Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
методическая разработка

Яновская Екатерина Вячеславовна

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(Дмитровское отделение)

Методические рекомендации

по курсу "Социальная психология"

для специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

2010

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: овладение студентами знаниями о социальных и индивидуально-психологических механизмах общения и взаимодействия людей в группах и межгрупповых контактах.

Задачи курса:

• дать студентам знания теоретических основ социальной психологии, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук;

• помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа социально-психологических явлений и процессов;

• способствовать овладению студентами умениями и навыками распознавания индивидуальных и социально-психологических особенностей личности, коррекции собственного сознания и поведения.

Требования к уровню освоения содержания курса:

• знать основные понятия социальной психологии, научные направления и концепции;

• освоить социально-психологические категории и их характеристики;

• иметь представление о сущности социального восприятия и его психологических эффектах;

• сформировать и развить навыки рефлексии, социальной перцепции;

• понять социально-психологические регуляторы межличностных конфликтов;

• понимать смысл межгрупповой коммуникации;

• знать механизмы воздействия на партнеров по общению в разных жизненных ситуациях;

• понимать природу агрессии и пути регулирования деструктивного поведения;

• владеть навыками социально-психологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Исследовательское поле социальной психологии

(Самостоятельное изучение, письменная самостоятельная работа)

Основные понятия: предмет социальной психологии, структура социальной психологии, психологическая социальная психология, социологическая социальная психология, социальная ситуация, социальное влияние, социальное познание.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика социальной психологии как отрасли знания?

2. Охарактеризуйте главные категории науки.

3. Раскройте содержание функций социальной психологии?

4. В чем состоит суть практической направленности социальной психологии?

5. Охарактеризуйте области работы социального психолога-практика.

6. Какие социально-психологические проблемы актуальны в современной России?

Тема 2. История становления и развития социальной психологии

(Самостоятельное изучение, написание реферата)

Основные понятия: позитивизм, социальный конструктивизм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм, когнитивный диссонанс, интеракционизм.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные вехи в развитии социальной психологии.

2. С какими факторами был связан кризис в социальной психологии?

3. Назовите основные научные парадигмы современной социальной психологии?

Темы рефератов

1. Система взглядов К. Левина – «психология поля».

2. Процессы в малой группе в оценках и экспериментах К. Левина.

3. Психоаналитическая ориентация в социальной психологии: история и современность.

4. Идеи «Т-групп» и современная практика тренинга.

5. Когнитивный диссонанс Л. Фестингера и способы его уменьшения.

6. Концепция социальных представлений С. Московичи и типы социально-политических представлений в России начала ХХI в.

7. Теория человеческой агрессивности Э. Фромма и современная российская действительность.

8. Экспериментальный подход С. Милграма.

9. Социально-психологическая школа К. Роджерса.

10. Особенности истории развития социальной психологии в России.

11. Концепция коллективной рефлексологии В.М. Бехтерева.

12. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.

13. Проблематика современных исследований в отечественной социальной психологии.

Тема 3. Методы прикладных исследований в социальной психологии

Основные понятия: методология исследования, программа исследования, процедура исследования, качественные методы, количественные методы, качественно количественные методы, эксперимент, наблюдение, контент-анализ, опрос, социометрия, тестирование, аппаратно-технические методы, глубинное интервью, фокус-группа, проективные техники.

1

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика методологии социально-психологического исследования?

2. Каковы возможности и ограничения качественных и количественных методов сбора первичной информации?

3. Какова процедура социально-психологического эксперимента?

4. Как проводится фокус-группа?

5. В чем состоит суть такого метода, как контент-анализ?

Лабораторная работа

«Прикладное социально-психологическое исследование»

Студентам предлагается разделиться на группы (2–3 человека) – рабочие команды. Домашнее задание состоит в разработке проекта письменной лабораторной работы по следующей схеме: тема, актуальная проблема, цель, задачи, объект, предмет, анкета.

Чтобы выбрать тему и обосновать ее актуальность, нужно помнить, что социально психологической проблемой является существующая в окружающей жизни противоречивая ситуация взаимодействий, взаимоотношений, восприятия, носящая массовый характер и затрагивающая интересы социальных групп.

Существуют строгие правила и принципы конструирования вопросов в анкете, которые являются исследовательским инструментом.

Перечислим главные из них:

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Необходимо использовать язык «простого человека», избегая слов с двойным значением, малораспространенных, узкоспециальных, иностранных.

3. Вопросы не должны быть длинными.

4. Каждый вопрос должен быть конкретным, насколько это возможно.

5. Следует либо подробно указывать все возможные варианты ответа (лучше, если количество подсказок не превышает семи-девяти), либо не указывать ни одного.

6. Подсказки в закрытом вопросе должны иметь одну логическую связь.

7. Рекомендуется уравновешивать варианты «за» и «против».

8. Формулируйте вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных шаблонных ответов.

9. Избегайте включения слов и выражений, которые могут вызвать негативное отношение опрашиваемых.

10. Вопрос не должен иметь внушающего характера типа «Не кажется ли Вам…», «Не согласны ли Вы…».

11. Помещайте в конце закрытого вопроса подсказку «Не задумывался» или «Не могу сказать», чтобы дать возможность респонденту уклониться от ответа на вопрос.

12. Помещайте в конце полузакрытого вопроса подсказку «Другое», чтобы предоставить респонденту возможность выйти за рамки предложенных Вами альтернатив.

Лабораторная работа выполняется на практическом занятии под руководством преподавателя.

Тема 4. Коммуникативная сторона общения

Основные понятия: коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, системы знаков: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, пространство и время коммуникации, визуальный контакт, ольфакторные сигналы; убеждение, манипуляция, ложь.

Контрольные вопросы

1. Какое место в межличностной коммуникации занимает речь и не-вербальные сигналы?

2. Назовите и охарактеризуйте эмоциональные функции речи.

3. Классифицируйте жесты и раскройте содержание каждого типа с примерами.

4. Какова роль пространства и времени организации коммуникации в общении?

5. В чем состоят результаты исследований визуальной коммуникации?

6. Каковы пути убеждения?

Тема 5. Взаимопонимание и социальное познание

Основные понятия: социальная перцепция, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, фундаментальная ошибка атрибуции, стереотипизация, эффекты восприятия.

Контрольные вопросы

1. Каковы механизмы восприятия людей друг другом?

2. Какие эксперименты доказали, что объяснение причин поведения другого человека является главным в социальной перцепции?

3. Каковы ключи для определения адекватности объяснения индивидом причин поведения другого человека?

4. Охарактеризуйте типичные искажения при восприятии другого человека.

5. Как увеличить точность восприятия?

Проблемные задания

1. Перцептивная сторона общения людей – основа для взаимопонимания, установления доверительных отношений, согласования действий. У восприятия как бы два полюса – личностный и социальный. Линия типичного восприятия индивида проходит между ними.

Проиллюстрируйте данное положение собственными примерами.

2. Приведите примеры из своего опыта общения, изучив следующую информацию. В экспериментах было обнаружено явление, получившее название «Акцентировка». Оно заключается в том, что в зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей представителями социально-демографических, профессиональных и других групп.

3. Восприятие селективно: новые впечатления категоризируются на основе прошлого опыта (значимости усвоенных понятий, отношений, ценностей и правил). Поэтому в формировании восприятия большую роль играет процесс стереотипизации. Что собой представляет данный процесс? Приведите собственные примеры.

4. Раскройте содержание факторов, влияющих на восприятие:

• ограничения, связанные с органами чувств;

• состояние сознания;

• предшествующий опыт;

• «культурное моделирование».

5. Объясните, используя информацию по теме, результаты эксперимента, проведенного социальными психологами. Эксперимент получил название «Плацебо» (пустышка).

В одной из школ были сформированы две группы школьников, схожих по способностям и прочим качествам. Учителям, которые должны были работать с этими группами, сказали, что ученики первой группы – чрезвычайно одаренные дети, а ученики второй – заторможенные, трудные. Через некоторое время был проведен анализ успеваемости в обеих группах. Результаты оказались поразительными: в первой «одаренной» группе успеваемость была на высоте, дети блистали знаниями, и учителя были до-вольны. Во второй группе у детей были «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» оценки и возникали постоянные конфликты.

6. Типичными искажениями представлений о другом человеке являются психологические эффекты «ореола», «значимости», «проекции», «новизны», «логической ошибки» и др. Что они собой представляют? Встречались ли Вы в своей практике с подобными эффектами?

7. Изучите схему, приведенную ниже, и приведите примеры поступков людей, соответствующих классификации уникальности и социальной желательности (как бы заполнив все четыре ячейки схемы):

Пространство причин человеческих поступков УНИКАЛЬНЫЕ ТИПИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНО НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ

Тема 6. Межличностные конфликты и их регулирование

Основные понятия: кооперация, конкуренция, конфликт как социально-психологическое явление, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, стиль поведения в конфликтной ситуации, конфликт как когнитивная схема, конфликтное восприятие.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика понимания конфликта в социальной психологии?

2. Сформулируйте типологию конфликтов М. Дойча и приведите свои интерпретации.

3. Каковы основные стратегии человеческого поведения в конфликте? Какие из них наиболее типичны для Вашего ближайшего окружения?

4. Охарактеризуйте конфликтного человека. Каким образом можно повлиять на такую личность?

5. Какие законы и эффекты психики действуют в конфликтном восприятии?

Тест

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Инструкция

Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувства другого.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего интереса.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я постараюсь, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а). Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.

б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем.

б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затро-нутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

      б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям дру-гого человека.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти среднюю позицию (между моей и другого чело-века).

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каж-дого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответ-ственность при решении спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю, позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность постоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) умаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Тема 7. Личность в социальном мире

Основные понятия: личность, Я-концепция, локус контроля, социальная идентичность, социализация, социальная роль, ролевой конфликт, психологическая игра, маргинальная личность, девиантная личность.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика изучения личности социальной психологией?

2. Какие теоретические объяснения психологической природы личности были выработаны наукой?

3. Какое значение для индивида и общества имеет Я-концепция и локус контроля?

4. Что собой представляет социальная роль, и каковы трудности выполнения ролей?

5. С какими ролевыми конфликтами Вы сталкивались в кругу своих друзей?

Проблемные задания

  1. Какой тип личности – с внутренним или внешним локусом контролем – распространен в Вашем ближайшем окружении? Обоснуйте свою точку зрения, используя материал таблицы, в которой даны ответы на вопрос «Во что Вы больше верите?».

3. Чтобы лучше понять, что собой представляет «социально отвергаемая роль», представьте себя в роли девиантной личности и ответьте на следующие вопросы.

– Каковы выгоды моего положения?

– Каковы мои трудности?

– Что я думаю о таких же людях как я?

– На что я болезненно реагирую?

– Кто бы мог меня понять?

Тема 8. Деструктивное поведение личности и его характеристика

Основные понятия: конструктивное поведение, деструктивное (агрессивное) поведение, прямая агрессия, косвенная агрессия, факторы агрессии, гипотеза катарсиса, когнитивные методы контроля агрессии, языковой ключ для снятия агрессии.

Контрольные вопросы

1. Что собой представляют конструктивное и деструктивное поведение личности?

2. Каковы виды и факторы агрессии?

3. Каковы основные идеи социально-психологических концепций деструктивного поведения?

4. Какие способы регулирования агрессивного поведения человека Вы знаете?

5. Какова природа психологии подчинения?

Проблемные задания

1. В науке сформировались два ответа на вопрос, является ли деструктивное поведение личности врожденным:

– человек по своей истинной природе добродушен, это вина общества, что он агрессивен;

– человек – неуправляемое, импульсивное животное.

Назовите имена ученых, которые высказывали подобные идеи. Приведите свои аргументы «за» или «против».

2. Изучите таблицу «Типы агрессивного поведения» проанализируйте, приведите соответствующие примеры.

3. Изучите данные экспериментов по изучению агрессивного поведения школьников, приведенные в таблицах. Попытайтесь выделить те параметры, которые с большей степенью вероятности приводят к формированию личности правонарушителя.

4. В лаборатории психосоциальных исследований при Национальном центре психического здоровья (г. Москва) в ходе изучения поведения заключенных было выявлено, что наиболее агрессивной группой являются впервые осужденные воры, последнее место занимают убийцы. По индексу враждебности первое место заняли расхитители, последнее также убийцы. Попытайтесь объяснить данный противоречивый феномен.

Тема 11. Социальное влияние

Основные понятия: социальное влияние, социальная власть, социальные нормы, идентификация, интернализация, авторитет, харизма, манипуляция.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «влияние» и «власть» в психологиче-ском смысле.

2. Охарактеризуйте психологические процессы, посредством которых люди оказываются под влиянием.

3. Назовите виды влияния и дайте их развернутый анализ.

4. Каковы основы социальной власти?

5. Что собой представляет авторитетная личность?

Проблемные задания

1. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал Вами: объявил одну цель, в то время как преследовал другую. Как Вы до-гадались об этом? Почему Ваш партнер так поступил?

2. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы созна-тельно пошли на то, чтобы ввести Вашего партнера в заблуждение: объя-вили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему Вы это сделали?

3. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.

Действие инициатора

Объявляемые цели

Истинные цели

1. Руководитель настаивает на своем решении

2. Деловой партнер оттягивает заключение договора

3. Родители требуют от своих детей самостоятельности

1. Якобы в интересах дела

2. Под видом борьбы за точность условий

3. Ради воспитания у них ценных качеств

1. Чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы

2. Чтобы не потерять возможность заключить договор с другим партнером

3. Чтобы избавиться от чувства вины из-за того, что мало времени проводят с детьми

Тема 10. Малые группы: структура, типология, исследования

Основные понятия: малая группа, референтная группа, сплоченность в группе, социальная фасилитация, социальная ленность, групповая поляризация, модели коммуникации.

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть понятия «малая группа» и расскажите об основных на-правлениях исследования феномена.

2. В чем суть теоретических подходов к явлению малой группы? Назовите их и охарактеризуйте основные идеи.

3. Как можно классифицировать малые группы? Приведите конкретные примеры различных групп и укажите на их специфику.

4. Какие психологические эффекты действуют в малой группе?

5. Охарактеризуйте модели коммуникации (информационные сети) в малой группе.

Тема 11. Социально-психологические особенности межгрупповых отношений

(Самостоятельное изучение)

Основные понятия: внутригрупповая пристрастность, межгрупповая вражда, сплоченность группы, этнические стереотипы, межэтнические отношения, гендерные стереотипы, гендерные отношения.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляется процесс межгрупповой дифференциации?

2. Что собой представляет «внутригрупповая пристрастность»?

3. Каковы механизмы межэтнического восприятия?

4. Какова природа гендерных отношений?

Темы докладов

1. Внутригрупповая пристрастность как социальный феномен.

2. Групповое принятие решений.

3. Групповые защитные механизмы и их характеристика.

4. Сплоченность группы как психологическое явление.

5. Межгрупповые отношения и проблемы социальной справедливости.

6. Межэтнические отношения в современной России.

7. Этнические стереотипы: содержание и типология.

8. Гендерные стереотипы и их характеристика.

9. Гендерные отношения в современной России.

10. Способы оптимизации межгрупповых отношений.

Темы рефератов

1. Курт Левин как социальный психолог

2. Теория человеческой деструктивности Э. Фромма

3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

4. Концепция социальных представлений С. Московичи

5. Транзактный анализ Э. Берна

6. Эксперимент в социальной психологии

7. Метод фокус-группы в прикладных исследованиях по социальной психологии

8. Метод контент-анализа в исследовании социально-психологических явлений

9. Межкультурная коммуникация

10. Агрессивное поведение личности и его характеристика

11. Вербальное поведение в межличностной коммуникации

12. Роль невербального поведения в общении

13. Экспрессия лица и взгляда

14. Жесты, мимика, пантомимика в структуре невербальной интеракции

15. Ольфакторные компоненты в общении

16. Межличностные конфликты и способы их регулирования

17. Ролевое поведение в организации: характеристика ролей

18. Межличностные отношения в организации с позиции транзактного анализа

19. Конфликтная личность: свойства и черты поведения

20. Явление конформизма

21. Сущность и природа этнического характера

22. Предрассудки и стереотипы: влияние на взаимодействие людей

23. Преступные группы и их психологические характеристики

24. Феномен межгрупповой вражды и современная Россия

25. Гендерные роли и их влияние на жизнь человека

26. Привязанность и тесные взаимоотношения

27. Практическое применение социальной психологии

28. Фундаментальная ошибка атрибуции

29. Психология религии

30. Психология моды

31. Психология слухов и сплетен

32. Массовые настроения в политике социальной психологии и его специфика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили реагирования в конфликтных ситуациях Сколько раз тебе говорить… А,а,а…

Слайд 2

Стиль конкуренция – «акула» Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому Использование Преимущества Недостатки

Слайд 3

Стиль уклонение – «черепаха» Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта Использование Преимущества Недостатки

Слайд 4

Стиль приспособление – «медвежонок» Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы Использование Преимущества Недостатки

Слайд 5

Стиль компромисс – «лиса» Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает Использование Преимущества Недостатки

Слайд 6

Стиль сотрудничество – «сова» Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях Использование Преимущества Недостатки

Слайд 7

«Акула» Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы Решение необходимо принять очень быстро Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования

Слайд 8

Преимущества Не копятся отрицательные эмоции Подходит для экстремальных ситуаций

Слайд 9

Недостатки Конфликт не решается справедливо Постоянный конфликт со всеми

Слайд 10

«Черепаха» Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека Ваш собеседник обладает большей властью

Слайд 11

Преимущества Это «безопасный стиль в опасности» Человек сам конфликты не создаёт

Слайд 12

Недостатки Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время

Слайд 13

«Медвежонок» Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас Другой человек обладает большей властью Необходимо смягчить ситуацию Важно сохранить отношения, а не отстаивать свои интересы

Слайд 14

Преимущества Сохраняются взаимоотношения между людьми

Слайд 15

Недостатки Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются

Слайд 16

«Лиса» Устраивает временное решение проблемы Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое

Слайд 17

Преимущества Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое

Слайд 18

Недостатки Может накапливаться неудовлетворённость у людей

Слайд 19

«Сова» Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной У вас есть время поработать над возникшей проблемой Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью

Слайд 20

Преимущества Справедливое, окончательное разрешение конфликта

Слайд 21

Недостатки «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГАОУ СПО  ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Биология»

тема: Строение эукариотической клетки

Преподаватель Яновская Е.В.

2012

Тема урока: Строение эукариотической клетки

 Цель:

1. Образовательная

-  Продолжить формирование представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом;

- Создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа строения;

-  Сформировать у учащихся знания о строении и функциях главных частей клетки.

2. Воспитательная

-  Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;

- Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;

- Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

3. Развивающая

-  Развить у учащихся память, мышление и внимание;

- Развить у учащихся умения работать с тестами в целях подготовки к Единому Государственному Экзамену.

Оборудование: компьютеры, классная доска.

Методы:

1. Наглядные (активная схема транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану, созданная в программе Microsoft Power Point).

2. Словесные (беседа с учащимися, элементы лекции).

Ход урока

 I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1.  Устный ответ: Расскажите о внутреннем строении бактериальной клетки, о роли бактерий в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

2.  Один учащийся комментирует устный ответ и проверяет некоторые письменные ответы.

3.  Письменные ответы.

 - Работа по карточке. Дайте определение следующим биологическим понятиям: микробиология, морфология, фотосинтез, хемосинтез, систематика.

 -  Тесты.

III. Изучение нового материала.

Итак, сейчас мы с вами освежили в памяти строение прокариотической клетки, то есть доядерной клетки. Сегодня на уроке пришло время разобрать строение эукариотической клетки. Тема сегодняшнего урока "Строение прокариотической клетки".

Ответьте на следующие вопросы:

-  Как называется наука о клетке?

-  Что вы можете сказать о строении эукариотической клетки?

-  Какие части клетки вы знаете?

-  Какие органоиды вам известны?

Сначала мы должны поговорить о том, как всё начиналось.

1590 год - Янсен изобрёл микроскоп, состоящий из 2-х линз.

1665 год - Роберт Гук рассмотрел под микроскопом пробковую ткань. Впервые употребил термин "клетка".

-  Что такое клетка?

1650-1700 - Антони ван Левегук наблюдал бактерии.

1827 год - Долланд улучшил качество линз в микроскопе.

Далее речь пойдёт о частях клетки.

-  Какие части клетки вам известны?

Части клетки

1. Оболочка - наружная цитоплазматическая мембрана. Учитель делает рисунок жидкостно-мозаичной модели строения цитоплазматической мембраны на доске,  дети оформляют его в тетради.

 

Гликокаликс обеспечивает узнавание клеток. С помощью гликаликса клетки воспринимают изменения в окружающей среде, в цитоплазме, узнают друг друга.  Если смешать клетки сердца, печени и почек, то через некоторое время они объединятся в свою ткань, то есть клетки сердца отдельно, также клетки печени и так далее. Если у клеток удалить гликаликс то естественно возникнет хаос. Раковые клетки не имеют гликаликса, они способны постоянно делиться, заполняя собою всё свободное пространство.

Функция цитоплазматической мембраны - транспорт веществ, который носит избирательный характер:

-  Осмос;

-  Активный транспорт - это перенос веществ через мембрану против градиента концентрации, сопровождающийся потреблением энергии.

Сравнительно недавно выяснилось, что в клетке действует натрий-калиевый насос. Роль насоса выполняет особый белок, который локализуется в мембране так, что пронизывает всю её толщу. Натрия всегда больше в межклеточном пространстве, а ионов калия больше в клетке.

-  Что такое пиноцитоз и фагоцитоз?

- Рассказ о механизме транспорта веществ через оболочку - флип-флоп (см. электронное приложение к уроку).

Далее следует объяснение учителя по рисунку 5.7 на странице 146 учебника.

2. Цитоплазма - внутренняя среда клетки, выполняет роль транспорта веществ внутри клетки. В 1840 году французским исследователем Пуркинье был введён термин "протоплазма". Протоплазма включает в себя цитоплазму и ядро.

3.  Ядро.

-  Что вы можете сказать о строении ядра?

-  Какие функции выполняет ядро?

Эта часть клетки была описана первой из всех структур клетки в 1831 году англичанином Робертом Брауном. Ядро - важнейшая составная часть клетки. Клеточное ядро содержит ДНК, то есть гены, и, благодаря этому, выполняет две главные функции: 1) хранение и воспроизведение генетической информации и 2) регуляции процессов обмена веществ, протекающих в клетке.

Безъядерная клетка не может долго существовать, и ядро тоже не способно к самостоятельному существованию, поэтому цитоплазма и ядро образуют взаимозависимую систему. Большинство клеток имеет ядро. Нередко можно наблюдать 2-3 ядра в одной клетке, например в клетках печени. Известны и многоядерные клетки, причём число ядер может достигать нескольких десятков. Форма ядра зависит большей частью от формы клетки, она может быть и совершенно неправильной. Различают ядра шаровидные, многолопастные. Впячивания и выросты ядерной оболочки значительно увеличивают поверхность ядра и тем самым усиливают связь ядерных и цитоплазматических структур и веществ. У некоторых простейших имеются два ядра - макронуклеус и микронуклеус.

-  Какие простейшие имеют два ядра?

Далее вспомним строение ядра:

1) Ядерная оболочка: наружная мембрана покрыта рибосомами, соединена с ЭПС клетки, внутренняя мембрана - гладкая. Оболочка имеет поры.

2)  Ядерный сок - нуклеоплазма, внутренняя полужидкая среда ядра. Состав: белки, ферменты, нуклеотиды.

3)  Хроматин (от греческого chroma - окраска). Молекула ДНК, соединённая с белком гистоном. Это спирализованные, утолщённые, генетически неактивные участки хромосом.

4)  Ядрышко - скопление рРНК и рибосом на разных этапах формирования, в основе которого лежит генетически активный участок хромосомы, несущий ген - ядрышковый организатор. Ядрышки образуются в неделящихся клетках.

-  Что вы можете сказать о строении хромосом?

Типы хромосом:

§  Равноплечие;

§  Неравноплечие;

§  Палочковидные.

-  Какие вы знаете виды хромосом?

-  Обсуждение фактов на странице 160 учебника.

-  Что такое кариотип?

Кариотип - это совокупность количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматических клеток.

-  Что такое соматическая клетка?

-  Какой набор хромосом она содержит?

-  Какой набор хромосом содержат гамет?

Органоиды - это постоянные жизненно важные составные части цитоплазмы клеток.

Включения - это непостоянные структуры цитоплазмы (плотные - гранулы, жидкие - вакуоли).

Мембранный принцип строения. Далее речь пойдёт об органоидах.

1) Эндоплазматическая сеть (ретикулум) - это общая внутриклеточная циркуляционная сеть, по каналам которой осуществляется транспорт веществ, а на мембранах имеются многочисленные ферменты.

¨ Шероховатая (гранулярная), покрыта рибосомами, функция - биосинтез белка, транспорт белка.

Разбор рисунка 5.8 на странице 148 учебника.

¨ Гладкая, функция - синтез липидов и их транспорт.

IV. Закрепление изученного материала.

V.  Домашнее задание: учить параграф 5.2 страницы 142-148, 157-163, конспект занятия

Литература:

1. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2010.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х томах. Том 1. - М.: Мир, 2010.

3. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 2009.

4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 классы. / - М.: Аквариум, 2010.

5. CD-диск по географии, содержащий программу тестирования.



Предварительный просмотр:

Открытый урок: «Природа и социальная роль конфликтов»

Дисциплина «Управленческая психология»

Преподаватель: Яновская Е.В.

Присутствовали: Дубова Т.П., Карасева Т.М.

Цели:

формирование  представления о природе конфликта;

развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

Задачи:

проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.

Ход занятия:

  1. Проверка присутствия студентов на занятии по журналу
  2. Опрос студентов по пройденной теме
  3.  Сообщение темы  «Природа и социальная роль конфликтов» (Презентация)
  4.  Упражнение «Трамвайчик»

Студенты сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», А четвертый заявляет: «А я с … (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется с начала.

3. Упражнение «Пишем синквейны»  (Приложение 1)

4. Понятие конфликта

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».  Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

 На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных  работ  Н.В.Гришина  предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее  в сфере общения столкновение,  вызванное противоречивыми целями,  способами поведения,  установками людей,  в условиях их стремления  к  достижению  каких-либо целей.  Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных  и  субъективных факторов.

Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

 К сожалению общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как впрочем не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В. 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд иностранных авторов) выделяют  следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

 Неизвестный автор выделяет  следующие основные типы конфликтов,  нарушающих  успешное  осуществление  соответствующей связи:

 1) конфликты,  представляющие  собой  реакцию  на  препятствия  достижению  основных  целей  трудовой деятельности (например,  трудности выполнения данного  делового  задания, неправильное  решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);

 2) конфликты,  возникающие  как  реакция на препятствия достижению личных целей работников в  рамках  их  совместной трудовой деятельности (например,  конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодными", недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);

 3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной   трудовой   деятельности   (например,   конфликт вследствие  нарушения  трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения  к  труду);

 4) сугубо личные конфликты между  работникам,  обусловленные  несовместимостью  индивидуальных психологических характеристик – резкими  различиями  потребностей,  интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

Как возникают конфликты (Приложение 2)

Первопричины конфликта (Приложение 3)

5. Упражнение «Алфавит эмоций»

Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных (устно или на доске/флипчарте).

6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

 Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут.

 Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:

Конструктивные стороны конфликта:

Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Представление о победителях или побежденных как о врагах.

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

7. Технология разрешения конфликта (Приложение 4)

6 правил формулирования конфликтной ситуации

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.

Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.

 Приведем правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной для разрешения конфликта.

Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.

 Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная ситуация – в этом человеке", "в социально-экономической ситуации", "в нехватке автобусов на линии" и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

 Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.

 Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, затем И и уже потом К.

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.

 Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно (не плеваться, в частности); не допускать падения своего имиджа, авторитета.

Правило 4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.

 Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.

 Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.

 Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм "краткость – сестра таланта".

 Конфликтная ситуация – это диагноз болезни под названием "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

8. Как избежать конфликтогенов (Приложение 5)

Правила бесконфликтного общения (Приложение 6)

9. Упражнение «Я в конфликте»

Цели:

выразить свое видение самого себя в сложной ситуации

дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.

Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.

 Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.

10. Тест  «30 пословиц» (Приложение 7)

11. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

«акулы» чаще используют соревнование»;

«черепахи» – уклонение;

«медвежата» – приспособление;

«лисы» – компромисс»;

«совы» – сотрудничество.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

 Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

Способы регулирования конфликтов (Приложение 8)

12. Упражнение «Достойный ответ» (Приложение 9)

13. Типология конфликтных личностей (Приложение 10)

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают техники, снижающие и повышающие напряжение.

14. Техники, снижающие напряжение:

Предоставление партнеру возможности выговориться.

Вербализация эмоционального состояния:

Своего;

Партнера.

Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

Проявление интереса к проблемам партнера.

Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.

Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

Обращение к фактам.

Спокойный уверенный темп речи.

Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.

Техники, повышающие напряжение:

Перебивание партнера.

Игнорирование эмоционального состояния:

Своего;

Партнера.

Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.

Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

Поиск виноватых и обвинение партнера.

Переход на «личности».

Резкое убыстрение темпа речи.

Избегание пространственной близости и наклона тела.

15. Упражнение «Быстроногий олень и звенящая струна» (Приложение 11)

16. Упражнение «Четыре квадрата» (Приложение 12)

17. Упражнение «Нас с тобой объединяет»  (Приложение 13)

Используемая литература:

1. Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг», С-П «Речь» 2011.

2. И. Авидон, О. Гончарова «Тренинг взаимодействия в конфликте», С-П «Речь» 2009.

3. И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы», С-П «Речь» 2010.

4. В. Шейнов «Конфликты в нашей жизни, возникновение, развитие и разрешение конфликтов», интернет-статья.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ № 13 ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА

Открытый урок

по общепрофессиональной учебной дисциплине

Охрана труда и техника безопасности

для профессий

09.01.03  Мастер по обработке цифровой информации

по теме:  Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия.

Преподаватель: Е.В. Яновская

Технологическая карта №33 (33)

Тема: Тема 3.3. Оказание первой помощи при ожоге, отравлении продуктами горения 3.3.1. Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия.

Дисциплина: Охрана труда и техника безопасности

Время проведения занятия: 45 мин

Вид занятия: лекция

Обучающиеся должны знать: требования по охране труда, причины нарушений охраны труда, виды кровотечений и методы остановки кровотечения

Обучающиеся должны уметь: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Цели занятия:

Учебная:

оказание первой помощи при ожоге, наложение повязки, анестезия.

Воспитательная:

применять полученные знания в процессе трудовой деятельности

Развивающая:

формирование общих представлений современной научной картины мира, совершенствовать, развивать и углублять знания и умения

Межпредметные связи: физика, информатика, обществознание, спецпредметы.

Оснащение занятия: ПК с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник

Литература:

Основная: Охрана труда и промышленная экология: учебник, Медведев В.Т., М.: Академия, 2012.

Дополнительная: Система охраны труда в профессиональном образовании: сборник основных законодательных актов и ведомственных документов по охране труда, М.: УМЦ по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы, 2007.

Этапы проведения занятия:


п/п

Элементы занятия

Содержание, формы и методы обучения,
деятельность преподавателя и студентов

Время
(минуты)

1

Организационный момент

Подготовка обучающихся к занятию, заполнение журнала.

5

2

Изучение нового материала

Лекция 33 «Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия».

20

3

Закрепление изученного материала

Выполнение кроссворда. Выделение главных аспектов Лекции 33.

15

4

Итоги урока. Обобщение.

Ознакомление группы с оценками за Тест.

5

5

Домашнее задание

Подготовка к экзамену

-

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема 3.3. Оказание первой помощи при ожоге, отравлении продуктами горения

3.3.1. Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия.

Работу выполнила: Яновская Е.В.

Дисциплина: Охрана труда и техника безопасности

Группа: 21 МЦ

Тема: Тема 3.3. Оказание первой помощи при ожоге, отравлении продуктами горения 3.3.1. Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия.

Литература: Основная: Охрана труда и промышленная экология: учебник, Медведев В.Т., М.: Академия, 2012.

Дополнительная: Система охраны труда в профессиональном образовании: сборник основных законодательных актов и ведомственных документов по охране труда, М.: УМЦ по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы, 2007.

Цель  занятия: научиться оказывать первую  помощь при ожоге, наложение повязки, анестезия.

Задачи:

– образовательные:

познакомить учащихся со степенями ожогов, овладеть приемами оказания помощи при ожогах, наложение повязки, анестезия.

– развивающие:

формирование общих представлений современной научной картины мира, совершенствовать, развивать и углублять знания и умения, совершенствовать умения

–  воспитательные:

на основе изложенного материала применять полученные знания в процессе трудовой деятельности.

Тип урока: лекция

Формы организации учебной деятельности:

  • словесная (беседа, устная монологическая речь);
  • наглядная (демонстрация ЦОР);
  • проблемно-поисковая (работа с учебником, ЦОР)

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый, проблемный, демонстрационный.

Формы работы учащихся:  индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование ПК с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник

Структура и ход  урока.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и преподавателя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к занятию.

Готовность группы к работе.

5 мин

2

Первичная актуализация имеющихся знаний

На доске тема урока.

Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия.

План обсуждения написан на доске:

1. Что такое первая помощь?

 Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).

2. Какие условия приносят успех при оказании первой помощи?

Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

3. Первые действия при  оказании первой помощи?

Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего.

Формулируют цель урока.

Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы занятия.

5мин

3

Объяснение нового материала.

1.Степени ожогов.

I. При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые оболочки возникают радиационные ожоги.

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (показ презентации)

Из личного опыта студенты рассказывают ситуации получения ожогов. Запись конспекта.

10 мин

http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/25/prezentatsiya-stepeni-ozhogov  [1]

2. Презентация «Степени ожогов»

1. I степень ожога

1  степень - на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи.

2. II степени ожога  

2 степень - на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

3. III степень ожога

3  степень - происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4. IV  степень ожога

4 степень - обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

Участвуют в обсуждении вопроса.

Делают записи в тетради, выделяют главное, обобщают.

10мин

 

http://www.blogoduma.ru/pravila-okazanija-pervoj-meditsinskoj-pomoschi-pri-ozhogah [2]

3. Оказание первой помощи при ожогах (демонстрация): просмотр видеосюжета «Порядок оказание медицинской помощи при ожоге»

Первые действия при оказании помощи при ожогах?

При оказании помощи: 

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

6) При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере, может возникнуть отморожение участка тела.

Участвуют в обсуждении вопроса после просмотра видеосюжета. Делают записи в тетради.

10 мин

http://www.youtube.com/watch?v=jQrXDaHN11I

[3]

http://festival.1september.ru/articles/314489/image2.gif [4]

http://www.youtube.com/watch?v=-FkQDk6CjR4 [5]

4. Наложение повязки при ожогах разной степени – видеосюжет «Первая помощь при ожогах»

1. Как оказать помощь при ожоге 1 степени.

При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2. При ожогах 2 и 3 степени.

При обширных ожогах II-IV степени накрыть ожоговую поверхность сухой чистой тканью.

3. При ожоге 4 степени.

При обширных ожогах II-IV степени накрыть ожоговую поверхность сухой чистой тканью.
Поверх ткани положить на ожоговую поверхность герметичные емкости с холодной водой или снегом. Дать пострадавшему обезболивающее (2-3 таблетки анальгина).
При обширных ожогах вызвать «Скорую помощь», до ее приезда давать пострадавшему обильное теплое питье.

4. Раздаточный материал «Техника наложения повязок» – различные способы наложение повязок.

5. Химические ожоги.

Эти ожоги, как правило, глубокие, отличаются замедленным течением, постепенным отторжением омертвевших тканей, длительным заживлением. Ожоговый шок развивается редко и обычно нетяжелый (1-2 степень).

6. Первая медицинская помощь при химических ожогах. – видеосюжет при химических ожогах

 Ожоговую поверхность обильно промывают проточной водой, при этом смывные воды не должны попадать на здоровые участки кожи. Затем на участки, обожженные кислотой, накладывают повязки в виде примочек со слабым раствором щелочи (2%-ный раствор столовой соды), а на участки, обожженные щелочью, – со слабым раствором кислоты (1%-ной уксусной, 3%-ной борной).

7. Что категорически нельзя делать при ожогах:

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

8. Анестезия при ожогах

Обезболивание — как это делают пострадавшие с ожогами. Анализ характера оказания первой помощи показал, что для уменьшения чувства боли наиболее часто осуществляются следующие мероприятия:

  1. охлаждение обожженных участков тела водой, снегом, льдом и др.;

  1. прием обезболивающих таблеток;
  2. аппликация на раны растворов аналгетиков;
  3. внутримышечное и внутривенное введение аналгетиков.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Самостоятельно формулируют вывод о том, что нельзя делать при ожогах разным степеней. Обсуждение темы.

Изучение техники наложения повязок с помощью раздаточного материала. Задают вопросы преподавателю.

14 мин

4

Физкультминутка

1 мин

5

Проверка знаний учащимися основных понятий

http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/25/krossvord-stepeni-ozhogov  [6]

1. Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.

2. Выполнение теста по теме " Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия". 

Студенты самостоятельно выполняют заполнение кроссворда.

Выполнение тестового задания

   

5 мин

6

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы

Оценивание работы на занятии каждого студента.

 Отмечаются особо отличившихся, подбадриваются остальные.

Констатация достижения поставленных целей.

7

Сообщение и комментирование домашнего задания

Записывают домашнее задание

1мин

К плану – конспекту занятия    3.3.1. Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия.

Перечень ЭОР, которые можно  использовать на данном уроке.

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурсе, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация «Степени ожогов»

практический

Демонстрация

http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/25/prezentatsiya-stepeni-ozhogov  [1]

2

Видеосюжета «Порядок оказание медицинской помощи при ожоге»

информационный

Демонстрация

http://www.blogoduma.ru/pravila-okazanija-pervoj-meditsinskoj-pomoschi-pri-ozhogah [2]

3

видеосюжета «Порядок оказание медицинской помощи при ожоге»

видеоролик

Демонстрация

http://www.youtube.com/watch?v=jQrXDaHN11I

[3]

4

Видеосюжет «Первая помощь при ожогах»

видеоролик

Демонстрация

http://festival.1september.ru/articles/314489/image2.gif [4]

5

Видеосюжет при химических ожогах

видеоролик

Демонстрация

http://www.youtube.com/watch?v=-FkQDk6CjR4 [5]

6

 Кроссворд

презентация

Контрольный

http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/25/krossvord-stepeni-ozhogov

7

Google

тестовое задание

Контрольный

https://docs.google.com/forms/d/1CyDTcRX94H0hrGuBnKZr7riSokbuotZDBpsDMfaPXPQ/viewform?usp=send_form 

Приложение№2

Кроссворд к теме: «Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия».

Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.

По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.

По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

Приложение №3

Тест по теме " Степени ожогов. Наложение повязки. Анестезия"

  1. Термические ожоги это:
  1. возникают при контакте с химическими веществами, обладающими местным раздражающим действием.
  2. возникают при контакте с химическими веществами, обладающими местным раздражающим действием вызываются солнечным или ионизирующим излучением, источниками ультрафиолетового излучения и т.д.
  3. возникают при воздействии огня, пара, горячих предметов или жидкостей.
  1. Виды перевязочного материала:
  1. марля
  2. бинт
  3. скотч
  4. вата
  5. индивидуальный перевязочный пакет
  6. изоляционная лента
  1. Ожог 2 степени характеризуется
  1. глубоким повреждением кожи, а также расположенных под ней сосудов и нервных стволов.
  2. затрагивает  два верхних слоя кожи – эпидермис и дерма.
  3. обугливание кожи и повреждение более глубоких расположенных тканей – подкожной клетчатки, мышц и даже костей.
  1. При ожогах нельзя:
  1. контролировать пульс до приезда медицинской помощи.
  2. вскрывать и прокалывать пузыри
  3. прикрытие области поражения влажной чистой тканью
  1. Ожоги, полученные в результате действия щелочей
  1. тщательно промывают водой, после чего обрабатывают 2% раствором лимонной или уксусной кислоты.
  2. обрабатывают 3% раствором соды или мыльной водой
  3. прикладывать лед, вату, пластыри и т.п.

1

2

3

4

5

с

a, b, d, e

b

b

a

Ключ к тесту:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Приказ о подготовке и проведении отборочного этапа конкурсных соревнований VI Московского чемпионата профессионального мастерства "Абилимпикс-2020"...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности (выступление на совещании)

Для того чтобы эффективно планировать свою будущую деятельность, преподаватель должен первостепенно проанализировать уже проделанную работу, выявить допущенные ошибки и пути совершенствования своего м...

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

1. Трансляция профессионального опыта на конкурсе "Мастер года", открытый урок "Разработка плана воспитательных мероприятий школы на учебный год2 на региональном уровене, на Всероссийск...