МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»
методическая разработка на тему

Лопес Надежда Николаевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания  «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

родительского собрания

 «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»

Разработала :Лопес Н.Н.

2016

Методическая разработка представляет собой сценарий родительского собрания «Парадоксы воспитания». К сценарию прилагается презентация.

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение                                                                                        4

Основная часть                                                                                7

Сценарий родительского собрания «Парадоксы воспитания»                7

Заключение                                                                                12                                                                

Приложение                                                                                13

ВВЕДЕНИЕ

Парадоксы - вот единственная правда.

Б. Шоу

Есть ли на свете родители, которые не мечтают о хорошем, послушном, кудрявом ребёнке? Кудри даст природа, а вот всё остальное, считают многие родители, зависит от воспитания. А уж воспитать-то они сумеют! Одни родители набираются знаний из умных книжек. Говоря о воспитании, мы не говорим о науке, а можем говорить только об искусстве воспитания. Но даже искусством это трудно назвать. У родителей шестеро детей и всех одинаково воспитывали – но почему один известный учёный, а другой трутень и выпивоха? Почему одна дочь только на себя надеется и ни на чьей шее не висит, а другая только и думает: кто, что и почему ей должен? Какие ориентиры найти, как понять, что ты делаешь правильно, а что – нет? Зависит ли здесь что–нибудь от тебя? Родители одинаково детей воспитывали, а вот были ли дети одинаковыми? Ответ простой: дети все разные.

Тут мы сталкиваемся с альфой и омегой воспитания – индивидуальным подходом. Но как узнать, какой индивидуальный подход применим к моему единственному и неповторимому. Известно, что механизм развития – это подражание. Это знали все мудрецы ещё до нашей веры. И Сенека был уверен, что «трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Мы с вами знаем, что вежливость можно воспитать только вежливостью, а не криком и пинками. Но если всё так просто и понятно, то без сбоев работало бы правило: яблочко от яблони недалеко падает. Наблюдения за жизнью приводят к странному заключению: ребёнок сам выбирает кому подражать! Вместо того чтобы подражать достойным родителям, выбирает в качестве объектов для подражания сосем что- то несуразное. Поговорка «в семье не без урода» может служить утешительным призом для семей, где пятеро, шестеро и более детей. Ну, а если у вас ребёнок один – единственный? И такой вот необычный… Никакое воспитание его не берёт! И тут на ум приходят отягощающие слова Демокрита: «Не следует растить детей – ненадёжное это дело; ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем несравнимо».

 В деле воспитания ювелиром нужно быть. Выбирая любой метод воздействия на драгоценное чадо, мы всё время должны проверять результативность. Ориентироваться на результат. Вот тогда мы будем поступать по уму. Умный человек – это человек, мыслящий стратегически. Он подбирает тактические ходы в соответствии со стратегическими задачами. Вот это в воспитании самое главное. Всё время вперёд смотреть надо. Думать – думать – думать, как наше слово отзовётся. Никаких универсальных рекомендаций в деле воспитания нет.  

Показательный пример – наказание. Кому- то из детей и сердитый родительский взгляд наказание, а другому «хоть кол на голове теши». В деле воспитания вначале должно быть слово. Даже самому маленькому ребёнку нужно объяснять, разъяснять, с ним нужно разговаривать. Но разъяснение – это не нотация! Разъяснение – это разговор на равных, это общение, основанное на уважении. А вот нотация – это унижение. Никакое воспитание невозможно без уважения к ребёнку, к человеку, пусть пока маленькому, но равному вам! Вот когда будет у нас уважение к ребёнку, когда родители не посмеют бить его по лицу на морозе рукой в кожаной перчатке, кричать мальчику, что он ублюдок, - вот тогда и настанет у нас эра милосердия, и мы будем жить в демократическом обществе.

Уважительное общение с ребёнком – залог контакта, без которого никакое воздействие невозможно. Ведь любое воспитание – всего лишь побуждение к самовоспитанию. Мы никогда не заставим ребёнка быть честным, или трудолюбивым, мы только можем побудить его стать таким. Но если нет контакта, если заблокирован приём наших благоразумных слов – разве можно чего–нибудь добиться? Мы знаем, что не всегда даже самое разумное слово бывает, услышано другим человеком. Даже самым маленьким. А почему? Он не услышит, потому что это ему не выгодно. Кому хочется убирать за собой  или делать уроки? И призывы тут не действуют. Так же как и на родителей, когда их призывают больше общаться с ребёнком. Одни отвечают: а мне некогда, мне надо обед готовить, с подружкой поговорить… Другие говорят: а он меня уже не слушает, потому что взрослый. Родителям тоже невыгодно слышать разумные слова, что уж говорить о ребёнке? Поэтому наша с вами задача сделать так, чтобы ребёнку оказалось, выгодно быть честным. И вот в этом нелёгком деле, словом никак не обойдёшься. Обходиться придётся другими методами воздействия. Эти методы вы подберёте сами. Как понять, в чём выгода вашего ребёнка, в чём профит? Как только мы это узнаем, мы поймём мотивацию, то есть – почему и зачем он это делает.

Хороший воспитатель-стратег никогда не разочаруется в своём ребёнке. Он понимает, что послушный мальчик, когда станет взрослым, тоже не будет проявлять инициативу, потому что ему привычнее слушаться. И не надо сетовать на то, что ваш сын стал мужем-подкаблучником. По закону всемирного тяготения, он из-под юбки мамы переходит под юбку жены. Не разочаруется в своём ребёнке тот, кто не был очарован ядовитыми иллюзиями, что ребёнок-это сплошное счастье.

В данной методической разработке сформулированы основные парадоксы воспитания и наглядно показан принцип их действия. Анкетирование проводилось в группе 34 по специальности «Сварочное производство».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сценарий родительского собрания «Парадоксы воспитания»

Тема: «Парадоксы воспитания»

Цель: интеграция  усилий семьи и техникума в воспитании личности.

Задачи:

- познакомить с результатами анкетирования по проблеме взаимоотношений детей со взрослыми;

- обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;

- предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций.

Оборудование: презентация (см. приложение №1), красные ленты, 3 чёрных маркера, 3 разноцветных круга, белые листы бумаги по количеству родителей, магниты.

Длительность: 45 минут

Ход родительского собрания.  (Слайд 1)

1. Сообщение темы и задач родительского собрания.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я предлагаю начать нашу встречу  со знакомства с некоторыми высказывания  о молодёжи. Насколько, на ваш взгляд, они справедливы.

(слайд 2)1) «Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над учителями, не уважает стариков, перечит родителям».

(слайд 3)2) «Наша молодёжь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодёжь былых времён. Молодое поколение не сможет сохранить нашу культуру».

(слайд 4)3) «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далёк».

- Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодёжи?

- А парадокс в том, что первое высказывание принадлежит Сократу (слайд5), второе найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона. Последние слова произнёс египетский жрец 4000 лет назад.

(слайд 6)Парадоксы…Мы иногда сталкиваемся с ними в жизни,  особенно когда пытаемся воспитать хорошего и послушного ребёнка, умеющего слушать и слышать, сотрудничать, идти на компромисс, отстаивать свои интересы, понимать свои возможности, уважать и любить. Сегодня мы и поговорим о парадоксах воспитания.

 (слайд 7)Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова, то прочитаем, что парадокс – мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

2. Игра «Связанный ребёнок».

Вызывается один родитель для демонстрации.

- Мы так часто говорим ребёнку: не ходи  – и связываем ему ноги.

- Не смей брать – и связываем ему руки.

- Не кричи, не огрызайся, не спорь, не перечь – и завязываем ему рот.

А теперь давайте представим, как  себя чувствует человек, попавший в атмосферу бесконечных запретов.

 И вот вам первый парадокс: (слайд 8)чем больше свободы вы предоставите ребёнку, тем проще вам будет осуществлять контроль над важными принципами и навыками.

Ощущение своих возможностей – и умственных, и творческих, и физических – очень важное условие  для самореализации   человека вообще, не говоря уже о ребёнке, у которого знакомство со взрослой жизнью только начинается. (Развязываю)

3. «Светофор». Работа в группах.

- В каждой семье должны быть правила. Психолог Битянова предлагает использовать правила светофора (слайд 9)

Правила зелёной зоны – сюда поместим всё, что разрешается делать ребёнку по собственному желанию.

Правила жёлтой зоны – здесь предоставим ребёнку относительную свободу. Ему разрешается действовать о собственному выбору, но в пределах определённых границ.

Правила красной зоны – действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах (это наше категорическое «нельзя»).

-А теперь давайте послушаем, что у нас получилось. Что можно разрешить делать ребёнку по собственному желанию?

- Назовите действия ребёнка, в которых предоставляется относительная свобода. Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребёнок приучается к внутренней дисциплине, учится контролировать себя.

- Что нельзя делать ребёнку ни при каких обстоятельствах? Этот список подводит вашего ребёнка к моральным нормам и социальным запретам. Но вот что любопытно: если бы слово «нельзя», которое родители говорят детям, весило всего 1 грамм, то общая их масса давно бы перевесила Землю. Запретов не должно быть слишком много, слово «нельзя» только тормозит реализацию, но не отменяет желание.

4. Результаты анкетирования.

Найдут правильный подход к своему ребёнку только те родители, которые смиренно склонят голову перед многообразием природы и будут вглядываться в ребёнка, будут наблюдать за ним, а не погрязнут в глупой гордыне: уж я-то своего ребёнка знаю! Даже самый открытый ребёнок – тайна за семью печатями.

Анкетирование. (Слайды 10, 11, 12, 13)

Вот вам 2- ой парадокс воспитания: (слайд 14) дети сами выбирают себе объект для подражания. Последние психологические исследования показали, что большинство из тех, кто добился успеха в жизни, очень рано покинули родительский дом. Они бежали от родителей, не желающих слушать и верить. Сегодня в газете «Комсомольская правда» прочитала шутку: как только дети начинают жить отдельно от родителей и на свои деньги, они начинают понимать, что они – не самые умные, а их родители – не самые глупые.

5. Упражнение «Снежинка».

- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие – закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Ещё сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

7. И в последний раз сложите лист пополам.

8. А теперь оторвите правый верхний уголок.

- Покажите всем свои снежинки (слайд 15). Обратите внимание, у всех они разные!

Казалось бы, вы всё делали по моей инструкции, а результат получился у каждого свой. Вот вам и третий парадокс: (слайд 16) мы используем одни и те же методы воспитания, но наши дети абсолютно не похожи друг на друга. Не огорчайтесь, если ваш ребёнок не полностью оправдывает надежды, ваши мечты и иллюзии. Он пришёл в этот мир, чтобы делать свои дела, у него своя миссия и своё место в истории. И он здесь не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Когда-то давно я прочитала статью, автор которой обращался ко всем родителям со словами: «Не впадайте в грех богоподобия, это не вы создали своего ребёнка, хотя вы его зачали, выносили и родили. Он ваш, но вам не принадлежит. Отпустите его с миром. Он вам ничем не обязан и ничего не должен». Здесь есть над чем задуматься.

6. Итог.

- Мы поговорили сегодня лишь о некоторых парадоксах воспитания. А закончить мне хотелось бы напутствием Бенджамина Спока: «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

А сейчас у меня для вас есть подарок. Готовясь к родительскому собранию, я попросила студентов написать письма своим родителям. И сейчас я хочу передать вам эти письма.

(слайд 17) Уважаемые родители,  благодарю всех, кто нашёл время и желание прийти сегодня на собрание. Я прощаюсь с вами и желаю всего доброго.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Найдут правильный подход к своему ребёнку только те мамы, папы, бабушки и дедушки, которые смиренно склонят голову перед многообразием природы и будут вглядываться в своего ребёнка, будут наблюдать за ним, а не погрязнут в глупой гордыне: уж я-то своего ребёнка знаю! Только признав за каждым приходящим в этот мир право на неповторимость и уникальность, мы сможем проникнуть в его внутренний мир, понять, что для него важно и выгодно. Даже самый открытый ребёнок-это тайна за семью печатями. И нужно много ума и терпения, чтобы понять о ребёнке то, чего он и сам не понимает. Слово - великая вещь, самая значимая для человека. Но слово - пустая затея, если нет проникновения внутрь души ребёнка. Если он привык к нотациям, то ваши слова как об стенку горох. Если человек не услышал вас два-три раза, больше не повторяйте! Ищите другие способы воздействия. Помните, что ваш сангвиник забудет о наказании через несколько дней, часов или даже минут, что меланхолику недостаёт веры в себя, что флегматик все равно сделает по своему, а холерик очень любит соревноваться и выигрывать. Не огорчайтесь, если ваш ребёнок не полностью оправдывает надежды, ваши мечты и иллюзии. Он пришёл в этот мир, чтобы делать свои дела, у него своя миссия и своё место в истории. И он здесь не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Не впадайте в грех богоподобия, это не вы его создали, хотя вы его зачали, выносили и родили. Он ваш, но вам не принадлежит. Отпустите его с миром. Он вам ничем не обязан и ничего не должен.

Родительское собрание «Парадоксы воспитания» заставило задуматься многих родителей над проблемами воспитания и понять, что это долгий и целенаправленный процесс, результат которого можно получить только спустя много лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ко Дню Матери "День Улыбки" (родительское собрание)

День Улыбки - добрый праздник. Здесь концерт учащихся класса аккордеон, красивые, добрые слова мамам и смешные презентации....

Методическая разработка родительского собрания

Методическая разработка родительского собрания на тему: "Воздействие средств массовой информации на сознание нового поколения" с приложениями. Предназначена для социальных педагогов в системе СПО....

Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

Методическая разработка: Родительское собрание "Школа любящих родителей"

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА Цель: изучение событий русско-японской войны и отображе­ние их в литературе. Предварительное задание. 1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Красный смех&raq...

Методическая разработка родительского собрания «Подростковая агрессивность»

Методическая разработка родительского собрания «Подростковая агрессивность»Вопросы для обсуждения:1.            Анализ проблемы агрессивности.2....

Методическая разработка родительского собрания «Родительский дом – начало начал»

В данной методической разработке рассматриваются вопросы подготовки, организации и проведения родительского собрания с коллективом родителей учащихся 5-9 классов.Проводится собрание в кабинете, оформл...