Кружковая работа как фактор развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
статья по теме
Опыт воспитательной деятельности в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» показывает, что возможно развить творчество у инвалидов и умственно отсталых обучающихся через кружковую работу, проводимую системно, с учетом особенностей развития лиц с нарушениями интеллекта. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, но и следует побуждать обучающихся к творческим поискам и решениям, активности, самостоятельности, обучать овладению обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности учеников. Участие в деятельности кружка инвалидов и лиц с ОЗ способствует развитию музыкальности, формирует и укрепляет координацию движений, обучает умению ориентироваться в пространстве, формированию первоначальных танцевальных навыков, воображения; развитию и накоплению познавательного, физического, художественно-эстетического потенциала личности, творческой самостоятельности и, как следствие, развитию творческих способностей. Среди проводимых мероприятий при проведении занятий кружка следует отметить как общеразвивающие упражнения, так и ритмическую гимнастику и танцы. Основными средствами танцевальной композиции являются элементы классических народных, историко-бытовых и современных танцев; общеразвивающие гимнастические упражнения, ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой); музыкальное сопровождение, элементы пантомимы; импровизация, создание нравственно-эстетической ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
ДОКЛАД
на педсовет
на тему: Кружковая работа как фактор развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
Воспитатель Бушарова Н.В.
Опыт воспитательной деятельности в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» показывает, что возможно развить творчество у инвалидов и умственно отсталых обучающихся через кружковую работу, проводимую системно, с учетом особенностей развития лиц с нарушениями интеллекта. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, но и следует побуждать обучающихся к творческим поискам и решениям, активности, самостоятельности, обучать овладению обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности учеников.
Участие в деятельности кружка инвалидов и лиц с ОЗ способствует развитию музыкальности, формирует и укрепляет координацию движений, обучает умению ориентироваться в пространстве, формированию первоначальных танцевальных навыков, воображения; развитию и накоплению познавательного, физического, художественно-эстетического потенциала личности, творческой самостоятельности и, как следствие, развитию творческих способностей.
Среди проводимых мероприятий при проведении занятий кружка следует отметить как общеразвивающие упражнения, так и ритмическую гимнастику и танцы. Основными средствами танцевальной композиции являются элементы классических народных, историко-бытовых и современных танцев; общеразвивающие гимнастические упражнения, ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой); музыкальное сопровождение, элементы пантомимы; импровизация, создание нравственно-эстетической ситуации.
В системе комплекса - интерната танцевальный кружок работает четвёртый год. Занимаются обучающиеся разного возраста: подростки от 16 лет, выпускники коррекционных школ, дети-инвалиды, а также инвалиды 1,2,3 группы в возрасте от 18 до 35 лет, страдающие различными заболеваниями.
Работа над развитием творческих способностей обучающихся с нарушением интеллекта в интернате идет поэтапно. На первом этапе работы идет коррекция двигательных, звуковых, слуховых восприятий. Важным средством активизации творческого начала было, есть и будет движение под музыку. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, а танцевальные, ритмические, пластические упражнения совершенствуют пластику, помогают развивать музыкальное восприятие, запоминать и оценивать культуру своих движений, творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Вторым этапом в развитии творчества обучающихся в комплексе-интернате является овладение элементами классического, народных, бальных, современных танцев и изучение основных базовых шагов. Вся работа проводится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в удобном темпе, с чередованием периодов труда и отдыха, таким образом, занятия включают в себя здоровьесберегающий компонент.
После усвоения азов танцевального искусства, воспитатель предоставляет обучающимся возможность комбинировать знакомые элементы танцев в современных музыкальных ритмах, которыми сейчас ребята более увлечены (конкурсы, музыкально-танцевальные концерты, дискотеки). Частыми гостями комплекса интерната являются школа искусств, артисты различных танцевальных коллективов, танцевального коллектива «Мозаика» и коллектив современного танца «Сюрприз». Динамичность, красота исполнения, сила движений, грация – все это воодушевляет обучающихся к совершенствованию исполнительских способностей, развитию образных представлений, воображения.
Участники кружка организуют танцевальные марафоны, проявляя творчество через сочетание танцевальных элементов с ритмами музыки. Конкурсы, организуемые и проводимые в комплексе-интернате, содержащие музыкально-танцевальные компоненты, способствуют развитию музыкально-танцевального творчества учеников. Участие членов танцевального коллектива учреждения в различных конкурсах и фестивалях таких как « Как в крещенский вечерок», «Виват таланты», «Хрустальное сердце мира», «Таланты России», «Золотая рыбка», «Поколение талантов», «Апрельские посиделки» вместе со здоровыми детьми позволяет им чувствовать себя не только равными, но и создает условия для приобретения сценического опыта.
Достижением стала самостоятельная постановка обучающимися современного танца с элементами аэробики к 23 февраля, 8 марта. Композиционная постановка танца основывалась на разных музыкальных ритмах и элементах современного танца, исполнительское мастерство было синхронным, техничным, динамичным. Особый интерес и инициативу проявили обучающиеся при подготовке к конкурсу «Виват таланты». Каждая учебная группа учреждения под руководством участника танцевального кружка самостоятельно подготовила выступление.
В ходе занятий в танцевальном кружке у обучающихся развиваются не только музыкально-творческие способности, но и формируется чувство коллективизма, стремление принимать активное участие в общих делах. Участие в конкурсах, фестивалях позволяет сделать жизнь наших обучающихся инвалидов содержательной, наполнить её яркими эмоциями, интересными делами, радостью творчества.
Ребята с нарушениями интеллекта располагают определенными потенциальными возможностями развития, которые могут быть реализованы при создании коррекционно-развивающей среды, благоприятных условий, к которым можно отнести занятия танцами доступным, интересным и современным видом спорта.
После проведённой работы, я на своем опыте удостоверилась, что использование кружковой работы положительно влияет на развитие познавательной деятельности учащихся .На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении знаний, приобретают дополнительную информацию, с пользой проводят своё свободное время.
Как правило, кружок объединяет единомышленников, увлеченных предметом, желающих закрепить и пополнить свои знания, участвовать в коллективных видах деятельности. Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим открываются неограниченные возможности для познавательной и исследовательской деятельности учащихся и воспитателя.
Изучая возрастные особенности обучающихся, я выяснила, что большинство ребят проявляют любознательность, любопытство, они открыты к восприятию нового, интересного, а кружок как раз и является той формой внеклассной работы, где учащиеся могут проявить вышеперечисленные качества. А занятия в кружке способствуют самоутверждению, самовыражению и самопознанию обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями.
Обучающиеся любят игры, их интересуют формы познавательной деятельности, требующие общения. Занятия в кружке могут предложить ребятам максимум общения, на таких занятиях учащиеся не только удовлетворяют потребность в общении, но и находят новых друзей, учатся взаимодействовать с новыми людьми.
Я считаю, что кружок является наилучшей формой внеурочной работы, позволяющей повысить уровень мотивации и познавательной деятельности обучающихся . Кружковая работа создает благоприятные условия для накопления опытно-коллективной познавательной и творческой деятельности и является основной сферой формирования коллективных отношений, а также дает простор для проявления самостоятельности, развитие общественной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу.
исследоватнльская статья....
Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.
Как я применяю дифференцированное обучение на уроках "Технологии изготовления швейных изделий"....
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
«Систематизация методов и приёмов развития познавательных интересов обучающихся в период освоения профессии"
Проблема профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Именно профессиональная подготовка позволяет данным лицам наиболее полно раскрыть свои в...
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К СОБЫТИЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В 2017 году исполнится 72 года победе советского народа в Великой Отечественной войне. Чтобы у современных подростков и молодежи за давностью лет не угасла память о подвиге героев войны, тех, кто кова...
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу
Статья о развитии познавательного интереса через самостоятельную работу студентов...
Программа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся
Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии обучающегося (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).Задачи программы:1.поддержать высокий уровень интереса и позна...