Конспекты занятий
план-конспект занятия на тему
Конспекты занятий по развитию связной речи по лексическим темам "Зима","Весна" с использованием картинно-графического плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_l.t_zima.doc | 34.5 КБ |
zvuk_kbukva_k.doc | 43.5 КБ |
konspekt_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Составление описательного рассказа по теме «Зима»
по картинно-графическому плану
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить знания детей о зиме,
- уточнить признаки зимы,
- активизировать словарь,
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными,
- составлять рассказ-описание по картинно-графическому плану.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать слуховое внимание, память, мыслительные операции, связную речь, общую моторику
Воспитательные цели:
-Формировать активность и самостоятельность
Оборудование: - картина «Зима»,
- демонстрационный материал , картинно-графический план.
Ход занятия:
I. Организационный момент
«Назови месяцы зимы»
II. Основная часть:
- Как вы думаете о каком времени года мы будем говорить на занятии?
(О зиме.)
- Д/И «Подбери признаки»
- Назовите как можно больше слов про зимнее небо, солнце, лёд, деревья.
- Небо зимой какое?
(Серое, низкое, голубое, безоблачное)
- Солнце?
(Холодное, тусклое, ясное, яркое)
- Ветер?
(Сильный, холодный)
- Снег?
(Пушистый, белый, мягкий, липкий, чистый)
- Лёд?
(Холодный, скользкий, прозрачный)
- Мороз?
(Сильный, злой, крепкий, слабый)
- Деревья?
(Голые, заснеженные)
- Д/И «Подбери действия»
- Подберите как можно больше слов про то, что делают зимой: снег, мороз, дети, животные.
- Снег (что делает?): – идёт, падает, кружиться, липнет, скрипит.
- Мороз (что делает?): - трещит, рисует, кусает, щиплет.
- Дети (что делают?): - играют в снежки, катаются на санках, лыжах, каньках.
- Животные (что делают?): - впадают в спячку, ищут корм, держаться ближе к жилью.
- Д/И «Подбери предметы к признакам
-Про что можно так сказать?
Морозный…..(день, вечер, ветер)
Снежная …..(баба, горка, погода)
Ледяные…..(сосульки, лужи, дорожки)
- Работа по картинно-графическому плану
Выставляется картинка с изображением зимы.
- Какое время года изображено на картинке?
(Холодная зима)
- Чем покрыты земля, деревья, кусты?
(Белым пушистым снегом)
Выставляется опорная картинка.
-Во что превратилась вода в реках и озёрах.?
(Вода в реках и озёрах замёрзла и превратилась в лёд)
Выставляется картинка.
- Что происходит с животными?
(Животные надели тёплые зимние шубы, заяц стал белым, белка стала серой, медведи, барсуки, ежи спят.)
Выставляется опорная картинка.
- Что делают птицы?
(Зимующие птицы перебираются поближе к человеческому жилью, ищут корм и тепло.)
Выставляется опорная картинка.
За что дети любят зиму?
(Можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах, коньках.)
Выставляется опорная картинка.
- Физминутка. Речевая подвижная игра «Зима».
Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И снегурку лепим мы,
Гостью- Зиму любим мы.
- Составление рассказа «Зима» по картинно-графическому плану.
- А теперь вы придумаете свой рассказ про зиму, пользуясь маленькими картинками-подсказками.
Выставляется картинно-графический план.
Примерный рассказ:
Наступила холодная зима. Выпал белый, пушистый снег. Земля , деревья и кусты укрылись белоснежным покрывалом. Вода в реках и озёрах замёрзла и превратилась в ровный, блестящий лёд. Животные надели тёплые зимние шубы, заяц стал белым, белка стала серой, медведи, барсуки, ежи спят всю зиму. Зимующие птицы перебираются поближе к человеческому жилью, ищут корм и тепло. Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах, коньках.
III. Итог занятия.
- О каком времени года говорили?
- Что делали на занятии?
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Тема занятия: ЗВУК К. Буква К.
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнить произношение звука «К», давать характеристику звуку;
-учить выделять из состава слова;
-упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-упражнять в практическом употреблении предлога К;
-познакомить с буквой К;
-учить читать открытые и закрытые слоги;
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать инициативность.
Оборудование:
Колобок (игрушка или плоскостное изображение)
символ звука К
картинки (кот, корова, коза, индюк, конь, поросенок, собака, утка , мак, ослик)
пособие к упражнению «К кому бегут детки»
звуковые пеналы,
конверты с полосками для обозначения количества слов в предложении
индивидуальные карточки, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Орг.момент. «Четвертый лишний».
- Ребята послушайте слова: «мука, масло, колобок, молоко»
- Какое слово лишнее? (колобок)
- Правильно, «колобок» - это герой русской народной сказки (демонстрируется игрушка или плоскостное изображение)
- Основная часть.
- Знакомство со звуком К.
а) Загадка
- Однажды румяный, пригожий колобок решил отправиться в гости к своей подружке, но вдруг небо потемнело, нахмурилось…
« Посмотрите, посмотрите
Потянулись с неба нити?
Что за тоненькая нить-
Землю хочет с небом сшить?» (дождик)
б) Артикуляция звука.
- Ребята пошел дождик (выставляется картинка-символ)
- Послушайте как капает дождик: К-К-К
- Произнесите песенку дождя, наблюдая за мной и друг за другом положение губ и языка.
- Губы разомкнуты
- Язык выгибается «горкой» , кончик отодвинут от нижних зубов.
в) Характеристика звука
- Колобок тоже хочет научиться песенке дождя. Давайте расскажем про этот звук ( Дети дают характеристику: согласный, глухой, твердый ) .
- Игра «Будь внимателен».
- А теперь мы научим колобка слышать песенку дождя среди других звуков, слогов, слов.
- Хлопните в ладоши, если услышите звук К.
К, М, П, К, С, Т, В, К…
КА, ТА, ОП, КУ, МИ, КО…
Каток, мел, клумба, капуста, суп, комар, пони, кони…
- Определение позиции звука в словах.
- Спрыгнул колобок с окошка и очутился на подворье.
А там… ( выставляются картинки: кот, конь, корова, коза, индюк, поросенок, собака, утка)
- Видит колобок три дорожки, а по какой ему идти не знает…
Смотрит, сидит кот. Он говорит: «Если определишь место звука К в словах – покажу тебе дорожку».
- Дети поможем колобку
(Дети определяют место звука К в словах и раскладывают картинки на три группы :начало, середина, конец слова).
- Пальчиковая гимнастика.
- Покатился колобок по указанной дорожке и попал в лес, а в лесу тоже прошел дождик …
- Покажите дети как сердито капали капли: К-К-К
Дождь по листьям: -Кап-кап-кап!-
Разбудил лягушку.
А лягушка: - Ква-ква-ква!-
Позвала кукушку.
А кукушка: -Ку-ку-ку!-
Закричала на суку.
Целый день по лесу:
Кап -кап-кап!
Ква-ква-ква!
Ку-ку-ку!
- Расскажем стихотворение вместе. Покажем пальчиками звуки дождя, кукушки и лягушки.
(Логопед произносит звукоподрожания, сопровождая их движениями пальцев рук:
Дождь - стучит подушечками пальцев по ладони;
Лягушка – ритмично соединяет большой палец с остальными сомкнутыми вместе пальцами;
Кукушка - ритмично соединяет большой палец с указательным.
Дети хором произносят звукоподражания и сопровождают их соответствующими движениями).
- Игра «Большой, маленький».
- Катиться колобок дальше и видит на своем пути большие и маленькие предметы.(Демонстрируются картинки)
Большой Маленький
Куст- … (кустик)
Лист-… (листик)
Гриб-… (грибок)
Пень-… (пенек)
Голосом выделяется звук К в конце слова.
- Упражнение в употреблении предлога «К».
а) Знакомство с предлогом.
- Колобок пришел в гости. Все любят ходить в гости к друзьям, к родным, к соседям.
Когда хотят сказать к какому предмету направлено движение, употребляют короткое слово «К».
- Колобок пришел к подружке Кате.
- Давайте составим схему этого предложения.
(Дети выкладывают условно-графическую схему предложения)
Логопед показывает, что короткое слово «К» - предлог, стоит отдельно от других.
б) Закрепление предлога «К».
Упражнение «К кому бегут детки?»
- Детеныши в лесу потерялись. Прийти к маме им поможет предлог «К».
( Дети по «дорожке» проводят детеныша к маме и составляют предложение:
«Ежонок бежит к ежихе»
«Зайчонок бежит к зайчихе» и т.д.)
- Знакомство с буквой.
- Катя решила познакомить колобка с буквой, с которой начинаются их имена. Давайте и мы рассмотрим эту букву.
Логопед демонстрирует букву «К».
«Два столба стояли рядом, вдруг один переломился и к другому прислонился».
- Сколько элементов у буквы «К»
- Какие это элементы?
- Посмотрите как с помощью пальцев рук построим букву «К».
- Пропишем ее в воздухе.
- Выложите букву из палочек.
- Физминутка.
- У буквы «К» есть игра «Покажи действие».
Все названия действий начинаются со звука «К». Логопед называет слова, а дети показывают действие:
«Копайте, кружитесь, кушайте, красьте, качайтесь, кланяйтесь».
- «Восстанови букву».
(Работа на карточках)
- «Найди букву» (Зашумленные буквы).
- Чтение слогов.
- Буква «К» пригласила гласные буквы покататься на каруселях.
- Какие слоги образовались?
- Прочитайте их по стрелкам.
- Звуко-буквенный анализ слова «мак».
- Колобок решил подарите Кате красивый цветок. (Выставляется картинка).
- Что это за цветок? (Мак).
- Дети назовите первый звук этого слова…(М)
Проводится звуко-буквенный анализ слова «мак».
- Итог занятия.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Составление описательного рассказа по теме «Весна»
по картинно-графическому плану
Коррекционно-образовательные цели:
- актуализировать и активизировать словарь по теме «Весна»
- уточнить характерные признаки весны, названия весенних месяцев
- употреблять слова противоположные по значению
- совершенствовать умение составлять рассказ -описание о весне по картинно- графическому плану
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать слуховое внимание, память, мыслительные операции, связную речь, общую моторику
Воспитательные цели:
-Формировать активность и инициативность
Оборудование: - картина «Весна»,
- демонстрационный материал, картинно-графический план.
Ход занятия:
- Организационный момент
Сядет тот кто повторит ряд слов: - греет, светит, тает; - скворец, ласточка, журавль; - капает, журчит, набухает; - деревья, почки, листочки; - тёплый, яркий, солнечный; - ручей, дождь, капли; - сосульки, вода, лужи; | Или отгадывают загадки: -Светает рано по утрам, проталины и тут и там. Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звучат под крышами капели. Медведь с еловой встал с постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто время года знает? |
II. Основная часть:
- Работа по картинно-графическому плану «Весна»
Логопед спрашивает:
- Как вы думаете какое сейчас время года?
- После какого времени года наступает весна?
- Как называется первый месяц весны?
- Второй?
- Третий?
Вывешивается картинка с изображением весны и задаются вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- Почему весну называют «долгожданной»?
- Какая самая главная, самая важная примета весны? От какой приметы зависят остальные? Почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
(Стало чаще появляться, пригревать припекать, ярко светить солнышко.)
Выставляется картинка.
- Какое весной небо?
(Голубое, ясное, высокое, чистое, безоблачное.)
Выставляется картинка.
- Какой весной ветер?
(Свежий, весенний, тёплый.)
- Что происходит весной со снегом?
(Снег становиться мокрым, сырым. Снег тает, оседает, темнеет.)
Выставляется картинка.
- Что появляется на проталинах?
(Появляются первые ранние цветы белые подснежники и голубые пролески.)
- Что можно наблюдать на крышах домов?
(На крышах домов появляются сосульки. Днём с них капает вода.)
- Как называется это явление в природе?
(Капель)
Выставляется картинка.
- Что происходит весной на реках?
(На реках тает и трескается лёд.)
- Как называется явление когда большие льдины плывут по реке?
(Ледоход.)
Выставляется картинка.
- Что происходит весной с деревьями?
(Весной деревья оттаивают, просыпаются. На деревьях появляются и набухают клейкие почки.)
Выставляется картинка.
- Кто прилетает весной из далёких, тёплых стран?
(Весной из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.)
Выставляется картинка.
-Что делают дети весной?
(Весной дети радуются весне, пускают кораблики, катаются на самокатах, и роликовых коньках.)
Выставляется картинка.
Логопед ещё раз обращает внимание детей на характерные признаки весны, изображённые на картинках подсказках. Затем картинки убираются в конверт, в произвольном порядке.
- Физминутка: «Краски весны»
-Нет ручьям покоя- день и ночь журчат в кустах | Бегут по кругу друг за другом |
-Ходит солнце золотое в чистых- чистых небесах | Спокойно идут друг за другом |
-Льёт лучи на лес и луг | Приседают и встают |
-И на все цветы вокруг | «Поднимают цветок» над головой |
- Игра на внимание: «Хлопни в ладоши»
Логопед произносит слова: Пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, холодно, ярче, набухают, ручьи, мороз, проталина, ледоход, метель, почки, снегопад, солнышко.
Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
- Игра «Скажи наоборот»
- Зимой небо пасмурное, а весной… (Ясное)
- Зимой солнце стоит низко, а весной….(Высоко)
- Зимой воздух холодный, а весной…. (Тёплый)
- Зимой день короткий, а весной (Длинный)
- Составление рассказа о «Весне» по картинно-графическому плану.
Логопедом вызываются дети и поочерёдно достают из конверта по одной картинке-подсказке, выстраиваются «по цепочке» в нужной последовательности.
Логопед называет первое предложение, а дети путём оречевления каждого эпизода составляют рассказ:
- Наступила долгожданная весна.
- Солнце светит ярче, греет сильнее. Дует тёплый весенний ветерок. Снег темнеет оседает и тает. Бегут весёлые звонкие ручьи. На проталинах появляются первые ранние цветы. Это белые подснежники и голубые пролески. С крыш домов свисают длинные сосульки. Днём они тают и с них капает вода. На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход. Большие льдины плывут по реке. На деревьях набухают клейкие почки. Из дальних стран прилетают перелётные птицы. Дети рады приходу весны. Они пускают кораблики, катаются на самокатах и роликовых коньках.
III. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-конспекты занятий по социальной психологии
Планы учебных занятий по психологии....
Конспект занятия. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. 1. Основы расчета строительных конструкций и оснований по предельным состояниям. Практическое занятие № 1. Определение нормативных, расчетных сопротивлений и
Практическая работа. СПО. Строительство зданий и сооружений....
конспект занятия МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных конструкций, работающих на сжатие. Расчет стальных колонн.
МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных к...
Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"
Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....
Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"
Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуально...
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...
Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"
В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...