Программа дополнительного образования "Педагогика в лицах"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования "Педагогика в лицах" профессиональной направленности для специальностей: 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050148 Педагогика дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usova_n.a._programma_dop.obr_._pedagogika_v_litsah.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Педагогика в лицах»
Направление профессиональное
Составитель: Н.А.Усова
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глубокие социальные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. В современном мире возрастает ценность и значимость образования, постоянно возрастают требования к качеству подготовки выпускника. Все больше требуются специалисты, не только обладающие суммой определенных профессиональных знаний и умений, но и имеющие богатый потенциал личностных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию и саморазвитию обучающихся в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей сознательной жизни.
В связи этим миссия любого преподавателя, заключается в создании условий для развития у студентов профессионализма, его профессиональной мотивации.
Фундамент формирования педагога – профессионала должен быть заложен в годы обучения в педагогическом учебном заведении, в первую очередь в процессе изучения педагогических дисциплин, а также в процессе дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная программа «Педагогика в лицах» входит в цикл программ профессиональной направленности. В ходе реализации программы студенты смогут более глубоко познакомиться с опытом выдающихся педагогов прошлого и настоящего времени, с историей педагогики.
Новизна данной программы заключается в том, что нами была разработана и апробирована модель взаимодействия общего и дополнительного образования, идеи, которой нашли практическое воплощение в профессиональном становлении будущих педагогов, в развитии их педагогической мотивации.
Актуальность программы
Проблема качественного обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентоспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания. Необходим высокий уровень профессиональной квалификации выпускников среднего профессионального образования. Программа «Педагогика в лицах» непосредственно связана с развитием гуманитарного, гуманистически направленного профессионального педагогического мышления студентов, формированием у них углубленных знаний об истории педагогики и образования, педагогическом наследии, необходимых как для преподавательской деятельности, так и для профессиональной работы с разными группами детей и молодежи.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области среднего профессионального педагогического образования, их представления о педагогике, педагогической деятельности, о себе как развивающейся личности, на опыт изучения выдающихся теоретиков и практиков, содействовать развитию педагогической культуры студентов, на базе которой может быть осуществлен многообразный жизненный выбор, содействовать становлению профессиональной компетентности педагога, позволяющей решать профессиональные задачи в соответствии со стратегическими целями модернизации общего образования.
Направленность программы: профессиональная.
Цель программы:
Освоение профессиональной компетенции будущего педагога в вопросах исторического становления и развития педагогической теории.
Овладение опытом анализа и экспликации социокультурных и ценностно-целевых оснований ведущих образовательных парадигм и педагогических систем прошлого; способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.
Развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение через осознание диахронной и синхронной поливариантности эволюции социокультурного опыта к специфике образовательно-педагогического курса.
Формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении.
Задачи:
Образовательные:
- изучить историю воспитания и обучения, опыт становления и развития образовательных учреждений;
- показать зависимость целей, задач, содержания, форм и методов воспитания и обучения от определенной исторической эпохи и уровня социального развития общества.
Развивающие:
- развивать умение критически и конструктивно анализировать идеи, концепции, практическую педагогическую деятельность в прошлом;
- выработать гуманистически направленное профессиональное педагогическое мышление на основе ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого.
Воспитательные:
- формировать историко-педагогическую культуру в логике развития основных компонентов исторического сознания;
- воспитывать и осознавать ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости;
- формирование положительной мотивации к будущей профессии педагога.
Программа состоит из пояснительной записки, блока организации образовательного процесса, форм и режима занятий, характеристики системы оценивания, модели выпускника, учебно-тематического плана, содержания разделов и тем, списка литературы.
II. Организация образовательного процесса
Программа дополнительного образования «Педагогика в лицах» рассчитана на 1 год обучения. Занятия групповые. Режим занятий: 2 часа два раза в неделю (240 часа в год).
Продолжительность занятия 45 минут. Перерыв между занятиями – 5 минут.
2.1. Условия реализации программы
1.Материально-технические:
- наличие специального кабинета;
- компьютер;
- канцелярские товары;
- мультимедийное оборудование.
2.Методические:
- наличие аудио- и видеоматериалов с учебно-методическими комплексами;
- дидактические материалы для работы с обучающимися, памятки, рекомендации;
- методическая литература;
- конспекты занятий.
3.Кадровые:
- педагог с высшим педагогическим образованием и опытом работы.
2.2. Ведущие идеи, принципы и технологии
Программа основывается на реализации следующих педагогических принципов:
- принцип научности, требующий отображения педагогической науки как развивающейся системы, имеющей сложную структуру; многообразные связи с другими науками, практикой;
- принцип практикоориентированности, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач;
- принцип культуросообразности, ориентирующий на отбор научных знаний, помогающих решению педагогических задач в конкретных социокультурных условиях;
- принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности;
- принцип целостности, предполагающий обеспечение единства отдельных частей программы, преемственности его идей, взаимосвязи основных понятий, связей с дисциплиной Педагогика.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общих и профессиональных обучающихся:
- личностно-ориентированная технология - обеспечение внутренней мотивации студентов на учебную деятельность, эффективное развитие личности, развитие потребностно-мотивационной сферы личности студентов с учетом их интеллектуального развития, уровня подготовленности, потребностей и интересов;
- технология сотрудничества - создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие коммуникативных навыков и умений студентов, взаимоответственности, умение работать в команде;
-технология проблемного обучения - развитие исследовательских навыков, формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания на практике, в будущей профессиональной деятельности;
- здоровьесберегающие технологи – формирование культуры отношения к своему здоровью как к системе, повышение качества обученности студентов, усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения на каждом занятии;
- игровые технологии - повышение вовлеченности студентов в образовательный процесс и проявления интереса к элементам обучения; повышение мотивации достижения цели, обеспечение активности студентов в дискуссиях, повышение качества взаимодействия участников (студентов) и обмена опытом;
- информационно-коммуникативные технологии - повышение продуктивности самоподготовки студентов, усиление мотивации к обучению, активизация процесса обучения, обеспечение гибкости процесса обучения, повышение качества обученности студентов в процессе использования (компьютерных) образовательных ресурсов.
Использование элементов вышеуказанных педагогических технологий позволяет формировать у студентов активную жизненную позицию, постепенно включаться в профессиональную педагогическую деятельность.
2.3. Методы организации образовательного процесса
Нами применяются общепринятые дидактические методы:
1. По признаку получения знаний:
1) словесные: устное изложение материала (метод организации познавательной и ценностно-ориентировочной деятельности, предполагающий диалог между педагогом и обучающимися преимущественно по вопросам педагога. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами); анализ текстов.
2) наглядные: показ видеофильма, иллюстраций; применение ИКТ.
2. По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием источников знаний (книг, журналов, компьютера)- восприятие и усвоение студентами готовой информации;
- репродуктивные (воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога);
- эвристические;
- проблемного изложения материала;
-исследовательские (овладение методами научного познания, самостоятельной и творческой работы).
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- методы формирования познавательных интересов;
- методы формирования чувства долга.
4. Методы контроля и самоконтроля.
5. Методы формирования устойчивой мотивации:
- соревнования, создание ситуации успеха;
- познавательные игры;
- учебные дискуссии.
III. Формы и режим занятий
При обучении по программе «Педагогика в лицах» запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся: лекции, комбинированные занятия, беседы, деловые игры, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в олимпиадах.
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне.
Учебное занятие строится по схеме:
– Организационный момент (вводная часть (2–3 мин));
– актуализация знаний и навыков;
– мотивационный компонент;
– изучение нового материала;
– работа (закрепление) по усвоению нового материала;
– рефлексия.
IV. Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия студентов в мероприятиях техникума, анализ результатов участия в различных мероприятиях, олимпиадах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении материала.
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней (самоконтроль обучающихся). Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является:
- содействие воспитанию у обучающихся ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Для проверки знаний, умений и навыков в творческом объединении используются такие виды и методы контроля как:
Входной - направлен на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся. Для этого вида контроля используются методы:
-письменные (анкеты, тесты);
-игры: деловые, ролевые.
Текущий - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Для этого вида контроля можно использовать такие методы:
-устные (фронтальный опрос, беседа);
-письменные (тесты, карточки-задания);
-индивидуальные (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся);
-наблюдения.
Тематический - осуществляется по мере прохождения темы, раздела с целью систематизирования знаний обучающихся. Этот вид контроля подготавливает обучающихся к зачетным занятиям. Здесь можно использовать следующие методы:
-практические
-комбинированные (творческий проект);
-самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного решения познавательной задачи, устранение обнаруженных пробелов).
Итоговый - проводится в конце полугодия, учебного года. Здесь целесообразно использовать участие в конкурсах, олимпиадах, итоговых и открытых занятиях.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
-индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за работой каждого обучающегося;
-систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
-разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
-всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;
-дифференцированный подход.
V. Прогнозируемые результаты реализации программы
Предметные результаты.
Студенты должны знать:
- основные исторические этапы и закономерности развития историко-педагогического процесса в нашей стране и за рубежом.
- иметь представление о педагогических системах прошлых эпох, оказавших наибольшее влияние на развитие историко-педагогического процесса;
- основные идеи и содержание деятельности выдающихся педагогов прошлого;
- генезис и основные этапы развития педагогической науки, ее ведущих направлений.
Студенты должны уметь:
- обобщать и анализировать информацию в процессе изучения различных исторических источников (работ классиков педагогики, учебной и художественной литературы и т.д.) с профессиональных педагогических позиций, обосновывать свою позицию в дискуссионных вопросах;
- оценивать значение работ и деятельности выдающихся педагогов прошлого для своей эпохи и современного этапа развития педагогической теории и практики, уметь вычленить новаторские идеи педагога и провести аналогию с современными педагогическими проблемами;
- выявлять причинно-следственные связи между историческими и образовательными явлениями;
- раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;
- ориентироваться в культурно-историческом разнообразии образовательных ценностей;
- использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности;
- понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.
Метапредметные результаты.
Студенты должны владеть:
-осуществлять микроисследования и интерпретировать их результат к самостоятельному осмыслению ведущих педагогических идей, теорий, систем, анализу их на основе сравнительных характеристик, различных педагогических концепций и моделей;
- навыками публичного выступления, дискуссии и организации культурно-просветительской деятельности по историко-педагогической тематике, подготовки и презентации эссе аналитического характера;
- способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.
Личностные результаты.
- расширение общепедагогического и общекультурного кругозора студентов;
- выработка собственных профессионально-оценочных суждений к педагогическому наследию прошлого и умение выбрать в нем рациональные элементы актуальные для педагогики наших дней;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с различными источниками в рамках соответствующей тематики;
- развитие исследовательских умений и навыков при анализе и синтезе педагогических явлений и фактов;
- формирование положительной мотивации к изучению курса и к будущей профессии педагога.
Перспективный план участия студентов в мероприятиях
- Принять участие в мероприятиях техникума в ходе проведения Недели психолого-педагогических дисциплин.
- Принять участие в областных олимпиадах по педагогике.
VI. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Освоив образовательную программу, студент приобретает широкий круг знаний, умений и владений, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни.
Модель выпускника включает следующие личностные качества и характеристики:
Духовно-нравственные качества:
- доброта;
- нравственность;
- гуманизм;
- патриотизм;
- способность жить и действовать в согласии с самим собой, другими людьми, обществом.
Творческие способности
- творческая активность;
- владение навыками анализа, самоанализа, необходимыми для оценки
собственной работы и педагогического опыта других педагогов.
А также будут сформированы следующие универсальные учебные действия и развиты ключевые компетенции:
- внимание, память, мышление,
- умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог;
- понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать;
- выделять связи прошлого и настоящего, возможности использования наиболее ценного опыта в современной практике обучения и воспитания.
- работать с разными современными источниками информации.
Учебно-творческие знания, умения, владения
- умение соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;
- устанавливать связи между основными авторскими педагогическими идеями и их отражением в первоисточниках;
-устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами;
-устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений;
- устойчивая познавательная активность;
- устойчивые навыками вести дискуссию и отвечать на проблемные вопросы;
-устойчивые навыки четко и емко формулировать свои мысли;
-устойчивый интерес к профессиональной педагогической деятельности;
-устойчивая профессиональная мотивация педагогической деятельности.
VII. Учебно-тематический план (1 год обучения)
РАЗДЕЛЫ | Общ.количест.часов. | В том числе | |
Теорет. (час) | Практ. (час) | ||
Раздел 1. Зарождение и развитие педагогической мысли на ранних ступенях развития человечества. | 8 | 8 | |
Раздел 2. Воспитание и школа в период Античного мира (на примере Древней Греции). | 10 | 10 | |
Раздел 3. Воспитание и школа в период Античного мира (на примере Древнего Рима). | 10 | 10 | |
Раздел 4. Педагогика православия (XI-XVII вв.). | 14 | 14 | |
Раздел 5. Педагогическая система Я.С. Коменского. | 20 | 16 | 4 |
Раздел 6. Педагогические воззрения Дж. Локка | 10 | 10 | |
Раздел 7. Педагогика эпохи Просвещения. Теория «естественного воспитания» Ж.Ж.Руссо. | 18 | 16 | 2 |
Раздел 8. Просвещение в Российской империи XVIII в. | 20 | 18 | 2 |
Раздел 9. Педагогическая теория в странах Западной Европы XIX в. | 30 | 28 | 2 |
Раздел 10. Педагогическая деятельность Януша Корчака. | 8 | 6 | 2 |
Раздел 11. Развитие русской педагогической мысли в XIX в – начала XX вв. | 26 | 24 | 2 |
Раздел 12. Образовательная парадигма в Советской России. Русская педагогическая мысль XX в. за рубежом. | 26 | 22 | 4 |
Раздел 13. Ведущие направления в западной педагогике и образовании XX в. | 30 | 30 | |
Раздел 14. Педагоги-новаторы. | 10 | 8 | 2 |
ВСЕГО | 240 | 220 | 20 |
VIII. Содержание разделов и тем
Раздел 1. Зарождение и развитие педагогической мысли на ранних ступенях развития человечества.
Источники изучения первобытного воспитания. Появление семьи, семейного воспитания. Начало становления воспитания как общественного явления. Истоки педагогической мысли – народная педагогика, появление свода народно-поэтических моральных стандартов, затем институтов воспитания, обучения на Руси: «кормильство», «дядьки», «кумовства», «мастера грамоты», «дома молодежи» и др., сыгравшие важную роль в развитии педагогической мысли и педагогики как науки. Традиции семейного воспитания.
Раздел 2. Воспитание и школа в период Античного мира (на примере Древней Греции)
Афины и Спарта – два государства, две системы обучения и воспитания. Особенности. Роль учителя: учить не словом, а делом. Учитель – представитель философской школы (Академия, Ликей). Главные характеристики античного человека по Демокриту: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Семейное и общественное воспитание. Суть воспитания детей и юношества.
Раздел 3. Воспитание и школа в период Античного мира (на примере Древнего Рима)
Воспитание и школа в Древнем Риме. Римские мыслители, философы о воспитании: Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтилиан и др. Характеристики человека. Семейное и общественное воспитание. Суть воспитания детей и юношества.
Раздел 4. Педагогика православия (XI-XVII вв.)
Крещение Руси и преобразование воспитания. Обучение детей грамоте. Педагогическая деятельность церкви, первые школы грамоте. Педагогическая деятельность церкви, первые школы, училища. Педагогические идеи в памятниках культуры литературы (летописи, Поучения, Хроники, Русская правда). Поучение Владимира Мономаха. Ярослав Мудрый и распространение образования. Мастера Грамоты. Памятники педагогической культуры «Домострой» и «Гражданство обычаев детских». Братские школы на Украине и в Белоруссии.
Раздел 5. Педагогическая система Я.С. Коменского.
Я.А. Коменский - ученый, философ, общественный деятель, педагог. Пансофия Коменского. Характеристика трудов, их значение. Цели и задачи воспитания. Система воспитания. Принципы. Возрастная периодизация. Материнская школа, содержание и методы воспитания и обучение, роль матери. Значение идей на современном этапе.
Раздел 6. Педагогические воззрения Дж. Локка.
Жизнь и деятельность Дж. Локка. Краткая характеристика произведений. Значение воспитания. Воспитание джентльмена, требования к воспитателю. Значение педагогических идей Локка.
Раздел 7. Педагогика эпохи Просвещения. Теория «естественного воспитания» Ж.Ж.Руссо.
Жизнь и деятельность. Основные идеи. Мировоззрение, позиция. Возрастная периодизация. Воспитание женщины. Значение педагогических идей.
Раздел 8. Просвещение в Российской империи XVIII в. Деятельность В.Н. Татищева в области развития профессионального образования. Концепция истории образования В.Н. Татищева. Утилитарное основание его классификации наук. Педагогическая деятельность Л.Ф. Магницкого. Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Деятельность Ломоносова по созданию русскоязычного научного и образовательного понятийно-терминологического аппарата. И.И. Бецкой как теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма. Проект воспитания «новой породы людей». Педагогические взгляды И. И. Бецкого.
Раздел 9. Педагогическая теория в странах Западной Европы XIX в.
Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталлоццы. Жизнь и деятельность. Характеристика основных этапов педагогической деятельности. Мировоззрение. Значение педагогических идей. Педагогические труды.
Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта. «Математическая психология» И.Ф. Гербарта как основание его педагогической теории: редукция качественных способностей души к динамической механике «представлений» (Vorstellung). Развитие «многостороннего интереса» как основная задача дидактики.
Педагогическая система Ф. Фребеля. Краткие биографические сведения. Основные работы, педагогические идеи, направления. Значение педагогических идей.
Педагогическая система Ф.А.В. Дистервега. Принципы природосообразности и наглядности в интерпретации А. Дистервега. Принцип культуросообразности. Теория воспитания как «теория возбуждения задатков». «Самодеятельность» как средство и результат образования. Обусловленность дидактических законов исследованием человеческих задатков в педагогике А. Дистервега.
Раздел 10. Педагогическая деятельность Януша Корчака. Жизнь и деятельность. Воспитательная система. Идея абсолютной ценности детства. Десять заповедей воспитания. Правила школы Корчака. Педагогические труды.
Раздел 11. Развитие русской педагогической мысли в XIX в – начала XX вв.
Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова.
К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки. Проблема национального и общечеловеческого в теории образования К.Д. Ушинского. Представление о языке как культурообразующем факторе. Проект педагогической антропологии в сочинении «Человек как предмет воспитания». Педагогика как прикладная антропология. Психологическое и воспитательное значение труда.
Психолого-антропологическое направление в российской педагогике. Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева. Понятие педагогического процесса.
Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии.
Представители социально-философского направления в российской педагогике. Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого. Критика исторического подхода к определению ценностно-целевых оснований педагогики. Критика образования в педагогических трудах В.В. Розанова. Приоритет «формального» образования над «реальным». Государство и образование.
Раздел 12. Образовательная парадигма в Советской России. Русская педагогическая мысль XX в. за рубежом.
Педагогическая деятельность В.А. Луначарского.
Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Идея трудовой школы и предрассудки, затрудняющие ее реализацию. Роль социальной среды в воспитательном процессе.
Воспитательная система А.С. Макаренко как канон советской педагогики. Педагогическая деятельность. Роль коллектива в воспитании «советского человека». Воспитание и политика. Педагогические труды.
Гуманистические идеи в педагогике В.А. Сухомлинского. Проблемы развития индивидуальных способностей воспитанника. Значение трудового, нравственного и эстетического воспитания. Педагогические труды.
Педагогическая деятельность Шалва Александрович Амонашвили. Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека».
Русская педагогическая мысль XX в. за рубежом. Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия». Идея антропологической многомерности «планов воспитания». Христианско-антропологическая педагогика В.В. Зеньковского. Критика «автономной педагогики» в ее натуралистическом и секулярно-трансценденталистском направлениях. Супернатуралистические (религиозные) основания педагогики. Педагогические труды.
Раздел 13. Ведущие направления в западной педагогике и образовании XX в.
Реформаторская и экспериментальная педагогика, ее основные направления в оппозиции к традиционному образованию. Опыт (experience) и эксперимент (experiment) как основополагающие понятия педагогики и философии образования Дж. Дьюи. Идея интеграции образования и производства. Проблема ценностно-целевых оснований педагогики в философии образования Дж. Дьюи. Педагогические идеи Э. Торндайка в контексте психологии бихевиоризма. Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера в контексте «гражданского образования». «Психофизиологическая» педагогика М. Монтессори. Сенсуалистическая теория воображения как основание методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Социальная педагогика и проблема самоидентификации педагогики как науки. Критика Э. Дюркгеймом естественного воспитания, основанного на психологии индивида. Место психологии в педагогической науке: частичное определение методов воспитания. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа. Критика экспериментально-психологической педагогики.
Миссия образования в философском дискурсе. Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет. «Формы знания и образования» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание» и «знание ради господства». Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии. Тезис Ж.П. Сартра: «Человек есть не что иное, как его проект самого себя». Постмодернистская деконструкция образования. Программа «дескуляризации общества» А. Иллича. Критика образования как репрессивного социального института в философии М. Фуко.
Раздел 14. Педагоги-новаторы.
Педагогические идеи К. А. Москаленко. Педагогическая деятельность В.Ф.Шаталова. Методика перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом Лысенковой С.Н. Педагогические труды.
IX. Список используемой литературы
Основная литература
- Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика». – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. – 400 с.
- История педагогики и образования: учебное пособие для вузов. / Под ред. З. И. Васильевой. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 427 с.
- Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гардарики, 2008. – 527 с.
Дополнительная литература
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Он же. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. – С.296–317.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Он же. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 223 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1977. – С.261–359.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.:Педагогика, 1981. – C.19–592.
- Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.:Педагогика, 1981. – С.20–42.
- Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука, 1977. – 383 с. [См. письмо LXXXVIII].
- Смит Р. История гуманитарных наук. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 392 с.
- Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные работы. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.
- Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах // Он же. Избранные произведения. – Л.: Наука, 1979. – С.51–132.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 544 с.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Джон Б. Уотсон. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – С.9–248.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (ред. К. Сент-Илер и Л. Модзалевский). – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – С.194–256.
- Ушинский К.Д. Труд и его психологическое и воспитательное значение // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С.8–26.
- Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.7–32.
Интернет-ресурсы
- Министерство образования и науки РФ - http://mon.gov.ru/
- Федеральное агентство по образованию - http://www.ed.gov.ru/
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - http://www.obrnadzor.gov.ru/
- Федеральное агентство по науке и инновациям - www.fasi.gov.ru
- Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru/
- Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского - http://www.gnpbu.ru/
- Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании»- http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm.
- Московский центр качества образования - http://www.mcko.ru/
- Научно-теоретический журнал «Педагогика» - www.pedagogika-rao.ru/index.php?id=47
- 10. Интернет - журнал «Эйдос» -
- www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm
- Журнал «Педагогическая наука и образование» www.rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm
- Научно-педагогический журнал «Человек и образование» - www.iovrao.ru/?c=61
- Журнал «Творческая педагогика» - www.kollegi.kz/load/14
- Живой журнал «Педагогика и воспитание» - www.livejournal.ru/communities/23
- Сеть творческих учителей - www.it-n.ru/board.aspx -
- Российская педагогическая энциклопедия (электронная версия) - www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/
- Сайт «Образование: исследовано в мире» -www.oim.ru/reader@whichpage=2&mytip=1&
- Педагогическая библиотека - http://www.pedlib.ru/
- Путеводитель по справочным и библиографическим ресурсам. Педагогические науки. Образование. - http://www.nlr.ru/res/inv/guideseria/pedagogica/
- Научная электронная библиотека «Elibrary» - http://elibrary.ru/defaultx.asp
- Информационно-просветительский портал «Электронные журналы» - http://www.eduhmao.ru/info/1/4382/
- Журнал «Вестник образования России» - http://www.vestniknews.ru/ библиотека Гумер - www.gumer.info
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов www.edu.ru
- Электронная библиотека диссертаций - www.diss.rsl.ru
- Электронная библиотека «Педагогика и образование» -ttp://www.mailcleanerplus.com/profit/elbib/obrlib.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Бухгалтерия 8.2"" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский уч...
Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Управление торговлей"" для специальностей 38.02.05 и 38.02.04
Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочих основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базо...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Организация занятий по программам дополнительной подготовки в области дошкольного образования разработан на основе Федерального государст...
Рабочая программа дополнительной профессиональной программы "Пользователь ПК"
Программа «Пользователь ПК» рассчитана на возрастную аудиторию от 25 до 50 лет и направлена на овладение пользовательскими навыками при работе на ПК и офисной техникой. Программа напр...
Комментарии
Спасибо, одно уже
Спасибо, одно уже перечисление может принести пользу, не говоря уж про знакомство с трудами.