Специфика формирования профессиональных и исследовательских навыков в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и английского языка
статья на тему
В Ейском педагогическом колледже при получении специальности «Преподавание в начальных» классах студенты имеют возможность получить дополнительное образование в области изобразительного искусства. В систему подготовки специалистов входят следующие предметы: «Живопись и рисунок», «Основы теории изобразительного искусства с методикой преподавания», «История изобразительного искусства», и много других специальных предметов. Все это способствует выработке профессиональных навыков будущих учителей. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания студентов.
При изучении истории изобразительного искусства студенты имеют огромные возможности для исследовательской работы - это изучение развития форм и этапов искусства; сбор библиографических сведений; анализ творчества художников; знакомство с языком изобразительного искусства, терминологией; составление списка рекомендуемых к изучению репродукций и памятников с учетом возрастных особенностей детей; определение художественно-смысловых принадлежностей шедевров искусства; подготовка тематических сообщений, рефератов, презентаций, а так же разработка курсового и дипломного проектирования. Данные виды работ направлены на формирование профессиональных навыков будущих учителей начальных классов со специальной подготовкой в области изобразительного искусства.
На своих уроках я предлагаю студентам следующие этапы искусствоведческого исследования творчества художников мира:
1. Краткий обзор исторического периода.
2. Выбор представителя школы.
3. Определение стиля и направления.
4. Сбор биографических сведений (изучение литературы, статей, просмотр фильмов).
5. Характерные особенности творческого пути мастера.
6. Искусствоведческий обзор значимых произведений.
7. Анализ произведения, являющегося шедевром мировой живописи.
8. Роль и влияние художника на развития изобразительного искусства в своей стране и мировом масштабе.
9. Список литературы.
Например, при изучении темы «Выдающиеся художники мира. Искусство XVIII в.», в разделе английское искусство, студентам предлагается выбрать наиболее яркого и интересного представителя английской живописи XVIII в. и провести исследовательскую работу по изучению жизни и творчества художника.
Английская школа живописи XVIII в. Т. Гейнсборо.
Томас Гейнсборо.
1. Английская станковая живопись начала развиваться сравнительно поздно. Наиболее длительную традицию в английской живописи имеет искусство портрета, национальное своеобразие которого определилось к концу XVII века. Время с конца XVII века до начала XIX века было периодом расцвета английской портретной живописи. Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев мирового масштаба. Плеяда портретистов второй половины XVIII века является гордостью английского искусства. Достаточно назвать двух крупнейших, которые были в известном смысле антиподами – Д. Рейнольдса и Т. Гейнсборо.
2. Томас Гейнсборо (1727-1788) – один из замечательных живописцев Англии, пейзажист и портретист.
3. Томас Гейнсборо представитель эпохи Просвещения, реалистического направления.
4. Он родился в семье торговца сукном в Саффолке (Восточная Англия), в селении Сэдберри; обучался в Лондоне мастерству серебряников, а затем живописи у портретиста Хейлина и французского гравера Гравло. Но занятия эти не носили постоянного академического характера, и Гейнсборо скорее можно считать художником самоучкой. С детства он любил рисовать пейзажи родного Саффолка.
5. Именно Гейнсборо положил начало английской реалистической пейзажной живописи, к которой он обращает ее на протяжении всего своего творческого пути. Славу ему принесла портретная живопись, которой он начал заниматься гораздо позже чем пейзажем. Портреты его необычайно лиричны, просты в композиционном отношении. В своих лучших произведениях он был реалистом, остро чувствующим характер людей. Гейнсборо создал особый тип композиции – изображал людей отдыхающими или прогуливающимися на фото пейзажа, который также лиричен, как и сами персонажи. Художник использует сочетания и переливающиеся оттенки холодных голубовато-серых, жемчужных, оливковых и серебристых тонов. Ощущение изменчивости и воздушности мастер добивается с помощью тонкой игры светотени, динамичных мазов, сливающихся на расстояние в одно целое, тем самым, предвосхищая импрессионистов. Произведения Гейнсборо отличаются изяществом, легкостью, слегка удлиненными пропорциями, приближаясь к стилю рококо. Гейнсборо, как правило, в портретах интересовало не общественное положение людей, а их духовный мир.
6. Гейнсборо написал много портретов и пейзажей: «Вид на Дэдэм» 1750г; «Водопой» 1775/77г; «Портрет Сарры Сидонс» 1783/85г; Портрет короля Георга III; «Портрет королевы Шарлоты»; Портрет миссис Шеридан»; «Джонатан Баттол» («Голубой мальчик») 17770; «Леди Каролина Ховард» 1778г; «Портрет герцогини де Бофор» («Дама в голубом») 1770.
7. «Портрет герцогини де Бофор» ( «Дама в голубом» 1770-е г). Кажется нежным видением. Портрет привлекает не только внешней эффективностью, столько поэтической одухотворенностью. Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Т. Гейнсборо. Возможно, это была дочь адмирала Боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж на герцога де Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Т. Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные года. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты. Светлая голубая тональность портрета выделяется своей нарядной яркостью среди картин, построенных на сочетании коричнево-красных и золотистых тонов. Образ молодой женщины не имеет той материальности, весомости, которая ощущается в портретах других современных Гейнсборо английских живописцев. Сила образа, созданного Гейнсборо, заключается в его живой динамике, обусловленной, с одной стороны, свободной легкой техникой, а с другой – передачей ряда элементов картины как бы незавершенными. Так, на нежном лице с легким румянцем мазки кисти совершенно не чувствуется; между тем, белое платье создано легкими танцующими мазками, которые живо передают фактуру полупрозрачной ткани. Не менее характерен контраст между тем, как написано лицо и платье модели, и передачей ее прически; напудренные волосы натянуты надо лбом и пряди их прорисованы густыми темными линиями. Столь же своеобразно написано рука герцогини де Бофор, придерживающая плотный голубой шарф. Рисунок сужающийся к концам пальцев неоднократно перерезается энергичными коричневыми линиями, как бы изменяющими их положение, что придает жесту руки необычную динамичность. Все примененные Гейнсборо живописные приемы вносят в художественный образ особую экспрессивность. Скользящий взгляд, движение приоткрытых губ, небрежный жест руки – все это наделяет подлинной жизненностью и воздушную женскую фигуру, как бы окутанную поэтической дымкой. Художник не только характеризует ее внешний облик рядом почти неуловимых конкретных черточек, но и наделяет ее образ светлой легкостью. Он, не стремясь специально раскрыть всю глубину человеческой души, создал подлинно великое творение.
8. Томас Гейнсборо вполне самобытный, необычайно эмоциональный и талантливый художник, боровшийся против академических канонов, создавший тонкие, гениальные образы и трогающие сердце пейзажи.
9. Список литературы:
1. Н.А Дмитриева. Краткая история искусств. М. 1989 г.
2. Т. Ильина. История искусств. Зарубежное искусство. М.1993 г.
3. И.А Ионина. Сто великих картин. М 2000 г.
4. А.Е. Кроль. Английская живопись XVI-XIX веков в Эрмитаже. Л -1961.
5. Н.М. Сокольникова. История изобразительного искусства. И.2011
6. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие И. 1997 г.
Таким образом, становится очевидно, что при систематическом проведении на уроках истории изобразительного искусства искусствоведческих исследований у студентов формируется следующие профессиональные навыки:
Умение анализировать художественные произведения, выделяя идейное содержание и особенности языка изобразительного искусства;
активное использование теоретических основ изобразительной грамоты;
владение искусствоведческим языком и терминологией;
расширение личностного кругозора;
формирование грамотной, выразительной речи, дикции;
развитие логического мышления и зрительной памяти;
овладение знаниями в области составления хронологии этапов истории изобразительного искусства, творчества выдающихся художников, стилей и направлений изобразительного искусства;
умение работать с информационными источниками (книгой, статьей, сайтами и др.), формирование способностей выделять главное из всего рассматриваемого теоретического материала.
Общий вывод.
ü Таким образом, мы видим, что проведение искусствоведческих исследований на занятиях истории изобразительного искусства и английским языком не только возможно, но и необходимо. Эта форма работы положительно влияет на личностное развитие студентов и формирует их профессиональные педагогические навыки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурный аспект подготовки будущего учителя физической культуры
Формирование педагогической культуры будущего учителя физической культуры – условие успешной профессионализации обучающегося в колледже, и их вхождения в профессию....

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя
В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные ...

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО: ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ АСПК НА БАЗЕ МБОУ Г. АСТРАХАНИ «ГИМНАЗИЯ №1»
Статья по данной теме....

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя изобразительного искусства
Тема: «Формирование личностных компетенций на уроках изобразительного искусства»...

Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...

Семинар - практикум учителей изобразительного искусства на тему: "Технологическая карта урока"
текст выступления...

Из опыта работы учителя изобразительного искусства «Формирование у учащихся навыка работы с красками и кистью»
В статье говориться о том, что большинство учащихся не любят рисовать красками и каким образом необходимо убрать страхи у детей перед красками и привить любовь к данному процессу....