Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока
статья на тему

Комарова Марина Владимировна

Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?

Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности...........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no3.docx33.6 КБ
Файл prilozhenie_no3.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)

Триединая дидактическая цель урока,

образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока

Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей категории  ЧПОУ «ПТЭИТ»

 выступление на методическом семинаре «Школы молодого педагога»

_____________________________________________________________________________________Кто хочет достичь цели, должен знать ее

«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет»

                          Кромвель

Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?

Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения.

Главной формой учебно-педагогической деятельности является урок. Цель урока – это главный системообразующий элемент урока. Дидактическая цель урока имеет три основополагающих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.

Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим  и обучающимися в конце урока.

Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. То есть, в планируемом результате проявляются три вышеназванных аспекта.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.

На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.

Познавательный (образовательный) аспект цели.

 Познавательный аспект цели является основным и определяющим ее аспектом. Он складывается из следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Для этого учителю необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями формировать и развивать познавательную активность учащихся.

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: обеспечивать полноту, глубину, осознанность, систематичность, гибкость, оперативность и прочность знаний.

3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма в силу их многократного повторения.

4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5. Формировать ключевые, т. е. надпредметные компетенции, а именно: совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.

Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить правило, иметь представление о законе и т. д., причем в данной формулировке это цели учителя. К тому же очень проблематично к концу урока добиться того, чтобы все учащиеся подошли к достижению такой цели. Поэтому примем во внимание мнение В. Ф. Паламарчук которая считает, что «...целесообразно при планировании образовательной цели урока указывать, какого уровня знаний, умений и навыков предлагается учащимся достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого».

Развивающий аспект цели

Развивающий аспект цели - это наиболее трудный для учителя аспект, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это можно объяснить? Выделим две причины:

1. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели на каждом новом уроке, забывая при этом, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или даже раздела.

2. В практике работы встречаются случаи недостаточного знания учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности и тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:

- развитие речи;

- развитие мышления;

- развитие сенсорной сферы;

- развитие двигательной сферы;

Рассмотрим каждый из перечисленных блоков.

Развитие речи учащихся предполагает проведение работы по обогащению и усложнению их словарного запаса, усложнению смысловой функции речи, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка. Учителю необходимо постоянно помнить о том, что речевое развитие - это показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие мышления в контексте развивающего аспекта цели учителя предполагает, что учитель в процессе обучения будет формировать и развивать следующие логические умения учащихся:

- анализировать;

- выделять главное;

- сравнивать;

- строить аналогии;

- обобщать и систематизировать;

- доказывать и опровергать;

- определять и объяснять понятия;

- ставить и разрешать проблему.

Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые и целесообразно учителю формировать как развивающий аспект цели.

Так, например, если учитель формулирует развивающий аспект цели, как формировать умение учащихся сравнивать, то это означает, что он в течение 3-4 уроков должен формировать такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки и параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять и противопоставлять, умение устанавливать сходство и различие. Отработка всех этих умений в конечном итоге приведет учащихся к умению сравнивать. Известный психолог Г. С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель - конкретные знания, умения и навыки - и отдаленную цель - развитие учащихся. В процесс развития мышления необходимо также вплетать процессы развития воображения и фантазии, способствующие формированию мышления.

Развитие сенсорной сферы - это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т. д.

Воспитывающий аспект цепи

По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Уместно привести высказывание Е. Ильина: «Учить и воспитывать — как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит работать в группе, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке. Н. Е. Щуркова пишет: «Воспитывающее обучение — это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная линия урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть постоянным».

 Выделяют 5 объектов, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке (по Н. Е. Щурковой):

1. «Другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через товарищество, доброту, вежливость, честность. Интегральным по отношению ко всем качествам является понятие «гуманность». Формирование гуманных отношений на уроке - первостепенная задача учителя.

2. «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Именно эти качества являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений.

3. «Общество и коллектив». Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, толерантность, радость сопереживания успехам других - все это проявляется и в отношениях ученика к коллективу класса. Бережное отношение к имуществу школы, правосознание, работоспособность на уроке - в этом ракурсе ученик проявляет себя как член общества.

 4. «Труд». Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами как ответственное выполнение ученического долга, дисциплинированность и собранность.

 5. «Родина». Отношение к ней проявляется в чувстве сопричастности к ее проблемам, в личной добросовестности и ответственности.

 Вывод:   цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только как передача обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна. Цель занятия в современном образовании должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом на конкретные дидактические задачи.

Приложение

Рекомендации по формулировке целей занятий

Настоящие рекомендации разработаны для преподавательского состава колледжа в целях упорядочения работы преподавателей по оформлению необходимых при осуществлении учебного процесса внутренних документов. Приступая к формулировке целей урока, учитель:

- изучает требования программы;

- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;

 - определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть студенту;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность студента в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной деятельности студентов.

1. Общие положения

1.1. Формулирование цели занятия  позволяет организовать деятельность студентов в конечном виде и осуществлять руководство ею. Четко сформулированная цель занятия позволяет преподавателю определить ход предстоящей на уроке работы и уровень усвоения материала:

а) уровень представления;

б) уровень знаний;

в) уровень умений и навыков;

 г) уровень творчества.

1.2. Преподавателем должна ставиться цель, в выполнении которой он уверен, в связи с чем необходимо производить диагностику целей, при необходимости в группах с более слабым контингентом цель должна быть изменена.

2. Требования к формулированию целей

2.1. Цель должна быть

1. четко сформулированной;
2. понятной;
3. достижимой;
4. проверяемой;
5. конкретной.

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия - это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, значит и весь сценарий урока преподавателем построен без логического завершения.

Примеры неправильной постановки цели:

  1. Изучить тему: «…………»;

2.  Углубить знания студентов по теме «………»;
3. Расширить кругозор студентов.

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.
2.2. Нa занятиях преподаватель должен решать триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; следовательно ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, перед преподавателем ставится методическая цель. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знаний студентов, используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».

3. Формулирование учебных (дидактических) целей

3.1. Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом.
3.2. Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях, что является 1 уровнем усвоения. Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня усвоения материала.

1. Обеспечить знакомство студентов с методами определения-«…………..»

2. Обеспечить усвоение  понятие «………….».

3. Обеспечить формирование представления (понятия)

4. Обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...

5. Обеспечить формирование умений...

Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.

3.3. 2 уровень - это уровень знаний, пересказа (репродуктивный уровень). Пример постановки целей данного уровня:

1. Обеспечить узнавание  при внешней опоре...

2. Обеспечить воспроизводение по образцу;

3. Обеспечить воспроизводение по предложенному алгоритму;

4. Добиться усвоения учащимися понятий;

            5. Установить уровень знаний по теме...

При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3.4. 3 уровень  - уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:

1.  Способствовать овладению техникой «……………»;

2. Стремиться к выработке навыка работы с «………..»;
3.Способствовать отработке навыка определения «………….»;
4. Обеспечить систематизацию и обобщение изученного материала по теме «……»;

5. Обеспечить отработку умений учащихся.

Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

4. Развивающие цели урока

4.1. В целях обучения студентов пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, преподаватель должен четко формулировать развивающие цели. Пример формулировки развивающих целей занятия:

создать условия для:

1. развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и   определять понятия, ставить и решать проблемы);

2.  развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного                         воображения, смекалки);

3. развития мировоззрения;

4. развития навыков устной и письменной речи;

5. развития памяти;

6. развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

7. развития эстетических представлений и художественного вкуса;

8. развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-       следственных связей, сравнительного анализа),

9. развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

10. развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

11. развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

12. развития у обучающихся рефлексивной деятельности

13. развития способности четко формулировать свои мысли;

5. Воспитательные цели урока

5.1. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Примеры формулировок воспитательных целей:

создать условия для:

1. воспитания уважения к своей Родине;

2. воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;

3. формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;

4. воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;

5. воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

6. воспитания гуманизма и любви к прекрасному;

7.подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;

8. формирования взглядов (привычек, идей…);

9.воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения  управлять эмоциями;

10. воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;

11. воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;

12. воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

13. воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

14. воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

15.воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

16. воспитания умения управлять собой, своим поведением.

 

6. Задачи урока

6.1. В отличие от цели, задачи урока  призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.  Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

6.2. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Если задача воспринимается студентом, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов студента, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

  •  выяснить основные отличия…
  •  раскрыть особенности…
  •  продолжить формирование навыков работы с документами.
  •  развивать умения высказывать свою точку зрения…
  •  формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.

Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:

  •  развивать  организаторские качества;
  • развивать инициативу творчества  и т.д.

Образцы формулировки  некоторых развивающих задач:

  • развивать критическое мышление;
  • развивать умения вести диалог;
  • развивать логическое  мышление;
  • развивать элементы воображения и т.д.



Предварительный просмотр:

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)

Триединая дидактическая цель урока,

образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока

Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей категории  ЧПОУ «ПТЭИТ»

 выступление на методическом семинаре «Школы молодого педагога»

_____________________________________________________________________________________Кто хочет достичь цели, должен знать ее

«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет»

                          Кромвель

Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?

Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения.

Главной формой учебно-педагогической деятельности является урок. Цель урока – это главный системообразующий элемент урока. Дидактическая цель урока имеет три основополагающих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.

Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим  и обучающимися в конце урока.

Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. То есть, в планируемом результате проявляются три вышеназванных аспекта.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.

На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.

Познавательный (образовательный) аспект цели.

 Познавательный аспект цели является основным и определяющим ее аспектом. Он складывается из следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Для этого учителю необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями формировать и развивать познавательную активность учащихся.

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: обеспечивать полноту, глубину, осознанность, систематичность, гибкость, оперативность и прочность знаний.

3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма в силу их многократного повторения.

4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5. Формировать ключевые, т. е. надпредметные компетенции, а именно: совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.

Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить правило, иметь представление о законе и т. д., причем в данной формулировке это цели учителя. К тому же очень проблематично к концу урока добиться того, чтобы все учащиеся подошли к достижению такой цели. Поэтому примем во внимание мнение В. Ф. Паламарчук которая считает, что «...целесообразно при планировании образовательной цели урока указывать, какого уровня знаний, умений и навыков предлагается учащимся достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого».

Развивающий аспект цели

Развивающий аспект цели - это наиболее трудный для учителя аспект, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это можно объяснить? Выделим две причины:

1. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели на каждом новом уроке, забывая при этом, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или даже раздела.

2. В практике работы встречаются случаи недостаточного знания учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности и тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:

- развитие речи;

- развитие мышления;

- развитие сенсорной сферы;

- развитие двигательной сферы;

Рассмотрим каждый из перечисленных блоков.

Развитие речи учащихся предполагает проведение работы по обогащению и усложнению их словарного запаса, усложнению смысловой функции речи, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка. Учителю необходимо постоянно помнить о том, что речевое развитие - это показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие мышления в контексте развивающего аспекта цели учителя предполагает, что учитель в процессе обучения будет формировать и развивать следующие логические умения учащихся:

- анализировать;

- выделять главное;

- сравнивать;

- строить аналогии;

- обобщать и систематизировать;

- доказывать и опровергать;

- определять и объяснять понятия;

- ставить и разрешать проблему.

Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые и целесообразно учителю формировать как развивающий аспект цели.

Так, например, если учитель формулирует развивающий аспект цели, как формировать умение учащихся сравнивать, то это означает, что он в течение 3-4 уроков должен формировать такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки и параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять и противопоставлять, умение устанавливать сходство и различие. Отработка всех этих умений в конечном итоге приведет учащихся к умению сравнивать. Известный психолог Г. С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель - конкретные знания, умения и навыки - и отдаленную цель - развитие учащихся. В процесс развития мышления необходимо также вплетать процессы развития воображения и фантазии, способствующие формированию мышления.

Развитие сенсорной сферы - это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т. д.

Воспитывающий аспект цепи

По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Уместно привести высказывание Е. Ильина: «Учить и воспитывать — как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит работать в группе, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке. Н. Е. Щуркова пишет: «Воспитывающее обучение — это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная линия урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть постоянным».

 Выделяют 5 объектов, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке (по Н. Е. Щурковой):

1. «Другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через товарищество, доброту, вежливость, честность. Интегральным по отношению ко всем качествам является понятие «гуманность». Формирование гуманных отношений на уроке - первостепенная задача учителя.

2. «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Именно эти качества являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений.

3. «Общество и коллектив». Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, толерантность, радость сопереживания успехам других - все это проявляется и в отношениях ученика к коллективу класса. Бережное отношение к имуществу школы, правосознание, работоспособность на уроке - в этом ракурсе ученик проявляет себя как член общества.

 4. «Труд». Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами как ответственное выполнение ученического долга, дисциплинированность и собранность.

 5. «Родина». Отношение к ней проявляется в чувстве сопричастности к ее проблемам, в личной добросовестности и ответственности.

 Вывод:   цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только как передача обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна. Цель занятия в современном образовании должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом на конкретные дидактические задачи.

Приложение

Рекомендации по формулировке целей занятий

Настоящие рекомендации разработаны для преподавательского состава колледжа в целях упорядочения работы преподавателей по оформлению необходимых при осуществлении учебного процесса внутренних документов. Приступая к формулировке целей урока, учитель:

- изучает требования программы;

- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;

 - определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть студенту;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность студента в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной деятельности студентов.

1. Общие положения

1.1. Формулирование цели занятия  позволяет организовать деятельность студентов в конечном виде и осуществлять руководство ею. Четко сформулированная цель занятия позволяет преподавателю определить ход предстоящей на уроке работы и уровень усвоения материала:

а) уровень представления;

б) уровень знаний;

в) уровень умений и навыков;

 г) уровень творчества.

1.2. Преподавателем должна ставиться цель, в выполнении которой он уверен, в связи с чем необходимо производить диагностику целей, при необходимости в группах с более слабым контингентом цель должна быть изменена.

2. Требования к формулированию целей

2.1. Цель должна быть

1. четко сформулированной;
2. понятной;
3. достижимой;
4. проверяемой;
5. конкретной.

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия - это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, значит и весь сценарий урока преподавателем построен без логического завершения.

Примеры неправильной постановки цели:

  1. Изучить тему: «…………»;

2.  Углубить знания студентов по теме «………»;
3. Расширить кругозор студентов.

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.
2.2. Нa занятиях преподаватель должен решать триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; следовательно ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, перед преподавателем ставится методическая цель. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знаний студентов, используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».

3. Формулирование учебных (дидактических) целей

3.1. Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом.
3.2. Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях, что является 1 уровнем усвоения. Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня усвоения материала.

1. Обеспечить знакомство студентов с методами определения-«…………..»

2. Обеспечить усвоение  понятие «………….».

3. Обеспечить формирование представления (понятия)

4. Обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...

5. Обеспечить формирование умений...

Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.

3.3. 2 уровень - это уровень знаний, пересказа (репродуктивный уровень). Пример постановки целей данного уровня:

1. Обеспечить узнавание  при внешней опоре...

2. Обеспечить воспроизводение по образцу;

3. Обеспечить воспроизводение по предложенному алгоритму;

4. Добиться усвоения учащимися понятий;

            5. Установить уровень знаний по теме...

При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3.4. 3 уровень  - уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:

1.  Способствовать овладению техникой «……………»;

2. Стремиться к выработке навыка работы с «………..»;
3.Способствовать отработке навыка определения «………….»;
4. Обеспечить систематизацию и обобщение изученного материала по теме «……»;

5. Обеспечить отработку умений учащихся.

Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

4. Развивающие цели урока

4.1. В целях обучения студентов пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, преподаватель должен четко формулировать развивающие цели. Пример формулировки развивающих целей занятия:

создать условия для:

1. развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и   определять понятия, ставить и решать проблемы);

2.  развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного                         воображения, смекалки);

3. развития мировоззрения;

4. развития навыков устной и письменной речи;

5. развития памяти;

6. развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

7. развития эстетических представлений и художественного вкуса;

8. развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-       следственных связей, сравнительного анализа),

9. развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

10. развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

11. развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

12. развития у обучающихся рефлексивной деятельности

13. развития способности четко формулировать свои мысли;

5. Воспитательные цели урока

5.1. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Примеры формулировок воспитательных целей:

создать условия для:

1. воспитания уважения к своей Родине;

2. воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;

3. формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;

4. воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;

5. воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

6. воспитания гуманизма и любви к прекрасному;

7.подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;

8. формирования взглядов (привычек, идей…);

9.воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения  управлять эмоциями;

10. воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;

11. воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;

12. воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

13. воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

14. воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

15.воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

16. воспитания умения управлять собой, своим поведением.

 

6. Задачи урока

6.1. В отличие от цели, задачи урока  призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.  Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

6.2. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Если задача воспринимается студентом, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов студента, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

  •  выяснить основные отличия…
  •  раскрыть особенности…
  •  продолжить формирование навыков работы с документами.
  •  развивать умения высказывать свою точку зрения…
  •  формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.

Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:

  •  развивать  организаторские качества;
  • развивать инициативу творчества  и т.д.

Образцы формулировки  некоторых развивающих задач:

  • развивать критическое мышление;
  • развивать умения вести диалог;
  • развивать логическое  мышление;
  • развивать элементы воображения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные цели урока для мастеров производственного обучения

Оновные воспитательные цели урока производственного обучения в помощь мастеру....

Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока

Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?Да потому, что сама цель есть заранее з...

ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.

Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...

НЕКОТОРЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Воспитание – это тонкий, многогранный, содержательный процесс, включающий массу аспектов, пересекающихся между собой.Основной целью воспитательного процесса является подготовка развитой личности...

Материалы для проведения мониторинга знаний и умений учащихся по образовательной (развивающей) программе "Компьютерные технологии в фототворчестве", 1 год обучения

Данные методические материалы могут быть  использованы  для проверки знаний по программе Adobe Photoshop педагогами и обучающимися...