Психокоррекционная программа "Развитие положительной Я-концепции"
рабочая программа на тему
Психокоррекционная программа "Развитие положительной Я-концепции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-kontseptsiya.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНА Методическим объединением протокол от « » 20 года № Председатель МО______________ | ПРИНЯТА решением Совета ГБСКОУ школы № 13 Приморского района Санкт-Петербурга протокол от « » 20 года № Председатель Совета _______________ УТВЕРЖДЕНА приказом от « » 20 года № -д Директор_________Д.В.Бухаров |
Коррекционно – развивающая программа
«Развитие и формирование положительной Я - концепции»
Программа обучения – основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования коррекционно-развивающей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог – психолог – Евглевская Анна Юрьевна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Целевую группу программы составляют обучающиеся в ГБСКОУ школе № 13 1-9 класс.
Предлагаемая программа психологических занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья обучающихся. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя в разных социальных ролях;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к окружающим;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
- профессиональная ориентация.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и окружающими.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный психологический «словарь» обучающихся.
Практическая значимость заключается в том, что полученный опыт позволяет в новых позициях оценить систему формирования ценностных ориентаций; приобретение участниками программы навыков личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют им контролировать и направлять свою жизнь.
Программу можно использовать в практической работе с обучающимися «группы риска», опекаемыми детьми и детьми находящихся в опекаемых семьях, а так же домашними детьми, в рамках развивающей и профилактической деятельности, а также коррекции неблагоприятных вариантов развития.
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
Ожидаемые результаты психокоррекционной работы:
Предложенная программа психокоррекционных и развивающих тренингов направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций, позволяет создать условия, способствующие личностному становлению.
Структура программы.
Программа состоит из пояснительной записки (цель, задачи, ожидаемые результаты, новизна, практическая значимость, формы организации учебного процесса, формы контроля), содержание программы, описание технических средств необходимых для реализации программы, рекомендации автора по технологии реализации программы, список литературы.
Программа разработана для детей разных возрастных
Данная программа делится на три направления (блока):
I блок– Коррекция эмоциональной сферы:
задачи:
- коррекция психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности);
- формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
IIблок – Коррекция личностной сферы:
задачи:
- повышение уровня целенаправленности;
- повышение уровня учебно-познавательной активности, формирование мотивация достижения;
- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе, снижение уровня агрессивности;
- активизация ресурсов личности
- увеличение темпа психической деятельности
III блок – Развитие групповой компетентности
Задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, отношение к себе и окружающим
- помощь в успешности социальной адаптации ребенка
- развитие групповых норм и правил
Содержание программы
Коррекция эмоциональной сферы | Коррекция психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности) | 3 ч |
Формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания | 3 ч | |
Развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям | 2 ч | |
Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека | 2 ч | |
Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей | 2 ч | |
Коррекция личностной сферы | Повышение уровня целенаправленности | 2 ч |
Повышение уровня учебно-познавательной активности, формирование мотивация достижения | 2 ч | |
Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе, снижение уровня агрессивности | 3 ч | |
Активизация ресурсов личности | 3 ч | |
Увеличение темпа психической деятельности | 2 ч | |
Развитие групповой компетентности | Развитие коммуникативных умений и навыков, отношение к себе и окружающим | 4 ч |
Помощь в успешности социальной адаптации ребенка | 4 ч | |
Развитие групповых норм и правил | 3 ч |
Для реализации программы необходимы следующие технические средства:
- Тренинговая аудитория или кабинет позволяющий разместить группу детей.
- Столы, стулья, доска;
- Компьютер для обработки диагностического материала, фотоаппарат;
- Пакет компьютерных диагностических методик.
Рекомендации автора по реализации программы
Групповая психокоррекционная работа с учащимися построена в форме ролевой игры - тренинга, так как тренинг - это одна из активных форм обучения, воспитания и развития. Занятия в данной форме позволяют каждому участнику проявить свои индивидуальные качества, работать как в группе, так и самостоятельно, проявлять творчество, реализовать потребности в само раскрытии (открытии своего внутреннего мира), самоуважении (удовлетворенность собой, принятие себя, положительное от ношение к себе, согласованность Я-реального и Я-идеального), осознании себя как достойного представителя определенного пола, а также определенной возрастной группы, помогает участникам уточнить жизненные цели и профессионально самоопре делиться.
Механизмы группового воздействия в работе тренинговой группы:
- Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, это является для многих само по себе мощным психологическим фактором.
- Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
- В группе приобретаются новые умения, участник может экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров без риска непонимания, неприятия и наказания, так как в тренинге можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и людям – и это все в атмосфере благожелательности, поддержки, принятия.
- В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль какого-то иного человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональные связи, сопереживание, эмпатии способствуют личностному росту и развитию самосознания.
- Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяет понять свою личность, изменить ее и повысить уверенность в себе;
- Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.
- Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факты, как давление партнеров, социальные влияния и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло – система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
Формы работы:
Индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах (3,4 человека), работа в группах (5-7 человек), работа всей группы.
Методы: Гештальт-терапии, арт-терапии, психодрамы, сказкотерапии, семейная психотерапии, игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, психодиагностики, релаксации, психологический тренинг, психогимнастика, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, дискуссия, лекция, наблюдение, игра - тренинг (ролевая, деловая, подвижная, малоподвижная), мозговой штурм, моделирование, упражнения (настройки, разогревающие), тестирование, анкетирование, дискуссия, диалог, метафоротерапия.
- Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
- Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой, М.М. Кравцова. – М.: Генезис, 2005
- Детская психодрама, А.Айхингер, В.Холл, «Генезис», М., 2005
- Жестокое обращение с ребенком /Причины. Последствия. Помощь, И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, М. «Генезис», 2006
- Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академический проект; Трикста, 2004.
- Качество жизни как интегральная характеристика жизнидеятельности. Залевский Г.В., Логунцова О.Н., Непомнящая В.А. //Сибирский психологический журнал. № 16-17. – 2003
- Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций // Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005.
- Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – Н.И. Дереклеева, М.: ВАКО, 2004
- Материалы сибирского психологического форума «Методологические проблемы психологии: иллюзия и реальность. Томск, - 2004
- Педагогичесике науки: информ. –аналит. журнал. –М: «Спутник +», 2005
- Ппоблеммы практической подготовки студентов: материаы III Всероссийской научно-практической конференции.- Воронеж: ВГТА, 2005
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000
- Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- СПб.: Издательство «Речь», 2005
- Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / С.А. Левашова. – Ярославль: Академия развития, 2006
- Приемная семья / Психологическое сопровождение и тренинги, С.Н. Гринберг, «Речь», С.-П., 2007
- Психология сиротства, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, «Питер», С.-П., 2007
- Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении / Диагностика и коррекция, Е.Г.Дозорцева, «Генезис», м.2007
- Психология и психотерапия насилия / Ребенок в кризисной ситуации, Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова, «Речь», С.-П., 2005
- Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2009
- Справочная книга социального педагога, Р.В. Овчарова, «Сфера», М., 2001
- Сб. материалов Всероссийской. Интернет – конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России»/ Под общей редакцией проф. О.А. Ахвердовой. – Ставрополь, 2005.
Тренинговые пособия:
- Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерский качеств / Под ред. Д.п.н. С.В.Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007
- Игротека вожатого, - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008
- Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка», Т.В. Кунигель, - Спб.: Издательство «Речь», 2006
- Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2005
- Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/ под ред. Л.М. Шипицыной – СПб. Издательство «Речь», 2005
- Тренинг уверенности «Подросток» / Методическое пособие. – Томск, 2005
- Шесть шагов к уверенному поведению / Программа тренинговых занятий. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009
Тематическое планирование группа № 1-2 (1 кл)
№ | Тема | Часы |
1 | Знакомство. Введение в мир психологии | 1 |
2 | Как зовут ребят моего класса | 1 |
3 | Зачем мне нужно ходить в школу | 1 |
4 | Мой класс | 1 |
5 | Какие ребята в моем классе | 1 |
6 | Мои друзья в классе | 1 |
7 | Мои успехи в школе | 1 |
8 | Моя «учебная сила» | 2 |
9 | Я умею управлять собой | 2 |
10 | Я умею преодолевать трудности | 2 |
11 | Я умею слушать других | 1 |
12 | Я умею учиться у ошибки | 2 |
13 | Радость. Что такое мимика | 1 |
14 | Радость. Как ее доставить другому человеку | 1 |
15 | Жесты | 2 |
16 | Радость можно передать прикосновением | 1 |
17 | Радость можно подарить взглядом | 1 |
18 | Грусть | 1 |
19 | Страх | 1 |
20 | Страх, его относительность | 1 |
21 | Как справиться со страхом | 2 |
22 | Страх и как его преодолеть | 1 |
23 | Гнев. С какими чувствами он дружит | 1 |
24 | Может ли гнев принести пользу | 1 |
25 | Обида | 1 |
26 | Стыд | 1 |
27 | Разные чувства | 2 |
28 | Заключительное занятие | 1 |
29 | Итого | 35 |
Тематическое планирование группа № 3-4 (2 кл)
№ | Тема | Часы |
1 | Мы рады встрече | 1 |
2 | Понимаем чувства другого | 2 |
3 | Мы испытываем разные чувства | 1 |
4 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 |
5 | Хорошие качества людей | 1 |
6 | Самое важное хорошее качество | 1 |
7 | Кто такой сердечный человек | 1 |
8 | Кто такой доброжелательный человек | 1 |
9 | Трудно ли быть доброжелательным человеком | 1 |
10 | Я умею быть доброжелательным | 1 |
11 | Я -доброжелательный | 1 |
12 | Я желаю добра ребятам в классе | 1 |
13 | Я умею быть ласковым | 1 |
14 | Очищаем свое сердце | 2 |
15 | Какие качества нам нравятся друг в друге | 1 |
16 | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся | 1 |
17 | Мы отличаемся друг от друга своими качествами | 1 |
18 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 2 |
19 | Какой Я | 1 |
20 | Какой Ты | 1 |
21 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 2 |
22 | Школьные трудности | 1 |
23 | Я становлюсь сильным духом: Я умею делать задание вместе | 1 |
24 | Я становлюсь сильным духом: Я умею слышать мнение другого | 1 |
25 | Я становлюсь сильным духом: умеем играть вместе | 1 |
26 | Домашние трудности | 1 |
27 | Я и окружающие | 2 |
28 | Что нового ты узнал о себе | 1 |
29 | Как стать самим собой | 1 |
30 | Заключительное занятие | 1 |
Тематическое планирование группа № 5-6 (3 кл)
№ | Тема | Часы |
1 | Я –третьеклассник | 1 |
2 | Кого можно назвать фантазером | 1 |
3 | Я умею фантазировать | 1 |
4 | Мои сны | 1 |
5 | Я умею сочинять | 2 |
6 | Мои мечты | 1 |
7 | Фантазии и ложь | 2 |
8 | Фантазии и наши образы | 1 |
9 | Я и моя школа | 1 |
10 | Что такое лень | 2 |
11 | Я и мой учитель | 1 |
12 | Как справляться с «Немогучками» | 1 |
13 | Мой успех в школе | 1 |
14 | Я и мои родители | 2 |
15 | Я умею просить прощения | 1 |
16 | Почему родители наказывают детей | 1 |
17 | Зачем нужна дружба | 1 |
18 | Настоящий друг | 1 |
19 | Умею ли я дружить | 1 |
20 | Трудности в отношениях с друзьями | 2 |
21 | Ссора и драка | 1 |
22 | Что такое сотрудничество | 1 |
23 | Я умею понимать другого | 1 |
24 | Я умею договариваться с людьми | 1 |
25 | Мы умеем действовать сообща | 1 |
26 | Что такое коллективная работа | 1 |
27 | Наше сотрудничество | 1 |
28 | Наша дружба | 1 |
29 | Наш коллектив | 1 |
30 | Заключительное занятие | 1 |
31 | Итого | 35 |
Тематическое планирование группа № 7-8 (4 кл)
№ | Тема | Часы |
1 | Мое лето | 1 |
2 | Кто Я | 1 |
3 | Какой Я –большой или маленький | 1 |
4 | Я глазами других | 1 |
5 | Мои способности | 1 |
6 | Я могу, Я умею | 1 |
7 | Я развиваю свои способности | 1 |
8 | Мои достижения | 1 |
9 | Мой выбор, мой путь | 1 |
10 | Мой внутренний мир | 2 |
11 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира | 2 |
12 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир | 1 |
13 | Что значит верить | 1 |
14 | Образ моего «Я» | 1 |
15 | Мое детство | 1 |
16 | Я изменяюсь | 1 |
17 | Мое будущее | 1 |
18 | Хочу вырасти здоровым человеком | 1 |
19 | Кто такой интеллигентный человек | 1 |
20 | Хочу вырасти интеллигентным человеком | 1 |
21 | Что такое идеальное Я | 1 |
22 | Кто такой свободный человек | 1 |
23 | Мои новые возможности | 1 |
24 | Моя ответственность | 1 |
25 | Права и обязанности школьника | 1 |
26 | Что такое «право на уважение» | 1 |
27 | Права и обязанности | 1 |
28 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | 1 |
29 | Как решать конфликты мирным путем | 1 |
30 | Я учусь решать конфликты | 1 |
31 | Я умею решать конфликты | 1 |
32 | Я умею справляться с плохим настроением | 1 |
33 | Заключительное занятие | 1 |
34 | Итого | 35 |
Тематическое планирование группа № 9-10 (5 кл)
№ | Тема | Часы |
1 | Кто я? Какой я? | 1 |
2 | Я могу | 1 |
3 | Я нужен | 1 |
4 | Я мечтаю | 1 |
5 | Я-это мои цели | 2 |
6 | Я – то мое детство | 1 |
7 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее | 2 |
8 | Чувства бывают разные | 2 |
9 | Стыдно ли бояться? | 2 |
10 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 2 |
11 | Каждый чувствует мир по-своему | 2 |
12 | Любой внутренний мир уникален | 2 |
13 | Трудные ситуации могут научить меня | 2 |
14 | В трудной ситуации я ищу силу у себя | 2 |
15 | Я и мои друзья | 1 |
16 | Я и мои «колючки» | 2 |
17 | Что такое одиночество? | 2 |
18 | Я не одинок в этом мире | 2 |
19 | Нужно ли человеку меняться? | 2 |
20 | Самое важное – желание. | 2 |
21 | Закрепляющее занятие | 1 |
22 | Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание положительного эмоционального фона на уроках физики
Эмоциональное воздействие - один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Положительные эмоции мобилизуют внутренние ресурсы человека.Важно учитывать это в учебно-воспитательном процессе....
Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.
Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...
Презентация работы по программе "Мир глазами детей" арт- терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационных центров
В перезентации представленна проделанная работа по программе "Мир глазами детей"....
Психокоррекционная работа с детьми СДВГ
Полезный материал для учителей при работе с детьми СДВГ...
Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"
Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"...
Алгоритм составления психокоррекционных программ.
Представлены рекомендации для студентов по составлению психокоррекционных программ....
Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания
Презентация на тему "Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания"...