиональных компетенций преподавателей
Приказ о проведении оценки профессиональных компетенций преподавателей колледжа...
Значимость практического обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Фармация»
Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий ...