Актуализа-ция знаний Фронталь-ный опроса с концентрацией опорных знаний Работа с нормативной документа-цией
Работа с нормативной документа-цией
Соотношение со знаниями, полученными из курса технической механики, физики
Повторение пройденного материала
Работа с нормативной документа-цией
Работа с нормативной документа-цией
Работа с нормативной документа-цией
Обобщение материала
Конкретиза-ция цели
Исследова-тельское, творческое усвоение знаний
| Приветствие, включение студентов в деловой ритм, краткое подведение итогов предыдущей лекции (основы расчета центрально-сжатых элементов из стали) в виде краткого фронтального опроса: с концентрацией опорных знаний; соотношение со знаниями, полученными из ранее изученных тем и курсов предметов ((тех. мех., физика) 1. Как определить расчетную длину колонны? Кто может записать на доске формулу? (l0 = µl, где l0 – расчетная длина колонны, l – геометрическая длина, µ - коэффициент, зависящий от способа закрепления конструкции) 2. Откройте таблицу значений µ ( на столах перед вами методическое пособие, где есть эта таблица) и определите коэффициент µ для нахождения расчетной длину стальной колонны, если вверху и внизу она опирается шарнирно.
(µ = 1)
3. Напишите формулу для вычисления радиуса инерции сечения (на классной доске) ( iх = √(Ix/A , где Ix - момент инерции, А – площадь поперечного сечения) 4. Как определить радиус инерции прокатного изделия ( в сортаменте прокатных сталей) 5. Какой из двух радиусов инерции принимают к расчету? (минимальный) 6. Почему? ( чтобы принять к расчету максимальную гибкость) 7. По какой формуле определяется гибкость элемента? Напишите на классной доске. (λ = l0/i) 8. Как определить условную гибкость элемента? Кто запишет формулу на доске? (λ- = λ√ Rу /Е) 9. Находим в методическом пособии таблицу 6 типов кривой устойчивости СП 53-102-2004
Назовите тип устойчивости для сечения «труба» (а) 10. Находим в методическом пособии таблицу Д.1 Приложение (обязательное) СП 53-102-2004, вспоминаем как по условной гибкости найти коэффициент продольного изгиба φ для определенного ранее типа сечения. Если тип а, условная гибкость 3, чему равен φ?
Приложение Д (обязательное) СП 53-102-2004 Таблица Д.1 - Коэффициенты устойчивости при центральном сжатии Условная гибкость | Коэффициенты φ для типа сечения | Условная гибкость | Коэффициенты φ для типа сечения | а | b | с | а | b | с | 0,4 | 999 | 998 | 992 | 5,4 | 261 | 255 | 0,6 | 994 | 986 | 950 | 5,6 | 242 | 240 | 0,8 | 981 | 967 | 929 | 5,8 | 226 | 1,0 | 968 | 948 | 901 | 6,0 | 211 | 1,2 | 954 | 927 | 878 | 6,2 | 198 | 1,4 | 938 | 905 | 842 | 6,4 | 186 | 1,6 | 920 | 881 | 811 | 6,6 | 174 | 1,8 | 900 | 855 | 778 | 6,8 | 164 | 2,0 | 877 | 826 | 744 | 7,0 | 155 | 2,2 | 851 | 794 | 709 | 7,2 | 147 | 2,4 | 820 | 760 | 672 | 7,4 | 139 | 2,6 | 785 | 722 | 635 | 7,6 | 132 | 2,8 | 747 | 683 | 598 | 7,8 | 125 | 3,0 | 704 | 643 | 562 | 8,0 | 119 | 3,2 | 660 | 602 | 526 | 8,5 | 105 | 3,4 | 615 | 562 | 492 | 9,0 | 094 | 3,6 | 572 | 524 | 460 | 9,5 | 084 | 3,8 | 530 | 487 | 430 | 10,0 | 076 | 4,0 | 475 | 453 | 401 | 10,5 | 069 | 4,2 | 431 | 421 | 375 | 11,0 | 063 | 4,4 | 393 | 392 | 351 | 11,5 | 057 | 4,6 | 359 | 359 | 328 | 12,0 | 053 | 4,8 | 330 | 330 | 308 | 12,5 | 049 | 5,0 | 304 | 304 | 289 | 13,0 | 045 | 5,2 | 281 | 281 | 271 | 14,0 | 039 | Примечание - Значения коэффициентов φ в таблице увеличены в 1000 раз. |
(0,704)
11. Напишите (на доске) формулу проверки общей устойчивости (σ = N/( φА) < Rу γс ) 12. Как проверить гибкость колонны (таблица 32 СП 53-102-2004)?
Предельные гибкости сжатых элементов Таблица 32 СП 53-102-2004
|
| Элементы конструкций | Предельная гибкость сжатых элементов | 1 Пояса, опорные раскосы и стойки, передающие опорные реакции: |
| а) плоских ферм, структурных конструкций и пространственных конструкций из труб или парных уголков высотой до 50 м | 180-60 | б) пространственных конструкций из одиночных уголков, а также пространственных конструкций из труб и парных уголков высотой св. 50 м | 120 | 2 Элементы, кроме указанных в позициях 1 и 7: |
| а) плоских ферм, сварных пространственных и структурных конструкций из одиночных уголков, пространственных и структурных конструкций из труб и парных уголков | 210-60 | б) пространственных и структурных конструкций из одиночных уголков с болтовыми соединениями | 220-40 | 3 Верхние пояса ферм, не закрепленные в процессе монтажа (предельную гибкость после завершения монтажа следует принимать по позиции 1) | 220 | 4 Основные колонны | 180-60 | 5 Второстепенные колонны (стойки фахверка, фонарей и т.п.), элементы решетки колонн, элементы вертикальных связей между колоннами (ниже балок крановых путей) | 210-60 | 6 Элементы связей, кроме указанных в позиции 5, а также стержни, служащие для уменьшения расчетной длины сжатых стержней, и другие ненагруженные элементы, кроме указанных в позиции 7 | 200 | 7 Сжатые и ненагруженные элементы пространственных конструкций таврового и крестового сечений, подверженные воздействию ветровых нагрузок, при проверке гибкости в вертикальной плоскости | 150 | Обозначение, принятое в таблице 32: - коэффициент, принимаемый не менее 0,5 (в необходимых случаях вместо следует принимать ). |
( λ = l0/i < λпред., где λпред. =180-60α, α = N/( φ АRу γс) > 0,5)
Практически мы обобщили материал, пройденный ранее, и на доске в процессе ответов записан алгоритм решения подобной задачи. Кроме того, мы просмотрели таблицы в методических пособиях, требуемые для расчета. Примеры подробно были разобраны на предыдущем занятии. Вы можете воспользоваться записанной лекцией для решения задачи. Дискуссионной беседой определяем и конкретизируем цель – мы можем подобрать стержень колонны различного профиля под нагрузку.
Итог: (цель) – полное усвоение предыдущего материала, т.к. (мотивация) на нем базируется последующий (нельзя, не зная таких понятий как гибкость, условная гибкость, коэффициент продольного изгиба, типы кривой устойчивости перейти к расчету, т.е. к подбору сечения элемента). Я предлагаю провести эту практическую работу в следующей форме: Разобьем класс на 5 групп: 5 студентов у нас будут заказчики: им нужно выбрать наиболее удобный вариант сечения колонны: она должна быть прочна, устойчива и, по возможности, дешева. Это зависит от формы принятого сечения. Они проверят расчеты, определят достоинства и недостатки каждого варианта. 20 студентов разобьются на группы по 5 человек. Это будут 5 проектных мастерских. Каждая группа предложит свое сечение для колонны, рассчитает его и определит его стоимость (на основании прайс-листов). Заказчики выберут наиболее достойный вариант. Они объявляют конкурс на проектное решение формы сечения стержня колонны из прокатного профиля. Их условия: - колонна является основной стальной колонной общественного здания (нормальный уровень ответственности, т.е. γn = 0,95;
- колонна должна выдержать нагрузку
N = 400 кН; - Длина колонны l = 2,8 метра;
- Шарнирное закрепление колонны сверху и снизу;
1-е проектное бюро предлагает выполнить колонну из прокатного широкополочного двутавра; 2-е проектное бюро предлагает выполнить колонну из 2-х сваренных швеллеров; 3-е проектое бюро предлагает выполнить колонну из одного прокатного швеллера; 4-е проектное бюро предлагает выполнить колонну сечением труба Начинается работа. Расчеты, выполненные студентами прилагаются. Заказчик выбирает наиболее рациональный вариант и оглашает свой выбор с комментариями: «1 проектное бюро» приняло к расчету двутавр 23 Б1, однако после расчета убедилось, что общая устойчивость не обеспечена, так как полученные напряжения превышают расчетное сопротивления стали (прочность), поэтому было увеличено сечение и принят к расчету двутавр 26Ш1. Расчетом было доказано, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 2033 рубля. «2 проектное бюро» приняло к расчету сечение из 2 сваренных швеллеров 12П, после расчета убедилось, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 2659 рублей. «3 проектное бюро» приняло к расчету сечение – труба 159×6, однако после расчета убедилось, что гибкость превышает значение предельно допустимой. Жесткости стержня не достаточно. Поэтому приняли к расчету трубу большего диаметра 219×8, однако после расчета убедилось, что гибкость превышает значение предельно допустимой. Жесткости стержня не достаточно. Увеличили диаметр – приняли к расчету трубу 325×10. Расчетом было доказано, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 106999 рублей. «4 проектное бюро» приняло к расчету сечение из двух швеллеров 24П. Однако после расчета убедилось, что общая устойчивость не обеспечена, так как полученные напряжения превышают расчетное сопротивления стали (прочность). Поэтому было изменено сечение и принято к расчету сечение из двух швеллеров 22 П. Расчет гибкости показал, что гибкость не превышает значение предельно допустимой. Жесткости стержня не достаточно. Тогда приняли к расчету сечение из двух швеллеров 22П. Расчетом доказали, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 3117 рублей. «Заказчик» проверил расчеты и принял в работу вариант, предложенный «1 проектным бюро». Подводятся итоги. Выставляются оценки каждому учащемуся. Преподаватель дополнительно выставляет оценки «5» той группе, чей вариант принял заказчик, и ребятам, которые были самыми активными из других групп.
|
- создает условия для актуализации знаний обучающихся - организует проблемную ситуацию - организует мыслитель-ную деятельность обучающихся, - ведёт беседу с классом, - обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, - создаёт условия для формулирования темы урока, - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам
- Организует работу учащихся с нормативной документа-цией и с информацией по плану урока.
- Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.
- Организует работу учащихся с нормативной документа-цией и с новой информацией по плану урока.
- Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.
-формулируют цели урока, предлагают пути их достижения
- создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности - Создает учебную ситуацию для развития познаватель-ных коммуника-тивных процессов при выполнении групповой работы
-работа по формирова-нию навыков работы в группе, - управление процессом решения проблемных задач
- работа по формирова-нию умений анализиро-вать информацию; - создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающими-ся результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. - создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. - обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений
|
- отвечают на поставлен-ные вопросы; -актуализиру-ют свои знания;
-осуществляют поиск информации и ее преобразование - Студенты под руковод-ством преподавате-ля рассуждают, решают познаватель-ные задачи, анализируют, сравнивают, обобщают : формирование прочных знаний
- самостоя-тельное выделение познавательной цели,
- планирова- ние, - прогнозиро-вание,
- выбор оптималь-ных способов решения задач, сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы. - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллектив-ном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуника-ции, - владение монологи-ческой и диалоги-ческой речью - решение профессиональных задач в становлении специалиста, - развитие навыков выступать пред аудиторией, - приобрете-ние первичных навыков поведения на рынке труда |