Календарно-Тематическое планирование 4 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Карачаевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Теберды им. И. П. Крымшамхалова»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей ____ Протокол № 1__ от «_» -------------- 2015 года Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР от «__» -------------- 2015года | «Утверждаю» Приказ № от «__» ------ 2015года Директор МКОУ СОШ № 1 Т. М. Ячменцева_________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 4 б класса
на 2015-2016 учебный год.
Эльканова К.Р.
Составлено на основе программы
А.А.Плешакова.
2015-2016
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».
- Пояснительная записка. Цели и задачи учебного предмета.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3.Описание места учебного предмета в курсе.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 классы — по 68ч (34 учебные недели) и 4 класс-по 34 ч(34 учебные недели)
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования ФГОС
Планируемые результаты универсальных учебных действий по окружающему миру.
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика УУД учащихся |
1. Земля и человечество | Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Миг глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. | 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. 2.Регулятивные УУД Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 3.Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.. |
2. Природа России | Разнообразие и красота природы России. Природные зоны нашей страны. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Экскурсия. Лес и человек. | 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. 2.Регулятивные УУД Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. 3.Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. 4.Коммуникативные УУД Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. |
3. Родной край – часть большой страны | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. | 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. 2.Регулятивные УУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. 4.Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
4.Страницы всемирной истории | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | 1.Личностные УУД Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 2.Регулятивные УУД Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
5.Страницы истории Отечества | Кто такие славяне. Века Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Во времена Древней Руси. | 1.Личностные УУД Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. 2.Регулятивные УУД Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3.Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
6.Современная Россия.. | Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. | 1.Личностные УУД Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. 2.Регулятивные УУД В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 3.Познавательные УУД
4.Коммуникативные УУД Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
5. Планируемые результат освоения учебного предмета
4 класс
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,
- пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и
- международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Программа Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. Для учителя / А.А.Плешаков.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.
2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.
3. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
4.А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008.
6. А.А. Плешаков и др. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 4 класс. – М.: Просвещение, 2005.
7. Плешаков А.А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков. – 15-е изд.- М.: Просвещение, 2012.
Календарно- тематический план
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Характеристика деятельности уч-ся | Дата по плану | Дата по факту | |
предметные | УУД | |||||
1 | Мир глазами астронома | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | Л. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохиеР. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебнике;П. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;К.уметь донести свою позицию до собеседника | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, выбирать проекты для выполнения, рассказывать о мире, сточки зрения астронома, извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. | ||
Планеты Солнечной системы Звёздное небо – Великая книга Природы. | Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе | л. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Р. Учиться планировать учебную деятельность на урокеП. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедияхК. Слушать и понимать речь других | Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить. Различать планеты и спутники, устанавливать причинно- следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года, формулировать выводы их изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
2 | Мир глазами географа | Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. | |||
3 | Мир глазами историка Когда и где? | Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Л. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.Р. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителемП. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.К. Слушать и понимать речь других. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, составлять рассказы о мире, сточки зрения историка, характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого, обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого, посещать краеведческий музей. | ||
4 | Мир глазами эколога | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния | Рассказывать о мире с точки зрения эколога, работать в группе, анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению, находить в Интернете информацию, готовить сообщения. | |||
5 | Сокровища Земли под охраной человечества | Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе | Рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия, работать в пере, различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. | |||
1 | Равнины и горы России | Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России | Различать холмистые и плоские равнины, работать в паре, находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, характеризовать формы земной поверхности. | |||
2 | Моря, озёра и реки России | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком | Л.Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.Р. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.П. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях К. Выразительно читать и пересказывать текст | Различать моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов, работать в паре, находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки,, рассказывать о них по карте, характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Готовить сочинения на тему урока. | ||
3 | Природные зоны России | Познакомить с природными зонами России. | Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять по карте природные зоны России, работать со схемой освещённости земли солнечными лучами. | |||
4 | Зона арктических пустынь Тундра | Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека | Л. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.Р. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).К. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Находить и показывать зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку, выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами , характеризовать зону арктических пустынь по плану Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте, обнаруживать экологические связи в зоне тундры. Рассказывать о них | ||
5 | Леса России Лес и человек | Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. | Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте, устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Сравнивать природу тундры и лесных зон. | |||
6 | Зона степей Пустыни | Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы . Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир | Л. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Р. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).П.Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.К. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им | Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры, обсуждать экологические проблемы. | ||
7 | У Чёрного моря | Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. | Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы. | |||
1 | Наш край Поверхность нашего края Водные богатства нашего края Наши подземные богатства | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Л. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.Р. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.П.Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Работать в паре, находить на карте России свой регион. Знакомиться с картой своего региона; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану. | ||
2 | Земля – кормилица Жизнь леса Жизнь луга | Различные виды почв и их состав . Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов | Л. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.Р. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителемП. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. | Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | ||
3 | Жизнь в пресных водах | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма | Л. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохиеР. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебнике;П. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;К.уметь донести свою позицию до собеседника | Описывать водоём по фото; определять растения пресного водоёма; выявлять экологические связи в пресном водоёме; рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края4 обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. | ||
4 | Растениеводство в нашем крае Животноводство в нашем крае | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Л. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Р. Учиться планировать учебную деятельность на урокеП. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедияхК. Слушать и понимать речь других | Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; различать сорта культурных растений; готовить сообщения; различать зёрна зерновых культур. | ||
1 | Начало истории человечества Мир древности: далёкий и близкий | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Л. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль археологии в изучении первобытного общества | ||
2 | Средние века: время рыцарей и замков | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья.; сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов | |||
3 | Новое время: встреча Европы и Америки | Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять по «ленте времени»длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. | |||
4 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Выдающиеся люди разных эпох | Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных и технических открытиях . | |||
1 | Жизнь древних славян Во времена древней Руси Страна городов | Представление о жизни древних славян. Представление о Древней Руси, русских князьях Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде | Л. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.Р. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителемП. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.К. Слушать и понимать речь других. | Анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян; составлять план рассказа на материале учебника. | ||
2 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; | Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. | |||
3 | Трудные времена на Русской земле Русь расправляет крылья | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Л. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.Р. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.П. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях К. Выразительно читать и пересказывать текст. | Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского; Заполнять «Героическую летопись России» | ||
4 | Куликовская битва Иван Третий | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать по плану. рассказывать о поединках богатырей. | |||
5 | Мастера печатных дел | Выдающиеся люди разных эпох | Л. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.Р. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).К. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. | ||
6 | Патриоты России Петр Великий Михаил Васильевич Ломоносов Екатерина Великая | Выдающиеся люди разных эпох Времена правления Петра 1, его реформах. Россия во времена правления Екатерины 2 | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане, Делать выводы на основе обобщения знаний | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Заполнять «Героическую летопись России» | ||
7 | Отечественная война 1812года Страницы истории 19в. | Представление о войне 1812 года. | Л. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Р. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).П.Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.К. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им | На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812г. называется Отечественной. Заполнять «Героическую летопись России» | ||
8 | Россия вступает в 20в. Страницы истории 1920- 1930 годов | Важнейшие события в России в начале 20 века Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы | Осознание своей этнической принадлежности Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве . Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной | Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны; Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала 20в. и рассказывать о них по плану. | ||
9 | Великая война и великая Победа | Великая Отечественная война и её герои | Л.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Р. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельноП. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.К. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами. | ||
10 | Страна, открывшая путь в космос | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Осуществлять запись выборочной информации | Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Ю.Гагарина. знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. | ||
1 | Основной закон России и права человека | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники | Л. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.Р. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.П. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Находить на политико- административной карте РФ края, области, республики, автономные округа. Области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; готовить проекты. | ||
2 | Мы- граждане России | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Извлекать информацию, представленную в разных форматах | Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; следить за государственными делами по программам новостей и печатным средствам массовой информации. | ||
3 | Славные символы России | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях | Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. | ||
4 | Такие разные праздники Путешествие по России | Праздники России, их различие и особенности | Л.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Р. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельноП. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.К. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные, знакомиться с праздниками. |
4portfolio.ru›view/artefact.php?…24959&view=6394
МОУ Дреневская основная общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России класс 4 Дренево 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по технологии (мальчики) 5-8 классы
планирование (под ред. Симоненко В.Д.)...
календарно-тематическое планирование по технологии (мальчики) 5-8 классы
планирание (под ред. Симоненко В.Д.)...
Календарно – тематическое индивидуальное планирование воспитанника ДДИ № 1 2012 – 2013 учебный год
Составлено на основании следующих программ: « Сборник программ социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах» ...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...