Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"
план-конспект занятия
Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность как самого первого занятия, при отсутствии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе за компьютером, правилами поведения в кабинете информатики, с составляющими компьютера, научить правильной посадки за компьютером, научить алгоритму включения и выключения компьютера, развить умения детей по работе с мышкой. А также развить мелкую моторику рук, логическое и творческое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2020_dekabr_1_1.docx | 437.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Вводное занятие»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Год обучения: первый
Разработал: педагог
дополнительного образования
Микулина Юлия Тенгизовна
Гатчина
2020 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность как самого первого занятия, при отсутствии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе за компьютером, правилами поведения в кабинете информатики, с составляющими компьютера, научить правильной посадки за компьютером, научить алгоритму включения и выключения компьютера, развить умения детей по работе с мышкой. А также развить мелкую моторику рук, логическое и творческое мышление.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 7-11 лет первого года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Проведение занятия на тему «Вводное занятие» с детьми младшего школьного возраста целесообразно организовывать как самое первое занятие в изучении информатики. Это первое занятие дети ждут с особым трепетом. У многих детей этого возраста уже есть свои представления о компьютере. Им следует сразу объяснить, что занятия по информатике – это не только игра на компьютере. И задача педагога на первом занятии не разочаровать в этом ни одного ребенка. Ведь от первого знакомства с предметом многое зависит.
С целью развития познавательной активности в процессе занятия можно показать детям видеоролики о правилах техники безопасности при работе за компьютером, правилах поведения в кабинете информатики, о составляющих компьютера, провести тематическую интеллектуальную разминку: разгадать кроссворд, загадки, анаграммы, ребусы и т.д. Обучающие видеоролики должны соответствовать возрастной категории обучающихся.
Количество компьютеров должно быть на каждого обучающегося. При обучении детей включению и выключению компьютера педагогу сначала следует научить строгому алгоритму определенному порядоку действий.
При работе на компьютере можно предложить каждому обучающемуся, высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. Программное обеспечение – задания на развитие умений и навыков при работе с мышью, также по своему уровню сложности должны быть посильны для детей. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Занятие может быть использовано с целью начального контроля знаний и умений обучающихся по информатике.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми первого года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будут знания по технике безопасности при работе за компьютером, знания по составляющим компьютера, умения работать мышкой и желание обучающихся в домашних условиях продолжать осваивать информационные технологии.
Тип занятия: развитие знаний, умений и навыков.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: групповая.
Состав учебной группы: до 10 обучающихся (преимущественно мальчики) в возрасте 7-11 лет первого года обучения.
Место занятия в ДОП: относится к самостоятельной первичной теме занятия.
Степень сложности занятия: легкий уровень сложности.
Цель: сформировать у обучающихся начальные представления об информатике, способствующей развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи:
- обучающие:
- познакомить с кабинетом информатики;
- научить правилам техники безопасности, правилам поведения в кабинете информатики, правильной посадки за компьютером;
- познакомить с понятием «информатика»;
- научить включать и выключать компьютер;
- познакомить с основными устройствами компьютера;
- научить пользоваться мышью;
- актуализировать знания обучающихся и изучить состав компьютера.
- развивающие:
- развивать познавательные способности;
- развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
- развивать логическое и пространственное мышление;
- развивать словарный запас и навыков общения;
- развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
- воспитать бережное отношение к оборудованию;
- воспитывать ответственность за результат труда;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
- формирование интереса к общей теме занятия;
- развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по информатике;
- развитие умений в включении/выключении компьютера, работы с мышью, запуска программного обеспечения.
- метапредметные:
- умение понять задание при решении интеллектуальной головоломки;
- умение понять и применить алгоритм действий при включении/выключении компьютера;
- умение в общей теме занятия запускать программное обеспечение и составлять логическую последовательность работы в нем;
- развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
- изучение новых действий при работе на компьютере;
- умение использовать новые знания при работе на компьютере;
- закрепление алгоритмических действий при включении/выключении компьютера;
- понимание задания и выполнение его в интеллектуальной разминке.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (показ видеоролика);
- практический (работа на компьютере).
Технологии:
- здоровьесберегающие (интеллектуальная разминка);
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- обучающий видеоролик по технике безопасности при работе за компьютером;
- обучающий видеоролик «Из чего состоит компьютер?»;
- программное обеспечение: задания на развитие умений и навыков по работе с мышью;
- правила техники безопасности при работе за компьютером и правила поведения в кабинете информатики (Приложение 1);
- распечатанные комплекты карточек «Найди пару» на каждого обучающегося для проведения интеллектуальной разминки (Приложение 2).
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленным программным обеспечением (задания на развитие умений и навыков по работе с мышью);
- отдельные столы для устной работы;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
- маркерная доска, маркеры;
- проектор с экраном;
- системный блок со снятым кожухом и(или) отдельные составляющие системного блока (процессор, кулер, винчестер, память, видеокарта и т.д.).
План занятия:
- Организационная часть (5 мин).
- Знакомство с кабинетом (2 мин).
- Актуализация имеющихся знаний у обучающихся по технике безопасности при работе за компьютером (2 мин).
- Изучение правил техники безопасности при работе за компьютером и правил поведения в кабинете информатики (5 мин)
- Просмотр обучающегося видеоролика по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики (5 мин).
- Актуализация имеющихся знаний у обучающихся на тему «Из чего состоит компьютер» (2 мин)
- Просмотр обучающимися видеоролика на тему «Из чего состоит компьютер» (5 мин)
- Выполнение практического задания (15 мин).
- Физкультминутка (интеллектуальная разминка) (10 мин).
- Продолжение выполнения практического задания (15 мин).
- Подведение итогов (4 мин).
Общая продолжительность занятия: 1 час 10 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует Знакомится с детьми Сообщает тему занятия | Рассаживаются Называют свое имя и фамилию |
Знакомство с кабинетом | Предлагает обучающимся посмотреть вокруг себя, назвать знакомые предметы. Дает пояснения, рассказывает. Дает понятие «Информатика». | Сообщают, что они видят в кабинете, называют знакомые предметы. Слушают педагога. Отвечают на вопросы. |
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся по технике безопасности при работе за компьютером | Выясняет имеющиеся знания у обучающихся | Называют знакомые правила по технике безопасности |
Изучение правил техники безопасности при работе за компьютером и правил поведения в кабинете информатики | Сообщает обучающимся все основные правила техники безопасности (Приложение 1). Отвечает на вопросы детей | Слушают. Задают вопросы |
Просмотр обучающимися видеоролика по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики | Включает через проектор на общем экране видеоролик. Отвечает на вопросы детей | Смотрят видеоролик. Задают вопросы |
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся на тему «Из чего состоит компьютер» | Выясняет имеющиеся знания у обучающихся. Отвечает на вопросы детей | Рассматривают и называют знакомые части компьютера. Задают вопросы |
Просмотр обучающегося видеоролика на тему «Из чего состоит компьютер» | Включает через проектор на общем экране видеоролик. Отвечает на вопросы детей | Смотрят видеоролик. Задают вопросы. Пытаются запомнить материал. |
Выполнение практического задания | Показывает детям правильную посадку за компьютером. Показывает алгоритм включения компьютера. Помогает при необходимости. Контролирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с запуском программного обеспечения. | Рассаживаются за компьютеры. Включают компьютеры. Запускают на компьютере программное обеспечение. Начинают выполнять задания на развитие умений и навыков при работе с мышью. |
Физкультминутка (интеллектуальная разминка) | Раздает каждому обучающемуся наборы карточек. Помогает при необходимости в их сопоставлении. | Рассаживаются за отдельные столы. Сопоставляют карточки игры «Найди пару» |
Продолжение выполнения практического задания | Контролирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий Показывает алгоритм выключения компьютера. | Рассаживаются за компьютеры. Продолжают выполнять задания на развитие умений и навыков при работе с мышью. Выключают компьютер. |
Подведение итогов | Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации | Каждый обучающийся называет одно правило техники безопасности при работе за компьютером или правило поведения в кабинете информатики |
Список литературы
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. «Информатика: Учебник для второго класса». – Москва: БИНОМ.Лабораория знаний, 2005.
- Языканова Е.В.: Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. ФГОС. – М.: Экзамен, 2013.
- Сайт «Инфоурок.ру».
Приложение 1
Правила техники безопасности при работе за компьютером:
- неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещено:
- трогать разъемы соединительных кабелей;
- прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
- прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора;
- включать и отключать аппаратуру без указания педагога;
- работать во влажной одежде и влажными рукам;
- при появлении запаха гари немедленно прекратить работу и выключить аппаратуру.
- перед началом работы:
- не размещать на рабочем месте посторонние предметы;
- не включать компьютер без разрешения педагога;
- убедиться в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
- сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
- разместить на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не мешали работе на компьютере.
- во время работы:
- плавно нажимать на клавиши, не допуская резких ударов;
- работать на клавиатуре только чистыми сухими руками;
- никогда не пытаться самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
- не прикасаться к экрану монитора;
- не вставать со своих рабочих мест, когда в кабинет входят посетители или без разрешения педагога;
- строго выполнять все указанные выше правила, а также текущие указания педагога;
- не трогать провода и разъемы соединительных кабелей;
- следить за исправностью аппаратуры и немедленно прекратить работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры;
- немедленно доложить обо всех неисправностях педагогу.
- по окончании работы:
- закройте все приложения;
- по указанию педагога выключите компьютер.
Правила поведения в кабинете информатики:
- заходить в кабинет и начинать работу только по указанию педагога;
- быть внимательным, дисциплинированным, осторожным;
- не шуметь и не бегать в кабинете;
- оставлять пакеты, сумки, рюкзаки в отведенных для них местах;
- в кабинете информатики установлена дорогостоящая аппаратура. Она требует осторожного и аккуратного обращения (компьютер, МФУ, колонки и др.);
- посадка за компьютером:
- следует сидеть прямо, не сутулясь;
- недопустимо работать, развалившись на кресле;
- не следует высоко понимать запястье и выгибать кисти;
- колени должны быть на уровне бедер или немного ниже;
- нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу, подгибать ноги под себя;
- ноги должны быть размещены на специальной подставке;
- дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
- держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
- чаще моргать и смотреть вдаль;
- при ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть;
- при ощущении усталости глаз следует в течение 2-3 минут окинуть взглядом кабинет, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Приложение 2
Запомни: пыль – враг компьютера! Поддерживай его в чистоте. Протирай монитор только сухой мягкой тряпкой или специальными салфетками. | На рабочем мете поддерживай порядок! Не приноси посторонние предметы. |
Не ешь за компьютером! | Не прикасайся к задней панели монитора или системного блока. Не трогай провода! Это опасно! |
Место клавиатуры на столе, | Расстояние от глаз к монитору должно быть не меньше 50см. Наклоняясь к монитору, ты портишь зрение! |
Оберегай компьютер от воды! | Не прикасайся к монитору руками. Пользуйся указкой. |
Работай за компьютером не дольше 15-20 минут. Потом необходимо сделать физическую разминку. | Сядь удобно: спина ровная, ноги поставь на пол или на специальную подставку. |
Не оставляй домашних животных наедине с компьютером. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Вводные слова"
В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...
Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме
Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...
Открытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"
Отрытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"...
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...
Презентация на тему: "Вводное занятие. Понятия: электричество, электрический ток"
Данная методическая разработка выполнена по общеобразовательному курсу "Электротехники" для обучения по разным направлениям СПО. Специально адаптирована под специфику обучаемого континг...