Значимость практического обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Фармация»
статья
Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий качества полученного образования, отражающий готовность специалиста к профессиональной деятельности, уровень его профессионально-личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_obuchenie_farmatsevtov_teyge_s.v._2018.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тейге Светлана Владимировна
преподаватель МДК 01.01. «Лекарствоведение»,
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2»
Люберецкий филиал
г. Люберцы
Значимость практического обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Фармация»
На современном этапе развития фармации предъявляются высокие требования к осуществлению профессиональной деятельности и уровню подготовки кадров. Стремительное развитие фармацевтической отрасли в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) направленно на развитие отечественных фармацевтических предприятий, разработку инновационных лекарственных средств и повсеместное распространение отечественных лекарственных средств на рынке. Одним из факторов успешного экономического развития целой отрасли является уровень профессиональной подготовки фармацевтических кадров.
Кроме того, в течение последних лет значение и роль специалиста с фармацевтическим образованием в процессе повышения качества жизни человека изменилась. Специалисты по разработке, производству и реализации лекарственных средства, являются обязательными и полноправными участниками процесса фармакотерапии. Значимость профессии фармацевта в жизни общества определяется очень высокой ответственностью, от правильности принятых им решений зависит эффективность и безопасность лечения. [5]
Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий качества полученного образования, отражающий готовность специалиста к профессиональной деятельности, уровень его профессионально-личностного развития.
Образовательный процесс подготовки фармацевтов состоит из различных этапов, каждый из которых должен способствовать формированию профессиональных и общепофессиональных компетенций будущего специалиста. Студент должен не только получать комплекс знаний и умений, но и преобразовывать их в компетенцию, то есть в набор знаний, практических умений, способов осуществления профессиональной деятельности, информационной осведомленности и психологической готовности к определенным процессам, необходимых для деятельности в фармацевтической сфере.
Неотъемлемой частью эффективной системы обучения в соответствии с ФОГС нового поколения является практико-ориентированность учебного процесса. Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки.
Необходимо создавать условия, побуждающие студентов к приобретению практических навыков и формированию необходимых умений.
Одним из путей решения данной проблемы является активное включение в систему дуального образования. Дуальная система образования предусматривает сочетание теоретического обучения на базе образовательной организации с периодами производственной деятельности на рабочем месте. Процесс обучения при выполнении прикладных фармацевтических задач более активен и максимально приближен к будущей профессиональной деятельности. Практическую деятельность на базах аптечных организаций можно определить, как «локомотив» познавательных способностей будущего специалиста дающий возможность обобщить и систематизировать теоретические знания. Какие же плюсы можно отметить при возрастании роли практического обучения будущих специалистов?
- Образовательная среда максимально приближена к профессиональной деятельности.
- Создание условий, мотивирующих к дальнейшему процессу обучения.
- Растет способность и готовность применять теоретические знания на практике.
- Практические навыки лучше осваиваются уже на стадии обучения.
- Повышается заинтересованность в получении углубленных околопрофессиональных знаний.
- Возрастают показатели качества образовательного процесса.
- Восполняется дефицит кадров в профессиональной среде.
Несмотря на значительные преимущества практического обучения будущих специалистов, организация полноценных практических занятий на базах аптечных организаций сталкивается с рядом трудностей, даже принимая во внимание постоянный дефицит профессиональных кадров на фармацевтическом рынке. Подавляющее большинство фармацевтических организаций являются частными предприятиями. Деятельность многих аптек в современной экономической ситуации направлена на получение быстрой и максимальной прибыли и данные предприятия заинтересованы в получении готовых высококлассных специалистов, профессиональная деятельность которых будет способствовать экономическому росту аптечного предприятия. Участие же в процессе обучения будущих специалистов требует определенных вложений и трудозатрат от работодателя. В последнее время ситуация по данному вопросу меняется. Все больше фармацевтических организаций подходят к осознанию важности участия в формировании фармацевтических кадров. Аптечным организация это дает возможность влиять на формирование профессиональных компетентностей студентов, а также осуществлять непосредственный отбор сотрудников по заданным профессиональным критериям.
Значимость практического обучения при формировании профессиональных компетенции фармацевтов находит отражение в изменении оценки качества образовательного процесса и достижения конечной цели обучения. На этапе обязательной аккредитации специалистов введен объективный поэтапный практический экзамен, охватывающий как знание теоретического материала, так и демонстрацию практических навыков по всем видам профессиональной деятельности фармацевтов. Перечень практических навыков, оцениваемых при аккредитации специалиста полностью соответствует профессиональным компетентностям, указанным в государственном стандарте.
При выполнении практической части аккредитации студенту предлагают решить различные практические ситуации, наблюдают, анализируют и оценивают действия экзаменуемого. Оценка осуществляется по заранее разработанным критериям.
Умение действовать в предложенной ситуации, самостоятельно принимать решения, проводить различные манипуляции, оформлять документацию, выполнять необходимые расчеты приобретались и оттачивались студентами в рамках практического обучения на базах.
Таким образом, с целью реализации компетентностного подхода к процессу обучения на сегодняшний день проводится модернизация учебных программ, внедряются активные методы обучения, совершенствуется система практической подготовки обучающихся, что безусловно ведет к улучшению качества подготовки профессионалов фармацевтической отрасли. [3]
Список литературы
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» // Российская газета – URL: http://www.rg.ru/2013/06/26/obr-dok.html (дата обращения: 15.10.2018).
2.Григорова В.К., Гринкруг М.А. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования // Среднее профессиональное образование. 2013. — №2. — С. 3-7.
3.Лосева И.В., Медешова А.Т. Организация обучения фармацевтов в КГМУ в соответствие с требованиями современного фармацевтического рынка // Педагогические науки. — 2015. — №2. — С. 20-21.
4.Пальчук М.И. Сущность понятий «практика» и «практическое обучение».// //Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 73. — С. 275-277
5.Трофимова Е.О., Наркевич И.А., Маркова В.А., Ильинова Ю.Г. Система фармацевтического образования в России: предпосылки, особенности и тенденции развития // Ремедиум. — 2015. — №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ, ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ.
Методическая разработка с практическими примерами....
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ, ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ.
Методическая разработка с практическими примерами....
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО
В статье рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих техников- механиков при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предлож...
Презентация "Активные методы практического обучения при формировании профессиональных компетенций в условиях подготовки обучающихся к чемпионату WorldSkills по компетенции «Кирпичная кладка»"
Данный материал предназначен для подготовки студентов к проффесиональным конкусом...
Активные методы практического обучения при формировании профессиональных компетенций в условиях подготовки обу-чающихся к чемпионату WorldSkills по компетенции « Кир-пичная кладка».
Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций...