Методическая разработка родительского собрания
методическая разработка на тему

Методическая разработка родительского собрания на тему: "Воздействие средств массовой информации на сознание нового поколения" с приложениями. Предназначена для социальных педагогов в системе СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod._razrabotka.zip183.79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Родительское собрание на тему:

 «Воздействие средств массовой информации

на формирование сознания нового поколения»

Данная методическая разработка предназначена для проведения родительского собрания для родителей обучающихся 1-ого курса. Родительское собрание проводится в целях повышения правовой культуры родителей и во исполнении постановления Губернатора Владимирской области от 04.04.2013 № 378 «О комплексе мер по повышению правовой культуры населения Владимирской области на 2013-2015 годы».

В проведении родительского собрания принимают участие заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители.

2.Цели и задачи мероприятия

Цель: родительское собрание проводится в целях создания условий для повышения правовой культуры родителей, формирования активной гражданской позиции; раскрытия творческого потенциала педагогов через актуализацию темы прав человека.        

Задачи:

- развитие интереса к правам человека среди родителей и педагогов; распространение и углубление знаний о правах человека через систему образования;

- развитие гражданской инициативы и правовой ответственности родителей;

- просвещение в области защиты прав человека и формирование первичных навыков правозащитной деятельности.

3.Организаторы родительского собрания.

Ответственным за проведение родительского собрания «Воздействие средств массовой информации на формирование сознания нового поколения»

является заместитель директора по воспитательной работе.  

  1. Программа проведения родительского собрания.

Подготовка:

  1. Разослать приглашения на собрание (приложение 1).
  2. Разработать раздаточный материал для родителей – «К чему приведет бесконтрольность подростка со стороны родителей,  если оставить его во Всемирной паутине» (приложение 3).
  3. Разработать анкеты для родителей и подростков (приложение 4, приложение 5).
  4. Разработать памятки для родителей (приложение 6).

Оформление:

  1. Компьютер-проектор (презентация)

Эпиграфы собрания (приложение 2):

План проведения родительского собрания:

  1. Знакомство.
  2. Введение в тему.
  3. Актуальность выбранной темы родительского собрания.
  4. Основная часть.
  5. Анализ анкетирования обучающихся.
  6. Заключительное слово.
  7.  Памятки родителям.

  1. Сценарий проведения родительского собрания
  1. Знакомство.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Сегодня у нас необычное собрание, сегодня мы поговорим о воздействии средств массовой информации на сознание нового поколения.  

  1. Введение в тему. 

Судя по тому, что Вы с радостью откликнулись на мое приглашение и согласились на эту встречу, вопрос воздействия СМИ на сознание Ваших детей важен для Вас. Родители - какое это гордое звание. В нём всё и доброта, и ласка, и сила, и справедливость и конечно любовь к детям. Родители имеют важнейшее значение для развития ребёнка с самого момента рождения!

  1. Актуальность выбранной темы родительского собрания.

На данном родительском собрании будет   рассмотрена  проблема  влияния  СМИ  на  сознание  современной  молодежи.  Данная  проблема  важна,  так  как  поток  информации  в  настоящее  время  очень  разнообразен  и  противоречив,  поэтому  молодежи  самостоятельно  разобраться  в  нем  зачастую  бывает  очень  проблематично.

Ключевые слова: средства массовой информации (СМИ)

  1. Основная часть

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже никто не оспаривает. Средства массовой информации влияют на подрастающее поколение путем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали.

Практически все обучающиеся колледжа имеют сейчас доступ к телевидению, Интернету, прессе. Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует средства массовой информации и черпает информацию разного содержания. Так как молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

Сегодня на родительском собрании попытаемся выявить уровень зависимости у подростков от средств массовой информации, определить некоторые психолого-педагогические особенности влияния средств массовой информации на формирование их сознания.

По данным социологических исследований телевидение и Интернет  занимают ведущие места по силе воспитательного воздействия после семьи и образовательного учреждения, являясь каналами интенсивной социализации.

На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. В силу психологического механизма сопереживания подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна. Таким образом, телевидение и другие средства массовой информации становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающие психическому или физическому здоровью человека. Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных, на первый взгляд, сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должны знать педагоги и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. По результатам недавнего опроса, современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в образовательном учреждении, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в колледже гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация колледжа намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в колледже, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

 К чему приведет бесконтрольность подростка, если оставить его во Всемирной паутине (приложение 3 – раздаточный материал для родителей).

  1. Анализ анкетирования обучающихся

Теоретические посылки, выявленные нами, послужили основой для организации анкетирования подростков и родителей.   Целью которого стало выявление эффективности влияния СМИ на сознание подростка. Анкеты для родителей (приложение 4) и подростков (приложение 5), розданные до родительского собрания, проанализировать на собрании.

  1. Заключительное слово

        По результатам наблюдений за подростками, увлеченными работой в сети Интернет, можно сделать вывод, что сначала ими владеет жажда получения новой, не слишком содержательной информации. Затем усиливается потребность в легком общении со сверстниками, во множестве контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Они рассматривают «все подряд»,  лишь не многие задерживают внимание на чем-то заинтересовавшем. Подростки с удовольствием просматривают школьные странички, что также является одним из мотивов работы в Интернете: жизнь ровесников интересует их гораздо больше, чем дела взрослых. Другим мотивом активной работы в Интернете можно назвать юношескую ориентацию на большие достижения в жизни, стремление к демонстрации своих успехов. Подростки хотят представить в Интернет информацию о себе и колледже, увидеть самим и показать друзьям свои «продукты творения».  

Средства массовой информации, безусловно, влияют на социальное воспитание современной молодежи. Интернет-зависимость  сопровождается повышением температуры,  дрожанием рук и пальцев, нервными тиками (при проведении за компьютером 16-18 часов в сутки). Желание как можно скорее подключиться к сети, едва проснулись или вернулись домой, и состояние угнетенности или агрессии, если это не удается сделать. Это наши дети - подростки от 15 до 19 лет.

         Хочется отметить, что в последнее время возросла роль Интернета в формировании представления обучающихся об учебной информации. Многие уверены, что поиск информации в библиотеках - уже устарел, а нужную тему реферата или доклада, например, всегда можно найти в Интернете. Современная ситуация предъявляет новые требования к познавательной деятельности подростка, восприятие и переработка информации, поступающей по различным коммуникативным каналам, делают необходимый акцент на развитие критического мышления. Умение анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становится необходимым на стадиях обучения. Однако провозгласить приоритетом принцип развития - значит последовательно, поэтапно провести работу по информированию навыков и приемов работы с информацией:

 - умение вычленять главное в информационном сообщении;

 - понимание цели коммуникации, направленность информационного потока;

 - аргументация собственных высказываний;

 - умение находить ошибки в получаемой информации;

 - умение находить требуемую информацию в различных источниках;

 - умение извлекать из предложенной информации  данные и представлять ее в табличной или другой форме;

 - представление об инструментарии подготовки, передачи и получении информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

Все это может благоприятно воздействовать на успешное развитие личности подростка под влиянием средств массовой информации.

  1. Памятки родительского собрания

Одно из условий успешного развития подростка под воздействием средств массовой информации - контроль со стороны родителей. Для этого мы для Вас уважаемые родители подготовили Памятки (приложение  6).

  1. Литература и Интернет-ресурсы
  1. Полищук Ю.И. «О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье» Обозреватель – 2003 № 3, с.86089.
  2. Шарков Ф.И., Родионов А.А. «Социология массовой коммуникации» - М.: Социальные отношения, 2003.
  3. Гинзбург Э. «Когда компьютер приносит беду /Элеонора Гинзбург// Обучение в России. – 2006. - № 11.
  4. Дубинина Т.М. «Дети а Интернете /Т.Дубинина// ИКТ в образовании. – 2008. - № 14 – с.4-5.
  5. Левицкая А.А. «Ваш  ребенок и реклама» Москва 2011.
  6. Кузина С.В. (РАГС) «Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи /С.В.Кузина// Власть – 2007 - № 8.
  7. Специальный портал, cозданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет http://  www.saferinternet.ru/.
  8. «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» - интерактивный курс по Интернет-безопасности.
  9. В.В.Гафнер «Информационная безопасность»: учебное пособие: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Родительское собрание "Школа любящих родителей"

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА Цель: изучение событий русско-японской войны и отображе­ние их в литературе. Предварительное задание. 1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Красный смех&raq...

Методическая разработка родительского собрания «Подростковая агрессивность»

Методическая разработка родительского собрания «Подростковая агрессивность»Вопросы для обсуждения:1.            Анализ проблемы агрессивности.2....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания  «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Методическая разработка родительского собрания «Родительский дом – начало начал»

В данной методической разработке рассматриваются вопросы подготовки, организации и проведения родительского собрания с коллективом родителей учащихся 5-9 классов.Проводится собрание в кабинете, оформл...