Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
статья на тему

Ряпусова Людмила Владимировна

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno_nravstvennoe_vospitanie.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района «Заполярный район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Заполярного района

«Детская школа искусств п. Искателей»

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

п. Искателей

2014г.

 Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.  

  Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. В ещё не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

        Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). (это в слайд)

  Частью духовно-нравственного воспитания является патриотическое воспитание. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

  Для детей младшего школьного возраста образ Родины, прежде всего, ассоциируется с мамой. Известному детскому писателю Юрию Яковлеву принадлежат слова, с которыми нельзя не согласиться: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

                  В образовательном пространстве  исключительно важная роль принадлежит системе  дополнительного образования детей.

Эта сфера объединяет в себе  воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.

Среди учреждений дополнительного образования детей одно из ведущих мест занимают учреждения системы культуры и образования – детские школы искусств.  

Одной из функций, которые выполняет  школа искусств   это духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственные ценности – результат большого труда, в основе которого лежит воспитание. Именно нравственное воспитание делает человека личностью, а потому имеет приоритет перед образованием.

  Непосредственная, реальная жизнь в искусстве, народное творчество, постижение основ музыки, театра, живописи, хореографии и других видов искусства дает возможность детям и молодежи приобрести умение видеть мир во всем его многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций.

  Хоровое пение в нравственно-патриотическом воспитании учащихся имеет позитивное начало. Оно:

- способно воздействовать на чувства ребенка, значит, способно преобразовать его нравственный и духовный мир, а также, сформировать духовную культуру детей.

-    расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе её непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке;

-   решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определённый объем певческих знаний, умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.  

Большой частью музыкального искусства является родной фольклор. Изучая его, дети видят и чувствуют красоту каждого слова, понимают, насколько красив и мелодичен русский язык.  Искусство, рожденное национальной культурой, воспитывает уважение к хоровой культуре других народов, рождает чувство восхищения художественными шедеврами мировой классики. И целый венок чудесных мелодий, окрашенных в цвета характерных национальных интонаций, хорошо знаком нашим детям. Они очень любят песни и поют их с увлечением. Эти песни принимаются ими с открытой душой и надолго остаются в их сердцах.

                   Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и а-капелла. Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд.

У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.

Хоровому пению, в нашей Детской школе искусств п. Искателей, тоже придается большое значение. На уроках хора, дети разучивают и исполняют русские народные песни, песни русских, советских и современных композиторов. Содержание хоровых занятий способствует формированию эстетического вкуса детей, обогащает их духовный мир. Хоровые занятия включают в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

Хоровой коллектив постоянно принимает участие во всех школьных мероприятиях: концертах, тематических вечерах, конкурсах, участие в праздниках. С большим удовольствием дети исполняют  украинские , русские песни. Такие как «Муха в бане» - шуточная, «А я по лугу», « Я на печке молотила».  С нежностью и теплотой ребята поют   «Колыбельную» (сл. и муз. Л. Марченко»), «Добрая сказка» (сл. Н. Добронравов, муз. А. Пахмутовой), «Зачем человеку крылья» (сл. и муз. Л. Марченко), «Творите добрые дела» (сл. Мернова, муз. В. Беляева). У детей появляются любимые произведения. «Песня о школе искусства» (муз.А. Серова) стала гимном нашей школы.

                         В ноябре 2013 года преподаватель, заведующий отделением сольного и хорового народного пения Архангельского музыкального колледжа Ольга Игоревна Ольштейн провела мастер-класс «Фольклор и народное пение». В начале занятия педагог рассказала о народной песне, об особенностях ее исполнения. Дети с удовольствием включились в беседу, выполняли упражнения на дыхание и….как мне показалось, к концу занятия запели народными голосами!!!    

  Самым доступным источником, в котором любой человек может почерпнуть для себя какие - либо моральные правила, нравственные представления, является музыка. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Музыка учит нас красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта ребят.

Но приобщить детей к искусству, научить их понимать и любить музыку во всем богатстве форм и жанров, можно только на прочном фундаменте духовной музыки, патриотической и народной музыки, классики и лучших произведений современности. Музыкальная культура, нравственность детей младшего школьного возраста формируется в процессе активной музыкальной деятельности.

На всех музыкальных отделениях дети разучивают и исполняют произведения русских, советских и зарубежных композиторов, народные песни и танцы. С удовольствием занимаются домашним музицированием.

Слушание музыки (развитие способности восприятия ее) непременно должно иметь место на всех уроках в ДШИ как основа духовно-нравственного воспитания.  

Первоочередная задача преподавателя теоретических дисциплин – это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональную реакцию на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Именно к этому и должен стремиться преподаватель.

В процессе слушания  классической музыки у детей формируются основы музыкальной культуры. Это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно – нравственного становления личности. Рекомендуется слушать классические произведения разного времени: старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей эталон красоты.

Слушая народную музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищение природой. У нас в школе на протяжении нескольких лет создаются фольклорные группы, с участием которых проводятся такие мероприятия, как «Широкая масленица»,  «Святки»  и др. В работе с учащимися используются разнообразные эмоции,  различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ произведений, влияющие на духовно – нравственное развитие. В произведения  фольклора включаются доступные детям произведения народного творчества – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, игры и хороводы. Из всего выше сказанного следуют, что классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.

…Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими.  

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача преподавателей школы искусств - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, открытая – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на мир широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

 Важно то, чему мы учим наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, – музыка, проверенная временем.

Традиционно каждый год мы приходим в детские сады п. Искателей с беседами о музыке, музыкальных инструментах и конечно же с музыкальными номерами. Здесь убеждаешься как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. После таких встреч дети с удовольствием приходят к нам на обучение.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Преподаватель  должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на соучастие и сотворчество. Учитель должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребенка в частности. В этом – будущее уроков, и поэтому знать технологию музыкально-психологического процесса, хотя и очень сложно, но нужно каждому педагогу. На уроке преподаватель должен видеть себя как личность, как музыканта, а потом как педагога.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее и духовно-нравственное развитие. Каждый год в школе проводятся тематические вечера, посвященные творчеству отечественных и зарубежных композиторов таких как Й.Ф. Гайдн, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Л.В. Бетховен.

Для воспитания у детей толерантности, добра и уважения учащиеся нашей школы принимают активное участие в благотворительных мероприятиях, таких как: «За права инвалидов», «Добрые песни о главном», проводят   концерты для Ненецкой школы – интернат, «Центра социальной защиты населения», сольные и коллективные праздничные выступления.  

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Главная цель не в воспитании отдельных талантов, хотя и эта задача сейчас не менее актуальна, но и в том, чтобы для всех учеников она стала духовной потребностью. Поэтому в современной Школе искусств духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....

Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов, как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников

статья, посвященная работе с детьми младшего школьного возраста, на примере детского ансамбля ложкарей...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

Игровые технологии в содержании процесса воспитания младших школьников средствами музыки

В статье рассматриваются аспекты  процесса воспитания младших школьников средствами музыки  с включением игрового компонента...

Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания

В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической куль...