Аттестация: 3.3 Личный вклад в повышение качества образования, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности (активное участие в работе методических объединений и предметно-цикловых комиссиях)
материал
1. Копии программ, материалов научно-практических конференций, чтений, семинаров, круглых столов с указанием темы выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занятие – главная форма учебного процесса и занимает в учебном процессе 98% учебного времени. Остальные 2% учебного времени занимают такие формы организации учебного процесса как: учебная экскурсия, практикум, практическая работа, экзамен, консультация, зачёт, внеаудиторная работа и др.
Технология занятия Технология занятия – это модель, схема, план действий преподавателя и обучающегося при осуществлении учебного процесса; система деятельности, приводящая к результату. Конкретная деятельность преподавателя и обучающегося должна быть взаимосвязана и направлена на достижение поставленных целей.
Технология - это система, в которой последовательно воплощается на практике спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение глубоко осознанных и продуманных целей и задач, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Свойства технологии системность, структурированность, планируемый результат, деятельность всех субъектов при наименьших затратах времени и усилий.
Этапы проектирования занятия в технологическом подходе Определение целей и задач занятия. Ориентация всего содержания занятия на реализацию запланированных целей и задач. Ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов. Оценивание текущих результатов (наличие оперативной обратной связи), коррекция обучения. Заключительное оценивание результатов.
Мотивация Мотив ( motif фр. – двигаю), (побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к действию. В психологии «мотив» - осознанное побуждение человека к деятельности. Мотивы учения - осознанное побуждение обучающихся к учению. Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. В качестве мотивов могут выступать: предметы внешнего мира; идеи; чувства, переживания, словом всё то, в чём нашла воплощение потребность.
Мотивы могут быть внешние : наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Все они внешние к непосредственной цели обучения. Мотивы могут быть внутренние : интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный и профессиональный уровень, потребность в новой информации, то есть всё, что побуждает человека к учению как к своей цели . Мотивация обучения – формирование мотивов обучения.
Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, это планируемый результат. Для достижения цели требуется продолжительный отрезок времени. Задачи – это то, что требует выполнения, разрешения. (С. Ожегов). Задачей может быть отдельный этап какой-то деятельности, проблемная ситуация и ближайшая цель. Целеполагание
Обучающие цели занятия включают в себя овладение обучащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, основами научного мировоззрения. Их можно сформулировать так: 1) обеспечить: а) понимание содержания учебного материала всеми обучающимися; б) уровень его усвоения; в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; 2) добиться …; 3) сформировать или продолжить формирование общеучебного или специального … умения, навыка; 4) актуализировать …; 5) обобщить …; 6) систематизировать …
Воспитательные цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в обществе. Воспитательные цели можно сформулировать: создать условия для …; способствовать выявлению, раскрытию … способностей, возбудить интерес…; прививать, укреплять … навыки; убедить в целесообразности …, значимости …
Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи, умения вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности. Их можно сформулировать так: способствовать становлению или развитию…; содействовать развитию…; помочь…
Формы организации занятия Формы организации познавательной деятельности – это разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения. В педагогической литературе приняты в основном 3 формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая и общеаудиторная (фронтальная).
Индивидуальная работа – это учебная деятельность обучащихся по выполнению заданий, соответствующих учебным возможностям. Она предполагает подбор таких приёмов и средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие каждого студента в аудитории. Для осуществления индивидуальной работы требуется изучить индивидуальные возможности студента, создать систему дидактических материалов, определить оптимальное задание для каждого и систему контроля его обучения и развития, своевременно проводить анализ проделанной работы, коррекцию и делать выводы.
Парная форма организации процесса обучения Если в учебном процессе используется парная структура общения (общение 2-х людей, общение в паре), то мы имеем парную форму организации процесса обучения по схеме: преподаватель-студент или студент-студент. При общении в паре говорящего слушает 1 человек. При парной форме организации обучения возможны 3 варианта: 1) преподаватель, профессиональный педагог (взрослый) обучает студента; 2) один из студентов обучает чему-то другого студента (их роли могут меняться); 3) оба студента (участники парного общения) сотрудничают друг с другом на равных. В процессе обучения используют пары постоянного и переменного состава.
Работа в малых группах характеризуется тем, что: аудитория разбивается на занятии на несколько групп для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя; задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Составляющие групповой познавательной деятельности: Предварительная подготовка обучащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж преподавателя. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. Работа по выполнению учебного задания. Наблюдение преподавателя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5) Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6) Сообщение учащихся, по вызову преподавателя, о полученных результатах, общая дискуссия в аудитории под руководством преподавателя, дополнения и исправления, дополнительная информация преподавателя и формулировка окончательных выводов. 7) Оценка работы каждой группы.
Групповая форма организации познавательной деятельности особенно эффективна при решении каких-либо прикладных вопросов или при углублённом изучении какого-либо частного вопроса курса, а также при выполнении практикума или практических работ при условии, что в группе из 6 человек будет 3 комплекта оборудования. Она полезна и при выполнении упражнений и решении задач по теме, перед контрольной работой, диф зачета. Групповая работа эффективна при решении каких-либо проблем, подготовке учебных конференций, диспутов, докладов.
Фронтальная форма организации учебной работы Фронтальным называется такой вид деятельности преподавателя и обучающихся на занятии, когда все студенты одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты работы обсуждаются всей группой, сравниваются и обобщаются.
Характерные черты фронтальной формы познавательной деятельности. преподаватель ведёт работу и непосредственно общается со всеми студентами аудитории– рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает студентов в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми обучающимися. Всё, что необходимо знать и уметь каждому студенту, показывается преподавателем одновременно для всех; преподаватель осуществляет непосредственное идейно-эмоциональное воздействие на коллектив обучающихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания; каждый студент воспринимает информацию, передаваемую преподавателем, стремится её усвоить; общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого студента.
Фронтальная форма организации обучения позволяет: воспитывать в студентах чувство коллективизма; рассуждать и находить ошибки в своих и чужих рассуждениях; обсуждать различные проблемы всей аудиторией; делать обобщения и выводы. Используя фронтальную организационную форму, очень важно прививать учащимся умения: выслушивать чужое мнение; сравнивать его со своим; дополнять ответ; находить в нём ошибки по содержанию и планированию ответа.
При фронтальной работе аудитории можно давать и репродуктивные, и творческие задания. Самым существенным недостатком фронтальной формы работы является сложность в организации активной и полезной деятельности всех обучающихся аудитории. Но правильное сочетание на занятии индивидуальной и фронтальной форм работы позволяет максимально использовать достоинства каждой из них. При изучении нового учебного материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма организации занятии, а применение знаний в изменённых ситуациях лучше всего организовать максимально используя индивидуальную работу. Фронтально организуют практические работы, но и здесь нужно искать возможность для максимального развития каждого студента, например, заканчивать работу ответом на вопросы различной степени сложности.
Коллективная форма познавательной деятельности студентов Теоретические и технологические основы этой формы разработал В.К. Дьяченко. Коллективная форма познавательной деятельности – это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.
Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности. наличие у всех участников общей цели; разделение труда, функций и обязанностей между участниками деятельности; построение работы на сотрудничестве и взаимопомощи; работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость; равенство условий для каждого; деятельность каждого участника занятий является общественно полезной; всей работой руководит педагог; социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях. Коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся – это общение учащихся в процессе обучения в парах сменного состава.
Лекция – усваивается 5 % информации. Чтение – 10%. Аудиовизуальные средства – 20 %. Демонстрация – 30%. Дискуссии – 50%. Практические действия – 70% При обучении других – 90%.
Типы учебных занятий: изучение нового материала и его первичное закрепление; комплексное применение знаний и умений; комбинированное занятие.
Главная дидактическая цель учебного занятия изучения нового материала и первичного закрепления – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Структура учебного занятия изучения нового материала и первичного закрепления: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация, первичное усвоение учебного материала, информация о домашнем задании, Рефлексия.
Дидактические цели комбинированного учебного занятия – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; применение их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения знаний и умений. Структура этих занятий содержит: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация, первичное усвоение учебного материала, осознание и осмысление учебного материала, систематизация знаний и умений, применение знаний и умений, проверка уровня усвоения знаний и умений, информация о домашнем задании, рефлексия.
Структура занятия I. Организационный этап (момент). Организационный момент предназначен для создания у студентов рабочей настроенности. Его неправильная организация (недооценивание, затягивание, незнание методики) приводит к появлению методических недочётов в организации основной части занятия.
Содержание этапа. 1. Приветствие. 2. Определение отсутствующих (преподаватель формирует свою позицию к факту отсутствия студента). 3. Проверка готовности учащихся к занятию (внешний вид студентов, их рабочая поза, состояние рабочего места). 4. Проверка подготовленности помещения аудитории к занятию. 5. Организация внимания (для осуществления быстрого перехода от психологического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания).
Условия достижения положительных результатов оргмомента: сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность преподавателя; отсутствие многословия; ярко выраженная волевая направленность; требовательность и твёрдое намерение без задержки перейти к занятию при одновременном внимании к состоянию учащихся; использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего внимание студентов к теме занятия; спокойная, уверенная манера держаться при появлении в аудитории, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью; последовательность и постоянство в предъявлении требований.
Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой преподавателя и обучающихся, кратковременность оргмомента, полная готовность аудитории и оборудования к работе, быстрое включение группы, организация внимания всех обучающихся.
II. Этап проверки домашнего задания Учебно-воспитательная задача этапа – проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всей группой, выяснить причины невыполнения отдельными студентами, устранить, выявленные в ходе проверки, пробелы в знаниях, умениях и навыках, осуществлять дальнейшее совершенствование умений. Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности студентов, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.
Содержание этапа. 1. Выявление факта выполнения домашнего задания всей группой. 2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными студентами и принятие мер для его обязательного выполнения на следующий день. 3. Определение типичных недостатков в знаниях, причин их появления. 4. Исправление ошибок, допущенных в работе, чтобы они не закреплялись в памяти студентов. 5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания старост группы.
6. Использование взаимопомощи и самоконтроля студентов. 7. Осмысление преподавателем своей собственной деятельности на прошлом занятии. Проверка домашнего задания преподавателем позволяет обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпе продвижения студентов, является необходимым средством подготовки конкретного занятия с учётом достигнутых результатов.
Условия достижения положительных результатов: оперативность преподавателя, целевая направленность его деятельности; использование преподавателем системы приёмов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех студентов аудитории; осознанность студентами взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание зависимости этих результатов от их домашней работы.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выявление факта выполнения домашнего задания у всей группы за короткий промежуток времени (10 – 15 минут), установление типичных ошибок и их ликвидация; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными студентами и принятие мер для их ликвидации; использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также от отношения студентов к его выполнению; формирование у студентов связи выполнения домашнего задания с результатами своего обучения.
Методика проверки домашнего задания: проверка и оценка преподавателем; проведение кратковременных (20–30 минут) письменных контрольных работ в начале занятия; проведение тестового письменного опроса всей группы.
III. Этап всесторонней проверки знаний. Учебно-воспитательная задача: глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Уточнение, закрепление и систематизация знаний учащихся. Организация в ходе проведения опроса отдельных студентов познавательной деятельности всех учащихся. Осуществление развития речи и мышления отвечающих студентов. Развитие аналитичности и критичности мышления студентов. Воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам одногруппников. Прорефлексировать свою деятельность, дать ей самооценку.
Содержание этапа: проверка различными методами объёма и качества усвоения знаний отдельными студентами; проверка образа мышления отвечающих студентов; проверка сформированности общеучебных и специальных умений и навыков; комментирование (оценивание) ответов студентов; организация деятельности всей группы во время ответа вызванных к доске студентов.
Сущность этапа: коллективная познавательная деятельность всех учащихся группы, в результате которой знания всей группы совершенствуются, а у части учащихся аттестуются. Проверка знаний должна служить не только цели контроля, но и целям обучения. Чтобы втянуть в работу всю группу, опрос должен быть интересен студентам. Для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике. Только в этом случае ответы на занятии позволяют убедиться в правильности своих знаний, исправить и дополнить их, закрепить, сделать личными.
Важный приём для активизации всей группы при опросе отдельных студентов – рецензирование ответов одногруппников по единой схеме: полнота ответа, его обоснованность, правильность, логичность, культура речи, умение применять знания на практике. В результате оценку получают и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.
Формы опроса: фронтальный, уплотнённый, программированный, индивидуальный перед всей группой и с его участием.
Условия достижения положительных результатов: использование разнообразных методов проверки знаний (фронтальная беседа, индивидуальный опрос у доски, тестовая проверка и др.); постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний; создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний; привлечение специальными заданиями группы всех студентов к активному слушанию ответов одногруппников; создание атмосферы значимости, серьёзности и важности работы, осуществляемой на данном этапе.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи на данном этапе: проверка преподавателем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, умения применять на практике; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся, на указание того, что необходимо делать для усовершенствования приёмов самостоятельной работы; активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных студентов.
IV. Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала Учебно-воспитательная задача этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового учебного материала; формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.
Содержание этапа: сообщение темы изучения нового материала; формулировка, вместе с учащимися, цели и задач изучения новых знаний; показ практической значимости нового учебного материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения (каждый студент должен осознавать цели всех, выполняемых им в учебном процессе, действий). Самое главное на данном этапе – обеспечить осознание цели студентами, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к её достижению, раскрыть значение цели для самих студентов.
Условия достижения положительных результатов: предварительное обдумывание преподавателем формулировки цели, задач, практической значимости для студентов нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация всего этого в плане занятия; умение чётко и однозначно, вместе со студентами, сформулировать образовательную цель занятия для студентов, показать им, чему они должны научиться в ходе занятия, какими знаниями, умениями и навыками овладеть; сформированность у учащихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на занятии, что успешно можно работать только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат; учебную цель занятия нужно или обсуждать со студентами, или формулировать её вместе с ними, иначе она не будет для них личностно значимой.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового учебного материала; понимание студентами практической значимости изучаемого материала.
Способы сообщения целей и задач занятия: объяснение студентам одновременно с сообщением темы; сообщение в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи; Студенты должны чётко представлять предполагаемый результат их учебной деятельности на занятии, знать, за что им необходимо отчитаться перед преподавателем, уметь целенаправить свою деятельность и соответствующим способом спланировать её.
V. Этап усвоения новых знаний Учебно-воспитательная задача этапа: дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки; осуществлять формирование нравственных отношений; конструировать и осуществлять этап на основе развивающего обучения.
Содержание этапа: 1. Организация внимания. 2. Организация преподавателем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для студентов учебного материала. 3. В ходе освоения нового материала обучить студентов собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала. 4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда основным субъектом обучения, основным ответственным лицом за учёбу становится студент.
Условия достижения положительных результатов: 1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. 2. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности школьников, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала. 3. Использование в процессе обучения сменных диалогических пар. 4. Проведение словарной работы, как одного из инструментов осознания учебного материала.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: если преподаватель использовал метод лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов студентов на следующих этапах занятия; при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы студентов в сочетании с методом беседы, программированных машин или учебников показателем усвоения новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие группы в проведении итоговой беседы или самостоятельной работы.
VI. Этап закрепления новых знаний Учебно-воспитательная задача этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому учебному материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие умения и навыки.
Содержание этапа: 1. Закрепление новых знаний и умений. 2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний. 3. Одновременно с закреплением, углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания учащимися сущности новых понятий. 4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого применения его на практике, в нестандартных ситуациях. 5. Выработка соответствующих умений и навыков.
Условия достижения положительных результатов: 1. Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. 2. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности. 3. Обращение преподавателя по поводу ответа студента к группе с предложением - дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с другой стороны. 4. Определение по ответам студентов пробелов в понимании нового материала.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выяснение преподавателем прочности и уровня осознанности знаний учащихся; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами, идеями; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки.
VII. Этап информирования студентов о домашнем задании Учебно-воспитательные задачи этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения, подвести итоги занятия.
Содержание этапа 1. Подведение итогов занятия: как работала группа, кто из студентов работал особенно хорошо, что нового узнали студенты. 2. Мотивирование домашнего задания, пробуждение в обучающихся любознательности (интересная постановка проблемы, аппелирование к чувству долга, учёт индивидуальных склонностей и желаний студентов). 3. Достаточно подробный, но вместе с тем непродолжительный инструктаж по выполнению домашнего задания (использование дифференцированных и индивидуальных заданий). 4. Проверка того, как студенты поняли содержание работы и способы её выполнения.
Условия достижения положительных результатов: 1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах занятия, до звонка на перемену. 2. Задавание домашнего задания при полном внимании всей аудитории. 3. Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом занятия. 4. Добиваться, чтобы содержание домашнего задания было понято всеми студентами без исключения.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: правильное выполнение домашнего задания всеми студентами группы.
Предварительный просмотр:
Гигиенические критерии рациональной организации занятия
№ п/п | Факторы занятия | Уровни гигиенической рациональности занятия | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности (чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения примеров) | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 30 мин | 35-45 мин | Более 45 мин |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности. | Смена через 20-30 мин | Смена через 35-45 мин | Смена через 45-50 мин |
5 | Число видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельные работы) | Не менее 3 | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 30-45 мин | Через 30-40 мин | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиенич. нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Преподаватель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Преподаватель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется преподавателем. |
10 | Физкультминутки | Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого. | 1 физкультминутка за занятие, с недостаточной продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Занятие эмоционального индифферентное | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент наступления утомления обучающихся по снижению учебной активности | Не ранее чем через 40 мин. | Не ранее чем через 35-37 мин. | Менее чем через 30 мин. |
Принципы обучения:
- Принцип сознательности и активности.
При условии принятия обучающимися цели и совпадения мотива с ней при прослушивании лекции усваивается 5% материала, при самостоятельном чтении 10% материала, при аудио-видео обучении – 20%, при демонстрации – 30%, в дискуссии – 50%, когда практика включена в процесс деятельности – 75%, обучение других – 90%.
- Принцип доступности
- Прнцип учета индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода
- Принцип научности
- Принцип наглядности
(Ничего не было бы в сознании, что заранее не было в ощущении).
- Органы зрения пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и в 13 раз больше, чем органы осязания.
- 87% информации усваивается зрительно,
- 9% - на слух,
- 4 % – через остальные органы (кинестетик никогда не поймет преподавателя, если тот не будет жестикулировать).
6. Принцип системности и последовательности
7. Принцип прочности (чем интереснее – тем прочнее)
- непроизвольное запоминание
- критические точки 10-15 минута занятия – 60% усвояемости материала
20-30 мин – 80%
40-60 мин – до 45-60%
70-90 мин – до 6%
звонок – 0%
Ведущая идея должна быть прокручена за занятие 5 раз.
- кризисы внимания 35-45 минута от начала урока
50-60 минута
70-90 минута.
8. Принцип связи теории с практикой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди
Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...
4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед
Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока4. Призентация...