Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока
статья на тему
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?
Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности...........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no3.docx | 33.6 КБ |
prilozhenie_no3.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное профессиональное образовательное учреждение
«Пятигорский техникум экономики
и инновационных технологий»
(ЧПОУ «ПТЭИТ»)
Триединая дидактическая цель урока,
образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока
Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей категории ЧПОУ «ПТЭИТ»
выступление на методическом семинаре «Школы молодого педагога»
_____________________________________________________________________________________Кто хочет достичь цели, должен знать ее
«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет»
Кромвель
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?
Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения.
Главной формой учебно-педагогической деятельности является урок. Цель урока – это главный системообразующий элемент урока. Дидактическая цель урока имеет три основополагающих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.
Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока.
Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. То есть, в планируемом результате проявляются три вышеназванных аспекта.
Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.
На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.
Познавательный (образовательный) аспект цели.
Познавательный аспект цели является основным и определяющим ее аспектом. Он складывается из следующих требований:
1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Для этого учителю необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями формировать и развивать познавательную активность учащихся.
2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: обеспечивать полноту, глубину, осознанность, систематичность, гибкость, оперативность и прочность знаний.
3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма в силу их многократного повторения.
4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5. Формировать ключевые, т. е. надпредметные компетенции, а именно: совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.
Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить правило, иметь представление о законе и т. д., причем в данной формулировке это цели учителя. К тому же очень проблематично к концу урока добиться того, чтобы все учащиеся подошли к достижению такой цели. Поэтому примем во внимание мнение В. Ф. Паламарчук которая считает, что «...целесообразно при планировании образовательной цели урока указывать, какого уровня знаний, умений и навыков предлагается учащимся достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого».
Развивающий аспект цели
Развивающий аспект цели - это наиболее трудный для учителя аспект, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это можно объяснить? Выделим две причины:
1. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели на каждом новом уроке, забывая при этом, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или даже раздела.
2. В практике работы встречаются случаи недостаточного знания учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности и тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.
Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:
- развитие речи;
- развитие мышления;
- развитие сенсорной сферы;
- развитие двигательной сферы;
Рассмотрим каждый из перечисленных блоков.
Развитие речи учащихся предполагает проведение работы по обогащению и усложнению их словарного запаса, усложнению смысловой функции речи, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка. Учителю необходимо постоянно помнить о том, что речевое развитие - это показатель интеллектуального и общего развития ученика.
Развитие мышления в контексте развивающего аспекта цели учителя предполагает, что учитель в процессе обучения будет формировать и развивать следующие логические умения учащихся:
- анализировать;
- выделять главное;
- сравнивать;
- строить аналогии;
- обобщать и систематизировать;
- доказывать и опровергать;
- определять и объяснять понятия;
- ставить и разрешать проблему.
Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые и целесообразно учителю формировать как развивающий аспект цели.
Так, например, если учитель формулирует развивающий аспект цели, как формировать умение учащихся сравнивать, то это означает, что он в течение 3-4 уроков должен формировать такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки и параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять и противопоставлять, умение устанавливать сходство и различие. Отработка всех этих умений в конечном итоге приведет учащихся к умению сравнивать. Известный психолог Г. С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель - конкретные знания, умения и навыки - и отдаленную цель - развитие учащихся. В процесс развития мышления необходимо также вплетать процессы развития воображения и фантазии, способствующие формированию мышления.
Развитие сенсорной сферы - это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т. д.
Воспитывающий аспект цепи
По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Уместно привести высказывание Е. Ильина: «Учить и воспитывать — как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
Если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит работать в группе, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке. Н. Е. Щуркова пишет: «Воспитывающее обучение — это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная линия урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть постоянным».
Выделяют 5 объектов, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке (по Н. Е. Щурковой):
1. «Другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через товарищество, доброту, вежливость, честность. Интегральным по отношению ко всем качествам является понятие «гуманность». Формирование гуманных отношений на уроке - первостепенная задача учителя.
2. «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Именно эти качества являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений.
3. «Общество и коллектив». Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, толерантность, радость сопереживания успехам других - все это проявляется и в отношениях ученика к коллективу класса. Бережное отношение к имуществу школы, правосознание, работоспособность на уроке - в этом ракурсе ученик проявляет себя как член общества.
4. «Труд». Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами как ответственное выполнение ученического долга, дисциплинированность и собранность.
5. «Родина». Отношение к ней проявляется в чувстве сопричастности к ее проблемам, в личной добросовестности и ответственности.
Вывод: цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только как передача обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна. Цель занятия в современном образовании должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом на конкретные дидактические задачи.
Приложение
Рекомендации по формулировке целей занятий
Настоящие рекомендации разработаны для преподавательского состава колледжа в целях упорядочения работы преподавателей по оформлению необходимых при осуществлении учебного процесса внутренних документов. Приступая к формулировке целей урока, учитель:
- изучает требования программы;
- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;
- определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть студенту;
- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность студента в результатах обучения.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной деятельности студентов.
1. Общие положения
1.1. Формулирование цели занятия позволяет организовать деятельность студентов в конечном виде и осуществлять руководство ею. Четко сформулированная цель занятия позволяет преподавателю определить ход предстоящей на уроке работы и уровень усвоения материала:
а) уровень представления;
б) уровень знаний;
в) уровень умений и навыков;
г) уровень творчества.
1.2. Преподавателем должна ставиться цель, в выполнении которой он уверен, в связи с чем необходимо производить диагностику целей, при необходимости в группах с более слабым контингентом цель должна быть изменена.
2. Требования к формулированию целей
2.1. Цель должна быть
1. четко сформулированной;
2. понятной;
3. достижимой;
4. проверяемой;
5. конкретной.
Чётко, грамотно сформулированная цель занятия - это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, значит и весь сценарий урока преподавателем построен без логического завершения.
Примеры неправильной постановки цели:
- Изучить тему: «…………»;
2. Углубить знания студентов по теме «………»;
3. Расширить кругозор студентов.
Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.
2.2. Нa занятиях преподаватель должен решать триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; следовательно ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, перед преподавателем ставится методическая цель. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знаний студентов, используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».
3. Формулирование учебных (дидактических) целей
3.1. Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом.
3.2. Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях, что является 1 уровнем усвоения. Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня усвоения материала.
1. Обеспечить знакомство студентов с методами определения-«…………..»
2. Обеспечить усвоение понятие «………….».
3. Обеспечить формирование представления (понятия)
4. Обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...
5. Обеспечить формирование умений...
Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.
3.3. 2 уровень - это уровень знаний, пересказа (репродуктивный уровень). Пример постановки целей данного уровня:
1. Обеспечить узнавание при внешней опоре...
2. Обеспечить воспроизводение по образцу;
3. Обеспечить воспроизводение по предложенному алгоритму;
4. Добиться усвоения учащимися понятий;
5. Установить уровень знаний по теме...
При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.
3.4. 3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:
1. Способствовать овладению техникой «……………»;
2. Стремиться к выработке навыка работы с «………..»;
3.Способствовать отработке навыка определения «………….»;
4. Обеспечить систематизацию и обобщение изученного материала по теме «……»;
5. Обеспечить отработку умений учащихся.
Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».
4. Развивающие цели урока
4.1. В целях обучения студентов пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, преподаватель должен четко формулировать развивающие цели. Пример формулировки развивающих целей занятия:
создать условия для:
1. развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
2. развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
3. развития мировоззрения;
4. развития навыков устной и письменной речи;
5. развития памяти;
6. развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
7. развития эстетических представлений и художественного вкуса;
8. развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),
9. развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
10. развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
11. развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
12. развития у обучающихся рефлексивной деятельности
13. развития способности четко формулировать свои мысли;
5. Воспитательные цели урока
5.1. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Примеры формулировок воспитательных целей:
создать условия для:
1. воспитания уважения к своей Родине;
2. воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
3. формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
4. воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
5. воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
6. воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
7.подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
8. формирования взглядов (привычек, идей…);
9.воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения управлять эмоциями;
10. воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;
11. воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;
12. воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
13. воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
14. воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
15.воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
16. воспитания умения управлять собой, своим поведением.
6. Задачи урока
6.1. В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
6.2. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Если задача воспринимается студентом, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов студента, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.
Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
- выяснить основные отличия…
- раскрыть особенности…
- продолжить формирование навыков работы с документами.
- развивать умения высказывать свою точку зрения…
- формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.
Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:
- развивать организаторские качества;
- развивать инициативу творчества и т.д.
Образцы формулировки некоторых развивающих задач:
- развивать критическое мышление;
- развивать умения вести диалог;
- развивать логическое мышление;
- развивать элементы воображения и т.д.
Предварительный просмотр:
Частное профессиональное образовательное учреждение
«Пятигорский техникум экономики
и инновационных технологий»
(ЧПОУ «ПТЭИТ»)
Триединая дидактическая цель урока,
образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока
Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей категории ЧПОУ «ПТЭИТ»
выступление на методическом семинаре «Школы молодого педагога»
_____________________________________________________________________________________Кто хочет достичь цели, должен знать ее
«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет»
Кромвель
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?
Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения.
Главной формой учебно-педагогической деятельности является урок. Цель урока – это главный системообразующий элемент урока. Дидактическая цель урока имеет три основополагающих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.
Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока.
Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. То есть, в планируемом результате проявляются три вышеназванных аспекта.
Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.
На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.
Познавательный (образовательный) аспект цели.
Познавательный аспект цели является основным и определяющим ее аспектом. Он складывается из следующих требований:
1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Для этого учителю необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями формировать и развивать познавательную активность учащихся.
2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: обеспечивать полноту, глубину, осознанность, систематичность, гибкость, оперативность и прочность знаний.
3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма в силу их многократного повторения.
4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5. Формировать ключевые, т. е. надпредметные компетенции, а именно: совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.
Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить правило, иметь представление о законе и т. д., причем в данной формулировке это цели учителя. К тому же очень проблематично к концу урока добиться того, чтобы все учащиеся подошли к достижению такой цели. Поэтому примем во внимание мнение В. Ф. Паламарчук которая считает, что «...целесообразно при планировании образовательной цели урока указывать, какого уровня знаний, умений и навыков предлагается учащимся достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого».
Развивающий аспект цели
Развивающий аспект цели - это наиболее трудный для учителя аспект, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это можно объяснить? Выделим две причины:
1. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели на каждом новом уроке, забывая при этом, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или даже раздела.
2. В практике работы встречаются случаи недостаточного знания учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности и тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.
Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:
- развитие речи;
- развитие мышления;
- развитие сенсорной сферы;
- развитие двигательной сферы;
Рассмотрим каждый из перечисленных блоков.
Развитие речи учащихся предполагает проведение работы по обогащению и усложнению их словарного запаса, усложнению смысловой функции речи, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка. Учителю необходимо постоянно помнить о том, что речевое развитие - это показатель интеллектуального и общего развития ученика.
Развитие мышления в контексте развивающего аспекта цели учителя предполагает, что учитель в процессе обучения будет формировать и развивать следующие логические умения учащихся:
- анализировать;
- выделять главное;
- сравнивать;
- строить аналогии;
- обобщать и систематизировать;
- доказывать и опровергать;
- определять и объяснять понятия;
- ставить и разрешать проблему.
Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые и целесообразно учителю формировать как развивающий аспект цели.
Так, например, если учитель формулирует развивающий аспект цели, как формировать умение учащихся сравнивать, то это означает, что он в течение 3-4 уроков должен формировать такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки и параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять и противопоставлять, умение устанавливать сходство и различие. Отработка всех этих умений в конечном итоге приведет учащихся к умению сравнивать. Известный психолог Г. С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель - конкретные знания, умения и навыки - и отдаленную цель - развитие учащихся. В процесс развития мышления необходимо также вплетать процессы развития воображения и фантазии, способствующие формированию мышления.
Развитие сенсорной сферы - это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т. д.
Воспитывающий аспект цепи
По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Уместно привести высказывание Е. Ильина: «Учить и воспитывать — как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
Если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит работать в группе, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке. Н. Е. Щуркова пишет: «Воспитывающее обучение — это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная линия урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть постоянным».
Выделяют 5 объектов, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке (по Н. Е. Щурковой):
1. «Другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через товарищество, доброту, вежливость, честность. Интегральным по отношению ко всем качествам является понятие «гуманность». Формирование гуманных отношений на уроке - первостепенная задача учителя.
2. «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Именно эти качества являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений.
3. «Общество и коллектив». Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, толерантность, радость сопереживания успехам других - все это проявляется и в отношениях ученика к коллективу класса. Бережное отношение к имуществу школы, правосознание, работоспособность на уроке - в этом ракурсе ученик проявляет себя как член общества.
4. «Труд». Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами как ответственное выполнение ученического долга, дисциплинированность и собранность.
5. «Родина». Отношение к ней проявляется в чувстве сопричастности к ее проблемам, в личной добросовестности и ответственности.
Вывод: цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только как передача обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна. Цель занятия в современном образовании должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом на конкретные дидактические задачи.
Приложение
Рекомендации по формулировке целей занятий
Настоящие рекомендации разработаны для преподавательского состава колледжа в целях упорядочения работы преподавателей по оформлению необходимых при осуществлении учебного процесса внутренних документов. Приступая к формулировке целей урока, учитель:
- изучает требования программы;
- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;
- определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть студенту;
- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность студента в результатах обучения.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной деятельности студентов.
1. Общие положения
1.1. Формулирование цели занятия позволяет организовать деятельность студентов в конечном виде и осуществлять руководство ею. Четко сформулированная цель занятия позволяет преподавателю определить ход предстоящей на уроке работы и уровень усвоения материала:
а) уровень представления;
б) уровень знаний;
в) уровень умений и навыков;
г) уровень творчества.
1.2. Преподавателем должна ставиться цель, в выполнении которой он уверен, в связи с чем необходимо производить диагностику целей, при необходимости в группах с более слабым контингентом цель должна быть изменена.
2. Требования к формулированию целей
2.1. Цель должна быть
1. четко сформулированной;
2. понятной;
3. достижимой;
4. проверяемой;
5. конкретной.
Чётко, грамотно сформулированная цель занятия - это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, значит и весь сценарий урока преподавателем построен без логического завершения.
Примеры неправильной постановки цели:
- Изучить тему: «…………»;
2. Углубить знания студентов по теме «………»;
3. Расширить кругозор студентов.
Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.
2.2. Нa занятиях преподаватель должен решать триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; следовательно ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, перед преподавателем ставится методическая цель. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знаний студентов, используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».
3. Формулирование учебных (дидактических) целей
3.1. Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом.
3.2. Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях, что является 1 уровнем усвоения. Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня усвоения материала.
1. Обеспечить знакомство студентов с методами определения-«…………..»
2. Обеспечить усвоение понятие «………….».
3. Обеспечить формирование представления (понятия)
4. Обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...
5. Обеспечить формирование умений...
Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.
3.3. 2 уровень - это уровень знаний, пересказа (репродуктивный уровень). Пример постановки целей данного уровня:
1. Обеспечить узнавание при внешней опоре...
2. Обеспечить воспроизводение по образцу;
3. Обеспечить воспроизводение по предложенному алгоритму;
4. Добиться усвоения учащимися понятий;
5. Установить уровень знаний по теме...
При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.
3.4. 3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:
1. Способствовать овладению техникой «……………»;
2. Стремиться к выработке навыка работы с «………..»;
3.Способствовать отработке навыка определения «………….»;
4. Обеспечить систематизацию и обобщение изученного материала по теме «……»;
5. Обеспечить отработку умений учащихся.
Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».
4. Развивающие цели урока
4.1. В целях обучения студентов пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, преподаватель должен четко формулировать развивающие цели. Пример формулировки развивающих целей занятия:
создать условия для:
1. развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
2. развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
3. развития мировоззрения;
4. развития навыков устной и письменной речи;
5. развития памяти;
6. развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
7. развития эстетических представлений и художественного вкуса;
8. развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),
9. развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
10. развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
11. развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
12. развития у обучающихся рефлексивной деятельности
13. развития способности четко формулировать свои мысли;
5. Воспитательные цели урока
5.1. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Примеры формулировок воспитательных целей:
создать условия для:
1. воспитания уважения к своей Родине;
2. воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
3. формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
4. воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
5. воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
6. воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
7.подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
8. формирования взглядов (привычек, идей…);
9.воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения управлять эмоциями;
10. воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;
11. воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;
12. воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
13. воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
14. воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
15.воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
16. воспитания умения управлять собой, своим поведением.
6. Задачи урока
6.1. В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
6.2. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Если задача воспринимается студентом, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов студента, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.
Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
- выяснить основные отличия…
- раскрыть особенности…
- продолжить формирование навыков работы с документами.
- развивать умения высказывать свою точку зрения…
- формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.
Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:
- развивать организаторские качества;
- развивать инициативу творчества и т.д.
Образцы формулировки некоторых развивающих задач:
- развивать критическое мышление;
- развивать умения вести диалог;
- развивать логическое мышление;
- развивать элементы воображения и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательные цели урока для мастеров производственного обучения
Оновные воспитательные цели урока производственного обучения в помощь мастеру....
Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?Да потому, что сама цель есть заранее з...
ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.
Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...
Образовательная развивающая программа "Ансамблевое музицирование"
Программа "Ансамблевое музицирование"...
Образовательная развивающая программа "Музыкальный инструмент Аккордеон" 7 лет
Программа "Аккордеон" 7 лет....
НЕКОТОРЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Воспитание – это тонкий, многогранный, содержательный процесс, включающий массу аспектов, пересекающихся между собой.Основной целью воспитательного процесса является подготовка развитой личности...
Материалы для проведения мониторинга знаний и умений учащихся по образовательной (развивающей) программе "Компьютерные технологии в фототворчестве", 1 год обучения
Данные методические материалы могут быть использованы для проверки знаний по программе Adobe Photoshop педагогами и обучающимися...