«Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов
консультация
«Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashina_semya_-_tekst_perzentatsii.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 44»
141532, Московская область,
тел.8(4962)6-37-303 городской округ Солнечногорск,
mdou44@mail.ru д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1, стр.9А
Консультация для педагогов
по теме:
«Семья – как средство
духовно-нравственного развития дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Ромашина Л.Г.
г. Солнечногорск
2021 год
(Слайд с названием)
(Слайд 2)
“Человек есть существо самое кроткое и самое божественное,
если он будет укрощен настоящим воспитанием.
Если же его не воспитывать или давать ложное воспитание,
то он будет самым диким животным из всех,
кого производит земля”.
Платон “О законах”.
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
(Слайд 3)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве.
(Слайд 4)
Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
(Слайд 5)
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.
(Слайд 6)
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что у детей все чаще проявляются такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть у многих детей не сформированы элементарные понятия о духовности и нравственности.
(Слайд 7)
Передо мной остро встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
(Слайд 8)
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, прослушав курсы «Духовно – нравственное воспитание и православная культура» я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка в тесном контакте с семьей. Ведь воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает “что такое хорошо и что такое плохо”.
(Слайд 9)
В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
(Слайд 10)
В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи.
- Формирование любви к Родине и своему народу на основе знакомства с традиционной культурой русского народа.
- Приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с Православной культурой.
- Пробуждение у ребенка таких чувств, как долг, совесть, свобода выбора, ответственность.
- Формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие.
- Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств.
- Создание условий для повышения уровня знаний родителями педагогических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье через проведение консультаций, родительских собраний и бесед, праздников и досугов.
- Создание условий для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе своих детей.
(Слайд 11)
Приобщая детей к основам православной русской культуре в детском саду регулярно проводятся выставки к таким праздникам как «Рождество Христово», «Светлое Христово воскресенье», где дети совместно с родителями изготавливают композиции по библейским событиям.
(Слайд 12)
Также к празднику Пасхи был приглашен отец Николай, который провел духовную беседу с детьми, окропил их святой водой и оставил в подарок книгу «Светлое Христово воскресенье».
Сегодняшние дети не похожи на нас в детстве. Они более информированы, более раскованы, более “взрослые”, но при этом в своем большинстве лишенные родительского внимания, любви и ласки, лишенные детства.
(Слайд 13)
В начале работы по направлению детям был задан простой вопрос: «Что такое семья?» Ответы детей поразили своей непосредственностью и искренностью:
-это мама, папа, бабушка, дедушка.
-это младший братик и я.
- это я гуляю с братиком
- это мама, папа я и наш котенок Пушок
- где ни когда не сорятся родители
- я помогаю Дениске убирать игрушки
- где живет много народу
-где все друг друга любят.
Это все говорит о том, что каждый ребенок ценит и дорожит своей семьей, видит ее по - своему. А я в первую очередь как воспитатель, а во вторую как наблюдатель со стороны знаю какие проблемы существуют в семьях, именно поэтому считаю, что родителям необходимо помогать в вопросах духовно – нравственного воспитания личности ребенка.
(Слайд 14)
В прошлом году мною было проведено родительское собрание «Семья глазами ребенка» с использованием мультимедийных технологий.
В работе с семьей уделяю большое внимание вопросам семейных отношений, как они влияют на развитие личности ребенка, его нравственность. Стараюсь у детей сформировать правильное представление о семье, о том что такое счастливая семья, о том что нельзя к родителям относится потребительски, а наоборот, в семье каждый должен иметь свои постоянные обязанности, заботы.
(Слайд 15)
В детском саду есть комната «Русского быта», которая создавалась совместно с семьями, она помогает ввести детей в особый самобытный мир русской старины. Экскурсии в комнату «Русского быта» — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Мы помогаем увидеть в предметах старины «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда - это зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей страны.
(Слайд 16)
Мною подобрана серия книг духовно – нравственного содержания, которые регулярно читаются детям перед сном и в свободное время. Художественная литература - это искусство – богатейший источник, побудитель человеческих чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Подобранные произведения своим содержанием отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
(Слайд 17)
Детям дается возможность самостоятельно выбирать книги для прочтения их дома с родителями. Это помогает мне в работе с семьями они понимают, что мы читаем обсуждая книги с детьми дома.
(Слайд18)
Ведь всем известно, что семья – это общий дом, где царит мир и любовь.
(Слайд 19)
Посредством семейных отношений возможно привить ребенку такие нравственные качества, как преданность, уважение, самоотверженность, уступчивость, взаимопомощь, сопереживание, трудолюбие.
(Слайд 20)
С помощью родителей мы в группе сделали фотоальбом «Мама с дочкой, папа с сыном вместе смотримся красиво».
(Слайд 21)
Вопросы духовно – нравственного содержания и развития личности отражаются и в играх детей, ведь все мы знаем что игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Постоянно организуются сюжетно-ролевые игры, такие как: «Семья», «День рожденья бабушки», «Воскресенье» и т.д. Также использую игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
(Слайд 22,23,24)
Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имеют нравственную основу, поэтому я использую их очень часто на прогулках с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Работа в данном направлении закрепляется на обрядовых праздниках, которые мы проводим в теплой, дружеской обстановке с родителями: это «Масленица», «Осенние посиделки» в русских традициях, праздник «Петра и Февроньи – покровительнице семьи».
(Слайд 25)
Для систематизации знаний детей и работы в данном направлении мной ведется работа над проектом «Семья – как средство духовно-нравственного воспитания личности ребенка» Цель, которого направить детей на правильное понимание ценности семейных отношений, ознакомление детей с православной культурой русского народа, привитие нравственных качеств через любовь к близкому.
Так постепенно происходит воспитание детей в духовно – нравственном направлении, так как без него нельзя направить ребенка на истинный путь, нельзя научить различать добро от зла, невозможно научить любить и уважать ближнего. Хочется пожелать всем коллегам, чтобы и мы с вами были проводниками добра и любви, потому что дети растут среди нас и первым примером для подражания являемся мы взрослые. Давайте же сами будем нравственными и духовно богатыми, чтобы развить личность ребенка.
(Слайд 26)
Свое выступление хочется закончить известными многим словами: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”.
И добавить от того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.
(Слайд 27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное, патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной сис...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах социально-коммуникативного развития дошкольников
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-пра...
Роль семьи в формировании духовно – нравственной культуре ребенка средствами детской прессы.
Познавательный журнал «Фунтик» по духовно-нравственному воспитанию для детей и родителей. В основу журнала мы решили завести всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к ст...
ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...
Статья для публикации на всероссийском сайте - «Сайт педагога» «Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения».
Статья для публикации...
Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...
ВКР: Музыкальный центр как средство духовно-нравственного воспитания детей седьмого года жизни
Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса 143группы Семеновой Виктории Васильевны на тему Музыкальный центр как средство духовно-нравственного в...