Самоанализ занятия по ФГОС
методическая разработка на тему
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ /УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата: | 27.04.2015 |
Название учебной группы / объединения: | Группа 17-18, специальность «повар, кондитер» |
Количество обучающихся: | 16 человек |
Год обучения: | 2014-2015 |
Ф.И.О. преподавателя/мастера ПО: | Сахарова Ирина Васильевна |
Тема УЗ: | Радиоактивность |
Место УЗ в структуре учебного курса, рабочей программы | 146 занятие в курсе, 7 занятие в теме «Физика атома и атомного ядра» |
Показатели: | Результаты: |
Общая характеристика занятия | |
- Обоснование темы, | На современном этапе развития общества последствиями производства и испытаний ядерного оружия, бурного развития атомной энергетики, растущего использования ионизирующих источников излучения в разных сферах жизнедеятельности человека привело к повсеместному радиоактивному загрязнению – одной из самых главных угроз. Проблема приобрела новые черты, распространяя своё влияние также на организм человека, и требует решения. |
- степень ее сложности (в целом и для данного детского объединения в частности), | Тема «Радиоактивность» – одна из самых сложных в учебной физике, как и весь раздел «Квантовая физика»). Объективная сложность и необычность изучаемых явлений приводит к значительным затруднениям в усвоении материала. С этой проблемой позволяет справиться визуализация образовательного процесса, а также моделирование процессов. |
- место в структуре курса | Тема отнесена к одному из завершающих разделов в курсе физики, и логично следует после мотивационного блока изучения квантовых базовых идей (строение атома от модели Томсона до квантово-механической модели). После этой темы следуют самые насыщенных по содержанию вопросами современной физики блоки – «Элементарные частицы» и «Строение Вселенной» |
Цель: | Изучение явления радиоактивности и его действия на организм человека. |
Задачи: | 1.Рассмотреть понятие радиоактивность. 2.Рассмотреть важные шаги в истории изучения радиоактивности 3.Рассмотреть виды излучений 4.Творческая лабораторная работа. Получение закона распада. 5.Биологическое воздействие на человека. 6.Изучить радиопротекторные свойства пищи. 7.Составить меню |
Оснащение (технические средства обучения, дидактические материалы и т. д.) | Занятие сопровождается показом презентации «Радиоактивность», в которую помещены видеофрагменты, иллюстрации, схемы; информационные карты для обучающихся; таблица Менделеева для каждого обучающегося; облако слов «Радиоактивность» (создано на сайте Worditout с использование технологииWeb 2.0 и расположено по адресу http://worditout.com/word-cloud/make-a-new-one ); инфографика «Атомная физика» (создана в сервисе Piktochart (https://magic.piktochart.com/), находится по ссылке https://magic.piktochart.com/output/6045023-untitled-infographic), пазл «Радиация и пища» ( создан на сайте http://www.jigsawplanet.com/ и расположен по адресу http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1253cb1675fd ); карточки для составления меню. Ноутбуки, телевизор, коробки с монетами для моделирования процесса распада, магнитная доска. |
Тип | Усвоения новых знаний (приложение 1) |
Структура занятия | |
Основные этапы | 1. Организационный этап 2. Актуализация знаний 3. Изучение нового материала а) Знакомство с термином «радиоактивность б) История открытия радиоактивности в) Виды излучений г) Закрепление знаний обучающихся по теме занятия д) Выполнение обучающимися творческой работы Динамическая пауза 4. Воздействие радиоактивности на организм человека. 5.Знакомство с радиопротекторными свойствами пищи, составление меню 6. Подведение итогов 7. Домашнее задание |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saharova_i.v._samoanaliz.docx | 41.29 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ /УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата: | 27.04.2015 |
Название учебной группы / объединения: | Группа 17-18, специальность «повар, кондитер» |
Количество обучающихся: | 16 человек |
Год обучения: | 2014-2015 |
Ф.И.О. преподавателя/мастера ПО: | Сахарова Ирина Васильевна |
Тема УЗ: | Радиоактивность |
Место УЗ в структуре учебного курса, рабочей программы | 146 занятие в курсе, 7 занятие в теме «Физика атома и атомного ядра» |
Показатели: | Результаты: |
Общая характеристика занятия | |
| На современном этапе развития общества последствиями производства и испытаний ядерного оружия, бурного развития атомной энергетики, растущего использования ионизирующих источников излучения в разных сферах жизнедеятельности человека привело к повсеместному радиоактивному загрязнению – одной из самых главных угроз. Проблема приобрела новые черты, распространяя своё влияние также на организм человека, и требует решения. |
| Тема «Радиоактивность» – одна из самых сложных в учебной физике, как и весь раздел «Квантовая физика»). Объективная сложность и необычность изучаемых явлений приводит к значительным затруднениям в усвоении материала. С этой проблемой позволяет справиться визуализация образовательного процесса, а также моделирование процессов. |
| Тема отнесена к одному из завершающих разделов в курсе физики, и логично следует после мотивационного блока изучения квантовых базовых идей (строение атома от модели Томсона до квантово-механической модели). После этой темы следуют самые насыщенных по содержанию вопросами современной физики блоки – «Элементарные частицы» и «Строение Вселенной» |
Цель: | Изучение явления радиоактивности и его действия на организм человека. |
Задачи: | 1.Рассмотреть понятие радиоактивность. 2.Рассмотреть важные шаги в истории изучения радиоактивности 3.Рассмотреть виды излучений 4.Творческая лабораторная работа. Получение закона распада. 5.Биологическое воздействие на человека. 6.Изучить радиопротекторные свойства пищи. 7.Составить меню |
Оснащение (технические средства обучения, дидактические материалы и т. д.) | Занятие сопровождается показом презентации «Радиоактивность», в которую помещены видеофрагменты, иллюстрации, схемы; информационные карты для обучающихся; таблица Менделеева для каждого обучающегося; облако слов «Радиоактивность» (создано на сайте Worditout с использование технологииWeb 2.0 и расположено по адресу http://worditout.com/word-cloud/make-a-new-one ); инфографика «Атомная физика» (создана в сервисе Piktochart (https://magic.piktochart.com/), находится по ссылке https://magic.piktochart.com/output/6045023-untitled-infographic), пазл «Радиация и пища» ( создан на сайте http://www.jigsawplanet.com/ и расположен по адресу http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1253cb1675fd ); карточки для составления меню. Ноутбуки, телевизор, коробки с монетами для моделирования процесса распада, магнитная доска. |
Тип | Усвоения новых знаний (приложение 1) |
Структура занятия | |
Основные этапы | 1. Организационный этап 2. Актуализация знаний 3. Изучение нового материала а) Знакомство с термином «радиоактивность б) История открытия радиоактивности в) Виды излучений г) Закрепление знаний обучающихся по теме занятия д) Выполнение обучающимися творческой работы Динамическая пауза 4. Воздействие радиоактивности на организм человека. 5.Знакомство с радиопротекторными свойствами пищи, составление меню 6. Подведение итогов 7. Домашнее задание |
Логика построения | Логическая связь занятия была обусловлена обоснованным структурированием последовательности этапов занятия с четко поставленными целями и задачами на каждом его этапе |
Целостность структуры | Целостность и завершенность занятия обеспечивалась взаимосвязью: мотивация → познавательная деятельность → рефлексия |
Содержание занятия | |
Соответствие содержания занятия его цели | Содержания занятия соответствует цели |
Дидактическая обработка содержания занятия | Дидактическая обработка учебного материала проведена через определение компонентов содержания занятия: 1. Когнититвный – обеспечение учащихся системой научных знаний, решение проблем с помощью исследовательских методов; 2. Личностный - обеспечение успешной адаптации в социуме, развитие рефлексивных способностей (самооценка, взаимооценка); 3. Деятельстно - творческий - совершенствование умения общения, позволяющее каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы и естественного самовыражекния. Возрастные особенности учащихся, обширность привлекаемого для обсуждения материала и временные рамки позволяют успешно использовать технологии визуализации образовательного процесса (Вербицкий А.А, Ч. Фолкер), проблемной (особо меня привлекает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером), проектной (Полат Е.С.), информационно-коммуникативной. Эффективны оказались такие формы работы с информационными картами как заполнения кластера, таблицы. Особенностью раздела «Физика атомного ядра» является обилие фактического материала. Поэтому для облегчения работы использовала обобщающие таблицы, схемы, рисунки. Эффективность учебного процесса зависела также от сочетания различных форм организации обучения – фронтальных, групповых, индивидуальных. Сложный и довольно объемный материал изложила сама, более простой – использовала для совместной фронтальной работы с группой, а также индивидуальной и групповой работы обучающихся. В ходе занятия имела место смена форм обучения и видов учебной работы, это снизило утомляемость обучающихся, повысило их интерес и работоспособность. Основой подведения итогов была таблица результатов (приложение 3), учитывающая индивидуальные показатели, с интервальным пересчетом 100 % ( максимально возможный за занятии) рейтинговой оценки в 4-х бальную (неудовлетворительно 0-55%, удовлетворительно 56-70%, хорошо 71-85%, отлично 86-100%). Таким образом, снималась проблема объективности. |
Научность, доступность, актуальность и новизна | Материал к занятию подобран с учетом анализа изучаемого обучающимися содержания и определением его методических возможностей, ориентирован на понимание и осмысление изучаемого материала обучающимися, а также учтены уровень подготовленности и возможности обучающихся, их жизненный опыт, интересы, особенности развития. |
Методы обучения | |
Соответствие методов обучения цели занятия | На занятии были применены следующие методы: объяснительно-иллюстративный - визуализация процесса с помощью древовидного графа (на этапе актуализации знаний), фрейма (использования таблицы Менделеева), в виде логической модели (при объяснении правил смещения), в виде семантической модели (при изучении процессов альфа и бета распадов), а также видеоанимации, что обеспечивало высокую скорость изучения; репродуктивный (выработка навыков при нахождении продуктов распада), проблемного изложения (формирование логики познания); частично-поисковый (формирование умений обнаруживать связи и зависимости между профессиональными модулями и физикой); исследовательский (выработка умений самоорганизации познания при выполнении творческой работы по нахождению зависимости периода распада); дискуссия (обеспечение активного, личностного усвоения знаний) ( по М.Н. Скаткину) |
Эффективность методов обучения с точки зрения развития познавательной активности | Данные методы позволяют улучшить познавательную самостоятельность и достаточно эффективны. (приложение 2) |
Профессиональные качества педагога | |
Уровень методической грамотности | Считаю, что умения, необходимые для успешного и результативного проведения образовательного процесса развиты у меня на достаточном уровне. В частности: умение научно обосновывать, критически осмысливать определённые концепции, формы и методы познания, конструирования исследовательской деятельности; умение использовать современные методы контроля и оценки исследовательской деятельности; умение анализировать учебный процесс на предмет его эффективности, соответствия достигнутого результата к планируемому; умение применять современные методы поиска, обработки и использования методологических знаний в практической деятельности; умение обобщать и систематизировать результаты собственной исследовательской деятельности. |
Организаторские способности | Во время проведения занятия старалась сплотить коллектив, воодушевить на решение задач, предоставив разумную степень инициативы и самостоятельности; устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися, быть проницательной по отношению к личности воспитанников, предъявлять требования и добивалась их выполнения. Выбирала меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации, пыталась распределить внимания между всеми обучающимися. Распределяла работу во времени, чтобы укладываться в намеченные рамки. |
Установление обратной связи с обучающимися | Со стороны обучающихся наблюдалась активность и доброжелательность. |
Соблюдение педагогической этики и такта в отношениях с обучающимися | В течение занятия старалась устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися, быть проницательной по отношению к личности воспитанников, предъявляла требования и добивалась их выполнения. Выбирала меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации, старалась распределить внимание между всеми обучающимися. |
Деятельность и поведение обучающихся | |
Дисциплинированность, организованность | Поведение обучающихся соответствовало общепринятым нормам, установленному порядку. |
Познавательная активность | Стремились к эффективному овладению знаниями, мобилизовали усилия на достижение целей. Были удовлетворены выполнением задач. |
Творческая активность | Инициативно переносили знания из одной области в другую. |
Самостоятельность | Организовали внутригрупповую работу, ставили задачи, делали выводы. |
Отношение к педагогу | Стиль общения построен на основе дружеского расположения. |
Отношение к другим обучающимся | Обучающиеся были объединены общением на основе увлеченности совместной деятельностью |
Прилежание | Обучающиеся старательно выполняли поставленные перед ними задачи, проявляли усердие, терпение и аккуратность. |
Общие результаты занятия | |
Овладение обучающимися обще учебными и специальными знаниями | Обучающиеся овладели основными понятиями и законами (Радиоактивность, виды излучений, период полураспада, закон распада), усвоили основные правила радиопротекторного питания и составили меню. |
Овладение обучающимися практическими навыками | В результате занятия умеют находить продукты радиоактивного распада, осуществлять обработку результатов творческой практической работы, работать с текстом, составлять меню из предложенных продуктов. |
Целесообразность и эффективность использования наглядных материалов и технических средств обучения | В результате применения наглядных материалов и ТСО активизировался процесс обучения; происходило формирование навыков работы за компьютером и умения использовать информационные технологии в повседневной жизни. Также сэкономила время занятия и получила возможность увеличения объема нового материала и сократила время на его объяснение и на подготовку к занятиеу; Восприятие обучающимися сопровождалось и направлялось активным мышлением |
Достижение цели занятия | На основе вышесказанного считаю, что цель занятия была достигнута |
Выполнение задач | Задачи выполнены. |
Выводы:
Занятие позволило мне убедиться: система творческих заданий работает как технология, воспроизводима в любой группе.
На последующих занятиях мне следует обратить внимание на следующие вопросы:
-усиление оценки дифференцированного подхода обучающихся,
-развитие коммуникативной компетенции (в частности, владение обучающимися монологической речью)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"
Технологическая карта урока Название предмета физика Курс второй Урок № 146 Дата 27.04.2015Тема РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...
Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Технологическая карта урока Организационная информацияТема урокаПервый закон термодинамикиПредметФизикаКласс10Автор учебникаГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. СотскийМетодическая...
Самоанализ урока по ФГОС
Самоанализ урока по ФГОС...
Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"
Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"...
Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия
Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели: на первом уровне усвоения : Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...