НЕКОТОРЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
методическая разработка
Воспитание – это тонкий, многогранный, содержательный процесс, включающий массу аспектов, пересекающихся между собой.
Основной целью воспитательного процесса является подготовка развитой личности, гражданина, ориентирующегося в традициях отечественной и мировой культур; индивидуума, способного к активной и эффективной деятельности в обществе, а также, способному применять полученные знания в построении своего будущего, будь то профессиональное, личное или общественное.
Изучение физики должно восприниматься как жизненно значимое и интересное.
Изучение физики в школьном ее варианте должно способствовать формированию физической картины мира, отражать достижения физики и раскрывать их возможность практического применения.
В ходе изучения физики формируются логическое и модельное мышление, развиваются способности наблюдения, сравнения, анализа. Важной задачей так же является формирование личности, способной ориентироваться во все возрастающем потоке новой информации. Следовательно, нужно научить селективно относиться к этому потоку.
Особенность педагогики заключается в том, что она не дает мгновенных результатов. Результат может проявиться через года, а то и через десятилетия. Поэтому задача учителя физики глубока, не поверхностна, она уходит корнями в философское составляющее данного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НЕКОТОРЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
“НЕКОТОРЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ”
Подготовила:
Алексеева Марина Владимировна
Якутск, 2017г.
Воспитание – это тонкий, многогранный, содержательный процесс, включающий массу аспектов, пересекающихся между собой.
Основной целью воспитательного процесса является подготовка развитой личности, гражданина, ориентирующегося в традициях отечественной и мировой культур; индивидуума, способного к активной и эффективной деятельности в обществе, а также, способному применять полученные знания в построении своего будущего, будь то профессиональное, личное или общественное.
Изучение физики должно восприниматься как жизненно значимое и интересное.
Изучение физики в школьном ее варианте должно способствовать формированию физической картины мира, отражать достижения физики и раскрывать их возможность практического применения.
В ходе изучения физики формируются логическое и модельное мышление, развиваются способности наблюдения, сравнения, анализа. Важной задачей так же является формирование личности, способной ориентироваться во все возрастающем потоке новой информации. Следовательно, нужно научить селективно относиться к этому потоку.
Особенность педагогики заключается в том, что она не дает мгновенных результатов. Результат может проявиться через года, а то и через десятилетия. Поэтому задача учителя физики глубока, не поверхностна, она уходит корнями в философское составляющее данного предмета.
- Элементы педагогики сотрудничества.
Автором педагогики является Симон Львович Соловейчик, в статьях которого воспитание определялось как открытый диалог между педагогом и учеником. Эта альтернатива авторитаризму. Педагогика сотрудничества имеет сходство с креативной педагогикой, которая учит творчески относиться к обучению и становиться созидателями своего будущего
Цель: объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению тех, на кого направлены эти действия. Оба задействованных являются единомышленниками, идущими к одной цели - получению знаний. При этом не находящимся по разные стороны баррикад.
Педагог – наставник, опытный советчик, равноправный партнер в процессе образования.
Ученик – самостоятелен, обладает определенным опытом знаний для формирования собственной жизненной позиции.
Основные идеи:
- Учение без принуждения;
- Опережение;
- Свобода выбора;
- Тандем ученик-учитель;
- Развитие самоуважения в обучаемом.
Основные инструменты:
- Интересный рассказ;
- Откровенная беседа;
- Личный пример;
- Совместный поиск решений.
Пример из личного опыта.
При решении разно уровневых задач сильный получает задание высокого уровня, а слабый – начального. Если оба полноценно справились каждый со своей задачей, то им ставятся одинаковые оценки. Каждый сделал в меру своих способностей, каждый затратил максимум усилий.
На опыте Шаталова В.Ф. используются опорные сигналы в виде схем, моделей, чертежей, творческих конспектов – способы неоднократного повторения разными методами.
- Воспитание через предмет. Физика – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.
Как известно, физика – это наука об общих законах природы. Она вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, формирует научное мировоззрение, развивает интеллектуальные способности, знакомит с методами научного познания окружающего мира, и требует от учеников самостоятельной деятельности по разрешению проблем.
Гуманитарное значение физики состоит в том, что она вооружает научными методами познания, которые позволяют объективно изучить окружающий мир.
Курс физики рассматривает различные формы движения материи в порядке их усложнения:от простого к сложному, от хаоса к порядку или наоборот. Приводит к органичному восприятию всех знаний, полученных в мире.
Примеры из личного опыта.
Я считаю, что современный человек должен знать закон всемирного тяготения, законы сложения скоростей механики Ньютона, знать, что такое ПДК радионуклидов, от чего дует ветер, как измерить температуру спиртовым термометром и т.п.
- Элемент принуждения – как обязательный аспект для глубокого и осознанного изучения предмета.
Из опыта работы, педагогу, имеющему большой стаж известно, что осознанное получение знаний дано далеко не каждому. Во все времена требовательность, настойчивость и спрос в освоении и закреплении любого материала необходимый элемент любого учителя. Чем требовательнее он к выполнению упражнений, домашних заданий, тем больший получается эффект. На начальной стадии это вызывает у учащихся противостояние и отторжение предмета, но это болезненная часть необходима. В последствии приводит к дисциплине, самоорганизации и более углубленному и осознанному изучению предмета. Как ни прискорбно звучит, но элементы политики “кнута и пряника” присутствуют. “Perasperaadastra”
Метод наблюдений – один из основных.
Физика – наука экспериментальная. И самый главный вопрос – «почему?». Все начинается с постановки проблемы, решение которой пока еще скрыто. Прослеживается ряд научных предположений или гипотез, выдвигающихся для объяснения явлений. Изучение строится по схеме наблюдения – гипотеза – эксперимент – вывод теории – закон. Представления о природе каждый человек получает с помощью органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. Но для того, чтобы как следует разобраться в окружающем мире, нужно как-то систематизировать эти представления, найти связь между явлениями – только тогда появляются научные знания.
Наблюдение – один из наиболее интересных путей, подводящих к решению реальных проблем, и формулировки своих собственных выводов.
В процессе обучения ученикам ставится проблема найти в окружающем мире физические явления и попытаться объяснить их в начале исходя из личных ощущений, а потом базируюсь на знания, полученных на уроках физики. В данной ситуации ученикам дается шанс встать на место ученого – физика, естествоиспытателя. При этом ученики систематизируют знания в разных областях, не только физики, и устанавливают связь между различными явлениями. Конкретная цель – попытаться объяснить то, что раньше было загадкой и проверить свои догадки используя опыт учителя. Но одних наблюдений недостаточно так как их следствием является постановка опыта (несложного и безопасного). Такие опыты можно поставить дома, а затем повторить в аудитории. А оформить надо в литературной форме используя технику написания сочинения.
1 - Зимняя радуга при -50℃;
2 - История с чайными пакетиками;
3 - «Плавающая реклама»;
4 – Безумные космические пейзажи;
5 – Айсберги;
6 - Столбы света в морозную погоду;
- – Мерцающий свет Венеры в зимнюю погоду.
- Развитие навыков адекватного поведения в окружающей среде.
Любой урок физики, согласно общим положениям педагогической науки, обязан выполнять воспитательные функции самого различного характера. Результат такой деятельности должен носить системный характер. В том числе формировать основы экологической культуры, вырабатывать экологическое мышление для практической деятельности. Так как физика относится к предмету естественнонаучного цикла, она должна обеспечивать, помимо формирования научной картины мира, бережное отношение к окружающей среде, овладение методикой прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасность жизни, состояние окружающей среды. Физика – наука о природе. Один из критериев эко-образования «человек – общество – природа» - организация умений, навыков и привычек в природоохранной деятельности. Эти параметры должны войти в сознание учащихся и быть абсолютно естественными. Каждый урок должен содержать раздел посвященный эко-культуре. Например:
Раздел/ тема курса физики | Содержание экологических знаний | Планируемый результат |
Атмосферное давление | Вредные частицы пыли и дыма в атмосфере земли | Умение предвидеть последствия деятельности человека для окружающей среды |
Принцип действия тепловых двигателей. КПД | Загрязнение продуктами сгорания. Экологичность тепловых двигателей электростанций, транспорта | Осознанность масштаба загрязнений и развитие навыков правильного поведения в окружающей среде |
Испарение и конденсация | Загрязнение воды. Круговорот воды в природе, способы получения пресной воды | Знания о природе как о целостной системе, умение селекционировать материалы и продукты |
Ядерная физика | Радиационный фон окружающей среды. Понятие ПДК | Умение пользоваться дозиметрами школьного уровня. Выработать умения получения полезной информации из СМИ |
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики.
Воспитание патриотизма – воздействие не столько на умы, сколько на чувства, и это не только возможно, но и нужно на уроках физики. Основной целью является воспитать человека, в поступках которого лежат понятия общечеловеческой морали и нравственные ценности патриота, гражданина своей родины. Истинный патриот гуманистичен, уважает другие народы, страны, обычаи и традиции.
На примере К.Э.Циалковского – чувства привязанности к родным местам, М.В.Ломоносова – уважительное отношение к родному языку, С.П.Королева – забота об интересах родины, И.В.Курчатова – долг перед родиной, отстаивание чести и достоинства ее, А.С.Попова и Столетова – гражданские чувства и сохранение верности родине, Алферов и Сахаров – гордость за свое отечество. А.С.Попов: «Я русский – человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу». Авиаконструктор А.Лавочкин: «Я не вижу моего врага-немца конструктора, который сидит над своими чертежами<…>но, не видя, его я воюю с ним. Я знаю, что бы не придумал немец, я обязан придумать лучше.»
- Связь физики и философских рассуждений.
Философия – это ствол дерева наук, крону которого формируют остальные науки, среди которых физика. Философия вырабатывает у учащихся основные принципы освоения действительности, в том числе и в рамках физики. Например: познание, отбор, оптимальность решения, парадоксы как движущая сила науки, причинность любого события, наблюдаемость, проверяемость на опыте, принцип симметрии, отражающей красоту природы. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения» (Г.Гегель о парадоксе).
Одной из трудностей освоения физики является бытовое представление о мире
- земля большая, а солнце маленькое;
- ветер дует, потому что качаются деревья;
- молоко с кофе смешиваются быстрей, если ложкой перемешать;
- время течет равномерно;
- массивные предметы падают быстрее и т.п.
*в качество примера Софья Ковалевская параллельно изучала не только математику и физику, а историю и философию
Пример: 2 закон термодинамики (теплота не может самопроизвольно перейти от системы с меньшей температурой к системе с большей температурой). Один из главных философских законов физики, объясняет многие сложные процессы нашей вселенной. Многие учёные приравнивают его незнание к незнанию произведений У.Шекспира, что обедняет человечество. Для освоения этого закона требуются философские размышления над такими словами «порядок» / «хаос» / «разрушение», которые подразумевают один вариант событий или их многовариантность, следовательно, во втором случае, у человека есть выбор. И высокая мораль позволяет сделать правильный выбор.
- Физики и лирики.
Физическая компонента на ряду с гуманитарной должна обеспечивать всестороннее развитие личности. Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Существует несколько видов речевых стилей и среди них научный, которому в учебниках русского языка уделяется мало времени.
Что поделаешь, физика и лирика мало совместимы. Надо научить четко и связно выражать мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать, объяснять, анализировать, сравнивать, сопоставлять, доказывать, делать выводы и обобщения. Речь неразрывно связана с мышлением, поэтому повествование и рассуждение должны быть четкими, последовательными, логичными, выделять наиболее важные моменты, обобщать. Примеры упражнений:
- на выделение главного в изучении темы («составьте план…», «разделите тему на части и назовите главную мысль каждой…», «составьте рассказ о физическом явлении … по плану»);
- на нахождение черт сходства и различия («составить сравнительную характеристику…», «сравните графики…», «сравните устройства приборов..»); задачи-вопросы («что общего, в чем отличие…?»);
- на установление причинно-следственных связей («выберите правильное утверждение…», «найдите соответствие между…», «подчеркните лишнее…»);
- технические диктанты («допишите утверждение…», «вставите пропущенные буквы в слова… (физ. термины, название приборов, имена ученых);
- предложения на определения физической величины в различных вариантах («плотность - это …», «плотность показывает …», «плотность представляет собой …»);
- замена слова (словосочетания) другим («воздушная оболочка земли» - «атмосфера»)
- замена слова его аналогом («нажать – оказать давление» и др.);
Цитата.
Изложение сложных физических понятий и законов должно быть, не только научно грамотно, но и эмоционально. Л.Д. Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное, шорох леса, краски заката. Это какая-то усечённая физика, <…>. Я, например, в неё не верю… Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик».
- Физика, политика, нравственность – единое целое.
На первый взгляд эти понятия далеко отстоят друг от друга. Физика – это совокупность теоретических представлений о мире, объединённых математическими формулами. Нравственность (мораль) – это совокупность ценностей, регулирующих поведение человека с точки зрения добра и зла.
Таким образом между этими понятиями пропасть, ров, проблемы, лежащие в разных плоскостях. Например, газы при нагревании расширяются, как оценить данный процесс, морален ли он или аморален; на все предметы на Земле действует закон притяжения – хорошо это или плохо, нравственно или безнравственно.
Это просто законы, но при ближайшем рассмотрении все обстоит далеко не просто, ибо мораль возникает всюду, а физика не существует в особых сферах она касаетсяжизни человека в целом.
Ученым физикам присущи общие формы морали, а не в рамках их собственного сообщества. Однажды одного физика-ядерщика спросили: «Ваши исследования ведут к созданию мощного ядерного оружия, что грозит человечеству всеобщей гибелью. Следовательно, ваши исследования не гуманны и аморальны». На данный вопрос был получен следующий ответ: «Ученый не марионетка, а человек с ясным умом, осознающий собственный вклад в изготовление предметов и систем опасных для людей. Истинный ученый работает во благо своего человечества, значит его исследования высоко нравственны и оборачиваются великим благом для всех людей. А вот политики, использующие плоды их трудов, не всегда используют во благо человечества, а в своих собственных корыстных и амбициозных целях.»
На уроках физики тема морали и нравственности обязательно должна прослеживаться практически на каждом уроке. Воспитание гуманности имеет место быть не только при изучении музыки, изобразительного искусства, литературы, истории, философии, но и при изучении физических тайн природы.
- Система запретов и разрешений.
Если задуматься над тем, чего больше в воспитательной системе, запретов или разрешений. И то и другое очень важно. Многочисленные «можно» позволяют учащимся реализовать свои возможности, почувствовать доверие к окружающему миру, а редкие «нельзя» устанавливают границы дозволенного и внушают ощущение безопасности. Сложно найти идеальную методику воспитания, подходящую для каждого. Каждый учитель устанавливает собственные правила и решает, что запретить, что разрешить. И все же можно выделить общие ориентиры.
Что нельзя запрещать:
- Помогать и отказываться от помощи;
- Принимать самостоятельные решения;
- Ставить эксперименты;
- Выбирать самостоятельно;
- Фантазировать;
- Иметь личное пространство и не вторгаться в чужое.
Что нужно запрещать (в качестве настоятельных рекомендаций):
- Быть абсолютно категоричным;
- Запугивать сложностью задания или грозить экзаменом;
- Нарушать правила безопасного поведения;
- Проявлять агрессию;
- Случаи неудачи.
Исповедь физика «под занавес».
«Гравитационное поле Земли также названо потенциальным.
Человек на Земле живёт в чудо-поле возможностей!
В этом поле он преодолевает притяжение
К«физическому», грубоматериальному, земному;
Достигает всё новых и новых вершин- возможностей!
<…>
Есть два пути к вершине:
1) более лёгкий, удобный, круговой – широкий путь вместе с толпой;
2) трудный, рискованный, крутой – узкая тропа одиночных скалолазов.»
«Живя в гравитационном поле планеты,
Свойство которого - вниз тянуть,
У учителя один только выход:
Зарядиться (сделать выбор), растить потенциал - и творить!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике
В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...
Исторический аспект при изучении дисциплины "Физика"
В материале представлен опыт преподавтеля по изучению исторических фактов в рамках учебной дисциплины "Физика" в учреждении профессионального образования....
Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?Да потому, что сама цель есть заранее з...
Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему?Да потому, что сама цель есть заранее з...
Выступление на педагогических чтениях МО «ИЦПО» «Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии.»
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое...
Воспитательно-образовательная деятельность на уроках физики.
21.12.22г.Воспитательно-образовательная деятельность на уроках физики как один из элементов проблемного обучения....
ПОДБОРКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ
В данной работе размещены материалы методических приемов, которые можно активно внедрять на уроках кубановедения. Они способствуют созданию ситуации успеха на уроке, так как вызывают интерес и мотивац...