Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины и профессионального модуля
учебно-методический материал на тему
Данный материал будет интересен методистам профессиональных образовательных организаций, а также преподавателям колледжей и техникумов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_umk.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины и профессионального модуля в колледже
1. Назначение и область применения
- Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые по всем специальностям колледжа на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
- Наличие УМК по всем дисциплинам учебного плана, разработанных с использованием инновационных методов обучения, является непременным условием высокого качества подготовки специалистов, успешного прохождения процедуры лицензирования и аккредитации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) специальности (направления подготовки).
- Общие положения
- Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»; Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»); Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказом Рособрнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации средних учебных заведений» от 30.09.2005 г. (в редакции Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 г. № 885); Федеральными государственными образовательными стандартами СПО.
- Учебно-методический комплекс дисциплины/профессионального модуля (далее - УМК) – структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами содержания учебной дисциплины / профессионального модуля, позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции, оптимально организовывать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования.
- Методическая документация (типовые и рабочие программы учебных дисциплин; календарно-тематические планы; контрольно-оценочные средства учебной дисциплины; планы, конспекты или технологические карты учебных занятий; дидактический материал; методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы) разрабатывается преподавателями в рамках его должностных обязанностей.
- Целью УМК является учебно-методическое обеспечение эффективной аудиторной и самостоятельной работы студентов и сохранение преемственности в преподавании учебных дисциплин.
- Задачи УМК:
- методическое сопровождение и консультативная поддержка учебной деятельности студентов по всем формам обучения;
- нормативно-методическое обеспечение деятельности преподавательского состава при реализации конкретной дисциплины;
- стандартизация методического обеспечения учебного процесса.
- Основными принципами формирования УМК являются:
- соответствие содержания и объёма материалов требованиям ФГОС СПО и учебного плана специальности;
- полнота обеспечения студентов учебно-методическими материалами;
- доступность УМК для преподавателей и студентов;
- обеспечение всех видов занятий и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины/ профессионального модуля, всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими освоить дисциплину/профессиональный модуль в отведенное учебным планом время;
- наличие в методических указаниях описания процессов и процедур, необходимых для выполнения всех работ и заданий, указанных в рабочей программе дисциплины/профессионального модуля, а также освоения типовых процессов, выполняемых специалистами, в областях деятельности, рассматриваемых в дисциплине;
- обеспечение студентов колледжа средствами самоконтроля уровня освоения дисциплины/профессионального модуля;
- обязательное применение в преподавании дисциплины / профессионального модуля и отражение в УМК инновационных методов и технологий.
- Требования к учебно-методическому комплексу дисциплины / профессионального модуля
- Программные и учебно-методические материалы, включаемые в учебно-методический комплекс, должны:
- соответствовать ФГОС СПО по соответствующему направлению (специальности) и учебным планам;
- соответствовать современному состоянию, тенденциям и перспективам развития науки и практики в данной предметной области;
- соответствовать особенностям профессиональной деятельности, сфере ее реализации и уровню квалификации выпускника данного образовательного направления (специальности);
- соответствовать составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей учебной дисциплины (профессионального модуля) и дисциплин предшествующих, последующих и изучаемых параллельно;
- соответствовать принципам и нормам дидактики и педагогики среднего профессионального образования;
- иметь логическую упорядоченность информации, образующей содержание учебной дисциплины / профессионального модуля;
- иметь оптимальное соотношение между содержанием, способами и средствами реализации различных форм преподавания, изучения данной учебной дисциплины / профессионального модуля (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и т.п.), контроля и оценки достигаемых результатов;
- соответствие особенностям индивидуального преподавательского стиля ведущего преподавателя;
- соответствовать положениям нормативных документов, регулирующих образовательный процесс данного направления (специальности, специализации).
- В учебно-методический комплекс ежегодно могут вноситься изменения, учитывающие развитие науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
- Учебно-методический комплекс должен оформляться в печатном и электронном видах.
- Структура УМК
Состав УМК должен включать следующие компоненты:
- Титульный лист (Приложение 1);
- Лист содержания УМК;
- Нормативная и учебно-методическая документация:
- Выписка из ФГОС СПО (перечень компетенций по специальности).
- Выписка из учебного плана.
- Типовая (примерная) программа учебной дисциплины / профессионального модуля.
- Рабочая программа учебной дисциплины / профессионального модуля (Приложение 2).
- Календарно-тематический план (Приложение 3).
- Учебно-методические материалы по дисциплине / профессионального модуля:
- материалы по теоретической части дисциплины/МДК: учебники (учебные пособия) или конспекты (тезисы) лекций;
- поурочные планы, конспекты или технологические карты занятий;
- практикум и методические рекомендации по организации и проведению практических (лабораторных) занятий;
- задания и методические рекомендации по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- сборники задач и упражнений;
- сценарии тренингов, деловых игр и др. (при наличии индивидуальных заданий в рабочей программе);
- перечень дидактического материала;
- перечень наглядных пособий, мультимедийных средств обучения.
- Комплекты контролирующих материалов - КОС (Приложение 4)
- карта компетенций дисциплины, характеризующая результаты обучения;
- оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости студентов (перечень заданий для контрольных работ, тесты, ситуационные задачи, кейсы, алгоритмы выполнения, перечень тем рефератов, эссе, докладов, перечень вопросов;
- оценочные средства для промежуточной аттестации студентов (перечень зачетных и экзаменационных вопросов, сборники тестов и ситуационных задач);
- материалы для проведения итоговой государственной аттестации выпускников (программы ГИА, вопросы, сборники тестовых заданий и ситуационных задач и др.);
- материалы для контроля остаточных знаний студентов.
- Комплект документов по выполнению курсовой работы (курсового проекта) и выпускной квалификационной работы (дипломного проекта):
- методические указания (рекомендации) по работе над курсовыми работами и выполнением ВКР;
- тематика КР, ВКР + копия приказа;
- примерный план выполнения КР и ВКР;
- образцы выполнения КР и ВКР.
- Положения о …, утвержденные директором колледжа.
- Учебно-планирующая документация по видам практики:
- цели, задачи практики (выписка из ФГОС СПО по специальности);
- рабочая программа практики;
- календарно-тематический план по практике;
- программа экзамена (квалификационного) (при наличии в профессиональном модуле);
- комплект индивидуальных заданий;
- методические рекомендации по выполнению видов работ, предусмотренных программой практики;
- методические рекомендации по организации, содержанию и оформлению документации практики.
- Программа ГИА.
- Порядок разработки и утверждения УМК
- УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей), обеспечивающим преподавание дисциплины по каждой специальности с учетом специфических требований к формированию компетенций обучающихся. Предметная (цикловая) комиссия является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствие требованиям ФГОС СПО по подготовке студентов по специальности, за учебно-методическое обеспечение соответствующей дисциплины.
- Разработка УМК реализуется по следующему алгоритму:
- разработка и утверждение предметно-цикловой комиссией плана подготовки УМК по соответствующей дисциплине, определение сроков и ответственных за подготовку;
- разработка рабочей программы учебной дисциплины, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности (направлению);
- подготовка учебно-методических материалов по дисциплине согласно требованиям ФГОС СПО, методики проведения практических (семинарских, лабораторных) занятий, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, дидактических материалов, контрольно-оценочных средств, разработка содержания практики и т.д.;
- систематизация и структурирование учебно-методического материала в процессе создания печатного и (или) цифрового экземпляра УМК;
- апробация и корректировка материалов УМК;
- передача материалов УМК для тиражирования в печатном или электронном формате.
- Порядок разработки УМК включает следующие этапы:
- в первую очередь должен быть разработан УМК дисциплины / профессионального модуля или его компоненты ранее не существовавшие или полностью устаревшие и непригодные для применения в учебном процессе;
- разработку УМК дисциплины / профессионального модуля осуществляет преподаватель(ли),ведущие данную дисциплину / профессиональный модуль;
- разработанный компонент подписывает автор (авторский коллектив) колледжа.
1-ый этап
- подготовка к преподаванию новой дисциплины / профессионального модуля (до начала преподавания дисциплины / профессионального модуля). Разработка программ, методических указаний по освоению дисциплины / профессионального модуля, контрольно-измерительных материалов.
2-ый этап
- отладка УМК по дисциплине / профессионального модуля (через год после начала преподавания). Формирование теоретической информационной базы по дисциплине / профессиональному модулю и необходимых методических указаний для проведения аудиторных и внеаудиторных занятий.
3-ый этап
- совершенствование УМК (через 2-3 года после начала преподавания). Насыщение УМК необходимыми для эффективного поведения занятий справочно-иллюстративными материалами, раздаточными материалами, совершенствования текстовых документов и т. п.
4-ый этап
- создание электронного учебника.
В дальнейшем осуществляется улучшение УМК на базе последних достижений в области деятельности, рассматриваемой в дисциплине / профессиональном модуле, новейших образовательных технологий и накопленного опыта в преподавании дисциплины / профессионального модуля.
Все компоненты УМК ежегодно в начале учебного года рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии, которая выносит решение о пригодности УМК к применению в учебном процессе.
- Подготовка и разработка УМК и его составляющих компонентов включается в индивидуальный план работы преподавателя, план работы цикловой комиссии на соответствующий учебный год и является обязательным элементом ведения образовательного процесса для преподавателя.
- Полный комплект документов УМК разработчика после одобрения на заседании цикловой комиссии согласовывается с методистом, утверждается председателем ПЦК, заместителем директора по УМР, директором колледжа.
Ответственность за содержание и оформление УМК возлагается на составителя, председателя цикловой комиссии, методическую службу колледжа, заместителя директора по УМР.
- Контроль осуществляет заместитель директора по УМР.
- Разработка рабочей программы дисциплины, материалов обучающего и контролирующего разделов должна быть завершена, а рабочая программа – утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии до начала обучения по дисциплине.
- УМК пересматривается не реже, чем 1 раз в 3 года, а также в случае изменения нормативных документов Министерства образования и науки РФ, ФГОС СПО.
- Организация контроля содержания и качества разработки УМК
Методический служба колледжа осуществляет периодический (один раз в семестр) контроль содержания и качества подготовки УМК по дисциплинам / профессиональным модулям, входящим в учебные планы подготовки обучающихся по специальностям и профессиям.
- Хранение и использование
- УМК накапливаются и хранятся в методическом кабинете – в печатном и электронном вариантах, также у преподавателя-разработчика и председателя предметной (цикловой) комиссии. Электронный учебно-методический комплекс (далее - ЭУМК) публикуется на электронных носителях (компакт-диски, Internet-проекты, электронная компьютерная сеть) в целях поддержки и развития как основного учебного процесса, так и дистанционных технологий непрерывного образования.
- Основными пользователями УМК являются: преподаватели и студенты колледжа.
- По распоряжению директора колледжа, заместителя директора по УМР, методиста УМК предоставляются лицам, осуществляющим организационно-методические или иные виды контроля.
Приложение 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассмотрено на заседании ПЦК ____________________________ Протокол №___ “__”______20__г. _____________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР “__”_______________20__г. _______________________________ (подпись) (расшифровка подписи) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
«________________________________________________________»
специальности____________________________________________
(код и наименование специальности)
Москва
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Учебно-методический комплект по информационным технологиям в профессиональной деятельности...
Учебно-методический комплект по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Учебно-методический комплект по информационным технологиям в профессиональной деятельности...
Учебно-методический комплект по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности" Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Учебно-методический комплект по дисциплине "ИТ в профессиональной деятельности...
Учебно-методический комплект по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности" Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Учебно-методический комплект по дисциплине "ИТ в профессиональной деятельности...
Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий
Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....
Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации
Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями ФГОС СПО....
Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств
Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов...