Тематическое планирование для 2 класса по эрзянскому языку
календарно-тематическое планирование на тему
Пояснительная запискa
Многоязычное образование в современной школе — одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности.
Цели
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к культуре мордовского народа.
Развивающий компонент — в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_kl.docx | 52.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена
На заседании методического
Объединения
Руководитель МО
________________ Л.Н. Антонова
«28» августа 2014г.
Утверждаю
Директору МОУ
«Средняя школа № 37»
_______________Т.И. Уханева
«29» августа 2014 г.
Рабочая программа
учебного курса
«ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК»
2 классы
Составитель:
учитель эрзянского языка
Л.В. Калачина
2014-2015 г.
Пояснительная запискa
Многоязычное образование в современной школе — одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности.
Цели
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к культуре мордовского народа.
Развивающий компонент — в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Задачи обучения
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как
— аудирование
— говорение
— чтение
— письмо.
В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.
Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.
Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.
Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.
Послелоги места, направления.
Рабочая программа составлена на основе Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения). 2-4 классы. — Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. Авторы — Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.
Место в учебном базисном плане — 68 часов (2 часа в неделю).
Новизна программы
В поисках инноваций современная школа оставляет без должного внимания традиции и опыт народной педагогики. Народная сказка является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах именно сказка была мощным средством, использование колоссального потенциала которого позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.
Введение в данную программу работы с мордовскими народными сказками обусловлено рядом причин:
— мордовский сказочный эпос учащимся практически неизвестен;
— с развитием средств массовой информации снизился интерес к сказкам и у детей, и у родителей;
— на уроках литературного чтения сказочный материал подается недостаточно разнообразно;
— возможности сказки не в полной мере используются для развития у учащихся мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей;
— не реализуется потенциал сказки как уникального средства психокоррекции личности.
Прогнозируемый результат
Изучение эрзянского языка должно предоставить учащимся возможность
правильно произносить звуки, слова, словосочетания, предложения;
соблюдать интонацию основных типов предложения;
овладеть наиболее употребительной лексикой и усвоить продуктивный лексический минимум в объеме 500-600 лексических единиц;
получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка;
понимать устную речь, основное содержание несложных текстов;
участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и диалог на определенную тему;
строить краткие высказывания, воспроизводить наизусть произведения детского фольклора;
овладеть техникой чтения;
составлять небольшие тексты по предложенной теме.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
Теорет. обучение | Самостоятельная и контрольная работа 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1
| |||
1 | Мы знакомимся | 14 | 14 | |
2 | В школе | 12 | 12 | |
3 | Времена года | 16 | 16 | |
4 | Мир вокруг нас | 7 | 7 | |
5 | Человек | 11 | 11 | |
6 | Домашние и дикие животные | 8 | 8 | |
Итого: (2 часа в неделю) | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Их них | Самостоятельная работа | ||
Теорет. обучение | Практич. работа | Кон- тр. работы | ||||
I четверть-17 часов | ||||||
Мы знакомимся | 14 | 14 | ||||
1-5 | Мы знакомимся | 5 | 5 | |||
6-10 | Моя семья | 5 | 5 | 1 | ||
11-14 | Любимые игрушки | 4 | 4 | 1 | 1 | |
В школе | 7 | 7 | ||||
15-17 | В школе | 3 | 3 | |||
Путешествие в мир мордовских народных сказок. | Творческая лаборатория | |||||
II четверть-16 часов | ||||||
18-21 | Наш класс | 4 | 4 | |||
Времена года | 7 | 7 | ||||
22-25 | Осень | 4 | 4 | |||
26-28 | Овощи и фрукты | 3 | 3 | 1 | ||
Человек | 3 | 3 | ||||
29-31 | Человек | 3 | 3 | |||
В школе | 2 | 2 | ||||
32-33 | Счет 1-10 | 2 | 2 | 1 | ||
Путешествие в мир мордовских народных сказок. | Творческая лаборатория | |||||
III четверть-20 часов Мир вокруг нас | 3 | 3 | ||||
34-36 | Мир вокруг нас | 3 | 3 | |||
Человек | 4 | 4 | ||||
37-40 | Пища и посуда | 4 | 4 | |||
Времена года | 6 | 6 | ||||
41-43 | Зима | 3 | 3 | |||
44-46 | Новый год | 3 | 3 | |||
Человек | 4 | 4 | ||||
47-50 | Одежда и обувь | 4 | 4 | |||
Домашние и дикие животные | 8 | 8 | ||||
51-53 | Домашние животные | 3 | 3 | |||
Путешествие в мир мордовских народных сказок. | Творческая лаборатория | |||||
IV четверть-15 часов | ||||||
54-56 | Дикие животные | 3 | 3 | |||
57-58 | Птицы | 2 | 2 | |||
Мир вокруг нас | 3 | 3 | ||||
59-61 | Город и транспорт | 3 | 3 | |||
В школе | 3 | 3 | ||||
62-64 | Дни недели | 3 | 3 | |||
Времена года | 3 | 3 | ||||
65-67 | Весна и приход лета | 3 | 3 | |||
Мир вокруг нас | 1 | 1 | ||||
68 | Моя Мордовия | 1 | 1 |
Содержание учебного курса
Мы знакомимся — 14 часов |
Основные дидактические единицы:
Приветствие. Знакомство с учителем, друг другом:
Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь леметь? Монь лемем Саша.
Слова, необходимые для знакомства: тейтерне,церыне.
Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? Кить? Те тейтерне? — Да, те тейтерне. Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.
Те кие? — Те мон. Те тон? — Да, те мон.
Члены семьи: ава, тетя.
Речевые образцы: Те авам. Те тетям.
Обращение к членам семьи: авай, тетяй… Шумбрат, авай. Шумбрат, тетяй.
Указательное местоимение: те.
Названия игрушек: нумоло, овто, ривезь, ур, чеерь, катка, киска.
Применение существительных в уменьшительно-ласкательном значении: нумоло — нумолнэ.
Единственное и множественное число существительных: нумоло —нумолот.
Вопросы: мезе? месть? Тямезе? — Тялопа. Нят месть? — Нят лопат. Прилагательные: покш, вишкине.
Речевые образцы: Овтось покш. Чеернесь вишкине.
Основные обучающие блоки:
- Мы знакомимся
- Моя семья
- Любимые игрушки
Литература
|
Календарно-тематический план
2 «А» и 2 «В» классы
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятия | Дата проведения | |||
68 | По плану | Фактически | |||||
I четверть | |||||||
1. | День знаний. | ||||||
2. | Приветствие. | ||||||
3. | Будем знакомы. | ||||||
4. | Вежливые слова. | ||||||
5. | В школе. | ||||||
6. | В классе. | ||||||
7. | Счет. | ||||||
8. | Счет до десяти. | ||||||
9. | Наш класс. | ||||||
10. | Класс. | ||||||
11. | Времена года. |
| |||||
12. | Любимое время года. | ||||||
13. | Сад. | ||||||
14. | Дары сада. | ||||||
15. | Овощи. | ||||||
16. | Уборка овощей. | ||||||
17. | Проверочная работа. Продукты. | ||||||
18. | Продукты. Повторение. | ||||||
19. | Полезные продукты. | ||||||
20. | Осень. | ||||||
21. | Краски осени. | ||||||
22. | Дары осени. | ||||||
23. | В осеннем лесу. | ||||||
24. | В лесу. | ||||||
25. | Дикие животные. | ||||||
26. | Ждем зиму. | ||||||
27. | Приметы зимы. | ||||||
28. | В зимнем лесу. | ||||||
29. | Зимние забавы. | ||||||
30. | Накануне Нового года. | ||||||
31. | Новый год. Проверочная работа. | ||||||
32. | Новогодний праздник. | ||||||
33. | Домашние животные. | ||||||
34. | Уход за домашними животными. | ||||||
35. | Мое любимое домашнее животное. | ||||||
36. | Моя семья. | ||||||
37. | Мои близкие. | ||||||
38. | Помощь по дому. | ||||||
39. | Дома. | ||||||
40. | Взаимоотношения в семье. | ||||||
41. | Домашние заботы. | ||||||
42. | День защитника Отечества. | ||||||
43. | Подготовка подарка маме. | ||||||
44. | Мамин праздник. | ||||||
45. | Весна. | ||||||
46. | Краски весны. | ||||||
47. | Природа весной. Проверочная работа. | ||||||
48. | Птицы прилетели. | ||||||
49. | Птицы – наши друзья. | ||||||
50. | Родная сторонушка. | ||||||
51. | Части тела. | ||||||
52. | Части тела. Повторение. | ||||||
53. | Наше здоровье. | ||||||
54. | Чистота – залог здоровья. | ||||||
55. | Дружба. | ||||||
56. | Друзья. | ||||||
57. | В свободное время. | ||||||
58. | Игрушки. | ||||||
59. | Игры. | ||||||
60. | Наши игры. | ||||||
61. | Игры. | ||||||
62. | Жить в согласии. | ||||||
63. | Лето пришло. | ||||||
64. | Лето. | ||||||
65. | Летние каникулы. | ||||||
66. | Проверочная работа. | ||||||
67. | Повторение и систематизация пройденного материала. | ||||||
68. | Повторение и систематизация пройденного материала. | ||||||
Итого часов | 68 ч. |
Календарно-тематический план
2 «Б» класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятия | Дата проведения | |
68 | По плану | Фактически | |||
1. | Приветствие. | ||||
2. | Знакомство. | ||||
3. | Представление друга. | ||||
4. | Школьные принадлежности. | ||||
5. | Мы ученики. | ||||
6. | Учебные действия школьника. | ||||
7. | Наш класс. | ||||
8. | Классная комната. | ||||
9. | Счет от 1 до 5. | ||||
10. | Счет от 6 до 10. | ||||
11. | Времена года. Осень. |
| |||
12. | Смена времен года. | ||||
13. | Осень. | ||||
14. | Яркие цвета осени. | ||||
15. | Названия цветов. | ||||
16. | Повторение пройденного. | ||||
17. | Мордовские сказки. | ||||
18. | Повторение пройденного. | ||||
19. | Приметы осени. | ||||
20. | Поздняя осень. | ||||
21. | В саду. | ||||
22. | Подарки осени. Фрукты. | ||||
23. | В огороде. | ||||
24. | Овощи. | ||||
25. | Продукты. | ||||
26. | Приготовление пищи. | ||||
27. | Зима. | ||||
28. | Зима в природе. | ||||
29. | Приметы зимы. | ||||
30. | Украшение новогодней красавицы. | ||||
31. | Подготовка к Новому году. | ||||
32. | Новогодний праздник. | ||||
33. | Наша семья. | ||||
34. | Взаимоотношения в семье. | ||||
35. | Помощь старшим. | ||||
36. | Наш город (село). | ||||
37. | Домашние заботы. | ||||
38. | Посуда. | ||||
39. | Дикие животные. | ||||
40. | Повторение пройденного. | ||||
41. | В зоопарке. | ||||
42. | Домашние животные. | ||||
43. | Детеныши животных. | ||||
44. | Уход за домашними животными. | ||||
45. | Повторение пройденного. | ||||
46. | Птицы. | ||||
47. | Помощь птицам. | ||||
48. | Мамин праздник. | ||||
49. | Части тела человека. | ||||
50. | Человек и его тело. | ||||
51. | Повторение пройденного. | ||||
52. | Чистота – залог здоровья. | ||||
53. | Весна | ||||
54. | Приметы весны. | ||||
55. | Приход весны. | ||||
56. | Мой друг (подруга). | ||||
57. | Описание друга (подруги). | ||||
58. | Наши игрушки. | ||||
59. | Игрушки. | ||||
60. | Мы играем. | ||||
61. | Наши игры. | ||||
62. | Игры мордовского народа. | ||||
63. | Дружба. | ||||
64. | Повторение пройденного. | ||||
65. | Повторение пройденного. | ||||
66. | Саранск – столица Мордовии. | ||||
67. | Наша родина – Мордовия. | ||||
68. | Родина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование 2 класс по ФГОС "Планета Знаний ".
Русский язык МатематикаЛитературное чтениеОкружающий мир...
Тематическое планирование 7 класс
Тематическое планирование 7 класс Рабочая программа по " Столярному Делу"....
Тематическое планирование 3 класс ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ФГОС
Тематическое планирование...
Календарно-Тематическое планирование 4 класс
Календарно -Тематическое планирование 4 класс...