Эмоциональная разгрузка современного ребенка через дыхание
статья на тему
Дыхание - помощь ребенку в восстановлении психического здоровья, которое связано с телом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональная разгрузка современного ребенка через дыхание | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Зиминой Н.А
Эмоциональная разгрузка современного ребенка через дыхание
Не стоит унывать, если в последнее время жизнь не благосклонна к Вам. Если дети часто болеют, прибывают в угнетенном состоянии духа, ленивы, раздражительны, и так можно долго перечислять взаимосвязь самочувствия со здоровьем. Доказано, что дыхание связано с ритмом мышления. Дело в том, что дыхание – это не только насыщение организмом кислородом, дыхание как камертон настраивает организм на нужный ритм, а это значит, что в полную силу начинает работать самовосстановительные процессы в нашем организме. Следовательно, правильное дыхание позволяет быстро избавится от болезней. Более того, оно активизирует защитные и регенеративные системы нашего организма. Следовательно, активно способствует обновлению клеток организма и системы человека. Надо научится правильно дышать, так как дыхание это жизнь. Наше дыхание заслуживает пристального внимания. Дыхательные пути окружает определенная мускулатура и если дыхание не правильное, то мускулатура атрофируется. Дыхание всегда меняется вместе с эмоциями. Когда мы спокойны и полны радости – в нашем дыхании есть музыкальные качества, оно становится песней. В процессе занятий необходимо помнить о том, что мы дышим для нормализации обменных веществ, балансировки энергетических потоков и создание необходимого настроя для успешных занятий. Как убедится, что дыхание влияет на дыхание ? Легкие не могут расширяться и сокращаться сами по себе. Под давлением воздуха (вдоха и выдоха) они увеличиваются до размера грудной клетки, которые расширяются и сужаются в результате работы соответствующих мышц. В дыхании участвуют грудные, спинные, абдоминальные мышцы и диафрагма. Именно благодаря ей на вдохе; в грудной клетке, увеличивается пространство, а на выдохе – уменьшается. Диафрагма имеет сферическую форму и по всей окружности соединяется с нижними ребрами. В расслабленном состоянии она напоминает купол, а сократившись – становится более плоской и опускается к животу. Поэтому, при вдохе, мы чувствуем мы чувствуем как расширяется область живота и нижних ребер. Сокращение диафрагмы освобождает пространство для легкий и увеличивает емкость в грудной полости благодаря чему воздух попадает в легкие. На выдохе происходит обратный процесс, диафрагма расслабляется и принимает форму купола живот сдувается грудная клетка сужается и воздух выталкивается наружу. Все, что ограничивает движение диафрагмы, сковывает и дыхание. Диафрагма может быть сильно сжата тесной одеждой или ремнем затянута в талии. Чаще, однако, это происходит из-за неправильной осанки. Сядьте и обратите внимание, как нижние ребра поднимаются, удаляются от живота, а верхней его части увеличивается его свободное пространство, когда вы выпрямляете спину. Теперь ссутультесь, понурув голову и округлите спину. В этом положении нижние ребра направляются назад и внутрь, сжимая диафрагму и верхнюю часть живота. Именно поэтому, во время наклона из положения сидя важно сохранить позвоночник прямым, слишком жесткие обдоминальные мышцы так же ограничивают свободу диафрагмы. Их напряжение может быть вызвано болью или страхом. Кроме того, часто реакцией на чувство тревоги является неправильная задержка дыхания и диафрагма становится практически неподвижной. Поэтому надо делать упражнение на вытяжение обдоминальных мышц, которые удерживают ребра в довольно спокойном состоянии. Обдоминальные мышцы должны быть сильными для того, чтобы удерживать органы брюшной полости и поясницу. Сила этих мышц необходима во время выдоха при резком выталкивании воздуха из легких при кашле и чихании. И так, обдоминальные мышцы должны быть сильными и вместе с тем эластичными, чтобы не препятствовать расширению легких и ограничивать вдохи. Слишком жесткие верхние обдоминальные мышцы могут буквально зажать диафрагму.
Снизу прямая мышца соединяется с лобковой костью, а сверху – с ребрами, хрящом и с нижней частью грудины. Наружные и внутренние косые мышцы пересекают живот до диафрагмы. Их верхние волокна крепятся к нижним ребрам и тоже могут ограничивать движение грудной клетки.
Нарушая сложную работу всей дыхательной мускулатуры и тем самым сбивая ритм дыхания жесткие верхние обдоминальные мышцы могут вызвать хронические головные боли. Обычно мы компенсируем нехватку свободного пространства в нижних частях легки тем, что чрезмерно расширяем верх. При этом во время вдоха, слишком большая нагрузка приходится на мышцы которые поднимают грудную клетку и расширяют пространство между ребрами: грудина – ключична – сосцевидные мышцы, расположенные по переднее поверхности шеи, и верхние трепцивидные мышцы, расположенные по ее задней поверхности. Результат – хроническое напряжение шеи – самая распространенная причина головных болей. Чтобы прямые и косые мышцы живота работали нормально необходимо не только сокращать и укорачивать их, но так же расслаблять и удлинять поэтому нужно научится дышать полной грудью, использовав полное дыхание.
Полное дыхание
Полное дыхание – дыхание оптимальное оно охватывает собой разные виды дыханий: верхние, средние, нижние – является оптимальным. Верхнее дыхание охватывает верхнюю часть груди и легких. Вдох поднимает ребра, ключицы и плечи, наполняя воздухом часть легких. Средние, межреберное дыхание: вдох приподнимает ребра и расширяет грудь, приводят движения ребра и расширяет грудь, приводит в движение диафрагму, выдвигает живот. Наполняет воздухом среднюю часть легких. Она так же как и верхняя, является поверхностным дыханием. Нижнее, брюшное дыхание приводит в движение нижнюю часть груди и легких. Живот при этом выдвигается вперед, назад, а диафрагма приподнимается вверх – вниз. Техника полного дыхания: после выдоха – медленный вдох: на счет 8 или 6. Сначала наполняем нижнюю часть легких живот выдвигается вперед. Затем приходит в движение среднее расширяется ребра и грудь. Последний этап - наполняется воздухом и верхняя часть воздухом, поднимаются ключицы. Живот рефлекторно подтягивается к позвоночнику, медленно выдох втягивается живот, затем опускаются ребра, грудь, плечи. Такие мягкие волнообразные движения при вдохе и выдохе позволяют превратить дыхание в главные непрерывный процесс, где вдох перетекает в выдох и наоборот. При таком способе дыхания исключаются резкие толчки дыхательного аппарата, его изменения напряжения. Именно такое дыхание включает в работу весь дыхательный аппарат, насыщая организм оптимальным количеством кислорода. Полное дыхание стимулирует обмен веществ, укрепляет и защищает иммунитет, благоприятно воздействует на эндокринную систему, работу сердца и пр.
Дыхание со звуком
Дыхание положительно воздействует на сознание, а путем подчинения праны является звук, который является важным аспектом практики. Прислушиваясь к этому звуку мы тренируем свою способность быть внимательными, позволяя контролировать сознание. Звук очищает дыхание, и успокаивает сознание. Начать выполнение этой техники следует с произношением долгого звука (А) или (У) с придыханием, и одновременно выдыхая воздух. У Вас должны в результате получится (а-аххх) или (у-уххх) издавая такой звук, вы сможете полностью очистить легкие от застоявшегося воздуха, а затем, начинайте выполнять вдох, опять – такие одновременно произнося (а-ахх или у – уххх). Так вы пополняете воздухом легкие. После того как попробуете сделать это упражнение открыты ртом, вы переходите к выполнению этой техники с закрытым ртом. Вы замете, что легкие при дыхании на выдохе во многом напоминают шепоток (с закрытым ртом) Если освоить эту технику, то Ваше сознание автоматически успокаивается. Техника не может быть выполнена сама по себе, надо сконцентрировать свое сознание на том, что вы делаете и тогда с помощью дыхания обуздать сознание, контролируя и с его помощью подчинить себе.
Глубокое расслабление мышечной системы играет важную роль в психотренинге, так как дает человеку чувство покоя, обеспечивает быстрое восстановление сил и способствует набору энергии. Овладев расслаблением отдельными группами мышц приступить к расслаблению группы мышц всего тела. В положение лежа начните это делать сверху вниз от мышц лица, затылка и до ступней ног включительно. Особое внимание обратите на расслабление мышц лица глаз затылка и позвоночника. Для расслабления мышц применяются следующие основные приемы: подтягивание (расслабление).
Подтягивание
Подтягивание мышц выполняется снизу вверх от ступней к голове, подтягивание в различных направлениях. Вытягивайте руки ноги переворачивайтесь и так далее, не удерживайтесь от зевоты. Вообразите, что вы в саду, подтягивайтесь, срывая висящие яблоки, тянетесь как можно выше. Напряжение и расслабление мышц без резких движений мягко и легко. Естественно напрягаете отдельные группы мышц, а затеем переходите к полному их расслаблению. Научитесь чувствовать моменты перехода напряжения к расслаблению.
Расслабление мышц на задержке дыхания. Это упражнение выполнять лучше всего на выдохе. В положении лежа расслабитесь сделайте глубокий вдох и на выдохе как сверху вниз, по телу идет волна, расслабляющие мышц. Выдохните и задержите дыхание до естественно желания сделать вдох. Посмотрите внутреннем взором какие мышцы расслаблены в недостаточной степени. Сделайте вдох и пошлите к мышцам волну расслабления, задержите дыхание.
Расслабление волевым приказом. Примите удобную позу и пошлите волевой приказ мышцам расслабится. Делайте это естественно и непринужденно, так же вы подсознательно двигаете рукой или сокращаете мышцы. Желательно применять формулы расслабления, рекомендуемые при аутогенной тренировки, и при этом отрабатывать подсознательно упражнение процессом расслабления.
Умственное расслабление. Сядьте в удобную позу, расслабьте мышцы и отгоните мысли о дневных заботах. Углубитесь в себя и отключитесь от обыденной жизни. Думайте о вселенной и времени, о бесконечном множестве миров и многообразии форм жизни. Это придаст Вам бодрость, энергию.
Отдых. В положении лежа расслабьте все мускулы, отведете из них энергию, старайтесь ни о чем не думать. Если в это время заснять, то час такого сна – дает отдых, как если бы вы спали всю ночь. Надо освободить свое мышление от груза неверия собственных возможностей и способностей.
Набор и распределение энергии осуществляется при полном глубоком ритмическом дыхании (в положении лежа или сидя в кресле). Тело расслаблено, руки лежат на солнечном сплетении. При вдохе энергия направляется в солнечное сплетение, а при выдохе распределяется по всем телу, достигая всех клеток организма. Такое упражнение помимо распределения энергии - потенциала нормализует состояние нервной системы, гармонизирует психику, вызывает чувство покоя. Целесообразно его применять в состоянии усталости при снижении настроения и после нервных напряжений. Продолжительность упражнения 5-10 минут, проводить желательно 2 раза в день.
Техника Сурьяпхеда (солнца) дыхание правой ноздрей.
Зажмите левую ноздрю большим пальцем левой руки. Затем долгий вдох правой ноздрей, затем закрыть правую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем этой же руки и задержать дыхание, крепко прижимая подбородок к груди. Задержать дыхание до своей возможности как можно дольше. Затем выдохнуть медленно через левую ноздрю. Это дыхание препятствует разложение, очищает кору головного мозга, изгоняет кишечных глистов, уничтожает четыре вида зла, лечит ревматизм, ренит, различные виды невралгии. Этого нельзя достичь с первого раза и надо повторять несколько раз (мужчины делают закрытие носа другой правой рукой).
Калабхати
Калабхати – для очищения черепа и легких, очищения носовых проходов. Сядьте в любую медитативную позу. Закройте глаза и расслабьтесь. Вдох произвольный, акцент должен делаться на выдохе. Закрыв левую ноздрю большим пальцем левой руки и сделать резкие выдохи правой ноздрей в область пупка (мощные и быстрые) сжатием мышц живота и втягиванием их внутрь. Начать с 10 циклов (выдохов). Доводить выдохи можно от 30 до 120. После 30 выдохов задержать дыхание, по мере возможностей, с сжатием мышц и опуская подбородок к груди сделать Удияну бадху (перекрытие голосовой части воздуха) и джаладхару батху (где живот сжимается со всех сторон и все мышцы промежностей и прямую кишку подтягивают вверх к диафрагме, сжав со всех сторон во внутрь).
Затем вдох и выдох. После чего, правой ноздрей на 8 счетов вдох, на 16 счетов выдох. Выдох длиннее в два раза, чтоб очистить легкие и внутренние органы. Затем все тоже самое повторить в выдохе и весь цикл левой ноздрей. А завершить выдохи двумя ноздрями одновременно. После чего плавный вдох двумя ноздрями на 8 счетов и выдох на 8 счетов двумя ноздрями и левой ноздрей три раза. Если выдох на 8 счетов не получается, значит легкие не очистились и надо повторить. Это упражнение очищает дыхательную систему и носовые проходы. Оно устраняет спазмы в бронхах излечивает астму, туберкулез, очищает кровь.
Уджджайн.
Вдох через обе ноздри. Когда вдыхаете расширяете грудную клетку. Задержите дыхание так долго, сколько сможете, не испытывая при этом неудобств. А затем, закрыв правую ноздрю правым пальцем правой руки, медленно выдыхайте через левую ноздрю. Это техника дыхания может выполняться даже при ходьбе или стоя на месте. Можно выдохнуть и через обе ноздри. Техника снимает головной жар, уменьшает желудочный огонь. Практикующий становится очень привлекательным, красивым. Техника выходит мокроту и слизь из организма. Лечит все болезни проистекающие от неправильного дыхания, астму, туберкулез, все виды легочных болезней и болезней сердца. Уджджайн вы совершенствуйте свой организм уничтожаются гниение и смерть.
Я могу перечислить много ценных техник дыхания, которые ведут по пути исцеления и здоровья.
Для детей я выбираю самый простой дыхательный цикл. Это вдох правой ноздрей на 4 счета и выдох правой на 4 счета закрыв при этом левую ноздрю – 4 раза. Затем вдох левой на 4 счета и выдох левой на 4 счета, закрыв левую ноздрю – 4 раза. Затем вдох двумя ноздрями на 4 счета и выдох на 4 счета и так 4 раза. Это цикл затем повторяем только при вдохе делая задержку дыхания на 4 счета. Такое дыхание доступно ребенку и приносит только пользу здоровью. Дети отмечают что после дыхательной практики дышать становится легче и голова не болит так как идет приток кислорода в сосуды головного мозга. (Вдох делается от нижних частей легкий включая все грудную клетку).
Блок дыхания включает в себя теорию о дыхании и ее обучении, помня что дыхательная система объединяет органы которые выполняют воздухоносные и дыхательную (газообменную) функции. Основная функция органов дыхания обеспечение газообмена между воздухом и кровью. Кроме того органы дыхания участвуют в звукообразовании определении запаха, выработки некоторых гормонов подобных веществ в липидном и водном – соляном обмене, в поддержании иммунитета. Воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а так же восприятия запаха, вкуса, температурных и механических раздражителей.
Дыхательные упражнения необходимо выполнять достаточное количество времени и всегда, как только вы устали для достижения комфортного состояния.
Делая заключения можно сказать, что используя дыхания идет эмоциональная разгрузка. Выходит, что цель достигается посредством дыхательных практик, а значит есть смысл их использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Книга в жизни современного ребенка.
В статье я написала, почему современные дети не люябт читать......Статья опубликована в сборнике "Ребенок в современном мире" выпущенном к VII Международной научно-практической конференции "Ребенок в ...
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду семинар-практикум для педагогов ДОУ
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду...
Гимнастика как путь к здоровью современного ребенка
Гимнастика - через работу с телом формируется здоровая личность ребенка....
Статья « Формирование личности ребенка через организацию воспитательного пространства в учреждении».
Статья посвящена устаавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимодействия друг с другом....
Доклад на МО. Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка
Доклад на МО...
Книга или гаджет, выбор современного ребенка
Диалог педагогики и художественной литературы о воспитании современного ребенка....
Дрессировка собак как эмоциональная разгрузка для подростков в объединении «Клуб «Имидж Волга"в МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара.
Общение с собакой оказывает благотворное влияние на наше здоровье, как психическое, так и физическое, улучшает общее самочувствие и уменьшает уровень стресса, значительно снижает риск психических и эм...