Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 8 класс
рабочая программа по теме

Рабочая программа используется в коррекционной общеобразовательной школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_shveynoe.doc474.5 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Рассмотрено на заседании

 МО учителей ПТО

 

Руководитель____________

                     /Поляк С.Н../

Протокол №____от

«____»_____________2014  г.

«Согласовано»                            

 Заместитель директора по УВР

   

 _____________________________

/Кузина О.Р./

«___»________________  2014г.                        

«Утверждено»                            

Директор  СКОШИ

Р.п.Шербакуль

____________________________

/Сазонов С.М./

 «____»__________________2014г.

Рабочая программа

  по швейному делу

8 класс

Учитель:  Давыдова Ольга Геннадьевна

                                                                         

                                                                                                            2014-2015 учебный год

Содержание рабочей программы: 

                                 

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Пояснительная записка.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся.
  4. Тематический план.
  5. Календарно – тематический план
  6. Список литературы (основной и дополнительной).

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

Статус программы: рабочая программа  учебного курса

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

Категория обучающихся: учащиеся  8 класса КОУ СКОШИ р.п. Шербакуль.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 414 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  12 часов  в неделю.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа

Пояснительная записка

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред.  В.В. Воронковой.-М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 2. – 240с.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”
  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
  • Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • Программе специальной (коррекционной) образовательной  школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;
  • Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010г.

№ 1507-Р;

  • Уставом образовательного учреждения;
  • Локальными  актами образовательного учреждения.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по швейному делу. Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья.

Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;
  • формирование эстетических представлений и вкуса;
  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности полученных знаний и навыков.

Основные формы:

  • урок,
  • практическая работа,
  • самостоятельная работа,
  • фронтальная работа.                

Основные технологии: 

  • личностно-ориентированное,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • беседа (диалог).
  • работа с книгой.
  • практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
  • самостоятельная работа
  • работа по карточкам
  • работа по плакатам
  • составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесный, практический, наглядный.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;
  • ИКТ
  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Экскурсии;
  • Неделя трудового обучения;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

 Коррекционная работа включает следующие направления:                                            

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие восприятия, представлений, ощущений;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • выделять сходство и различие понятий;
  • умение работать по инструкциям, алгоритму;
  • планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  •  развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  •  формирование адекватности чувств;
  • формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция  развития речи:

  • коррекция монологической речи;
  • коррекция диалогической речи;
  • обогащение словаря.

        Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.

Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся.

Программа для 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 5-7 классах, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии, истории и рассчитана на 414 часов учебного времени (12 часов в неделю).

     Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.

Обучение швейному делу развивает  мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у  детей с ограниченными возможностями здоровья.     Кроме  того,  выполнение  швейных  работ  формирует  у  них  эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

         Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 8 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

        В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.

Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:

- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;

- сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;

- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний  основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится – 414 часов  (12 часов в неделю).  Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические  и лабораторные работы, инструктаж.

          В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа, лабораторная работа, тестирование. Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.

         Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.

В процессе обучения используются технологические и  инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

       Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.                                                                                                                                      

Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и  технологической  обработки  конкретных  швейных  изделий.  Учащиеся  могут  выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения  и применения различных технологий пошива не только лёгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А  так  же  является  одним  из  способов  изучения  динамики  развития  трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду  с  другими  методами  наблюдения  за  ребёнком  позволяет  выявить  сильные  и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.                                                                    

Обучение швейному делу развивает  мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у  детей с ограниченными возможностями здоровья.     Кроме  того,  выполнение  швейных  работ  формирует  у  них  эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

         Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 8 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

   Должны владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
  • социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
  • эмоционально-ценностными (умение быть упорными  и стойкими перед возникшими трудностями).

Должны знать (понимать):

  • строение и основные свойства хлопчатобумажных волокон и их применение, характеристику стачных швов (взаутюжку, вразутюжку);
  • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

Критерии оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
  • Прилежание ученика во время работы.
  • Степень умственной отсталости.
  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной  терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

        Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

Содержание рабочей программы.

I четверть

Вводное занятие

План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

Вышивание гладью

Изделия. Отделка на изделии (гладь).

Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь)- Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.

Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.

Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.

Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой

Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).

Теоретические сведения. Общее  представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.

Умение. Проглаживание копировальных оттисков.

Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.

Соединение основных деталей плечевого изделия

Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).

Теоретические сведения. Ткани из натурального и искусственного шелка. Свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом в подгибку с закрытым срезом, притачным поясом).

Умение. Распознавание  шелковой ткани.

Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, но характеру горения нитей.

Сравнение шелковой ткани с   хлопчатобумажной и шерстяной.

Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом в подгибку с закрытым срезом нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.

Самостоятельная работа

Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию и школьной швейной мастерской.

Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой.

Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без  воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.

Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.

Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1:4).

Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.

Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины

Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного пли свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.

Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкроной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.

Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом в подгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путём втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.

Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке). Обработанныхподкройной обтачкой горловины.

Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта.

Ремонт одежды

Изделие. Заплата.

Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.

Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.

Практическое повторение

Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских, детских), нижнего белья (детского и женского). Выполнение заказов базового предприятия.

Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.

Отделка легкой одежды

Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).

Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.

Умение. Выполнение мережки.

Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом в подгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание.

Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками.

 Выполнение мережки.

Построение чертежа основы платья

Изделие. Выкройка основы платья.

Теоретические сведения. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.

Умение. Распознавание синтетической ткани.

Лабораторная работа. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.

Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).

Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.

Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке

Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.

Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.

Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).

Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрои и обработка воротника.

Обработка деталей с кокетками

Изделие. Кокетка.

Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.

Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и  фигурной формы.

Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху

Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.

Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой

Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек: лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.

Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.

Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель, Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.

Самостоятельная работа

Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою.)

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата

Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным под бортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.

Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.

Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.

Обработка бортов подбортами в легком женском платье

Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без неё, с рукавом или без них.

Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.

Умение. Регулировка швейной машины.

Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.

Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной; внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу — по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.

Массовое производство швейных изделий

Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.

Экскурсия. Швейная фабрика. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий.

Практическое повторение

Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.

Контрольная работа и анализ ее качества

Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА ШВЕЙНОГО ДЕЛА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Класс

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

I четверть

9 нед.

II четверть

7 нед.

III четверть

    10 нед.

IV четверть

9 нед.

8 класс

12

414

108

84

120

102

Учебно-тематический план

8 класс

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов отводимых на работы теоретического характера

Количество часов отводимых на работы практического характера

Количество часов отводимых на работы контрольного характера

Изделие

1 четверть (108 час.)

1.

Введение

2

2

2.

Вышивание гладью

16

5

11

На образце

3.

Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой.

28

10

18

блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами

4.

Соединение основных деталей плечевого изделия.

32

10

22

блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами

5.

Практическое повторение

30

28

2

1)Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой;

2)Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.

2 четверть (84 час.)

1.

Введение

2

2

2.

Изготовление выкройки цельнокроеного платья, приталенного или свободного силуэта.  

24

6

18

Платье  цельнокроеное прямого, приталенного силуэта без воротника и рукавов.

3.

Обработка подкрайной обтачкой, стачанной по плечевым срезам горловины.

30

8

22

Платье  цельнокроеное прямого, приталенного силуэта без воротника и рукавов.

4.

Ремонт одежды

8

2

6

Заплата

5.

Практическое повторение.

20

18

2

Вышивка  

3 четверть (120 час.)

Введение

2

2

Отделка легкой одежды.

12

3

9

Рюши, воланы, мережка, сборки

Построение чертежа основы платья

16

6

10

Выкройка основы платья

Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке.

20

8

12

Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.

Обработка деталей с кокетками.

10

2

8

Образец кокетки

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху.

14

4

10

Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом

Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой.

22

8

14

Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом

Практическое повторение

24

22

2

Обработка воротника на образце

4 четверть (102 час.)

Введение

2

2

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата.

20

8

12

Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, притачным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.

Обработка бортов подбортами в легком женском платье.

42

16

26

Массовое производство швейных изделий.

6

6

Практическое повторение

32

2

28

2

Обработка  различных узлов швейных изделий (обработка воротника, манжеты, рукава, петель, карманов)

ИТОГО:

414

112

294

8

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

К-во час

Дат.пл.

Дат.ф.

Знать

Словарь

Уметь

1 четверть ( с 01.09.2014-01.11.2014; 9 недель )- 108 час.

I.  

Вводное занятие

2

1.09

Правила ТБ при работе в мастерской.

Швея-мотористка.

Подготавливать оборудование к работе

II.  Вышивание гладью (14 час.)

Цели:

  1. Углубить и закрепить знания уч-ся об отделке изделий (назначение, виды вышивки).
  2. Обучить правильным приемам работы.
  3. Развитие мелкой  моторики рук.
  4.  Воспитывать аккуратность.

1.

Виды вышивки.  Инструменты материалы и приспособления для вышивки.

2

2.

09

Названия и назначение инструментов и приспособлений для вышивки. Виды вышивки.

Гладь, узор, пяльцы,  односторонняя гладь, двусторонняя гладь, прямые стежки, неполные стежки

Различать гладь от других видов вышивок, пользоваться инструментами и приспособлениями.

2.

Способы вышивки двусторонней гладью косыми, прямыми и неполными стежками.

2

3.

09

Названия стежков двусторонней глади. Приемы выполнения стежков.

односторонняя гладь, двусторонняя гладь, прямые стежки, неполные стежки, косые стежки.

Подбирать нитки в зависимости от толщины и цвета ткани. Выполнять стежки.

3.

Приемы вышивки гладью. Односторонняя гладь (верхошов)

2

4.

09

Виды глади. Применение вышивки в изделиях

односторонняя гладь, двусторонняя гладь, прямые стежки, неполные стежки. Косая гладь, контурная, белая гладь.

Отличать стежки для вышивки гладью друг от друга. Пользоваться приемами вышики.

4.

Знакомство с правилами переноса рисунка на ткань (выбор рисунка и нанесение на салфетку).

2

5.

09

Способы перевода рисунка на ткань. Назначение инструментов и приспособлений.

Копировальная бумага, калька.

Подбирать материалы и инструменты и пользоваться ими при переводе.

5

Вышивка салфетки гладью.

8

6-10.

09

Приемы по выполнению вышивки гладью и ТБ.

Использовать технику вышивки салфетки, применяя разные виды стежков.

III. Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой (28 час.).

Изделие: блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы)

Цели:

  1. Расширить и углубить знания и умения по снятию мерок с фигуры, построение чертежа изделия, раскладка выкройки на ткани.
  2. Формировать и развивать умения планировать ход предстоящей работы.
  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

Воспитывать эстетический вкус.

Шелковое волокно и его свойства

2

11.

09

Происхождение шелкового волокна и его свойства.

Тутовое дерево, тутовый шелкопряд

Отличать шелковое волокно от других волокон животного и растительного происхождения.

1.

Блузка без воротника и рукавов. Ткани для блузок. Фасоны блузок.

2

12.09

Фасоны блузок. Ткани, применяемые для пошива блузок.

Блузка

Сравнивать и описывать изделия, видеть отличия.

2.

Блузка без воротника и рукавов. Детали и линии чертежа.  Снятие мерок.

4

13-15.09

Назначение блузки. Последовательность снятия мерок для построения чертежа.

Полочка правая, полочка левая, ширина груди, длина спины до талии, длина переда до талии, высота груди, ширина спины, центр груди, ширина плечевого ската, рост

Снимать мерки, знать их назначение и обозначение.

3.

Построение чертежа основы блузки в

М 1:4

4

16-17.09

Последовательность построения чертежа, мерки, прибавки, названия линий и деталей.

Сетка, спинка, перед.

Строить чертеж основы прямой блузки, используя инструкционную карту.

4.

Изготовление выкройки блузки в натуральную величину.

4

18-19.09

Названия деталей и контурных срезов.

Спинка, перед.

Строить чертеж в натуральную величину.

5.

Изготовление выкройки расчет расхода ткани.

2

20.09

Названия деталей, контурных срезов, припуски на обработку срезов.

Подготовить выкройку к раскрою, выполнять расчеты расхода ткани.

6.

Простейшее моделирование. Перенос нагрудной вытачки.

4

22-23.09

Технологию моделирования нагрудной вытачки.

Перенос нагрудной вытачки, моделирование, нанесение линий фасона.

Выполнять моделирование по инструкционной карте

7.

Раскрой прямой блузки.

4

24-25.09

Правила раскладки выкройки на ткани

Спинка, перед.

Выполнять раскладку, обмеловку и раскрой.

8.

Подготовка деталей кроя к обработке.

2

26.09

Этапы подготовки кроя к обработке

Прокладывать копировальные стежки по контуру.

IV. Соединение основных деталей плечевого изделия (32 час.).

Изделие: блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы)

Цели:

  1. Расширить и углубить знания  по материаловедению: шелковая ткань натурального и искусственного происхождения и ее свойства.
  2. Научить обрабатывать горловину и проймы блузок различными способами (окантовочным швом, косой обтачкой)
  3. Закрепить умение учащихся по выполнению швов, используемых при выполнении швейных изделий.
  4. Совершенствовать навыки пошива плечевого изделия.
  5. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

Ткани из натурального и искусственного шелка и их свойства.

2

27.09

Происхождение натурального и искусственного шелка, свойства тканей.

Искусственный шелк, вискозное волокно, ацетатное волокно.

Распознавать шелковые ткани.

Лабораторная работа. Определение свойств шелковых тканей.

2

29.

09

Отличительные свойства тканей натурального и искусственного шелка

Определять ткани по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.

Подготовка блузки к примерке.

4

30-1.10

Правила подготовки изделия к примерке.

Поводить примерку.

Проведение первой примерки и устранение дефектов.

2

2.10

Назначение примерки, устранение дефектов.

Плечевой срез

Устранять дефекты после первой примерки.

 Обработка вытачек и плечевых срезов.

4

3-4.

10

Последовательность обработки вытачек и плечевых срезов.

Обрабатывать вытачки и плечевые срезы, опираясь на инструкционную карту.

Обработка среза горловины. Обтачивание среза горловины двойной косой обтачкой.

4

6-7.

10

Последовательность обработки среза горловины двойной косой обтачкой. Способы обработки.

Срез горловины

Выполнять работу, согласно инструкционной карте.

Обработка боковых срезов блузки.

4

8-9.

10

Применение соединительных швов при пошиве изделия.

Боковой срез

Стачивать боковые срезы, закреплять строчку, обрабатывать срезы швов.

Обработка срезов пройм двойной косой обтачкой.

4

10-11.

10

Выполнение окантовочного шва в два приема.

Пройма

Промерять срезы пройм, кроить обтачки и обрабатывать проймы.

Обработка нижнего среза блузки,  окончательная отделка и утюжка.

6

13-15.

10

Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения.

Обрабатывать нижний срез, утюжить и проверять качество

V.Практическое повторение (30 час.)

Изделие: изготовление постельного белья по готовому крою.

Цели:

  1. Закрепить полученные знания и умения.
  2. Совершенствовать навыки пошива постельного белья.
  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

Воспитывать точность и аккуратность в работе.

1.

Изготовление постельного белья по готовому крою.

28

16.

10.-

31.

10

Последовательность изготовления постельного белья.

Работать по инструкционной карте, проверять качество готового изделия

2.

Самостоятельная работа.

Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой.

2

1.11

Последовательность обработки закругленного среза двойной косой обтачкой.

Контролировать качество выполняемых операций.

2 четверть ( с 10.11.2014-27.12.2014; 7 недель ) -84 час.

1.

Вводное занятие

2

10.

11

Правила ТБ при работе в мастерской

Бережно относиться к инструментам и оборудованию.

I. Изготовление выкройки цельнокроеного платья, приталенного или свободного силуэта (24 час.).  

Изделие: платье цельнокроеное прямого, приталенного силуэта без воротника и рукавов.

Цели:

  1. Расширить и углубить знания  по материаловедению: льняная ткань и ее свойства.
  2. Закрепить умение учащихся по выполнению чертежа швейного изделия.
  3. Развивать пространственное представление, внимание, восприятие.
  4.  Воспитывать усидчивость и аккуратность.

  1. 11

Общие сведения о плечевом изделии. Силуэт в одежде.

2

11.

11

Коллекция тканей

Силуэт

Учебник

Платье

Классифицировать одежду и сочетать цвета.

Платье цельнокроеное. Детали силуэта. Основные условные линии на фигуре человека.

2

12.

11

Понятие «силуэт» в одежде. Фасоны.

Основные линии фигуры

Цельнокроеное платье

Определять линии на фигуре человека, сравнивая с манекеном.

Изготовление выкройки в М 1:4 цельнокроеного платья прямого силуэта.

4

13-

14.

11

Название деталей и контурных срезов выкройки.

Талиевые вытачки

Изготавливать выкройку, пользуясь инструкционной картой.

Изготовление выкройки в М 1:4 цельнокроеного платья прилегающего силуэта.

4

15-

17.

11

Названия деталей платья, контурных срезов выкройки.

Талиевые вытачки

Рассчитывать и располагать вытачки по линии талии.

Подготовка ткани к раскрою и раскрой деталей кроя.

4

18.-

19.

11

Детали кроя, названия деталей, план работы.

Раскладывать выкройку на ткани с учетом припусков, кроить .

Моделирование  выреза горловины  платья в М 1:4.

4

20.-21

11

Виды выреза горловин (круглый, овальный, «каре», углом)

Моделирование, вырез горловины, Вырез горловины: круглый, овальный, углом, каре, фигурное каре.

Изменять форму выреза горловины на выкройке платья

Моделирование цельнокроеного платья. Подготовка деталей кроя к обработке.

4

22-24.

11

Технологию моделирования. Правила подготовки деталей кроя к обработке.

Модель, разработка фасона

Выполнять элементы моделирования, пользуясь инструкционной картой.

II. Обработка подкрайной обтачкой, стачанной по плечевым срезам горловины (30 час.).

Изделие: платье цельнокроеное прямого, приталенного силуэта без воротника и рукавов.

Цели:

  1. Закрепить приемы обработки горловины подкройной обтачкой.
  2. Закрепить навыки пошива плечевого изделия в определенной последовательности.
  3. Развивать практическую направленность полученных умений для самостоятельной жизни.
  4. Воспитывать терпение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

  1. 1.

Отделка тканей. Дефекты ткани в процессе ее производства.

2

25.

11

Назначение отделки, виды отделки, окончательная отделка.

Отделка ткани, опаливание, расшлихтовка, отваривание, беление, крашение, печатание, ширение ткани

Различать виды отделок ткани, видеть дефекты ткацкого производства.

  1. 2.

Подкройная обтачка  для обработки горловины платья.

4

26-

27.

11

Виды обтачек.

Виды выреза горловин (круглый, овальный, «каре», углом)

Подкройная обтачка

Работать по инструкциям, алгоритму.

  1. 3.

Обработка застежки, не доходящей до низа изделия.

4

28-

29.

11

Расположение застежки-разреза, способы обработки.

Застежка-разрез

Обрабатывать разрез для застежки обтачкой.

  1. 4.

 Подготовка платья к примерке. Проведение первой примерки изделия.

2

1.

12

Назначение примерки, устранение дефектов.

Устранять дефекты после первой примерки.

  1. 5.

Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов.

2

2.

12

Последовательность обработки вытачек и плечевых срезов.

План пошива платья

Обрабатывать вытачки и плечевые срезы, опираясь на инструкционную карту

Изготовление выкройки и раскрой подкрайной обтачки для обработки срезов горловины и пройм.

4

3-4.

12

Название деталей и контурных срезов выкройки. Правила раскроя.

Изготавливать выкройку, пользуясь инструкционной картой

Углубление срезов пройм, раскрой и  обработка обтачек.

4

5-6.

12

Название деталей и контурных срезов выкройки. Правила раскроя

Обрабатывать отлетной срез обтачки. Контролировать качество работы.

Стачивание боковых срезов, обработка срезов пройм.

4

8-9.

12

План пошива платья. Последовательность выполнения отдельных приемов.

 Стачивать и обрабатывать на краеобметочной машине боковые срезы.

Обработка нижнего среза платья. Влажно-тепловая обработка изделия.

4

10-

11.

12

Виды краевых швов и способы обработки нижнего среза изделия.

Соблюдать правила ТБ с утюгом. Контроль качества.

III.Ремонт одежды (8 час.)

Изделие: заплата

Цели:

  1. Углубить знания и умения учащихся по видам ремонтных работ одежды.
  2. Закрепить навыки наложения заплат машинным способом.
  3. Развивать воображение при декорировании заплат.
  4. Воспитывать эстетический вкус.

1.

Виды ремонта в зависимости от характера изделия. Подбор ниток и материала.

2

12.

12

Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа).

Работать по инструкциям, алгоритму. Подбирать нитки и материал.

Наложение заплаты стачным швом. Штуковка.

2

13.

12

Наложение заплаты на легкое верхнее платье.

Определять способ ремонта. Соединять заплату с изделием стачным швом.

2.

Наложение заплаты в виде аппликации накладным швом.

4

15-

16.

12

Подготовка  заплаты

Назначение и применение аппликаций.

Штуковка

Пользоваться зигзагообразной строчкой и петельными стежками.

IV.Практическое повторение (20 час.)

Изготовление заказов школы

Цели:

  1. Закрепить полученные знания и умения.
  2. Совершенствовать ритмичность трудовых действий.
  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.
  4. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

1.

Изготовление заказов школы.

18

17-

26.

12

Образцы

Работать по инструкционной карте, проверять качество готового изделия

2.

Самостоятельная работа. Обработка горловины подкройной обтачкой.

2

27.

12

Технологию обработки горловины подкройной обтачкой.

Контролировать качество выполняемых операций

3 четверть ( с 12.01.2015-21.03.2015; 10 недель) - 120 час.

I.

Вводное занятие

2

12.

01

Особенности профессий швейного производства. План работы на четверть.

Соблюдать правила ТБ и добросовестно относиться к труду.

II. Отделка легкой одежды (12 час.).

Изделие:  отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка, защипы, волан, мережка)

  1. Учить приемам раскроя и обработки рюшей, воланов, оборок.
  2. Научить выполнять мережку.
  3. Развивать умение ориентироваться в задании.
  4. Воспитывать самоконтроль.
  5. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

  1. 1.

Виды отделки легкой одежды. Рюши.

2

13.

01

Назначение рюша, ткани, раскрой, обработка срезов.

Рюш

Соединять рюш с основной деталью (технологическая карта).

  1. 2.

Виды отделки легкой одежды. Волан.

2

14.

01

Назначение волана, ткани, раскрой, обработка обрезных срезов.

Волан, спираль, фалды

Соединять отделочные детали с изделием: притачивать, втачивать.

  1. 3.

Виды отделки легкой одежды. Мелкие складочки и защипы.

2

15.

01

Назначение защипов и складочек на изделиях, ткани, расположение, влажно-тепловая обработка.

Мелкие складочки, защипы

Раскраивать и застрачивать детали изделия со складочками.

Виды отделки легкой одежды. Мережка: «кисточка»

2

16.

01

Использование ажурной вышивки в отделке швейных изделий.

Мережка, ажурная вышивка, мережка «кисточка»

Выполнять мережку «кисточка»

Виды отделки легкой одежды. Мережка: «столбик», «снопик».

2

17.

01

Использование ажурной вышивки в отделке швейных изделий

Мережка «снопик», мережка «столбик»

Выполнять мережки «столбик», «снопик».

Виды отделки легкой одежды. Мережка: «раскол»

2

19.

01

 Использование ажурной вышивки в отделке швейных изделий

Мережка «раскол»

Выполнять мережку «раскол».

III. Построение чертежа основы платья (16 час.)

Изделие: выкройка основы платья.

Цели:

  1. Научить распознавать синтетические ткани.
  2. Закрепить приемы построения чертежа плечевого изделия.
  3. Развивать творческое и конструктивное мышление.
  4. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Синтетические волокна и пряжа. Лабораторная работа « Определение свойств синтетических волокон».

2

20.

01

Получение синтетических волокон и их свойства.

Синтетические волокна, волокна капрона, волокна лавсана

Различать синтетические волокна по внешнему виду, на ощупь и т.д.

Свойства синтетических тканей.

2

21.

01

Получение синтетических тканей и их свойства.

Распознавать синтетические ткани.

Основные свойства тканей с примесью лавсана и капрона.

2

22.

01

Технологические свойства синтетических тканей при пошиве изделий.

Ткани из смешанных волокон, плиссировка, электризация ткани

Выделять  сходство и различие тканей.

Платье цельнокроеное. Мерки для платья, названия деталей и контурных срезов.

2

23.

01

Мерки для платья, правила снятия мерок, названия деталей, срезов.

Снимать мерки с фигуры, соблюдая правила.

Построение чертежа основы платья в М 1:4

4

24.-26.

01

Основные условные линии и ориентирные точки фигуры.

Изготавливать чертеж основы платья

Построение чертежа основы платья в натуральную величину.

4

27.-

28.

01

Детали платья. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры.

Изготавливать чертеж основы платья в натуральную величину.

VI. Построение  чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке (20 час.).

Изделие: Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.

Цели:

  1. Углубить знания и умения учащихся по выполнению чертежей швейных изделий.
  2. Закрепить навыки снятия мерок.
  3. Развивать творческое мышление.

Воспитывать эстетический вкус

  1. 1.

Рукава. Снятие мерок и построение чертежа основы длинного прямого рукава и манжеты.

2

29.

01

Правила снятия мерок, названия линий чертежа прямого рукава.

Рукава, манжеты, верхняя часть манжеты, нижняя часть манжеты

Называть и показывать линии на чертеже.

Построение чертежа рукава в М 1:4.

2

30.

01

Основные условные линии, высшая точка оката рукава.

Рассчитывать и изготавливать чертеж основы прямого рукава

Построение основы прямого рукава и манжеты по своим меркам в натуральную величину.

2

31.

01

Основные условные линии, высшая точка оката рукава.

Изготавливать чертеж основы прямого рукава в натуральную величину.

Раскрой короткого рукава. Обработка нижнего среза рукава имитирующей манжетой.

2

2.

02

Названия срезов выкройки и кроя, виды обработки низа короткого рукава.

Выполнять раскрой рукава с учетом направления долевой нити.

Раскрой манжеты. Обработка прямой манжеты, состоящей из одной или двух деталей. Обработка прямой или замкнутой манжеты.

4

3-

4.

02

Виды обработки нижнего среза рукава, названия срезов.

Прямая манжета, замкнутая манжета

Раскраивать и обрабатывать манжеты (технологическая карта).

Раскрой длинного рукава. Обработка нижнего среза рукава замкнутой манжетой.

2

5.

02

Правила раскроя, названия срезов выкройки и кроя.

Выполнять раскрой детали и обработку нижнего среза  рукава.

Воротники. Фасоны воротников.  Мерки и расчеты для построения воротника на стойке.

2

6.

02

Фасоны, мерки, название линий чертежа воротника.

Воротник, одинарный воротник, верхний воротник, нижний воротник, прокладка

Снимать мерки , выполнять расчеты.

Построение чертежа воротника на стойке в М 1:4. Построение чертежа в натуральную величину.

2

7.

02

Название линий, названия мерок, обозначения на чертеже.

Выполнять чертеж воротника на стойке в натуральную величину.

Обработка воротника на стойке.

2

9.

02

Последовательность обработки воротника на стойке.

Обрабатывать воротник по инструкционной карте.

VII. Обработка деталей с кокетками (10 час.).

Изделие: кокетка

Цель:

  1. Познакомить с понятием «кокетка».
  2. Научить выполнять моделирование кокеток.
  3. Развивать пространственную ориентировку, строить в воображении динамические образы изменяющихся изделий.

Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.

1.

Кокетки в изделиях. Виды кокеток. Моделирование кокеток.

2

10.

02

Формы кокеток, расположение кокеток в изделиях, последовательность моделирования.

Кокетка

Выделять  сходство и различие понятий, выполнять моделирование кокеток.

2.

Обработка кокеток. Соединение основной детали с кокеткой.

2

11.

02

Соединение кокетки с деталью стачным швом и настрочным швом

Выполнять обработку кокеток, пользуясь инструкционной картой.

3.

Соединение прямой кокетки с основной деталью накладным швом.

2

12.

02

Соединение кокетки с деталью накладным швом

Прямая кокетка

Раскраивать и соединять кокетку с деталью накладным швом.

4.

Соединение фигурной или овальной кокетки с основной деталью накладным швом.

2

13.

02

Обработка нижнего среза и соединение с деталью накладным швом.

Овальная кокетка

Обрабатывать уголки кокетки при настрачивании отделочной строчкой

Обработка кокеток с отделками (оборки, кружево, кант).

2

14.

02

Виды отделок, обработка кокеток с ними.

Оборки, кружево, кант.

Применять в обработке кокеток разные отделки, утюжить детали с кокетками.

VIII. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху (14 час.).

Изделие: блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом

Цели:

  1. Познакомить с особенностями конструкции блузки с рукавом и воротником.
  2. Научить изменять выкройку основы платья для изготовления блузки.
  3. Развивать конструктивное мышление, зрительный контроль.
  4. Воспитывать эстетический вкус.

1.

Блузка с застежкой до верха и коротким рукавом.

2

16.

02

Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником.

Давать описание фасона блузки.

2.

Припуск на обработку застежки в середине полочки.

2

17.

02

Назначение припусков название деталей, линий.

Выделять  сходство и различие понятий

3.

Изготовление выкройки блузки  с застежкой доверху на основе платья.

4

18-

19.

02

Изменение выкройки основы платья, нанесение линии низа блузки.

Работать по инструкциям при выполнении практического задания.

4.

Раскрой выкройки блузки с застежкой.

4

20-

21.

02

Правила раскладки выкроек на ткани с учетом припусков.

Рассчитывать расход ткани при пошиве изделия, раскраивать детали.

5.

Подготовка деталей кроя блузки к обработке.

2

23.

02

Приемы подготовки деталей кроя блузки к обработке.

Прокладывать копировальные строчки по контурным срезам и контрольным линиям.

IX. Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой (22 час.).

Изделие: блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Цели:

  1. Познакомить с приспособлениями к бытовым швейным машинам.
  2.  Научить соединять воротник с горловиной и рукав с проймой.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Воспитывать положительное отношение к труду швеи.

Приспособления к швейным машинам.

2

24.

02

Линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек, лапки с бортиком.

Приспособления малой механизации, лапка-запошиватель, лапка-рубильник.

Устанавливать на машине лапки, имеющиеся в комплекте, выполнять строчки.

Подготовка блузки к примерке. Проведение первой примерки.

2

25.

02

Связь и соответствие линий пройм и оката рукава, горловины и воротника.

Блузка

Работать по инструкциям, сметывать, выполнять примерку.

Пошив блузки. Стачивание и заутюживание вытачек.

2

26.

02

План пошива блузки

Стачивать плечевые, нагрудные и талиевые вытачки, заутюживать их.

Обработка плечевых и боковых срезов.

2

27.

02

Название и применение швов при пошиве изделия.

Анализировать свою деятельность, стачивать и обрабатывать срезы.

Обработка воротника. Втачивание воротника в горловину.

4

28.-

2.

03

Технологию выполнения работы и качества готового изделия.

Раскраивать детали воротника и обтачивать с трех сторон, втачивать в горловину.

Обработка рукавов.

2

3.

03

Технологию выполнения работы и качества готового изделия.

Стачивать швы рукавов и обметывать срезы швов.

Втачивание рукавов в проймы.

2

4.

03

Совмещение высших точек оката рукава и проймы.

Втачивать рукава в проймы и обметывать срезы.

Обработка нижнего среза блузки.

2

5.

03

Технологию выполнения работы и качества готового изделия.

Умение  работать по инструкциям, алгоритму;

Обметывание петель, пришивание пуговиц и окончательная отделка.

4

6-7.

03

Приемы разметки петель, разметки мест пришивания пуговиц, ТБ работы с утюгом.

Обметывать петли, пришивать пуговицы, утюжить и складывать по стандарту изделие.

VIII. Практическое повторение (24 час.)

Изделие: Обработка воротника на образце.

Цели:

  1. Развивать качественные и скоростные показатели
  2. Закреплять технологию изготовления ранее изученных изделий.
  3. Развивать самостоятельность.
  4. Воспитывать самоконтроль

1

2.

Выполнение заказов школы. Пошив изделий. Ремонт одежды.

22

9-

20.

03

Анализировать и работать по инструкциям.

Самостоятельная работа

Обработка воротника на образце.

2

21.

03

Технологию обработки воротника.

 Контролировать качество выполняемых операций

4 четверть(с 30.03.2015-30.05.2015; 9 недель ) - 102 час.

I.

Вводное занятие

2

30.

03

Правила по ТБ, назначение журнала  по ТБ с подписями учащихся.

Соблюдать и выполнять правила безопасной работы в мастерской.

II. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата (20 час.).

Изделие: выкройка халата с отложным воротником, притачным воротником и длинным рукавом на манжете.

Цели:

  1. Закрепить полученные знания и умения.
  2. Совершенствовать навыки пошива изделий.
  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.
  4. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива.

2

31.

03

Назначение и фасоны халатов, виды тканей для халатов.

Различать халаты по назначению, виды тканей и отделки.

Выбор и описание фасона халата. Изготовление выкройки халата с отложным воротником.

4

1.-2.

04

Особенности изготовления выкройки халата на основе платья.

Выбирать и описывать фасоны, изготавливать выкройку халата.

Виды манжет. Изготовление манжеты.

4

3-4

04

Технологию обработки манжеты.

Различать манжеты и обрабатывать.

Воротник. Изготовление отложного воротника.

4

6-7.

04

Технологию обработки отложного воротника.

Изготавливать отложной воротник.

Ворот и подборт. Подборт: виды, назначение. Изготовление выкройки подборта.

4

8-9

04

Назначение и виды подбортов, последовательность изготовления выкройки.

Борт, подборт, внешний срез подборта, внутренний срез подборта,

Изготавливать выкройку подборта.

Раскрой деталей изделия и подготовка к обработке.

2

10.

04

Правила раскладки, обмеловки и раскроя деталей, подготовка к обработке.

Раскладывать выкройку на ткани с учетом рисунка и припусков на швы.

III. Обработка бортов подбортами в легком женском платье (42 час.).

Изделие: халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, притачным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.

Цель:

  1. Научить технологии  пошива халата
  2. Закрепить умения планировать свою работу
  3. Развивать внимание.
  4.  Воспитывать  терпение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

 Рабочие механизмы любой швейной машины. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение.

2

11.

04

Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка, назначение челночного стежка.

Приспособления малой механизации

Выполнять регулирование швейной машины.

Неполадки в работе промышленной швейной машины.

2

13.04

Виды неполадок швейной машины: слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу.

Машинная строчка, челночные машинные стежки, цепные машинные стежки, длина стежка

Выполнять регулирование швейной машины.

Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам.

2

14.

04

Свойства тканей различного происхождения, учитывать свойства  при раскрое.

Различать ткани по внешнему виду, на ощупь, видеть дефекты на ткани.

Пошив халата с отложным воротником. Сметывание деталей, первая примерка.

2

15.

04

План пошива халата. Назначение примерки, устранение дефектов.

Сметывать детали и устранять дефекты после первой примерки.

Обработка кокетки переда, спинки, соединение с деталями переда и спинки.

4

16-

17.

04

 Технологию обработки кокетки переда, спинки и соединения с деталями.

Обрабатывать кокетки разной формы, соединять с деталями.

Обработка плечевых и боковых срезов.

4

18-

20.04

Технологию обработки плечевых и боковых срезов.

Анализировать свою деятельность, стачивать и обрабатывать срезы.

Обработка подборта.

4

21-

22.

04

 Технологию обработки подборта.

Развитие пространственной ориентировки, самоконтроля

Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной.

4

23-

24.

04

Технологию обработки и соединения воротника с горловиной.

Соединять воротник с горловиной, пользуясь инструкционной картой.

Обработка борта подбортом. Обтачивание борта и воротника в один прием.

4

25-

27.

04

Технологию обработки борта подбортом.

Обтачивать борт и воротник в один прием.

Обработка нижнего среза.

2

28.

04

Технологию выполнения работы и качества готового изделия.

Обрабатывать нижний срез швом вподгибку с закрытым срезом.

Обработка и втачивание рукава.

4

29-

30.

04

Технологию обработки и втачивания рукавов в проймы.

Втачивать рукав, работать по инструкциям, алгоритму.

Обработка карманов и соединение с основной деталью.

4

4-5

05

Технологию обработки и соединения карманов с деталями.

Работать по инструкциям, алгоритму.

Обметывание петель, пришивание пуговиц.

2

6.

05

Приемы разметки петель, разметки мест пришивания пуговиц.

Корригировать мелкую моторику рук.

Окончательная отделка изделия.

2

7.

05

ТБ работы с утюгом, контроль качества готового изделия.

 Утюжить и складывать по стандарту изделие.

IV. Массовое производство швейных изделий (6 час.).

Цели:

  1. Ознакомить с технологией массового пошива швейных изделий.
  2. Расширить кругозор.
  3. Воспитывать положительное отношение к труду швеи.

1.

Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий.

2

8.

05

Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда.

Выполнять разные виды операций: швейные работы, ручные и утюжильные.

2.

Машинные и ручные работы на швейной фабрике.

2

11.

05

Основные рабочие профессии швейного производства и выполняемые ими работы.

Применять универсальные и специализированные швейные машины в работе

3.

Швейная фабрика. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий.

2

12.

05

Основы организации труда и виды производства одежды в швейной промышленности.

Отличать крупные швейные предприятия от ателье и швейных мастерских.

 V. Практическое повторение (32 час.).

Изделие: обработка различных узлов (обработка воротника, манжеты, рукава, петель, карманов).

Цели:

  1. Научить обрабатывать  различные узлы швейных изделий.
  2. Закреплять технологию изготовления ранее изученных изделий.
  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.
  4. Воспитывать самостоятельность в работе.

1.

Практическое повторение. Пошив постельного белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.

28

13-

28.

05

Технологию изготовления постельного белья с пооперационным разделением труда.

Выполнять машинные, ручные и утюжильные работы при пошиве постельного белья.

2.

Контрольная работа. Пошив блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом

 в М 1:2.

2

29.

05

План пошива блузки, виды швов, применяемых при пошиве. Контроль качества готового изделия.

Контролировать выполняемые действия, видеть дефекты и исправлять их.

3.

Итоговое занятие.

2

30.

05

Итоги обучения за учебный год и задачи на предстоящий учебный год.

Видеть результаты своей работы, изделия выполненные в течение года.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Мирский  С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
  2. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред.  В.В. Воронковой.-М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 2. – 240с.
  3. Швейное дело: учебник для  8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. М.: - Просвещение, 2009 г.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

№ редакции документа

Описание изменений

Автор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый материал по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 4 класс

Тестовый материал для обучающихся и воспитанников 4 класса специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида...

рабочая программа ПМ.03 Технологическая обработка швейных изделий одежды и выполнение их в материале

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего  профессионального образования (далее – СПО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для 9 класса основного общего образования на 2019 - 2020 год (очно-заочная форма обучения)

Рабочая   программа  учебного предмета английский язык для 9 класса основного общего образования на 2019 - 2020 год (очно-заочная форма обучения)  по ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.10 СТРАХОВОЕ ДЕЛО» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»

Область применения рабочей программы:         Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образова...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.03 «Материаловедение швейного производства» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП. 03 «Материаловедение швейного производства», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, до...

Рабочая программа Специальность: 31.02.01 Лечебное дело ПМ 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела ; 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала; 07 .03 Тех

1.1 Область применения программыСодержание рабочей программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по спе...